Практическое занятие 7. Социальная перцепция 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическое занятие 7. Социальная перцепция



Вопросы:

1. Понятие социальной перцепции

2. Механизмы социальной перцепции

3. Динамика межличностного восприятия

4. Типичные формы межличностной перцепции

Цель -изучение социальной перцепции как одной из сторон межличностных отношений.

При подготовке первого вопроса вам необходимо изучить понятие социальной перцепции, подумать, в чем отличие процесса перцепции, изучаемого в курсе общей психологии и социальной перцепции, изучаемой в курсе социальной психологии.

Обратите внимание на специфику социальной перцепции, которая проявляется в том, что в процессе восприятии происходит взаимовлияние людей. Процесс перцепции сопровождается стремлением понять другого человека, но понимание другого невозможно без общего знания того, чем является его личность, без установления межличностных отношений с ним;

Результатом восприятия другого человека является создание перцептивного образа.

Объясните, почему социальная перцепция всегда опосредуется системой ценностей, социальными стандартами восприятия.

Приведите примеры, следующих объектов восприятия:

· индивид, принадлежащий к «своей группе»,

· индивид; принадлежащий «чужой» группе,

· «своя группа»,

· "чужая группа»,

· восприятие группой своего члена,

· восприятие групповой представителя другой группы,

· восприятие группой самой себя,

· восприятие группой в целом другой группы.

При подготовке второго вопроса, необходимо изучить механизмы познания человека человеком в процессе межличностных отношений.

Одним из таких механизмов является эмпатия, т.е. способность понимать другого человека, сочувствовать и принимать его чувства в расчет. Обратившись к статье К. Рождерса «Эмпатия», поясните значение этой способности в различных жизненных ситуациях. Почему, по словам К. Роджерса, «быть эмпатийным трудно»?

Изучая механизм идентификации, то есть отождествления себя с другим, подумайте, что полезного может дать родителям пребывание хотя бы на время «в шкуре» собственного ребенка. В каких еще ситуациях межличностных отношений данный механизм является полезным?

Рефлексия является еще одним механизмом, посредством которого один человек, например, Петя понимает Васю путем размышления за него. В результате этого у Пети появляется знание того, как Вася понимает его. Поскольку перцепция является двусторонним процессов, то возникает эффект зеркальных отражений друг друга.

Полезно изучая механизмы социальной перцепции, проделать следующую работу - понаблюдать за своим поведением и поведением других людей и привести примеры идентификации, эмпатии и рефлексии.

Подумайте над психологической загадкой, авторами который являются Дж. Холмс, Т. Ньюком и Ч.Кули. Сколько человек «присутствуют» в ситуации диадического общения, например, неких Джона и Генри? Ответ на нее вы найдете ниже.

При изучении третьего вопроса семинарского занятия вам необходимо изучить барьеры, т.е. помехи, искажающие результаты восприятия и влияющие как на перцептивный образ, так и на характер отношений. Изучая установку, обратите внимание на три функции установки, выделяемые Узнадзе: селективную (отборочную), оценочную и ориентировочную. Приведите примеры из жизненной практики.

При изучении других перцептивных барьеров, описанных в лекции, полезно найти из художественной литературы примеры, иллюстрирующие действие этих барьеров.

Важным механизмом, влияющим на процесс восприятия и понимания человека человеком, является стереотип. Рассматривая его особенности и закономерности формирования, объясните сходство стереотипа с предрассудком.

Изучая стереотипы, обратите внимание на влияние социальных условий, личного опыта на их формирование. Приведите примеры различных стереотипов, возникающих под влиянием этих условий.

Объясняете следующие характеристики стереотипа:изменчивость, инертность, лаконичность/образность, устойчивость, вербализованность.

Чтобы понять психологическую природу стереотипизации, рекомендуется изучить механизмы, лежащие в ее основе:категоризация, селективное, селективная интерпретация, селективная идентификация и селективное исключение.

В заключение подготовки данного вопроса семинарского занятия поясните на примерах социально-психологические функции социальных стереотипов: когнитивную, схематизации, упрощения воспринимаемой информации об объекта восприятия; ценностно-защитную- создания и сохранения положительного «Я - образа»; идеологическую- формирования и сохранения групповой идеологии, объясняющей и оправдывающей поведение группы; идентифицирующую -создания и сохранения положительного группового «Мы - образа».

Изучая типичные формы межличностной перцепции, объясните смысл поговорки «встречают по одежке, провожают по уму». Найдите поговорки, иллюстрирующие другие формы межличностной перцепции.

Ответ на загадку. По мнению ученых в диадическом общении присутствуют 8 человек: Джон, каков он есть на самом деле (каким его создал Господь Бог), Джон, каким он видит себя сам; Джон, каким его видит Генри, Джон, каким ему представляется его образ в сознании Генри и, соответственно, то же самое справедливо для Генри.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.100.120 (0.005 с.)