Глава 11. Конфликтное взаимодействие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 11. Конфликтное взаимодействие



План

1. Конфликт как социально-психологический феномен

2. Типология конфликтов

3. Структура конфликта

4. Функции конфликта

Конфликт как социально-психологический феномен

Конфликт является одним из видов социального взаимодействия индивидов. Существует множество различных подходов к изучению этого феномена. Приведем некоторые из них.

«Философская энциклопедия» (1964) содержит следующее определение конфликта: «Конфликт как предельный случай обострения противоречия».

В «Социологическом словаре» (1991) находим другое определение: Социальный конфликт «как предельный случай обострения социальных противоречий, выражающийся в столкновении различных социальных общностей- классов, наций, государств, социальных институтов, социальных групп, и т.п., обусловленным противоположностью или существенным различием их интересов, целей, тенденций развития».

«Психологический словарь» (1983) дает такое определение: конфликт- это «трудно разрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями».

Дарендорф Р. определяет конфликт как «любое отношение между элементами, которое можно охарактеризовать через объективные («латентные») или субъективные («явные») противоположности.

Я. Щепаньский: «Конфликт-это столкновение, вызванное противоречиями установок, целей и способов действий по отношению к конкретному предмету или ситуации[85].

Корнелиусом Х. и Фэером Ш. конфликт рассматривается как нераскрытая возможность (преобразования отношений)[86].

«Конфликт является одним из средств управления, пренебрегая или не владея которым руководитель всегда снижает эффективность своей деятельности»[87]. Анцупов А.Я., Шипилов А.И.: «Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающий в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями»[88]. Хасан Б.И. пишет, что конфликт-это такая характеристика взаимодействия, в которой не могущие сосуществовать в неизменном виде действия взаимодетерминируют и взаимозаменяют друг друга, требуя для этого специальной организации. При этом важно учитывать, что действие можно рассматривать и во внешнем, и во внутреннем плане.

Вместе с тем любой конфликт представляет собой актуализировавшееся противоречие, т.е. воплощенные во взаимодействии противостоящие ценности, установки, мотивы. Можно считать достаточно очевидным, что для своего разрешения противоречие непременно должно воплотиться в действиях в их столкновении, только через столкновение действий, буквальное или мыслимое, противоречие себя являет (Хасан,1996).

«Конфликт выступает как биполярное явление-противостояние двух начал, проявляющее себя в активности сторон, направленной на преодоление противоречия, причем стороны конфликта представлены активным субъектом (субъектами)[89]. Приведенный неполный перечень определений конфликта позволяет выделить следующие его признаки: наличие столкновения, противостояния, противоречий; активность субъектов, направленная на преодоление имеющихся противоречий и наличие субъекта или субъектов как носителей конфликта. Таким образом, находиться в конфликте человек может только с кем-либо (группой, с другим человеком, собой), что означает возможность взаимодействия сторон.

Типология конфликтов

Конфликтное взаимодействие осуществляется в различных по масштабу социальных группах, захватывает в сферу своего существования множество людей. Различным образом мотивированных и осуществляющих различное поведение. Эти объясняется обширная типология конфликта.

1.Глобальные и региональные конфликты. Емельянов С.М. пишет: «Под глобальными конфликтами понимаются конфликты, обусловленные глобальными проблемами современности, затрагивающие интересы всего человечества и несущие угрозу существованию человечества»[90].

2. Региональные конфликты -это такие конфликты, которые возникают на основе противоречий, складывающихся между отдельными государствами, коалициями государств или отдельными региональными субъектами социального взаимодействия внутри государства, и охватывающие большие географические и социальные пространства.

3. Экономические конфликты – столкновение экономических интересов обусловленных положением и ролью в системе общественных отношений (отношений собственности, власти, права и т.д.). субъектов социального взаимодействия (наций, государств, классов).

4. Политические конфликты - противостояние субъектов социального взаимодействия (наций, государств, политических партий, организаций и т.д.) на основе противоположных политических интересов, ценностей, взглядов, целей, обусловленных положением и ролью в системе власти.

5. Социальные конфликты - это формы противостояния граждан с властями, обусловленные ущемлением интересов граждан.

Организационные конфликты.

Конфликты в организации могут рассматриваться по нескольким основаниям:

- субъекты конфликта: межличностные, межгрупповые, между структурными подразделениями, между группами сотрудников одного подразделения, между руководством организации и персоналом, между администрацией и профсоюзами, в системе «личность-группа» и т.д.;

- источники конфликта: конфликты между структурными подразделениями, например, между производственными отделами и отделом маркетинга; инновационные конфликты, связанные с изменениями в организации; позиционные конфликты (на основе вопроса о значимости тех или иных субъектов социального взаимодействия внутри организации); динамические конфликты, обусловлены социально-психологической динамикой организации.

- типы функциональной системы: организационно-технологические конфликты; социально-экономические; административно-управленческие; социально-психологические (борьба за лидерство, нарушение групповых норм, столкновение групповых интересов, целей и ценностей и т.д.).

7. Конфликты в семье: супружеские, между родителями и детьми, между родственниками; ценностные, позиционные (за лидерство, например); эмоциональные (неудовлетворенность потребности в положительных эмоциях), хозяйственно-экономические, открытые и скрытые и т.д.

8. Межличностные конфликты - ситуация взаимодействия людей, при которой они либо преследуют несовместимые цели, либо придерживаются несовместимых ценностей и норм, пытаясь реализовать их во взаимоотношениях друг с другом, либо одновременно в острой конфликтной борьбе стремятся к достижению одной и той же цели, которая может быть достигнута лишь одной из конфликтных сторон.

9. Внутриличностный конфликт - столкновение примерно равных по силе, но противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов, влечений и т.п., у одного и того же человека.

         Классификация конфликтов по М.Дойчу.

а) подлинный конфликт имеет место, когда объективная конфликтная ситуация существует и стороны считают, что структура их целей, интересов конфликтна, т.е. правильно оценивают друг друга и ситуацию в целом;

б) случайный или условный конфликт зависит от легко изменяемых обстоятельств, однако это не осознается сторонами;

в) смещенный конфликт - это «явный конфликт», за которым скрывается некоторый другой, скрытый конфликт, лежащий в основе явного;

г) неверно приписанный конфликт существует между ошибочно понятыми сторонами и, как результат, по поводу ошибочно истолкованных проблем. Объективная конфликтная ситуация существует, и стороны воспринимают ситуацию как конфликтную, однако, с теми или иными отклонениями от действительности;

д) латентный конфликт - это такой конфликт, который должен был бы произойти, но которого нет, поскольку он по тем или иным причинам не осознается сторонами. Объективная конфликтная ситуация существует, но нет конфликтного взаимодействия. В этом случае мы, по сути, имеем дело с конфликтом как социально-психологическим явлением, поскольку психологически он для сторон не существует.

е) ложный конфликт происходит, когда отсутствуют «объективные основания» для конфликта, и последний существует только в силу ошибок восприятия, понимания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.212.145 (0.009 с.)