Общая характеристика социально-психологического климата. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика социально-психологического климата.



Впервые психологический климат группы предложили Ф. Ретлисбергер и У. Диксон (1939). В современной социальной психологии используются следующие термины: психологический климат коллектива, социально-психологический климат группы, моральный климат коллектива.

Психологический климат – такое психическое состояние группы, которое отражает основные особенности ее жизнедеятельности: эмоциональный (групповое настроение), когнитивный (мнения и убеждения) и поведенческий (действия членов группы).

Социально – психологический климат – это атмосфера в коллективе, определяемая совокупностью следующих факторов: тип руководства, идеология, культура организации, характер деловых отношений, характер межличностных отношений, эмоциональное состояние сотрудников, характер отношений сотрудников к предприятию и предприятия к сотрудникам. СПК может являться объективной характеристикой коллектива.

Факторы макросреды, влияющие на социально-психологический климат: общественно-политические, социально-экономические особенности общества на данном этапе развития; воздействие со стороны официальных вышестоящих административных структур.

Факторы макросреды, влияющие на социально-психологический климат: освещенность, влажность, температура, особенности формальной организационной структуры и деятельности: совместно–индивидуальная деятельность (преподаватели на кафедру в вузе), совместно – последовательная деятельность (работа на конвейере), совместно – взаимодействующая деятельность (каждый взаимодействует с каждым, например, экипаж самолета) (Уманский).

Существует различные подходы при типологизации социально-психологического климата. Например, Р.Л. Кричевский разделяет социально – психологический климат на объективно наблюдаемый феномен и субъективно - переживаемое состояние. Объективно наблюдаемый психологический климат фиксируется в характере отношений, которые складываются между членами коллектива в повседневной жизни; в степени сплоченности коллектива; в степени полного рабочего дня; в степени лидерства; в отношении сотрудников к предприятию; в общественном мнении как совокупности слухов и мифов о самом предприятии и его героях; а также в традициях и нормах. Субъективно психологический климат – это переживаемое сотрудниками чувство удовлетворенности различными аспектами жизни коллектива; в особенности межличностной перцепции, коммуникации и интеракции; в характере и уровне мотивации; и в эмоциональном состоянии сотрудников.

На характер социально-психологического климата влияет и стиль руководства, поэтому его можно определить как авторитарный, демократический и попустительский.

Кроме этого принято различать два типа социально-психологического климата: доброжелательный или открытый и недоброжелательный или закрытый. Каждый из них имеет свои характеристики. Открытый климат характеризуется:

1. конструктивностью и содержательностью коммуникации (сообщение носит не оценочный, а информационный характер);

2. конструктивностью отношений между сотрудниками (в фокусе внимание находятся решение проблемы, а не ее трудности решения);

3. честностью (целью критики является желание помочь исправить положение);

4. заботливостью (в коллективе преобладает понимание и сочувствие);

5. равенством (ценится участие в процессе общения всех членов коллектива независимо от роли должности, которые они занимают);

6. готовностью прощать (признается неизбежность ошибок и неверность суждений);

7. наличием обратной связи.

Закрытый или оборонительный климат характеризуется:

1.обвинительным характером коммуникации (акцент делается на поиск виновных; обратная связь оценочная и носит негативный характер);

2.навязыванием норм (людям навязываются определенные правила поведения, они должны скрывать и изменять свои намеренья и манеру поведения, которые не соответствуют этим нормам);

3.лицемерием (сообщение имеет скрытый характер и их целью является манипуляция);

4. безразличием (люди не проявляют интереса друг к другу);

5. неравенством (подчеркивается квалификация людей);

6. догматизмом (нет дискуссий, не принимается другая точка зрения);

7.взаимной неприязнью людей.

При этом климате общение сохраняется, но служат личным целям, а не развитию организации. Закрытый тип часто наблюдается в той организации, где люди перегружены работой, где есть финансовые трудности, где есть угроза сокращения, это также может быть и результатом стиля руководства и культуры организации.

Резюме

1. Группа является важным объектом изучения социальных психологов, принадлежащих к различным школам, основателями которых являются Э. Мейо, К. Левин, Дж. Морено, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский и т.д.

2.В социальной психологии под группой понимается «ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков».

3.Существуют различные подходы к изучению групп, эти подходы и обусловили основания для их классификации.

4. В обществе группа выполняет социализирующую, инструментальную, экспрессивную, поддерживающую, организующую совместную деятельность людей функции.

5. Структура группы может быть сложной или простой, но всегда следует различать внешнюю и внутреннюю структуры. Внешняя структура позволяет выделиться группе в социуме, внутренняя структура отражает системы отношений, специфику группы, делить группу на лидера и ее членов и т.д.

6. Как любой организм, группа имеет цикличность жизни. Полный цикл, по Э.Берну, включает замысел или дородовую, стадию, рождение группы, становление группы, расцвет, старение или увядание, смерть группы.

7. Групповая динамика-это процесс, посредством которого взаимодействие между конкретными индивидами уменьшает напряжение каждого из них в данной ситуации или приводит к их взаимному удовлетворению.

8. В малой группе протекают следующие социально-психологические процессы:образование малой группы, «групповое давление», явление конформности или подчинения требованиям группы. групповая сплоченность - степень приверженности к группе ее членов, руководство и лидерство, принятие групповых решений. развитие групповой жизни в совместной деятельности.

9. В больших группах протекают следующие социально-психологические процессы: формирование социально – значимых черт личности на макросоциальном уровне, регуляция поведения индивидов через особые формы общения: нравы, обычаи, традиции, образ жизни и т.д., особый тип контактов, особые интересы, потребности, ценности, наличие специфического языка индивидов, составляющих большие группы, типизация индивидуального в личности члена большой группы.

10. Социально – психологический климат – это атмосфера в группе, определяемая совокупностью следующих факторов: тип руководства, идеология, культура организации, характер деловых отношений, характер межличностных отношений, эмоциональное состояние сотрудников, характер отношений сотрудников к организации и организации к сотрудникам. Социально-психологический климат может являться объективной характеристикой коллектива.

Вопросы для самопроверки

 

1. Приведите определение понятия «группа».

2. Вспомните классификации групп.

3. Какова структура группы?

6. Назовите полный цикл, по Э.Берну.

7. Что такое групповая динамика?

8. Перечислите социально-психологические процессы в малой группе.

9. Перечислите социально-психологические процессы в большой группе.

10. Что такое социально – психологический климат группы? Что дает его изучение социальному психологу?

Литература

(обязательная)

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.,МГУ,1999.

2. Федоров Ю.М. Социальная психология.- Тюмень: ТюмГУ, 1997.

(дополнительная)

1. Введение в практическую социальную психологию/Под редакцией Ю.М. Жукова – М.: Наука, 1994.

2. Донцов А.И. Психология коллектива.- М.:МГУ, 1984.

3. Коломенский Я.Л. Психология детского коллектива.- Минск.: Народная асвета, 1984.

4. Кордонский М.Б., Ланцберг В.И. Технология группы Заметки из области социальной психологии неформальных групп. Издание 4-е,справленное и дополненное.- Одесса – Туапсе,1995.

5. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: Теоретический и прикладной аспекты. М.: МГУ, 1991.

6. Лебедев В.И. Психология управления. – М.: ВО «Агропромиздат», 1990.

7. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. – СПб.: Питер, 2000.

8. Роберт М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы.-М.:1988.

9. Шибутани Т. Социальная психология.- Ростов Н-Д: Феникс, 2000.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.52.86 (0.013 с.)