Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие социальной психологии в нашей странеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Развитие идей социальной психологии в нашей стране имеет свою историю. Среди мыслителей XVIII века следует упомянуть В.Н.Татищева, М.В. Ломоносова, А.Н. Радищева. Видное место социально-психологические идеи занимают в работах таких русских мыслителей XIX – н. ХХ века: Н.Г. Чернышевский Н.К. Михайловский, В. Г. Плеханов, В.М. Бехтерев, А. Копельман и др. 20 - 30-е годы - это этап становления и роста марксистской социальной психологии. Впервые вопрос о предмете социальной психологии в 20-е годы был поставлен Г.И. Челпановым в работах «Психология и марксизм», «Социальная психология или «условные рефлексы»?», в которых обосновывался тезис о психологии как социальной. Разрабатывалось направление, получившее название «психология поведения. Большой вклад в развитие социально- психологических идей в нашей стране внесла школа реактологии В.М. Бехтерева. Он считал социальную психологию одной из областей социологии, понимая под ней, прежде всего, психологию группы, которая изучает психические проявления в тех случаях, когда образуются социальные объединения (два и более индивида), массовидные явления группы, коллективное наблюдение, коллективное сосредоточение, коллективные эмоции и настроения. Задачей коллективной рефлексологии является установление характера «социальной связи, устанавливаемой между отдельными индивидами», влияния характера взаимосвязи индивидов на особенности психической деятельности коллектива и влияния коллектива на личность, особенности поведения личности в коллективе. Заслуга В.М.Бехтерева состояла в том, что он поставил вопрос о необходимости социальной психологии как науки и определил ее предмет. Школа реактологии (К.Н. Корнилов, В.А. Артемов и др.) пыталась учесть как объективное, так и субъективное в поведении человека. К предмету социальной психологии К.Н. Корнилов относил «изучение поведения человека в коллективе». В.А. Артемов, который резко критиковал «коллективную рефлексологию» за то, что вся система построена на основе принципа рефлекса, объем понятия которого расширен до «гиперболических размеров». В работе «Введение в социальную психологию» В.А. Артемов к предмету социальной психологии относил следующие явления: психологическую природу коллективного акта, куда входит сравнительный анализ поведения в коллективе и вне его; формы собственно коллективного поведения, к которым он относил чувство собственного достоинства, взаимопомощь и борьбу, симпатии, подражание, словесное воздействие, внушение, различные виды оценок человека; психологическую сторону общественных институтов и установлений, куда включались моды, нравы, обычаи и т.д.
Из многочисленных направлений в отечественной социальной психологии можно выделить школу П.П. Блонского изучающую психологию как науку о поведении; деятельность Б.Д. Фридмана, А.Р. Лурии, А.П. Варьяша, которыми были поставлены проблемы социальной обусловленности человеческой деятельности, проблема характера, проблема формирования нравов, традиций с ложных позиций эклектики фрейдизма и марксизма, работы Л.Н. Войтоловского и М.А. Рейснера. Особо выделим так называемую культурно-историческую концепцию Л.С. Выготского. Согласно этой концепции, культура человеческого рода хранит универсальную информацию о поведении индивидов. Появляясь в этом мире, мы усваиваем определенный фрагмент этой культуры, именно тот фрагмент, который потом будет регулировать наше поведение в конкретных видах деятельности. Вне культуры взаимодействие людей невозможно. Социализация индивида есть приобщение к культуре рода. Л.С. Выготский и А.Н. Леонтьев разрабатывали деятельностный подход в социальной психологии. Однако в силу ряда объективных и субъективных причин социальная психология в нашей стране не оформилась в самостоятельную науку. С начала второй половины 30-х годов после Постановления от 4 июля 1936г. «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» (Директивы ВКП(б) и Постановления Советского правительства о народном образовании за 1917 - 1947 годы, М., 1947, с. 193) развитие социальной психологии фактически прекратилось. Педология, психотехника, социальная психология рассматривались как буржуазные лженауки. Господствующим стало утверждение, что советская психологическая наука по природе своей социальна, и разрабатывать особую социальную психологию - значит протаскивать в отечественную науку буржуазные теории После длительного и трагичного перерыва в истории развития социальной психологии в нашей стране в 1958-59 годах появляются первые публикации по вопросам социальной психологии, развертываются конкретные социально-психологические исследования. С 1962 года в печати начинает обсуждаться вопрос о предмете социальной психологии и ее месте в системе общественных наук. К концу 60-х - началу 70-х годов в основном завершился процесс становления и выделения социальной психологии в самостоятельную научную дисциплину. В 1962г. в ЛГУ организуется первая в стране лаборатория социальной психологии. Возникают многочисленные исследовательские центры в Москве, Ленинграде, Курске, Костроме, Ярославле, Киеве, Минске, Тбилиси, в республиках Прибалтики. В 1968 году создается кафедра социальной психологии в ЛГУ, а в 1972 году и в Москве. Такова история формирования социально-психологических идей. Среди выдающихся ученых, развивающих социальную психологию как науку в нашей стране можно назвать Г.М.Андрееву, В. Б. Ольшанского, И.С. Кона, Б. Д. Парыгина, Г.П. Предвечного, Ю.А. Шерковина, А.В.Петровского, К.К.Платонова, Б.Ф. Поршнева, Л.И.Анцыферову, А.А. Бодалева, Н.Н. Обозова и др.
Основные направления социальной психологии. К основным направлениям социальной психологии принято относить бихевиоризм и необихевиоризм (Б. Скиннер, Э. Халл, Д. Хоманс, А.Бандура и др.), неофрейдизм (Э. Фромм, Дж. Салливан, Г. Шепард, В. Шутц и др.), когнитивизм (К.Левин, Ф. Хайдер, Л. Фестингер, Ч. Осгуд, С. Аш и др.), интеракционизм (Г. Мид и др.), социокультурный детерминизм (Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьев и др.).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.28.173 (0.012 с.) |