Практическое занятие 6. Социально-психологическая структура личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическое занятие 6. Социально-психологическая структура личности



Вопросы:

1. Социально-психологическая структура личности

2. Диспозиционная структура личности

3. Саморегуляция социального поведения

Цель - изучение социально-психологических аспектов процесса становления личности как результата социализации.

При подготовке первого вопроса следует вспомнить, что социальных психологов интересует личность как объект и субъект исторического процесса, конкретно-социальных условий и отношений, а так же то, что лежит в основе личностной активности индивида: мотивация, ценностные ориентации, социальные установки и другие диспозиционные образования. Поэтому, изучая структуру личности, обратите внимание на важность для человека всех ее компонентов: Я-концепция, мотивы и потребности, установки, социальные роли, ценности.

Изучая Я- концепцию - систему представлений человека о самом себе, целесообразно рассмотреть процесс ее формирования в онтогенезе. Приведите примеры влияния на содержание Я-концепции личности опыта решения человеком жизненных задач, оценки значимых других, сравнения себя с другими, переживание внутренних состояний, восприятие своего внешнего облика.

Рассматривая теорию Я-концепции и воспитания Р. Бернса как совокупность установок «на себя», включающих образ Я, самооценку, потенциальную поведенческую реакцию заполните предлагаемую Р.Бернсом Шкалу самовосприятия.

 

№ п\п характеристики меня это радует мне это безразлично мне это неприятно
1. я счастливый      
2. у меня ничего не ладится      
3. у меня все получится      
4. я тугодум      
5. я неуклюжий      
6. я зануда      
7. я неудачник      
8. я добросовестный      
9. я обманщик      
10. я интроверт      
11. я фантазер      
12. я оптимист      
13.  я человек надежный      
14. я раздражительный      
15. я хороший друг      
16. я подвержен настроению      
17. я общительный      
18. я религиозный      
19. я умный      
20. я слабовольный      
21. я опрометчивый      

 

Отметьте характеристики, которые вам присущи. Подумайте, какие из характеристик являются наиболее устойчивыми. Отметьте присущие вам характеристики (в соответствующих колонках: «меня это радует», «мне это безразлично», «мне это неприятно»). Перечень характеристик условен, его можно дополнять и изменять. Какими характеристиками вы дополнили бы этот перечень? Как вы думаете, какие из указанных Р.Берном или Вами характеристики останутся через 10 лет, а каких не будет. Почему?

Рассуждая о Я-концепции, важно понять, что она является не только представлением о себе, но и выполняет функции структурирования и обработки поступающей информации в аспекте имеющихся схем, отражающих личностные качества и мотивирования к повышению собственной значимости.

Прочитав главу из монографии Р.Бернса «Развитие Я-концепции и воспитание», вы узнаете о различных компонентах Я-концепции, о ее значении для целостности и устойчивости личности. Подумайте и приведите примеры когнитивной, оценочной и поведенческой составляющей Я-концепции, ее связи с самооценкой.

Изучение данного вопроса будет более полным, если вы познакомитесь с представлениями о Я-концепции в различных психологических теориях.

Следующий компонент в социально-психологической структуре личности - мотивы и потребности. Приступая к изучению данного компонента структуры личности, следует помнить, что в настоящее время существует несколько подходов к объяснению наличия и природы мотивов и потребностей, как важных факторов в жизнедеятельности человека. Для более полного изучения этих подходов рекомендуется ознакомиться с теориями А. Маслоу, прочитав фрагмент главы «Гуманистическое направление в теории личности: Абрахам Маслоу» в монографии «Теории личности» Л. Хъелл и Д. Зиглер.

Важным компонентом социальной структуры личности являются установки, под которыми принято понимать готовность к определенному поведению, реакции. Они могут быть перцептивными, моторными, социальными. Изучая феномен установки, рекомендуется прочитать главу из учебника Г.М.Андреевой «Социальная психология» посвященную социальной установке. Близким к понятию «установка» является «аттитюд». Для изучения этого феномена прочитайте об известном эксперименте Р. Лапьера и подумайте, в каких случаях мы можем столкнуться с рассогласованием между заявлениями человека и его поступками. Поможет вам в этих рассуждениях материал главы «Поведение и установка» из монографии Д. Майерса «Социальная психология».

Изучая функции аттитюда в межличностных отношениях, обратите внимание на их характеристики, данные В.Б. Ольшанским, и приведите примеры на каждую функцию.

Аттитюды тесно связаны с ценностями и убеждениями человека. М. Рокич является одним из первых ученых наиболее полно изучившим и описавшим типы человеческих убеждений. Для более подробного и практического изучения концепции ценностей и их места и роли в социально-психологической структуре личности, рекомендуется прочитать статью Д.А. Леонтьева «Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени» и «Ценности и ценностные представления» и ознакомиться с тестом М. Рокича.

Подумайте над следующими вопросами:

1. Как соотносятся между собой ценности и аттитюды?

2. Какое влияние оказывают ценности на поведение человека? Какое влияние они оказывают на поведение человека (определение целей, способов достижения целей, поведения, отношения к себе и другим людям?)

При подготовке второго вопроса подумайте, в чем заключается различие в подходах к данному понятию американских и отечественных ученых. Обоснуйте утверждение отечественных ученых о том, что диспозиции регулируют поведение человека.

Третий вопрос посвящен саморегуляции социального поведения. В процессе подготовки этого вопроса рекомендуется изучить внутренние и внешние регуляторы поведения. Приведите примеры действия внешних регуляторов, в качестве которых выступает социальный контроль и внутренних (совесть, ценности и аттитюды, чувства страха, стыда и вины). Каким образом социокультурные условия социализации личности «помогают» человеку быть способным к саморегуляции своего поведения в обществе?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.214.205 (0.006 с.)