Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Практическое занятие 7. Социальная перцепция
Вопросы: 1. Понятие социальной перцепции 2. Механизмы социальной перцепции 3. Динамика межличностного восприятия 4. Типичные формы межличностной перцепции Цель -изучение социальной перцепции как одной из сторон межличностных отношений. При подготовке первого вопроса вам необходимо изучить понятие социальной перцепции, подумать, в чем отличие процесса перцепции, изучаемого в курсе общей психологии и социальной перцепции, изучаемой в курсе социальной психологии. Обратите внимание на специфику социальной перцепции, которая проявляется в том, что в процессе восприятии происходит взаимовлияние людей. Процесс перцепции сопровождается стремлением понять другого человека, но понимание другого невозможно без общего знания того, чем является его личность, без установления межличностных отношений с ним; Результатом восприятия другого человека является создание перцептивного образа. Объясните, почему социальная перцепция всегда опосредуется системой ценностей, социальными стандартами восприятия. Приведите примеры, следующих объектов восприятия: · индивид, принадлежащий к «своей группе», · индивид; принадлежащий «чужой» группе, · «своя группа», · "чужая группа», · восприятие группой своего члена, · восприятие групповой представителя другой группы, · восприятие группой самой себя, · восприятие группой в целом другой группы. При подготовке второго вопроса, необходимо изучить механизмы познания человека человеком в процессе межличностных отношений. Одним из таких механизмов является эмпатия, т.е. способность понимать другого человека, сочувствовать и принимать его чувства в расчет. Обратившись к статье К. Рождерса «Эмпатия», поясните значение этой способности в различных жизненных ситуациях. Почему, по словам К. Роджерса, «быть эмпатийным трудно»? Изучая механизм идентификации, то есть отождествления себя с другим, подумайте, что полезного может дать родителям пребывание хотя бы на время «в шкуре» собственного ребенка. В каких еще ситуациях межличностных отношений данный механизм является полезным? Рефлексия является еще одним механизмом, посредством которого один человек, например, Петя понимает Васю путем размышления за него. В результате этого у Пети появляется знание того, как Вася понимает его. Поскольку перцепция является двусторонним процессов, то возникает эффект зеркальных отражений друг друга.
Полезно изучая механизмы социальной перцепции, проделать следующую работу - понаблюдать за своим поведением и поведением других людей и привести примеры идентификации, эмпатии и рефлексии. Подумайте над психологической загадкой, авторами который являются Дж. Холмс, Т. Ньюком и Ч.Кули. Сколько человек «присутствуют» в ситуации диадического общения, например, неких Джона и Генри? Ответ на нее вы найдете ниже. При изучении третьего вопроса семинарского занятия вам необходимо изучить барьеры, т.е. помехи, искажающие результаты восприятия и влияющие как на перцептивный образ, так и на характер отношений. Изучая установку, обратите внимание на три функции установки, выделяемые Узнадзе: селективную (отборочную), оценочную и ориентировочную. Приведите примеры из жизненной практики. При изучении других перцептивных барьеров, описанных в лекции, полезно найти из художественной литературы примеры, иллюстрирующие действие этих барьеров. Важным механизмом, влияющим на процесс восприятия и понимания человека человеком, является стереотип. Рассматривая его особенности и закономерности формирования, объясните сходство стереотипа с предрассудком. Изучая стереотипы, обратите внимание на влияние социальных условий, личного опыта на их формирование. Приведите примеры различных стереотипов, возникающих под влиянием этих условий. Объясняете следующие характеристики стереотипа:изменчивость, инертность, лаконичность/образность, устойчивость, вербализованность. Чтобы понять психологическую природу стереотипизации, рекомендуется изучить механизмы, лежащие в ее основе:категоризация, селективное, селективная интерпретация, селективная идентификация и селективное исключение. В заключение подготовки данного вопроса семинарского занятия поясните на примерах социально-психологические функции социальных стереотипов: когнитивную, схематизации, упрощения воспринимаемой информации об объекта восприятия; ценностно-защитную- создания и сохранения положительного «Я - образа»; идеологическую- формирования и сохранения групповой идеологии, объясняющей и оправдывающей поведение группы; идентифицирующую -создания и сохранения положительного группового «Мы - образа».
Изучая типичные формы межличностной перцепции, объясните смысл поговорки «встречают по одежке, провожают по уму». Найдите поговорки, иллюстрирующие другие формы межличностной перцепции. Ответ на загадку. По мнению ученых в диадическом общении присутствуют 8 человек: Джон, каков он есть на самом деле (каким его создал Господь Бог), Джон, каким он видит себя сам; Джон, каким его видит Генри, Джон, каким ему представляется его образ в сознании Генри и, соответственно, то же самое справедливо для Генри.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.100.120 (0.005 с.) |