Средства межличностной коммуникации.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Средства межличностной коммуникации.



Средства межличностной коммуникации разделяются на вербальные и невербальные. К вербальным средствам относится речь. Она может рассматриваться как некая знаковая система в процессе коммуникации и все, что говорилось о сущности коммуникации вообще, для нее справедливо. В процессе межличностной коммуникации могут иметь место две различные задачи в ориентации партнера по общению (А.А.Леонтьев): личностно-речевая и социально-речевая (убеждающая коммуникация, влияющая на поведение человека).

Невербальные средства МЛК - оптико-кинестетическая система знаков (жесты, мимика, пантомимика). В разных культурах различная система жестов Теория Джеймса и Ланге о влиянии жеста на состояние человека: мы плачем не потому, что нам грустно, а нам грустно, потому, что мы плачем.

Паралингвистическая и экстралингвистическая - это система вокализации (качество голоса, диапазон, тональность) и паузы, покашливание, смех, темп речи.

Пространство и время в организации коммуникативного процесса выступают особой знаковой системой и несут смысловую нагрузку (размещение партнеров в разговоре, окрик в спину и т.д.).

Существует специальная область психологии проксеника – пространственная психология», основателем которой является Э.Холл). Хронотопы - это наборы пространственных и временных констант коммуникативных ситуаций. Например, хронотопы "больничной палаты", "вагонного попутчика" и т.д.).

Контакт глаз - визуальное средство общения. В основном - интимное

общение.

3. Обратная связь. Межличностная коммуникация предполагает обратную связь. Обратная связь – это информация, которую мы можем поставлять другим, и которая содержит нашу реакцию на их поведение. Целью обратной связи является помощь окружающим в лучшем осознании того, как мы воспринимаем их поступки, и какие чувства они вызывают в нас. Обратная реакция связана с поведением человека, его реальными поступками. Целью обратной связи является, прежде всего, помощь окружающим в лучшем осознании того, как мы воспринимаем их поступки, какие чувства они вызывают в нас.

Специалистами по межличностной коммуникации предлагаются следующие правила обратной связи:

1.Говорите только о своих чувствах.

2.Говорите о том, что человек может реально изменить.

3.Если вы хотите, чтобы человек что-либо изменил в своем поведении, выразите это просьбой.

4.Ваше сообщение не должно содержать оценки.

По своему содержанию обратная связь может быть позитивной и негативной, адекватной и неадекватной.

4. Барьеры межличностной коммуникации. В условиях межличностной коммуникации могут возникать различного рода специфические коммуникативные барьеры. Эти барьеры могут быть связаны с уязвимыми местами каком-либо канале коммуникации или с погрешностями кодирования и декодирования. К коммуникативным барьерам следует отнести отсутствие единого понимания ситуации общения у общающихся субъектов, вызванного различием культур к которым они принадлежат и так называемые фильтры непонимания и недоверия. Как показал Б.Ф.Поршнев, фильтры недоверия и непонимания - основные психологические средства защиты от чрезмерного влияния со стороны других людей; эту функцию выполняет и не откровенность[80].

Г. Гибш и М. Форверг выделяют следующие трудности общения.

1. Ситуативные трудности возникают в общении из-за различного понимания ситуации, вызванного неодинаковой степенью включенности общающихся в ситуационный контекст. Проявляются в форме непонимания партнерами друг друга. Так, речь, связанная с определенной ситуацией, остается непонятной для нас оттого, что само собой разумеющиеся для партнеров компоненты ситуации нам не известны, или потому, что мы слышим или читаем какое-либо выражение, не связывая его с облегчающей понимание ситуацией. Симпрактическое включение - полное включение речи в коммуникативный процесс, ситуацию. Для этого следует учитывать следующие условия: совместные действия, наличие относительно общей для всех структур ситуации, использование при этом мимики, жестов и интонации с заключенными в них эмоциональными оттенками.

2. Смысловые трудности возникают из-за непонимания одним человеком другого по причине отсутствия необходимого контекста, когда какое-либо высказывание воспринимается вне смысловой связи с предыдущим сообщением.

3. Мотивационные трудности появляются в двух случаях: либо в результате сокрытия коммуникатором мотивов коммуникации (при наличии "скрытой стратегии поведения") либо из-за того, что они недостаточно ясны ему самому, так что его намерения в реальных ситуациях взаимодействия ничем не проявляются.

4. Барьеры представлений о другом. Возникают из-за того, что коммуникатор не имеет точного представления о своем партнере, ошибочно оценивает его культурный уровень потребности, интересы, политические позиции, установки и т.д.

5. Отсутствие обратной связи или особенности формы подачи сообщения[81].



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.95.131.146 (0.004 с.)