Структура массового сознания состоит из двух уровней:



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура массового сознания состоит из двух уровней:



Эмоционально-действенный включает эмоции, чувства, заменяющие групповые нормы, ценности, образцы поведения. Действенным проявлением массового сознания является массовое поведение, в основном стихийное, неорганизованное, ситуативное и временное, связанное с особыми обстоятельствами. Пример – стихийная массовая паника.

Рациональный уровень представлен ценностями, общественным мнением, настроениями масс.

Массовое сознание имеет следующие особенности: оно эмоционально, заразительно, мозаично, подвижно, изменчиво, однородно, аморфно, противоречиво, размыто, иррационально, мифологично, носит бессознательный характер.

К.-Г. Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное, представляющее собой отражение опыта предыдущих поколений, состоит из мощных первичных образов, так называемых «архетипов». По мнению Юнга, архетипы являются структурными единицами, своего рода строительными блоками коллективного бессознательного.

В аналитической психологии К.-Г. Юнга «архетипы – это устойчивые формы коллективного бессознательного, врожденные идеи или воспоминания, которые располагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. В действительности, это не воспоминания или образы как таковые, а, скорее, именно предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди реализуют в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-либо объект или событие.

Архетипы – априорные формы, которые передаются по наследству, а не посредством культурной традиции; вокруг этих форм организуется внешний и внутренний опыт. В чистом виде архетип не входит в сознание, но он всегда соединяется с представлениями опыта индивида»[111].

С общественным сознанием непосредственно связано общественное мнение. Общественное мнение - состояние массового сознания, заключающее в себе скрытые или явные отношения к общественным событиям, к деятельности различных групп, организаций, отдельных личностей; выражает позицию одобрения или осуждения по тем или иным общественным проблемам, регулирует поведение индивидов и социальных групп.

Понятие «общественное мнение» используется в двух смыслах.

1. Мнение, поддерживаемое реальным числом людей, представителями определенной социальной группы и субкультуры в данном обществе. В этом случае мнений может быть много, и их число зависит от степени социального равенства и неравенства в обществе.

2. Доминирующее мнение среди представителей общественности. Это мнение лишь большей части представителей общественности, некий консенсус большого количества точек зрения по обсуждаемой проблеме.

Массовые суждения людей обладают различной степенью объективности. Это объясняется тем, что мнения могут формироваться на основе как научных, так и ложных взглядов и ошибочных представлений. В случае недостатка информации люди компенсируют ее слухами, интуицией и т.д. Общественное мнение может быть ошибочным. Суждения научной критики нередко заменяются предрассудками, выдаваемыми за общественное мнение.

Общественное мнение измеряют (ВЦИОМ и центр изучения общественного мнения "VP", институт Геллэпа). Чаще всего используют метод формализованного интервью, которое представляет собой вопросники, с полным учетом всех возможных ответов на поставленные вопросы.

Общественным мнением управляют с помощью пропаганды и public relations, формируя у общественности нужной для управляющей стороны точки зрения, систему установок на поддержку или опровержение экономических, политических и социальных явлений. Способы и средства формирования общественного мнения: выступления лидеров перед публикой, статьи в журналах, телепередачи, реклама и продвижение товаров на рынке, образовательный процесс (передача норм и ценностей культуры).

Носителями массового сознания выступают особые совокупности индивидов, именуемые массами. Это участники широких политических или социокультурных движений; аудитория средств и каналов массовой коммуникации; потребители социально значимых товаров и услуг; поклонники эстрадных «звезд»; «болельщики» футбольной команды.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.76.226 (0.006 с.)