Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Практическое занятие 3. Социально-психологические проблемы взаимосвязи общества и личности
Вопросы: 1. Общество как процесс совокупной человеческой деятельности 2. Ролевая теория или социальные роли и маски человека Цель занятия - изучение социально-психологических проблем взаимосвязи общества и личности. В процессе подготовки первого вопроса проанализируйте два подхода к пониманию общества: Т.Гоббса и К. Маркса. Объясните, какова роль деятельностного подхода для понимания задач индивидов в существовании и развитии общества. Для этого вам нужно обратиться к понятию деятельность, данного А.Н. Леонтьевым: «Деятельность – динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности».Приведите примеры, объясняющие функциональный подход деятельностного процесса. Прокомментируйте слова Пьетро Помпонацци из "Трактата о бессмертии души" (1516г.): «Весь человеческий род подобен одному телу, составленному из различных членов, которые обладают различным назначением, но упорядоченных на общую пользу человеческого рода, и один нечто дает другому и получает от того, кому дает, и все взаимодействуют». Изучая второй вопрос, обратите внимание на основные положения ролевой теории, позволяющие более глубоко понять механизмы взаимоотношений индивидов в обществе. Обратите внимание на особенности ролевого поведения, заключающиеся в необходимости определенного поведения и наличии ожиданий окружающих, связанных с ним. Объясните следующие слова В. Б. Ольшанского: «На идеальной схеме» того или иного типа взаимодействия каждое действующее лицо занимает свою позицию. Более конкретно она определяется в соотнесении с другими позициями. В элементарном случае на схеме существует только «позиция» и «контрпозиция». Например, если некто хочет сделать покупку, он находит человека в позиции продавца и занимает соответствующую контрпозицию, т.е. ведет себя, как подобает в этой ситуации». Полезно сделать следующую работу. Подумайте и запишите социальные роли, которые вы играете в своей жизни. Выделите из общего перечня те, которые вы играете для общества, для группы значимых людей, для себя. Сколько в них связано с вашим возрастом, межличностными отношениями. Охарактеризуйте социальные роли, которые вы играете, пользуясь характеристиками социальных ролей, данных в лекции.
Ответьте на следующие вопросы: 1.С какими ожиданиями вы сталкиваетесь, выполняя те или иные роли. 2. Как вы поступаете в таких случаях? 3.С какими санкциями общества или группы вы уже сталкивались в своей жизни. 4.Почему это называется социальным контролем? Изучите классификацию социальных ролей, предложенную Н.Д. Левитовым. Приведите примеры на каждый тип роли. 1.Роли сознательные и бессознательные, иначе говоря, сознательно принимаемые человеком на себя по собственной инициативе и вынужденные или как бы навязанные обстоятельствами. 2.Роли более или менее устойчивые и эпизодические 3.Роли, неразрывно связанные между собой и не связанные. 4.Роли открытые, внешне выраженные и наоборот - в той или иной степени скрытые. 5.Роли центральные и второстепенные для личности. 6.Роли стереотипные и оригинальные. 7.Роли приписываемые себе человеком и приписываемые человеку другими. 8.Роли реальные и воображаемые. 9.Роли индивидуальные (персональные) и коллективные (групповые). 10.Роли активные и пассивные. Обратите внимание на различные аспекты влияния социальной роли на личность, обратившись, соответственно, к строкам «Евгения Онегина» А.С Пушкина и повести «Жили-были» В. Шкловского. 1. "Как изменилася Татьяна! Как твердо в роль свою вошла! Как утеснительного сана Приемы скоро приняла!"[164] 2. Пристойная осанка не требует, чтобы солдат держался одеревенелым; напротив того, он должен стоять и ходить ловко, свободно, сообразно естественному сложению тела, и стараться вести себя так, чтобы в разговоре, взгляде, всех движениях его выражалась некоторая относительно к собственному его званию пристойная смелость без наглости, твердость без самонадеянности и нахальства и, наконец, ловкость и вежливость. Кто во время разговора опускал глаза вниз, навлекал на себя подозрение в лукавстве, боязни и нечистой совести. Люди, с хладнокровием взирающие на смерть, должны смело смотреть в глаза каждому, какого бы звания он ни был, но при этом не показывать наглости... Солдат должен иметь усы и бакенбарды; они не должны быть длинными, т.к. таковые, напротив того, безобразят лицо и дают ему вид зверский и часто даже отвратительный[165].
Важным аспектом ролевого поведения является ролевой конфликт. Прочитав соответствующую главу из монографии В.Б.Ольшанского, приведите примеры, иллюстрирующие различные виды ролевых конфликтов, подумайте, каковы причины этих конфликтов. Каков, на ваш взгляд, смысл в фразе К.Маркса «Богатство личности в богатстве ее ролевого репертуара». Как вы понимаете слова М.Монтеня: «...кого бы ни взялся изображать человек, он всегда играет, вместе с тем и себя самого»
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.217.228 (0.005 с.) |