Рекламное сообщение призвано 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рекламное сообщение призвано



а) уговаривать

б) информировать

в) напоминать

г) манипулировать

Особенности целевой аудитории, усиливающие рекламное внушение

а) эмоциональность

б) влияние авторитета

в) рациональность

г) критичность

Напишите правильный ответ

1. прообраз, первоначало, образец-…

2. Отношение социальных групп к явлениям или проблемам социальной жизни, затрагивающим общие интересы-…

3. Неорганизованное, или потерявшее организованность скопление людей, не имеющее общей осознанной цели, находящееся в состоянии эмоционального возбуждения-…

4. Механизм возникновения и развития массового поведения, вызывающий взаимное заражение-…

5. Воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения-…

6.Процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизиологическом уровне контакта-…

7. Эмоциональное состояние, возникающее как следствие дефицита информации о какой-то пугающей или непонятной ситуации-…

8. Инстанция, организующая и контролирующая массовую коммуникацию -…

9. Группа людей, ставшая объектом внимания средствами массовой информации или рекламного -…

10. Процесс передачи информации от коммуникатора к реципиенту с помощью технических средств -…

11. Особая, обычно недостоверная информация, передающаяся исключительно в устной форме, как бы «по секрету» -…

12. Массовидное явление межличностного обмена искаженной, эмоционально окрашенной информацией -…

13.Ложная или истинная, неполная, пристрастная информация о людях или событиях, имеющих социальный резонанс -…

14.Стандартизированное массовое поведение, возникающее преимущественно стихийно под влиянием доминирующих в обществе настроений и быстро изменяющихся вкусов, увлечений-…

15. Массовая форма распространения информации о товарах и услугах -…

Отметьте правильный вариант ответа

Способ эмоционально окрашенного воздействия на человека, создающий у него определенное состояние и желание действовать определенным образом

а) внушение

б) убеждение

в) манипуляция

Термин «коллективное бессознательное» был предложен

а) 3. Фрейдом

б) К.-Г. Юнгом

в) А. Маслоу

Ключи к тестам для самоконтроля

Раздел I

Отметьте правильные варианты ответов

1. а), б), в)

2. а), б), в), г)

3. а), б), в)

4. а), б), в), г)

5. а), б)

6. а), б), в), г)

7. а), б), в)

8. а), б), в)

Раздел II

Отметьте правильный ответ

1. а)

2. а)

3.а)

4. а)

5. б)

6. а)

Напишите правильный ответ

1. -культура

2. -социальная роль

3.-статус

4. -социальная роль

Отметьте правильные варианты ответа

1. а), б)

 

2. а), в)

Раздел III

Напишите правильный ответ

1. -регресс

2. -самоактуализация

3. -личность

4. -ценности

5. -Я-концепция

6. -фрустрация

Отметьте правильный ответ

1. а)

2. а)

3.а)

Отметьте правильные варианты ответа

1. а), б)

Раздел IV

Напишите правильный ответ

1. -потребность

2. -межличностные

3. -установка

5. -эмпатия

6. -межличностная коммуникация

7. -конфликт

Отметьте правильный ответ

1.а)

2. а)

3. б)

4. а)

Отметьте правильные варианты ответа

1. а), б), в), г)

2. а), б), в), г)

3. а), б), в)

4 а), б)

5. а), б), г)

6. а), б)

Раздел V

Напишите правильный ответ

1.- группа

2.- группа

3. -совместимость

4. -замысла

5.- лидер

6.- социометрия

7. -социограмма

8. -звезда

9. -пренебрегаемый

10.- изолированный

Отметьте правильные варианты ответа

1. а), б), в), г)

2. а), б), в), г)

3.а), б), в), г)

4. а), б)

Отметьте правильный ответ

1. в)

2. а)

Раздел VI

Напишите правильный ответ

 

1. - власть

2. - подражание

3. -внушение

4. -превосходство

5.- малая группа

6.- социально-психологический климат

Отметьте правильные варианты ответа

1. а), в)

2. а), б), в)

4. а), г), д)

5. а), б), в)

6. а), б), в)

7.а), б), в), г)

Отметьте правильный ответ

1. а)

2. а)

3. а)

4. а)

Раздел VII

Отметьте правильные варианты ответа

1. а), б), в)

2. а), б), в), г)

3. а), б), в)

4. а), б)

5. а), б), г)

6. а), б)

7. а), в)

8. а), б)

9. а), б), г)

10. а), б), г)

11. б), в)

12. а), б)

 

Напишите правильный ответ

1. - архетип

2. - общественное мнение

3. - толпа

4. - циркулярная реакция

5. - подражание

6. - заражение

7. - паника

8. - коммуникатор

9. - аудитория

10.- массовая коммуникация

11. - слухи

12. - слухи

13. - сплетня

14. - мода

15.- реклама

Отметьте правильный вариант ответа

1 а)

2. б)

Задания для контрольных работ

1. История формирования социально-психологических идей.

2. Предмет и методы социальной психологии.

3. Ролевая теория.

4. Я-концепция.

5. Механизмы социальной перцепции.

6. Барьеры социальной перцепции.

7. Каузальная атрибуция.

8. Основные барьеры межличностной коммуникации.

9. Межличностная интеракция.

10. Виды манипулятивного воздействия в межличностных отношениях.

11. Конфликтное взаимодействие.

12. Группа как социально-психологический феномен.

13. Лидерство как социально-психологический феномен.

14. Руководство как социально-психологический феномен.

15. Социометрия как метод изучения внутригрупповой динамики.

16. Теория поля Курта Левина.

17. Внушение как социально-психологический феномен.

18. Заражение как социально-психологический феномен

19. Подражание как социально-психологический феномен как социально-психологический феномен.

20. Убеждение как социально-психологический феномен.

21. Феномен группового давления. Эксперимент Аша.

22. Конформизм. Эксперименты С. Милгрема

23. Социальное влияние. Эксперименты Ф. Зимбардо

24. Теория масс Ле Бона.

25. Психоаналитическая концепция толпы.

26. Социально-психологические характеристики толпы.

27. Флеш-моб - современный вид толпы.

28. Паника как социально-психологический феномен.

29. Мода как социально-психологический феномен.

30. Слухи как социально - психологический феномен.

31. Сплетни как неформальная коммуникация.

Литература для написания контрольных работ - в соответствующих разделах и темах.

Требования к оформлению реферата, контрольной работы

1. Общий объем: 15-20стр.

2. Количество источников: не менее 6-8 единиц. Ссылки на источники должны быть вставлены по всему тексту (с указанием автора, года издания, страницы). Полный список используемой литературы – в конец работы (пример оформления: Чудновский В.Э. О некоторых исследованиях конформизма в зарубежной психологии // Социальная психология. Хрестоматия.- М.: Аспект Пресс, 2000. – 475с.). Ссылки из Интернета оформляются в общем порядке: указывается автор, работа, адрес сайта.

3. Оформление текста. Текст следует размещать на одной стороне листа с соблюдением следующих размеров полей: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 25 мм, нижнее – 20 мм. Размер шрифта – 14 кегль, полуторный интервал.

4. Структура. Работа должна иметь три части: 1) введение – постановка проблемы и цели реферата; 2) основная – раскрытие основных положений темы; 3) заключение – подведение итогов и выводы. Изложение текста должно быть авторским, т.е. цитаты из источников должны быть «облечены» вашими мыслями и комментариями. Рефераты, содержащие простое (бессмысленное) переписывание текста авторов и скопированные из Интернет- источников не принимается!

Экзаменационные вопросы

 

1. Возникновение и развитие социальной психологии как науки за рубежом.

2. Развитие социальной психологии в нашей стране.

3. Основные направления социальной психологии

4. Предмет социальной психологии.

5. Основные методы социальной психологии.

6. Общество как процесс совокупной человеческой деятельности.

7. Ролевая теория или социальные роли и маски человека.

8. Культура и ее значение в регуляции человеческой деятельности.

9. Социализация как социально-психологическая проблема.

10. Социально-психологическая структура личности.

11. Межличностные отношения как предмет социальной психологии.

12. Потребности и чувства человека как основа межличностных отношений.

13. Социальная перцепция.

14. Механизмы социальной перцепции.

15. Динамика межличностного восприятия.

16. Специфика межличностной коммуникации.

17. Средства межличностной коммуникации.

18. Барьеры межличностной коммуникации.

19. Интеракция в системе межличностных отношений.

20. Конфликт как социально-психологический феномен.

21. Группа как социальный организм

22. Власть как социально-политический феномен.

23. Виды власти в группе.

24. Социально-психологические проблемы массовой культуры.

25. Массовое общество и массовое сознание.

26. Социально-психологические проблемы толпы.

27. Паника как психологический феномен.

28. Средства массовой коммуникации в парадигме социальной психологи.

29. Реклама как социально-психологический феномен.

30. Виды манипулятивного воздействия в межличностных отношениях.

31. Конфликтное поведение.

32. Социально-психологические характеристики малых групп.

33. Социально-психологический климат: основные характеристики.

34. Внутригрупповая динамика.

35. Социометрия как метод изучения внутригрупповой динамики.

36. Теория поля Курта Левина.

37. Лидерство в группе.

38. Руководство как форма осуществления власти в группе.

39. Заражение как социально-психологический феномен

40. Подражание как социально-психологический феномен

41. Убеждение как социально-психологический феномен.

42. Феномен группового давления. Эксперимент Аша.

43. Конформизм. Эксперименты С. Милгрема.

44. Социально-психологические характеристики толпы.

45. Флеш-моб - современный вид толпы.

46. Мода как социально-психологический феномен.

47. Массовая коммуникация: виды, функции.

48. Слухи как социально -психологический феномен.

49. Сплетни как неформальная коммуникация.

50. Реклама как массовая коммуникация.

 

ГЛОССАРИЙ

А нкетный опрос – метод социально-психологического исследования с помощью анкет.

Архетипы – априорные формы, которые передаются по наследству, а не посредством культурной традиции; вокруг этих форм организуется внешний и внутренний опыт. В чистом виде архетип не входит в сознание, но он всегда соединяется с представлениями опыта индивида» (Юнг К.-Г.).

Архетипы - содержание коллективного бессознательного.

Аттитюд - установка, направленность личности на тот или иной вектор поведения (У.Томас и Ф. Знанецкий).

Аттракция - (от лат. attrahere- привлекать, притягивать)- «понятие, обозначающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого».

Б ессознательное - «то общее, что не только объединяет индивидуумы друг с другом в народ, но и связывает нас протянутыми назад нитями с людьми давно прошедших времен и с их психологией» (Юнг К.-Г.).

В заимодействие - «систематически устойчивое выполнение действий, которые направлены на то, чтобы вызвать ответную реакцию со стороны партнера, при этом вызванная реакция в свою очередь порождает реакцию воздействующего» (Я. Щепаньский).

Власть — это возможность влиять на поведение других.

Власть над собой - способность ставить конкретные цели, умением заставить себя целенаправленно двигаться к намеченным целям, преодолевая биологические, психологические препятствия.

Влияние- « процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок и т.п. в ходе взаимодействия с ним».

Внеколлективное поведение - поведение людей, в основном, стихийное, неорганизованное, ситуативное и временное, связанное с особыми обстоятельствами.

Внушение – «особый вид воздействия, а именно целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии» (Андреева Г. М..

Внушение (суггестия) – (от лат. suggestio) – «процесс воздействия на психическую сферу человека, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, с отсутствием целенаправленного активного его понимания, развернутого логического анализа и оценки в соотношении с прошлым опытом и данным состоянием субъекта».

Внушение- “различные способы вербального и невербального эмоционально окрашенного воздействия на человека с целью создания у него определенного состояния или побуждения к определенным действиям. Путем внушения могут быть вызваны ощущения, представления, эмоциональные состояния, волевые побуждения. В основе процесса внушения лежит ослабление действия сознательного контроля, осуществляемого в отношении воспринимаемой информации. Эффект внушения может возникать как следствие эмоционального заражения или в процессе целенаправленного воздействия средствами рекламы, пропаганды и т.д.” (Ольшанский Д.В.).

Внушение- процесс воздействия на психическую сферу человека, связанный со снижением сознательности критичности восприятия информации

Г руппа - ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, социальной…принадлежности, структуры композиции, уровня развития и т.д.).

Групповая динамика - совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы (образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад); к процессам групповой динамики относятся руководство и лидерство, принятие групповых решений, выработка групповых мнений, правил и ценностей, сплочение, конфликты и т.д.

Групповая социограмма – произвольное по форме плоскостное изображение, на котором выделены и представлены группировкииндивидов, взаимно выбравших друг друга, и связи между ними (Андреева Г.М.).

Д еятельность – динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности (Леонтьев А.Н.).

Диспозиция- жизненная позиция личности — устойчивая направленность на определенные ценности (Ядов).

Диспозиция- расположение или предрасположенность субъекта к чему-либо (Ядов).

З аражение- -«процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизиологическом уровне контакта помимо собственно смыслового воздействия или дополнительно к нему»

Заражение- процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизиологическом уровне контакта помимо собственно смыслового воздействия или дополнительно к нему

Знак – предмет (явление), служащий представителем другого предмета, явления, процесса.

Знаковое опосредствование - базовое понятие культурно-исторической теории Л.С. Выготского, обозначающее способ управления поведением, осуществляемый самим индивидом. В этой теории все психическое развитие рассматривается как изменение структуры психического процесса за счет включения в нее знака, что ведет к преобразованию натуральных, непосредственных процессов в культурные, опосредствованные. Первоначально в онтогенетическом развитии знак как психологический инструмент выступает посредником во взаимоотношениях между ребенком и взрослым. В этом процессе знак приобретает определенное значение, соответствующее социальным нормативам организации деятельности.

Значение — обобщенная форма отражения индивидом общественно–исторического опыта, запечатленного в схемах действий, понятиях, социальных ролях, нормах и ценностях. Система значений индивида обусловливает управление процессами его деятельности. В качестве знаков могут выступать структуры естественного языка, схемы, карты, формулы и чертежи, символические образы.

И дентификация - ( от лат. identificare-отождествлять)- «уподобление, отождествление с кем-либо, чем-либо».

Идентификация – усвоение нравственных норм и ценностей принятых в данной культуре через отождествление себя со значимым другим, являющимся носителем этой культуры (Лебедева Л.В.).

Изолированный – это индивид, который не получил ни одного позитивного, ни одного негативного выбора, и сам не выбрал никого или нескольких членов группы (Андреева Г.М.).

Индивидуальная социограмма – здесь произвольно или целенаправленно выбранный член группы изображается в системе всех его связей, выявленных в ходе исследования (Андреева Г.М.).

Интеракция – (от англ. interaction – «взаимодействие, воздействие друг на друга) – это та сторона межличностного общения, которая связана с организацией совместных действий» (Ю.М. Федоров).

Интеракция – процесс социального взаимодействия.

К аузальная атрибуция - (от лат. сausa- причина и attribuo-придаю, наделяю) –«интерпретация объектом субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей».

Когнитивный диссонанс - это ситуация психологического дискомфорта, причиной которой являются представления, чувства или идеи, вступающие в противоречие с другими представлениями, чувствами или идеями индивида (Л. Фестингер).

Коллективное бессознательное – наиболее глубинный уровень психики… «результат предшествующего филогенетического опыта, априорные формы психики и совокупность коллективных идей, образов, представлений человечества. Это наиболее распространенные в ту или иную эпоху мифологемы, выражающие дух времени» (Юнг К.- Г.).

Коммуникативные вопросы – выявляют реальные типы взаимоотношений, существующих в группе (Андреева Г.М.).

Коммуникатор - индивид, сообщающий информацию массовой аудитории.

Коммуникатор - это некая инстанция, организующая и контролирующая массовую коммуникацию (Ольшанский Д. В.).

Контрсуггестия - «мера сопротивления внушению, которую оказывает отдельная личность,… фильтр недоверия, сопротивление суггестии…» (Поршнев Б.Ф.).

Конфликт - (от лат. Сonflictus - столкновение)- «столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия».

Конформность — некритическое принятие человеком чужого неправильного мнения, сопровождаемое неискренним отказом от собственного мнения, в правильности которого человек внутренне не сомневается.

Культура - это убеждения, ценности и выражающие их символы (включая искусство и литературу), которые являются общими для группы людей и служат упорядочению опыта и регулированию поведения ее членов. (Н. Дж. Смелзер)

Л идер – член группы, за которым она признает право принимать решения в значимых для нее ситуациях.

Лидерство – отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе.

М алая группа – не большое объединение людей (от 2-3 до 20-30 человек), занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом.

Манипуляция – «отношение к партнеру по взаимодействию как к “вещи особого рода” – тенденция к игнорированию его интересов и намерений. Стремление добиться своего, с оглядкой на производимое впечатление. Воздействие скрытое, с опорой на автоматизмы и стереотипы с привлечением более сложного, опосредованного давления. Наиболее частые способы воздействия - провокация, обман, интрига, намек» (Ю.М.Федоров).

Масса - совокупность индивидов, составляющих весьма многочисленную аморфную группу и не имеющих в своем большинстве прямых контактов между собой, но связанных каким-либо общим более или менее постоянным интересом.

Массовая коммуникация (от лат. Communication- сообщение, передача)- систематическое распространение (с помощью технических средств тиражирования) специально подготовленных сообщений, представляющих социальную значимость, среди численно больших, анонимных, рассосредоточенных аудиторий с целью оказания влияния на установки, оценки, мнения и поведение людей. МК представляет собой важный социальный и политический институт современного общества.

Массовая коммуникация— это массовый процесс производства информации, ее передачи средствами прессы, радио, телевидения, и общение людей как членов «массы»…осуществляющееся с помощью технических средств.

Массовидные явления - «совпадающие оценки и установки, принятые стереотипы и внушенные образы поведения, связанные с более или менее одновременно переживаемыми психическими состояниями людей, как результат коммуникаций в больших группах. К массовым явлениям относят многообразные виды поведения толпы, массовую истерию и массовую панику, слухи, моды,, а также социально-психологические особенности народов, общественные настроения, общественное мнение…»

Массовое сознание – наиболее распространенная форма практического существования и воплощения общественного сознания. В массовом сознании запечатлены знания, представления, нормы, ценности и образцы поведения, разделяемые массой. Они вырабатываются в процессе общения людей между собой или в процессе восприятия ими какой-либо информации (например, в ходе митинга).

Межличностная коммуникация – обмен мнениями, знаниями, чувствами, эмоциями, интересами, настроениями, установками между активными субъектами.

Межличностные отношения - « субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения».

Мотив- это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность.

О бщение – 1. сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя общем информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека; 2. осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значительное изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера…Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого.

Общественное мнение - состояние массового сознания, заключающее в себе отношения (скрытые или явные) к общественным событиям, к деятельности различных групп, организаций, отдельных личностей; выражает позицию одобрения или осуждения по тем или иным общественным проблемам, регулирует поведение индивидов и социальных групп (Ольшанский Д. В.).

Отношение индивида к группе – сумма всех отрицательных и положительных выборов, которые сделал индивид, деленная на 2(n-1), где n-число членов группы. (Андреева Г.М.).

П аника - «эмоциональное состояние, возникающее как следствие дефицита информации о какой-то пугающей или непонятной ситуации, либо ее чрезмерного избытка и проявляющаяся в импульсивных действиях»

Р оль - функция, нормативно одобренный образ поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию" (И.С.Кон).

П одражание – «следование какому-либо примеру, образцу».

Подражание - воспроизведение индивидом определенных внешних черт и образцов поведения, манер, действий, которые характеризуются и сопровождаются при этом определенной эмоциональной и рациональной направленностью-

Подражание - механизм, способ воздействия людей друг на друга, в том числе в условиях массового поведения, хотя его роль и в иных группах, особенно в специальных видах деятельности, также достаточно велика. Подражание имеет ряд общих черт с …явлениями заражения и внушения, однако его специфика состоит в том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека или массовых психических состояний, но воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения” (Андреева Г.М.).

Позиция социальная- место, положение индивида или группы в системе отношений в обществе (синоним статус).

Потребность – « свойство организма требовать для своего нормального функционирования строго определенных условий, без которых он не может поддерживать состояние внутреннего равновесия» (К.Обуховский).

Потребность - свойство организма требовать для своего нормального функционирования строго определенных условий, без которых он не может поддерживать состояние внутреннего равновесия (Обуховский К.).

Правила - элементы (включающие и нормы) определяют, как должен вести себя человек, чтобы жить в согласии с ценностями своей культуры (Дж. Смелзер).

Пренебрегаемый – это индивид, получивший максимальное количество негативных выборов (Андреева Г.М.).

Р еклама- процесс информирования о товаре и услуге (Селезнев В.Н.). Реклама- часть массовой коммуникации (Сендидж Ч. и др.).

Рефлексия-  «это осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению…, это своеобразный удвоенный процесс зеркального отражения друг друга» (Ю.М.Федоров).

Руководитель- лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности.

С аморегуляция - это процесс управления человеком собственным поведением на основе интериоризованных в ходе социализации культурных норм, принятых в данном обществе.

Символ - знак, образ, воплощающий какую-либо идею, тайный условный знак, что-то, за которым скрыто нечто большее.

Слухи – «это особая, обычно недостоверная информация (и/или искажающая форма передачи любой информации, придающая ей некоторую особенность), передающаяся исключительно в устной форме, как бы «по секрету», и функционирующая исключительно в звуковой форме» (Ольшанский Д.В.).

Слухи – процесс обмена искаженной, эмоционально окрашенной информацией.

Слухи - это теневой мир, своего рода черный рынок информации, вести обо всем интересном чужом (или как бы чужом, в модусе отстранения от него) для своих» (Дубин Б.В., Толстых А.В.).

Социализация – это процесс накопления людьми опыта и социальных установок, соответствующих их социальным ролям (Дж. Смелзер).

Социализация -это двусторонний процесс, включающий в себя с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны...процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду (Г.М.Андреева).

Социализация -это процесс вхождения человека в общество (Кон И.С.).

Социальная перцепция - (от лат. perceptio- восприятие и socialis – «общественный) восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т.п.)»

Социальная психология - наука, изучающая явления психики, существующие только в группе людей (общественное мнение, психологический климат, мода, паника) или у личности только в группе (коллективизм, психологическая совместимость).

Социальная роль - нормативно одобренный образ поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию (И.С.Кон)

Социально – психологический климат – это атмосфера в коллективе, определяемая совокупностью следующих факторов: тип руководства, идеология, культура организации, характер деловых отношений, характер межличностных отношений, эмоциональное состояние сотрудников, характер отношений сотрудников к предприятию и предприятия к сотрудникам. СПК может являться объективной характеристикой коллектива.

Социально – психологический климат группы - это качественная сторона деловых и межличностных отношений. Она проявляется в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и развитию личности в группе.

Социальные функции - это тот объективный вклад, который вносят (или должны вносить) члены общества в производство социальных ценностей в соответствии со сложившимся в обществе разделением труда. Это определенные реальные вклады, которые должны вносить индивиды в процесс совместной деятельности (В. Ольшанский).

Социальный статус –с умма всех отрицательных и положительных выборов, которые индивид получил от группы, деленное на 2(n-1), где n-число членов группы (Андреева Г.М.).

Социограмма - специальная схема, изображающая картину межличностных отношений в группе, выявленных с использованием специальной социометрической методики (Андреева Г.М.).

Социоматрица – это перевод качественных характеристик в количественные показатели; способ упорядочения полученной информации. (Андреева Г.М.).

Социометрическая звезда – индивид, получивший наибольшее число позитивных выборов от группы.

Социометрия – одно из направлений западной социальной психологии и разработанная в его русле совокупность измерительно-исследовательских процедур, основу которых составляют различные варианты социометрической методики. 

Сплетня - ложная или истинная, непроверенная или неподдающаяся проверке (и в этом случае маловероятная) неполная, пристрастная информация о делах, которые рассматриваются как личные, но могут иметь широкий социальный резонанс, об обстоятельствах, касающихся замкнутых групп. (Ц. Енджеевский).

Сплоченность группы – это разность сумм, взаимных положительных и взаимных отрицательных выборов, деленное на n (n-1), где n – число членов группы (Андреева Г.М.).

Статус личности - социально-психологическая характеристика положения, занимаемого индивидом в структуре как функционально-ролевых, так и межличностных отношений в коллективе. (Б.Д. Парыгин)

Статус от лат status - положение, состояние. Положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии.

С трах - инстинктивно-биологическое, присущее всем животным, настороженное отношение к потенциально враждебным и опасным внешним силам (Ю.Лотман).

С тыд - специфически человеческий, сформированный культурой психический механизм, гарантирующий соблюдение определенных норм и обязанностей по отношению к «своим» (Ю.Лотман).

Субкультура - убеждения, ценности и символы какой-то части людей в группе

Т олпа - «изначально неорганизованное, или потерявшее организованность скопление людей, не имеющее общей осознанной цели, или утратившее ее, и, как правило, находящееся в состоянии эмоционального возбуждения». (Рощин С.К.).

Толпа - скопление людей, не объединенных общностью целей и единой организационно-ролевой структурой, но связанных между собой общим центром внимания и эмоциональным состоянием.

Трансакция - « обмен коммуникативными стимулами» (Э.Берн).

Трансакция - э то соизмерение партнеров по общению в ходе не только общей предметной деятельности, но и чисто человеческого взаимодействия их чувств и мыслей (Ю.М. Федоров).

У беждение - конкретный социально-психологический метод сознательного организованного идеологического и социально-психологического воздействия на массы, на основе которого формируются новые взгляды, оценки и отношения на происходящие процессы, факты и проблемы» (Ганчев Д.).

Установка - это готовность к определенному поведению, реакции.

Установка- «готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту».

Установка - своеобразный аппарат вероятностного предвидения, служащий для направления активности организма в соответствии с поступающей в мозг информацией и информацией, хранящейся в нем (Ольшанский В.Б.).

Ф асцинация - «часть информации, предназначенная для повышения уровня эффективности коммуникативного акта» (Ю.М.Федоров).

Фиксации - это защитные тактика, позволяющая избегать страдания, которая найдена случайно при попытке справиться с затруднительной ситуацией и с этого времени повторяется автоматически при каждой подобной угрозе(Ю.М.Федоров).

Фрустрация - объективно непреодолимые (или субъективно так воспринимаемые) трудности, возникающие на пути к достижению цели или к решению задачи (Н.Д.Левитов).

Ц енности - разделяемые всеми убеждения относительно целей, к которым следует стремиться. (Дж. Смелзер)

Ценности - это устойчивое убеждение, что специ­фический тип поведения или конечное состояние существования, есть личностно или социально предпочтительнее другому или противопо­ложному типу поведения или конечному состоянию существа (М. Рокич)

Ценности - это устойчивое убеждение, что специфический тип поведения или конечное состояние существования, есть личностно или социально предпочтительнее другому ил противоположному типу поведения или конечному состоянию существа (М. Рокич).

Ценностная система - это устойчивая организация убеждений, касающаяся предпочтительных типов поведения или целей существо­вания по континууму относительной важности (М. Рокич).

Ц иркулярная реакция – это взаимное заражение, передача эмоционального состояния на психофизиологическом уровне контакта между организмами. Циркулировать может веселье, скука (если кто-то начинает зевать, такое же желание испытывают окружающие), а также изначально более зловещие эмоции: страх, ярость...

Член группы – это индивид, систематически общающийся и взаимодействующий с другими индивидами, состоящими в группе. Его мнение и действие оказывают влияние на судьбу группы.

Ч увства - « основная аналитическая единица для изучения межличностных отношений» (Т.Шибутани).

Э моции- « это генетические программы поведения, обладающие энергетическими свойствами- способностью воспроизведения, трансформации, динамикой, интенсивностью, побуждающим влиянием» (В.Бойко).

Эмпатия - (от греч. empatheia - сопереживание). «Постижение эмоционального состояния, проникновение- вчувствование в переживания другого человека».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.165 с.)