Практическое занятие 3. Социально-психологические проблемы взаимосвязи общества и личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическое занятие 3. Социально-психологические проблемы взаимосвязи общества и личности



Вопросы:

1. Общество как процесс совокупной человеческой деятельности

2. Ролевая теория или социальные роли и маски человека

Цель занятия - изучение социально-психологических проблем взаимосвязи общества и личности.

В процессе подготовки первого вопроса проанализируйте два подхода к пониманию общества: Т.Гоббса и К. Маркса.

Объясните, какова роль деятельностного подхода для понимания задач индивидов в существовании и развитии общества. Для этого вам нужно обратиться к понятию деятельность, данного А.Н. Леонтьевым: «Деятельность – динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности».Приведите примеры, объясняющие функциональный подход деятельностного процесса.

Прокомментируйте слова Пьетро Помпонацци из "Трактата о бессмертии души" (1516г.): «Весь человеческий род подобен одному телу, составленному из различных членов, которые обладают различным назначением, но упорядоченных на общую пользу человеческого рода, и один нечто дает другому и получает от того, кому дает, и все взаимодействуют».

Изучая второй вопрос, обратите внимание на основные положения ролевой теории, позволяющие более глубоко понять механизмы взаимоотношений индивидов в обществе. Обратите внимание на особенности ролевого поведения, заключающиеся в необходимости определенного поведения и наличии ожиданий окружающих, связанных с ним. Объясните следующие слова В. Б. Ольшанского: «На идеальной схеме» того или иного типа взаимодействия каждое действующее лицо занимает свою позицию. Более конкретно она определяется в соотнесении с другими позициями. В элементарном случае на схеме существует только «позиция» и «контрпозиция». Например, если некто хочет сделать покупку, он находит человека в позиции продавца и занимает соответствующую контрпозицию, т.е. ведет себя, как подобает в этой ситуации».

Полезно сделать следующую работу. Подумайте и запишите социальные роли, которые вы играете в своей жизни. Выделите из общего перечня те, которые вы играете для общества, для группы значимых людей, для себя. Сколько в них связано с вашим возрастом, межличностными отношениями. Охарактеризуйте социальные роли, которые вы играете, пользуясь характеристиками социальных ролей, данных в лекции.

Ответьте на следующие вопросы:

1.С какими ожиданиями вы сталкиваетесь, выполняя те или иные роли.

2. Как вы поступаете в таких случаях?

3.С какими санкциями общества или группы вы уже сталкивались в своей жизни.

4.Почему это называется социальным контролем?

Изучите классификацию социальных ролей, предложенную Н.Д. Левитовым. Приведите примеры на каждый тип роли.

1.Роли сознательные и бессознательные, иначе говоря, сознательно принимаемые человеком на себя по собственной инициативе и вынужденные или как бы навязанные обстоятельствами.

2.Роли более или менее устойчивые и эпизодические

3.Роли, неразрывно связанные между собой и не связанные.

4.Роли открытые, внешне выраженные и наоборот - в той или иной степени скрытые.

5.Роли центральные и второстепенные для личности.

6.Роли стереотипные и оригинальные.

7.Роли приписываемые себе человеком и приписываемые человеку другими.

8.Роли реальные и воображаемые.

9.Роли индивидуальные (персональные) и коллективные (групповые). 10.Роли активные и пассивные.

Обратите внимание на различные аспекты влияния социальной роли на личность, обратившись, соответственно, к строкам «Евгения Онегина» А.С Пушкина и повести «Жили-были» В. Шкловского.

1. "Как изменилася Татьяна!

Как твердо в роль свою вошла!

Как утеснительного сана

Приемы скоро приняла!"[164]

2. Пристойная осанка не требует, чтобы солдат держался одеревенелым; напротив того, он должен стоять и ходить ловко, свободно, сообразно естественному сложению тела, и стараться вести себя так, чтобы в разговоре, взгляде, всех движениях его выражалась некоторая относительно к собственному его званию пристойная смелость без наглости, твердость без самонадеянности и нахальства и, наконец, ловкость и вежливость. Кто во время разговора опускал глаза вниз, навлекал на себя подозрение в лукавстве, боязни и нечистой совести. Люди, с хладнокровием взирающие на смерть, должны смело смотреть в глаза каждому, какого бы звания он ни был, но при этом не показывать наглости... Солдат должен иметь усы и бакенбарды; они не должны быть длинными, т.к. таковые, напротив того, безобразят лицо и дают ему вид зверский и часто даже отвратительный[165].

Важным аспектом ролевого поведения является ролевой конфликт. Прочитав соответствующую главу из монографии В.Б.Ольшанского, приведите примеры, иллюстрирующие различные виды ролевых конфликтов, подумайте, каковы причины этих конфликтов.

Каков, на ваш взгляд, смысл в фразе К.Маркса «Богатство личности в богатстве ее ролевого репертуара».

Как вы понимаете слова М.Монтеня: «...кого бы ни взялся изображать человек, он всегда играет, вместе с тем и себя самого»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.217.228 (0.005 с.)