Типология власти человека над человеком в ситуации внегруппового поведения



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типология власти человека над человеком в ситуации внегруппового поведения



Общение индивидов может осуществляться в двух совершенно различных ситуациях: в группе с обозначенными границами и вне группы, в массе. Главный отличительный признак "массового", внегруппового поведения - возникновение стихийной передачи информации, и ситуация общения характеризуется тем, что личность действует часто без ощущения личного контроля над ситуацией. Способы или механизмы воздействия в этом случае приобретают специфику. Какие это механизмы, и в каких условиях они применяются людьми?

В первую очередь, они проявляются в различных видах власти. М.Вебером предложена следующая типология власти в больших и макрогруппах.

Рационально-легальная власть. В этом случае человек занимает властное место в силу признания его компетентности и заслуг, в основе – разум.

Традиционная власть. Человек получает ее в соответствии с традицией. В основе привычка, традиции. Например, власть вождя, Папы Римского, власть, передающаяся по наследству и т.д.

Харизматическая власть имеет место, когда, по мнению масс, некий человек наделен особым даром, выдающимися способностями, возвышающими его над всеми остальными людьми. В основе этой власти вера и эмоции. Как отмечает М.Вебер, «…термин «харизма» относится к экстраординарному качеству личности, независимо от того, является ли это качество реальным, желаемым или предполагаемым. Харизматический «авторитет» относится, следовательно, к господству над людьми, является ли оно внешним или по преимуществу внутренним, которому люди подчиняются потому, что верят в экстраординарное качество особенной личности» (М.Вебер). Круг таких личностей обширен: герои, пророки, спасителей (Иисус, Будда, Моисей); мистики (Пифагор, Е.П. Блаватская, Рерихи, Г. Гюрджиев); «неистовые воины» (Ж. Дарк); шаманы, способные приходит в состояние экстаза; основатели авторитарных сект, например, мормонов; герои, революционные вожди и демагоги, добившиеся незаурядного успеха масс (Наполеон, Александр Македонский, Петр 1, К. Маркс, В.И. Ленин, И.В. Сталин, Мао, Ф. Кастро, де Голь. Носители харизмы приходят к власти в исключительных ситуациях.

В качестве других видов можно указать власть вознаграждения, принуждения, эксперта, референта, информационную, легитимную и т.д.

Рассмотрим некоторые из них.

Власть эксперта или информационная зависимость. Проявляется в ситуации, когда человеку необходимо действовать, принимать решение, а информации, необходимой для этого, у него нет. Парадоксальность заключается в том, что современный человек окружен большим количеством разной информации, однако самой необходимой, на основе, которой он бы принял свое решение, нет. Он оказывается в информационной зависимости от другого, имеющего, по его мнению, доступ к этой информации и полагается на мнение, того, кого принято называть экспертом или лидером мнений. Человеку представляется при этом, что это он принял решение о покупке товара, выбора кандидата в депутаты, составил мнение о деятельности какого-либо журналиста и т.д.

Об опасности состояния человека, у которого преобладает так называемая вторая сигнальная система, который чересчур большое значение придает словам, писал, в свое время И. П. Павлов, называя его «парадоксальным». «У нас находится на излечении больная с чрезвычайно расслабленной нервной системой. Когда ей показывают красный цвет и говорят, что это не красный цвет, а зеленый, она соглашается и заявляет, что, всмотревшись внимательно, она действительно убедилась, что это не красный, а зеленый цвет…». Чем это объяснить? Академик И. П. Павлов отвечает: «…Парадоксальным состоянием. При нем теряется реакция на сильный возбудитель. Действительность, действительный красный или иной цвет - сильный возбудитель. А слова: красный, зеленый и т.д. - это слабые возбудители того же рода. При болезненной нервной системе, при ее парадоксальном состоянии теряется восприимчивость к действительности, а остается восприимчивость только к словам. Слово начинает заменять действительность… Вообще... я должен высказать свой печальный взгляд на русского человека. Русский человек имеет такую слабую мозговую систему, что он не способен воспринимать действительность как таковую. Для него существуют только слова. Его условные рефлексы координированы не с действительностью, а со словами» (цит. по[103]). Власть референта или нормативная зависимость. Человек имеет дело со многими группами. Ориентироваться на мнение каждой - значит каждые пять минут менять свое собственное. Тогда одна из групп выбирается в качестве эталонной, референтной группы, которая обладает фактически неограниченной властью над человеком. Он добровольно делает все то, что, по его мнению, будет одобрено или совершено референтной группой. «В ситуации противоречивых требований человек, если он дорожит членством в группе, обычно ведет себя в соответствии с групповыми ожиданиями, а не с теми формальными требованиями, которые предъявляет к нему руководитель (при условии, что руководитель не имеет неформального авторитета в группе). Как показали исследования психологов, хорошие отношения группы обычно ценятся дороже, чем благодарность в приказе, а боязнь потерять расположение и уважение группы сильнее, чем угроза выговора: когда участник группы, следуя групповым ожиданиям, идет на конфликт с руководителем, то группа обычно «принимает удар на себя». В результате конфликт между руководителем и подчиненным перерастает в конфликт между руководителем и группой. Чем сплоченнее группа, тем труднее руководителю оказать воздействие на отдельного ее участника, минуя групповые нормы или вопреки влиянию группы»[104].

Власть традиций- традиционная зависимость.

Это вид власти держится на единодушном исполнении традиций, это- "само собой разумеющаяся вещь" (ССРВ).

 ССРВ - это элементы традиционно сложившихся форм поведения. Например, почему на собрании все слушаются председателя, потому что это ССРВ. Реально лидер реализует всю власть в тех пределах, в которых она согласуется с ССРВ. Этот феномен лежит в основе стереотипов, например, вождя, который должен с ним считаться и соответствовать. «Впервые я встретился с Лениным в декабре 1905 года на конференции большевиков в Таммерфорсе. Я надеялся увидеть горного орла, великого человека, великого не только политически, но и физически, ибо Ленин рисовался в моем воображении в виде великана, статного и представительного.

Каково же было мое разочарование, когда я увидел самого обыкновенного человека, ниже среднего роста, ничем, буквально ничем не отличающегося от обыкновенных смертных.

Принято, что «великий человек» обычно должен запаздывать на собрания, с тем, чтобы члены собрания с замиранием сердца ждали его появления: «тсс... тише... идет». Эта обрядность казалась мне не лишней, ибо она импонирует, внушает уважение. Каково же было мое разочарование, когда я узнал, что Ленин явился на собрание раньше и, забившись где-то в углу, по-простецки ведет беседу с самыми обыкновенными делегатами. Не скрою, что это показалось мне некоторым нарушением необходимых правил»[105]. Другое проявление механизма ССРВ – «вера в справедливый мир» (М. Лернер) В массовом сознании имеется убеждение, что раз человека настигло несчастье, значит, он сам в этом виноват. Для обоснования этого убеждения могут отрицаться очевидные реальности. Результаты М. Лернера показывают, что испытуемые, которые могли по своему усмотрению изменить процедуру обучения, заменив наказание током на определенные вознаграждения, и воспользовались такой возможностью, относились к ней лучше и описали более благоприятно, чем те, кто был бессилен ей помочь. Те, кто не мог помочь своей оценивал ее отрицательно, как действительно заслуживающую свою «судьбу». Как пишет А.А. Налчджан, «среди испытуемых С. Милгрема самыми жестокими оказались индивиды с явно выраженным конформным характером, выражающемся в виде тенденции к безоговорочному подчинению власти авторитетных людей), именно из такой среды чаще всего, как мы полагаем, выходят предатели. Авторитарно-конформная личность, обладающая большой властью и олицетворяющая организацию или социальную группу, имея тенденцию к предательству, проецирует и ее и на и других (в первую очередь на людей с низким статусом), и обвиняет их в предательстве и принимает против них превентивные отрицательные санкции»[106]. 2. Подражание, заражение и внушениекак механизмы влияния на человека.

Кроме рассмотренных нами психологических механизмов влияния человека на человека существуют еще подражание, заражение и внушение.

Подражание направлено на воспроизведение индивидом определенных внешних черт и образцов поведения, манер, действий, которые характеризуются и сопровождаются при этом определенной эмоциональной и рациональной направленностью.

Первым изучал этот феномен Г. Тардт, опубликовав труд «Законы подражания». Подражание, по Тардту, выполняет функции воспроизведения и унификации изобретений и открытий, обеспечивая тем самым как прогресс, так и одновременно определенную стабильность социальных отношений и учреждений. Благодаря подражанию происходит "распространение нововведений" и одновременно благодаря этому механизму население Европы, как отмечал Г. Тардт, превратилось в "издание, набранное одним и тем же шрифтом и выпущенное в нескольких сотнях миллионов экземпляров". Уже в наши годы мы наблюдали действие этого механизма при смене мод. Именно подражанию мы обязаны тем, что эталоны поведения стремительно тиражируются и мгновенно распространяются на всю общность. Тардт Г. рассматривал подражание как универсальное, социальное явление, аналогичное наследственности в биологии и молекулярному движению в физике. Пытаясь объяснить при помощи подражания всю общественную жизнь, он писал, что подражания - это реки, вытекающие из тех гор, что представляют собой изобретения (Тардт,1892)

Немецким социологом Г. Зиммелем подражание рассматривалось как «психологическое наследование». Вместе с тем он видел в подражании средство приобщения индивида к системе групповых ценностей, позволяющих избавиться от тяжести персональной ответственности и мук выбора за счет предпочтения той или иной модели поведения. «Подражая, - писал Зиммель, - мы не только перекладываем с себя на других требование произвольной энергии, но одновременно и ответственность за совершенное деяние; так как оно освобождает индивидуума от мук выбора и позволяет ему выступать как сознание группы»[107]. В подражании Зиммель Г. видел одно из существенных средств взаимопонимания.

Другим важнейшим способом групповой интеграции является механизм социально-психологического заражения. Его истоки уходят в глубины человеческой истории, а проявление заражения бесконечно разнообразны: от заразительных ритуальных танцев и плясок членов первобытной общины до спортивного азарта или религиозного экстаза или массового политически окрашенного психоза (национализм, фашизм), захватывающих в различные исторические отрезки времени большие социальные группы людей.

До сих пор во многом неясными является сам механизм и функции социально-психологического заражения. В отличие от подражания, являющегося формой адаптации индивида к нормам, шаблонам и эталонам навязываемого по отношению к нему извне поведения, заражение выступает как форма спонтанно проявляющегося внутреннего механизма поведения человека. Заражение характеризует во многом бессознательную невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям. Оно осуществляется не через пассивное созерцание, а через передачу психического настроя, обладающего большим эмоциональным зарядом, через накал страстей и чувств. В качестве средства психологического воздействия на группу заражение может использоваться с целью еще большего усиления групповой сплоченности, когда такая сплоченность уже имеет место.

Как средство компенсации недостаточно организованной сплоченности группы. Осуществляется при условии недостатка средств и информации относительно путей достижения необходимой сплоченности на какой-то рациональной основе. В фашистской Германии специальным приказом членам гитлерюгента предписывалось коллективное прослушивание речей фюрера по радио. В толпе легче поддаются заражению.

Следующим механизмом воздействия человека на человека выступает внушение. Между заражением и внушением есть много общего. Как заражение, так и внушение являются способами групповой интеграции, способами сколачивания, объединения общности в одно целое путем создания общего психологического состояния, перерастающего затем в совместную групповую и массовую деятельность. Существует большая степень взаимовлияния заражения и внушения друг на друга. Посредством внушения может осуществляться заражение группы или большой массы людей единым эмоциональным настроем. Но если заражение единым социальным настроением оказывается результатом внушения, то в свою очередь заражение может выступать уже в качестве важной предпосылки дальнейшего повышения эффективности внушающего воздействия.

Однако существуют различия между внушением и заражением. В отличие от заражения, представляющего способ сопереживания людьми одновременно общего психического состояния, внушение не только предполагает, но даже исключает психическое состояние, равновеликого сопереживания эмоций и представлений объектом и субъектом внушения, индуктором и реципиентом. Внушение - это одностороннее заражение.

В.М.Бехтерев писал, что «внушение есть один из способов влияния одних лиц на другие, которое может происходить как намеренно, так и не намеренно со стороны влияющего лица и которое осуществляется иногда совершенно незаметно для человека, воспринимающего внушение, иногда же оно происходит с ведома и при более или менее ясном его сознании»[108]. Особой силой внушение действует на лиц впечатлительных и вместе с тем не обладающих достаточно развитой способностью к самостоятельному логическому мышлению, не имеющих твердых жизненных принципов и убеждений, а так же тех, кто для кого характерны доминирование ситуативного психического настроя, состояния неуверенности в себе. Важна степень авторитетности источника информации, которая в свою очередь располагает к доверию и снимает сколько-нибудь значительное сопротивление, внушающему воздействию. Другими условиями, повышающими эффективность внушения, является присутствие других, например митинг, ослабление воли и физическая усталость людей.

Внушение является важным фактором общественной жизни и находит применение во всех сферах социальных отношений. Б.Д.Поршнев объяснял некоторые важнейшие страницы древнейшей истории человечества через действие механизмов внушения (суггестии) и контрвнушения (контрсуггестии). Суггестия объясняет зависимость человека от принудительных сил коллективных действий и представлений, уходящая в глубокие недра социальной психологии. Контрсуггестия является ключом к пониманию процесса рождения "внутреннего мира", психической независимости личности. Воздействием этих механизмов объясняется и исторический процесс социальной дифференциации человечества (демографической и лингвистической), который нашел выражение, с одной стороны в быстром расселении человека по материкам и архипелагам земного шара в течение первых 15-20 тыс. лет нашей истории и, во-вторых, в факте возникновения множественности языков из некогда единого праязыка. И тот, и другой процессы, считает Поршнев, могут быть рационально поняты как результаты контрсуггестии, т.е. сопротивления человека, находящегося под бременем межиндивидуального давления внушающей силе слова в рамках первой исторической общности «мы» (Поршнев, 1971).

Резюме

1. Власть — это возможность влиять на поведение других.

2. Власть рассматривалась в истории человечества с древнейших времен как социальная роль (шаман, лидер, вождь, герой), социально-психологический ресурс для управления людьми (определенные качества и свойства личности) и механизмы управления и подчинения одних людей другим (превосходство, заражение, внушение, авторитет, страх).

3. Три аспекта власти: директивный. Функциональный, коммуникативный.

4.Власть проявляетсячерез принципы осуществления: порядка (извне) и действия, на которое рассчитывает общество (внутри); как средство осуществления: насилие моральное превосходство, легитимность.

5. В группе существует два вида власти: лидерство и руководство.

6. Лидер - это такой член группы, который выдвигается в результате взаимодействия ее членов или организует вокруг себя группу людей с теми же, что и у него, нормами, ценностями и способствует организации и управлению этой группой при достижении общей цели.

7. Руководство – это процесс управления индивидом группой (организацией), официально оформленный, предполагающий его юридическую ответственность за функционирование группы, возможность использования санкций для поощрения или наказания подчиненных. В отличие от лидера руководитель обладает формально закрепленными правами и обязанностями.

8. К. Левиным предложны три основных типа руководства группой.

Авторитарный (автократический) стиль - характеризуется явным неравноправием руководителя и рядовых членов группы, исполняющих его волю, основывается на авторитете или могуществе лидера.

Руководитель демократического стиля, прежде чем принять решение, советуется с членами группы, участвует в дискуссии наравне со всеми принятое решение реализуется при разделенной ответственности, все члены группы могут высказываться свободно; активность подчиненных стимулируется, распоряжения отдаются спокойно, по-деловому.

При либеральном (попустительском, анархическом) стиле руководства дела в группе идут сами собой, руководитель соглашается с любым мнением, даже если на стадии реализации решения предлагается все переменить. В чистом виде этот стиль самый непродуктивный для группы.

    9.Общение индивидов может осуществляться в двух совершенно различных ситуациях: в группе с обозначенными границами и вне группы, в массе. Главный отличительный признак "массового", внегруппового поведения - возникновение стихийной передачи информации, и ситуация общения характеризуется тем, что личность действует часто без ощущения личного контроля над ситуацией.

10. М.Вебером предложена следующая типология власти: рационально-легальная, традиционная, харизматическая.

11. В качестве других видов можно указать власть вознаграждения, принуждения, эксперта, референта, информационную, легитимную и т.д.

12. Подражание, заражение и внушение являютсямеханизмами влияния на человека.

Подражание направлено на воспроизведение индивидом определенных внешних черт и образцов поведения, манер, действий, которые характеризуются и сопровождаются при этом определенной эмоциональной и рациональной направленностью.

Как заражение, так и внушение являются способами групповой интеграции, способами объединения общности в одно целое путем создания общего психологического состояния, перерастающего затем в совместную групповую и массовую деятельность.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое власть в обществе с точки зрения социальной психологии?

2. Перечислите социально-психологические аспекты власти.

3. Виды власти в группе.

4. В чем отличие лидера от руководителя?

5. Вспомните типы руководства группой, предложенные К. Левиным

6. Типология власти М.Вебера.

7. Какие еще существуют виды власти в группе?

Литература

(обязательная)

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.:МГУ,1999.

2. Федоров Ю.М. Социальная психология.- Тюмень.: ТюмГУ,1997.

(дополнительная)

1. Аронсон Э.Общественное животное. Введение в социальную психологию.- М., 1998.

2. Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. – М.:Наука, 1994.

3. Гибш Г., Форверг М.Введение в марксистскую социальную психологию. Пер. с нем. Т.А. Рябушкиной. - М.:Прогресс, 1972.

4. Ильин М.В., А.Ю. Мельвиль. Власть \\Полис,1997,№6.

5. Майерс Д. Социальная психология. -СПб.: Прайм – Еврознак; М.: Олма-Пресс, 2002.

6. Милграм С.Эксперимент в социальной психологии.- СПб.: Питер, 2000.

7. Московичи С. Власть - неизбежный источник отношений между людьми. \\Сб. Психология власти, т.1.,с.169-220.

8. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. - М.: Наука, 1966.

9. Психология власти в 2-х томах. Хрестоматия.- Самара: Бахрах, 1999.

10. Социальная психология : краткий очерк / Под общ. ред. Г.П. Предвечного и Ю.А. Шерковина. – М.: Политиздат, 1975.

11. Чалдини Р. Психология влияния. – СПб: «Питер», 2000.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.22.242 (0.042 с.)