Социально-психологические проблемы массовой культуры



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-психологические проблемы массовой культуры



Изучение жизнедеятельности человека позволяет описать смену культурных парадигм в истории развития общества. В «начале начал» жизнь человека и общества была сакрализована, в центре традиционной культуры и самосознания человека находился Бог, Абсолют. Основным парадигмальным концептом являлось утверждение «Бог есть». Постепенно, начиная с эпохи Просвещения, Бог, Абсолют вытесняется, в центре культуры и самосознания становится Человек, Знания. Основным парадигмальным концептом являлось утверждение «Знания - сила». Это было начало сакральной катастрофы, уничтожившей коренные, базовые основания человеческой экзистенции (Федоров Ю.М.). Катастрофа утвердилась провозглашением Ф.Ницше: «Бог умер». В последующем, с развитием промышленной революции уже Человек был вытеснен из центра социокультурного контекста новой парадигмой - Обществом, Массой. В ХХ веке основным культурным концептом являлось утверждение «Массы решают все». Г. Лебон одним из первых подметил, что в то время, как все наши древние верования колеблются и исчезают, старинные столпы общества рушатся друг за другом, — могущество масс представляет единственную силу, которой ничто не угрожает и значение которой все увеличивается. Наступающая эпоха будет поистине эрой масс (Лебон,1896). Эре масс соответствует массовая культура и массовое общество. Культура массового общества является своеобразной социальной технологией, стандартизирующей социальное поведение, унифицирующей ценностные основания жизни человека, утверждающей конформизм основной социально одобряемой моделью поведения. «В качестве массы, я стремлюсь к универсальному, к моде, к кино, к сегодняшнему дню; в качестве народа я хочу быть незаменяемой личностью, мне нужен живой театр, нужно присутствие исторического; в качестве массы я в упоении аплодирую звезде у дирижерского пульта; в качестве народа — познаю в глубине интимных переживаний возносящуюся над обыденной жизнью музыку; в качестве массы я мыслю числами, аккумулирую, нивелирую; в качестве народа — примеряю шкалу ценностей и членений», -писал К. Ясперс[109].

Массовая культура носит двойственный характер : с одной стороны через систему массовой коммуникации миллионы людей получают возможность ознакомиться с произведениями подлинной литературы, искусства, достижениями науки, с другой,- растущее влияние СМИ (радио, телевидения, журналы и т.д.) на вкусы, потребности и поведение членов общества приводит к унификация всех сторон человеческого существования: от стиля жилья и одежды до типа хобби, от выбора идеологической ориентации до форм и ритуалов интимных отношений.

Особенности современной социокультурной среды существования человека заключаются в том, что информация и культура в ее «массовом телевидеоварианте» — это в огромной мере масс-культура «сенсационного парадокса». То есть — масс-культура насилия и агрессии, масс-культура секса и перверсий, масс-культура инверсии права и неправия с «плохими полицейскими» и «хорошими бандитами». То есть — масс-культура ломки всех и всяческих моральных табу. Один известный телепродюсер сформулировал свое профессиональное кредо: «...моя задача — ломать последние табу».

Культуролог из Азии по этому поводу выразился так: «Когда мы открывались западному миру, мы надеялись, что подключаемся к чистому источнику высокой и бессмертной мировой культуры. А нас подключили к канализационной трубе». Но общество, привыкающее к нарушениям табу (что тоже хорошо известно культурологам), практически всегда неуклонно десоциализуется. И наиболее болезненно это отражается на детях, которые особенно плохо различают виртуальную (экранную) образную систему и реальность. В США, в Европе — об этом уже буквально кричат. По данным американской ассоциации юристов, более 70% детских преступлений в стране — прямые кальки из недавних «перверсивных» телесюжетов[110].



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.191.36 (0.011 с.)