Мода как социально-психологический феномен



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мода как социально-психологический феномен



Мода представляет собой одновременное проявление массового поведения и массовой коммуникации. «Мода- это специфическая и весьма динамическая форма стандартизированного массового поведения, возникающая преимущественно стихийно под влиянием доминирующих в обществе настроений и быстро изменяющихся вкусов, увлечений и т.д.»[148].

Латинское «modus» используется философией XVII - XVIII в.в. и обозначает преходящее свойство материи (предмета), присущее ей (ему) лишь в некоторых состояниях, в отличие от атрибута - всеобщего, неотъемлемого, постоянного свойства материи (предмета) во всех ее (его) состояниях[149]. В философии Б.Спинозы модусами называются все преходящие состояния субстанций, имеющие причину своего бытия не в себе самих, а в ее атрибутах; в модусах выражается бесконечная множественность вещей и их ходящие качества, в которых находит свое проявление единая, вечная и бесконечная материальная субстанция [150]. Англичане в ХV в. употребляли слово «fashion», образованного от латинского «facere», «faction», для обозначения моды (меры, образа, способа чего-либо) а слово «mode» употребляли в значении «обычай»[151]. В XVII в. французы и итальянцы уже пользуются термином «mode» (фр.) и «moda», «modo» (ит.) для обозначения меры, образа, способа чего-либо в сфере быта, в одежде, обуви, мебели, прическе и поведении.

Слово «мода» в русском языке появляется при Петре I и фиксируется в первых русских словарях. Например, В.И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» писал, что мода- это «ходящий обычай; временная, изменчивая прихоть в житейском быту, в обществе, в покрое одежды, в нарядах…»[152].

Феномен моды интересовал философов (Г.Гегель, Спенсер, К.Маркс и др.), мыслителей эпохи просвещения (Ж.-Ж.Руссо, Вольтер и т.д.), социологов и социальных психологов к.IX –н. ХХ веков (Г. Тардт, У. Мак-Дауголл, Г. Зиммель, Г. Блумер и др.). В нашей стране волна теоретического интереса началась в 60-е гг. ХХ века: работы Б.Ф.Поршнева, В.М.Краснова, В.Н. Колбановского, В.И.Толстых и др.

Мода является культурной, психологической и социальной нормой. Социальная норма – это социокультурный стандарт, регулирующий поведение и социальные отношения членов общества. В этом качестве мода транслирует внешние формы культуры; носит конкретно-исторический характер (норма отдельного сословия отдельной страны); является мощным регулятором общественной жизни (универсальная норма, ограниченная во времени, а не в социальном пространстве); она всегда современна, даже если возрождает что-то очень старое; возможна только в обществе, где отсутствуют внутренние жесткие перегородки и которое открыто внешнему миру; диффузна и универсальна[153]. Мода проявляется в двух основных измерениях: мода не признает региональных и государственных границ, этнических перегородок; мода игнорирует различия между классами и слоями общества;ее неотъемлемое качество – демонстративность, т.к. «в моде понятия «быть» и «казаться» по существу совпадают.

Процесс освоения внешнего облика человека в онтогенетическом развитии можно разделить на три этапа:

1. На первом этапе человек приучается различать по внешнему облику 2своих» и «чужих».

2. На втором этапе осваивается система внешних знаков половой дифференциации.

3. На третьем - возникают зачатки социально-психологической классификации людей по внешним признакам.

Отличие «своего» от «чужого», которое мы сегодня в законченном виде находим в строго зафиксированной форме, которую носят военные в армиях разных стран, возникло в отдаленной древности. Юлий Цезарь в трактате «О галльской войне» писал: «Все британцы вообще красятся вайдой, которая придает их телу голубой цвет, и от этого они в сражениях страшнее других на вид». На самом же деле красились они для того, чтобы в бою было легче отличить своих от чужих.

Внутренняя противоречивость феномена моды проявляется в ее социокультурных функциях.

1. Функция создания и поддержания единообразия и разнообразия в культурных образцах. В то же время мода дает возможность избегать тирании обычаев. Она является формой санкционированного риска, связанного с нововведением.

2. Инновационная функция. Действие моды распространяется на различные сферы социально-экономической и культурной жизни. Она способствует адаптации общества, групп, индивидов к изменяющимся условиям их существования, как внутренним, так и внешним. Ей присущи массовидность, динамичность настроений, вкусов и поведения. С другой стороны, мода есть форма, позволяющая индивиду отчетливо, выпукло, зримо демонстрировать свое «Я».

3. Функция социальной дифференциации и нивелирования. С помощью моды производится постоянное ограничение «элиты». Мода служит средством внешней, поддельной идентификации людей, занимающих низкое положение в социальной иерархии с более высокостатусной группой.

4. Коммуникативная функция. Мода- средство общения и обмена информацией. С помощью модных образцов от одних людей к другим передаются модные стандарты, т.е. определенные культурные образцы, наделяемые модными значениями и ценностями.

5. Интерактивная функция. Мода есть средство согласования действий людей, способ их взаимодействия. В модном поведении есть много от психологических игр.

6. Функция социализации. Мода - одно из средств приобщения индивида к социальному и культурному опыту. Увлечение модой помогает ему усвоить определенные социальные норм, ценности и социальные роли, принятые в данной культуре.

6. Функция престижа. Мода - один из факторов повышения или понижения престижа тех или иных явлений, ценностей, культурных образцов и т.д.

7. Функция психофизиологической разрядки. Однообразие и динамичность повседневной жизни современного человека требуют выхода накопившейся энергии. Этому способствуют модное увлечение спортом, чтением литературы с незатейливым сюжетом, занятиями на дачных участках и т.д.

8. Компенсаторная функция позволяет восполнить неудовлетворённые или недостаточно удовлетворённые потребности, выступая в качестве регулятора социальных потребностей.

9. Функция социальной идентификации. Хиппи избрали в качестве опознавательного знака длинные волосы. "Длинные волосы жизненно необходимы нам, - заявил один из руководителей Джерри Рубин,- потому что дают возможность узнать друг друга, объединяют нас вместе".

Процесс распространения моды состоит из следующих этапов. Первыми воспринимают моду «конформисты». В борьбу с новыми веяниями вступают старшие поколения. Эта борьба привлекает внимание основной массы населения, и на этом этапе вступает в действие закон подражания. Стремление оторваться от массы является движущим мотивом творцов моды. Они убегают от толпы, которая стремится их догнать. Поскольку материальные ресурсы творцов моды намного выше, чем у массы, то им удается отрываться. Однако проходит год, и их модели (не буквально, а в виде подобий) становятся массовыми. Творцы снова рвутся вперед, а масса стремящаяся быть модной - за ними.

Сверхмодное часто воспринимается отрицательно:

1. «Сверхмодно» одетый - это человек, в котором доминирует «казаться значимым» над «быть значимым».

2. «Сверхмодное» - всегда резко бросающееся в глаза, и потому оно, как правило, сильно подчеркивает физические недостатки.

3. Безумное следование моде, некритический отбор предметов одежды и прочее ярко свидетельствуют об отсутствии собственных эстетических критериев.

4. Если ориентация на моду становится главной в системе ценностей индивида, это тревожный, но часто очень тонкий симптом: данный человек становится личностью-марионеткой, направляемой, ориентируемой другими.

Гегель писал: «Разумность моды следует видеть в том, что она осуществляет право вновь и вновь изменять преходящее и временное. Выкроенный сюртук опять выходит из моды, и чтобы нравился, необходимо, чтобы он был модным. Но если мода прошла, то прекращается и привычка; то, что еще немного лет тому назад нравилось, сразу становится смешным»[154].

Мода возникает только в обществе, имеющем существенное социальное неравенство, но открытом для культурной конкуренции. А. Б. Гофман выделяет характерные черты тех социальных систем, в которых действует.

1. Динамичность. Общество стремится к изменениям, осуществляет их, обладает достаточно высоким инновационным потенциалом.

2. Открытость. Общество стремится к разнообразным контактам с другими обществами, осуществляет их, обладает развитыми средствами и каналами коммуникации.

3. Избыточность. В обществе существует развитая система тиражирования материальных и культурных благ, некоторая избыточность разнообразных и конкурирующих между собой культурных образцов, из которых может осуществляться выбор индивидами, группами и массами (группами групп).

4. Социальная дифференциация и мобильность. Общество неоднородно в социальном отношении, оно разделено на различные классы и другие социальные группы. Однако в отличие от сословий или каст эти группы не разделены между собой непреодолимыми барьерами. Они могут подражать друг другу, заимствовать друг у друга культурные образцы, в них существует социальная мобильность.

Соответственно мода отсутствует в обществах статичных, закрытых, со строго ограниченным набором благ и культурных образцов, социально однородных или, наоборот, с жестко фиксированной иерархией социальных групп (касты, сословия), между которыми не может производиться свободный обмен индивидами и культурными образцами[155].



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.51.24 (0.008 с.)