Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 11. Конфликтное взаимодействие
План 1. Конфликт как социально-психологический феномен 2. Типология конфликтов 3. Структура конфликта 4. Функции конфликта Конфликт как социально-психологический феномен Конфликт является одним из видов социального взаимодействия индивидов. Существует множество различных подходов к изучению этого феномена. Приведем некоторые из них. «Философская энциклопедия» (1964) содержит следующее определение конфликта: «Конфликт как предельный случай обострения противоречия». В «Социологическом словаре» (1991) находим другое определение: Социальный конфликт «как предельный случай обострения социальных противоречий, выражающийся в столкновении различных социальных общностей- классов, наций, государств, социальных институтов, социальных групп, и т.п., обусловленным противоположностью или существенным различием их интересов, целей, тенденций развития». «Психологический словарь» (1983) дает такое определение: конфликт- это «трудно разрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями». Дарендорф Р. определяет конфликт как «любое отношение между элементами, которое можно охарактеризовать через объективные («латентные») или субъективные («явные») противоположности. Я. Щепаньский: «Конфликт-это столкновение, вызванное противоречиями установок, целей и способов действий по отношению к конкретному предмету или ситуации[85]. Корнелиусом Х. и Фэером Ш. конфликт рассматривается как нераскрытая возможность (преобразования отношений)[86]. «Конфликт является одним из средств управления, пренебрегая или не владея которым руководитель всегда снижает эффективность своей деятельности»[87]. Анцупов А.Я., Шипилов А.И.: «Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающий в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями»[88]. Хасан Б.И. пишет, что конфликт-это такая характеристика взаимодействия, в которой не могущие сосуществовать в неизменном виде действия взаимодетерминируют и взаимозаменяют друг друга, требуя для этого специальной организации. При этом важно учитывать, что действие можно рассматривать и во внешнем, и во внутреннем плане.
Вместе с тем любой конфликт представляет собой актуализировавшееся противоречие, т.е. воплощенные во взаимодействии противостоящие ценности, установки, мотивы. Можно считать достаточно очевидным, что для своего разрешения противоречие непременно должно воплотиться в действиях в их столкновении, только через столкновение действий, буквальное или мыслимое, противоречие себя являет (Хасан,1996). «Конфликт выступает как биполярное явление-противостояние двух начал, проявляющее себя в активности сторон, направленной на преодоление противоречия, причем стороны конфликта представлены активным субъектом (субъектами)[89]. Приведенный неполный перечень определений конфликта позволяет выделить следующие его признаки: наличие столкновения, противостояния, противоречий; активность субъектов, направленная на преодоление имеющихся противоречий и наличие субъекта или субъектов как носителей конфликта. Таким образом, находиться в конфликте человек может только с кем-либо (группой, с другим человеком, собой), что означает возможность взаимодействия сторон. Типология конфликтов Конфликтное взаимодействие осуществляется в различных по масштабу социальных группах, захватывает в сферу своего существования множество людей. Различным образом мотивированных и осуществляющих различное поведение. Эти объясняется обширная типология конфликта. 1.Глобальные и региональные конфликты. Емельянов С.М. пишет: «Под глобальными конфликтами понимаются конфликты, обусловленные глобальными проблемами современности, затрагивающие интересы всего человечества и несущие угрозу существованию человечества»[90]. 2. Региональные конфликты -это такие конфликты, которые возникают на основе противоречий, складывающихся между отдельными государствами, коалициями государств или отдельными региональными субъектами социального взаимодействия внутри государства, и охватывающие большие географические и социальные пространства. 3. Экономические конфликты – столкновение экономических интересов обусловленных положением и ролью в системе общественных отношений (отношений собственности, власти, права и т.д.). субъектов социального взаимодействия (наций, государств, классов).
4. Политические конфликты - противостояние субъектов социального взаимодействия (наций, государств, политических партий, организаций и т.д.) на основе противоположных политических интересов, ценностей, взглядов, целей, обусловленных положением и ролью в системе власти. 5. Социальные конфликты - это формы противостояния граждан с властями, обусловленные ущемлением интересов граждан. Организационные конфликты. Конфликты в организации могут рассматриваться по нескольким основаниям: - субъекты конфликта: межличностные, межгрупповые, между структурными подразделениями, между группами сотрудников одного подразделения, между руководством организации и персоналом, между администрацией и профсоюзами, в системе «личность-группа» и т.д.; - источники конфликта: конфликты между структурными подразделениями, например, между производственными отделами и отделом маркетинга; инновационные конфликты, связанные с изменениями в организации; позиционные конфликты (на основе вопроса о значимости тех или иных субъектов социального взаимодействия внутри организации); динамические конфликты, обусловлены социально-психологической динамикой организации. - типы функциональной системы: организационно-технологические конфликты; социально-экономические; административно-управленческие; социально-психологические (борьба за лидерство, нарушение групповых норм, столкновение групповых интересов, целей и ценностей и т.д.). 7. Конфликты в семье: супружеские, между родителями и детьми, между родственниками; ценностные, позиционные (за лидерство, например); эмоциональные (неудовлетворенность потребности в положительных эмоциях), хозяйственно-экономические, открытые и скрытые и т.д. 8. Межличностные конфликты - ситуация взаимодействия людей, при которой они либо преследуют несовместимые цели, либо придерживаются несовместимых ценностей и норм, пытаясь реализовать их во взаимоотношениях друг с другом, либо одновременно в острой конфликтной борьбе стремятся к достижению одной и той же цели, которая может быть достигнута лишь одной из конфликтных сторон. 9. Внутриличностный конфликт - столкновение примерно равных по силе, но противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов, влечений и т.п., у одного и того же человека. Классификация конфликтов по М.Дойчу. а) подлинный конфликт имеет место, когда объективная конфликтная ситуация существует и стороны считают, что структура их целей, интересов конфликтна, т.е. правильно оценивают друг друга и ситуацию в целом; б) случайный или условный конфликт зависит от легко изменяемых обстоятельств, однако это не осознается сторонами; в) смещенный конфликт - это «явный конфликт», за которым скрывается некоторый другой, скрытый конфликт, лежащий в основе явного; г) неверно приписанный конфликт существует между ошибочно понятыми сторонами и, как результат, по поводу ошибочно истолкованных проблем. Объективная конфликтная ситуация существует, и стороны воспринимают ситуацию как конфликтную, однако, с теми или иными отклонениями от действительности; д) латентный конфликт - это такой конфликт, который должен был бы произойти, но которого нет, поскольку он по тем или иным причинам не осознается сторонами. Объективная конфликтная ситуация существует, но нет конфликтного взаимодействия. В этом случае мы, по сути, имеем дело с конфликтом как социально-психологическим явлением, поскольку психологически он для сторон не существует. е) ложный конфликт происходит, когда отсутствуют «объективные основания» для конфликта, и последний существует только в силу ошибок восприятия, понимания.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.212.145 (0.009 с.) |