Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
III. Выявление лиц, замышляющих, ,Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ПОДГОТАВЛИВАЮЩИХ, СОВЕРШАЮЩИХ ПРЕСТУПЛЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ВЗРЫВЧАТЫХ ВЕЩЕСТВ И ВЗРЫВНЫХ УСТРОЙСТВ Одним из главных направлений оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел является своевременное выявление различных категорий лиц, представляющих оперативный интерес, фактов их противоправного поведения. И в этой же связи — причин и условий, способствующих их противоправной деятельности. Анализ практики борьбы с криминальными взрывами показывает: деятельность оперативных подразделений органов внутренних дел, в чью компетенцию входит это направление работы, нуждается в дальнейшем совершенствовании. Продолжающееся осложнение оперативной обстановки во многом связано с недостаточной профессиональной подготовкой сотрудников, просчетами в организации оперативно-розыскной и следственной работы. К сожалению, упущения, о которых речь, имеют давние корни. На это неоднократно обращалось внимание сотрудников оперативных подразделений органов внутренних дел. Вот примеры. В начале пятидесятых на территории Полтавской области УССР длительное время действовала банда, возглавляемая В.А. Сильничим, ликвидированная в 1953 г. По результатам анализа деятельности сотрудников уголовного розыска (по ее разработке) было особо подчеркнуто, банда была ликвидирована только после совершения множества особо опасных преступлений: “Между тем, как показала проверка, они могли 120 быть ликвидированы в период их организации. Не было сделано это вследствие слабой постановки агентурной работы по выявлению и разработке уголовного элемента и лиц, ведущих подозрительный образ жизни, и не реагирования сотрудников милиции” на оперативные сведения. На такие же ошибки указывалось при анализе работы московской милиции по ликвидации банды Митина (материалы разработки этой банды были использованы братьями Вайне-рами при написании “Эры милосердия”). В частности, было отмечено, что “многие органы милиции г. Москвы и Московской области слабо занимались оперативной работой по выявлению и разработке преступного элемента и лиц, ведущих сомнительный образ жизни... Они строили свою работу не от преступника, а от совершенного преступления”. В теории оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел под выявлением лиц и фактов, представляющих оперативный интерес1, понимается процесс осуществления комплекса оперативно-розыскных, иных мероприятий, включающих поиск и получение первичных сведений о таких лицах и фактах, их проверку и принятие решения в целях предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования преступлений. На оперативные подразделения органов внутренних дел возлагается задача наладить и постоянно поддерживать в эффективном рабочем состоянии своеобразный четко работающий “конвейер” сбора информации, носящей не только криминальный, но и предкрими-нальный характер — ее накопление и обработку в целях принятия необходимых мер. Как правило, сначала должна анализироваться и оцениваться оперативная обстановка на обслуживаемой территории или по линии работы. Исходя из этого, на последующих этапах определяются цели и объекты поиска, его направления, 1 Далее — “выявление лиц и фактов”. 121 необходимые для этого силы и средства, формы осуществления оперативно-поисковой работы. С точки зрения содержательной эта деятельность предполагает обнаружение первичных сведений о подготовке или совершении преступлений, не известных органам внутренних дел, и о лицах, не состоящих на оперативно-розыскных и профилактических учетах, однако являющихся носителями криминальной информации. Анализ практики свидетельствует о том, что лиц, от которых можно ожидать организации или совершения криминальных взрывов, следует выявлять среди следующих категорий граждан: - ранее судимых за преступления, связанных с незаконным оборотом ВВ и ВУ; - в отношении которых поступала следственная или оперативно-розыскная информация о попытках приобрести ВВ, изготовить ВУ; - чья производственная или служебная деятельность (бывшая либо настоящая) связана с изготовлением, хранением, перевозкой и использованием оружия, боеприпасов или ВВ; - лидеров и боевиков организованных групп, преступных сообществ (преступных организаций); - прошедших подготовку в качестве подрывников в учебных заведениях и работавших на предприятиях горнодобывающей промышленности; - работающих (работавших) в области химических технологий, связанных с производством ВВ, порохов, других взрывоопасных материалов; - пиротехников кино- и видеостудий; - бывших военнослужащих, имеющих опыт обращения с ВВ и ВУ, замеченных в связях с криминальными структурами; 122 - имеющих опыт боевых действий в межгосударственных и межнациональных конфликтах; - участников конфликтующих, хулиганских группировок подростков и молодежи, а также лиц, входящих в неформальные объединения экстремистского толка, систематически нарушающих общественный порядок; - склонных к незаконной охоте и браконьерству; - задержанных вблизи мест хранения взрывчатых материалов; - учащихся школ, профтехучилищ, колледжей, институтов и других учебных заведений, чья практика и обучение специальности связаны с горнорудной промышленностью, металлообработкой, химическими технологиями, радиотехникой; - занимающихся изготовлением самодельных ВУ для различных целей; - психически больных (включая больных пироманией), высказывающих агрессивные намерения. Для своевременного выявления лиц, замышляющих со-шение преступления с применением ВУ, необходимо: - обучать источники оперативной информации распознаванию внешних признаков приготовительных действий для осуществления взрыва; - оказывать им помощь в установлении доверительных отношений с лицами, склонными к совершению преступлений с применением ВУ; - привлекать к конфиденциальному сотрудничеству граждан, имеющих связи с лицами, от которых можно ожидать совершения преступлений с применением ВУ; - использовать возможности информационных центров для выявления конфиденциальных сотрудников, состоящих на связи в других оперативных аппаратах органов внутренних дел, которые могут предоставлять информацию о поведении того или иного лица, интересующего оперативных работников. 123 К фактам, представляющим оперативный интерес, приме- нительно к борьбе с криминальными взрывами, следует в первую очередь отнести обстоятельства, способствующие их со-вершению. На практике подобные обстоятельства могут находить самое разнообразное проявление. К основным из них следует отнести факторы, способствующие возникновению и реализации преступного умысла. Чаще всего они заключаются в недостатках системы государственного контроля за оборотом оружия, боеприпасов, ВВ и ВУ, нарушениях правил их учета и охраны. Именно эти факты чаще всего служат причиной попадания ВВ и ВУ в сферу незаконного оборота. Успешное решение задачи выявления лиц и фактов, пред-, ставляющих оперативный интерес, применительно к борьбе с криминальными взрывами, в значительной степени определяется системой мер по формированию специализированного негласного аппарата для выявления и оперативного прикрытия каналов незаконного распространения ВВ и ВУ. При этом возможны следующие виды специализации: - линейный, т.е. ориентированный на выявление преступников в процессе осуществления оперативно-розыскных мероприятий в среде лиц, со стороны которых можно ожидать совершения преступлений с применением ВВ и ВУ; - объектово - территориальный, т.е. заключающийся в оперативном обслуживании одного или группы объектов оборота ВВ и ВУ. Такая систематизация позволяет ориентировать силы негласного аппарата на наиболее сложных в оперативном отношении объектах или участках, созданием системы оперативного слежения за незаконным распространением взрывчатых материалов и раскрытия преступлений, совершаемых с применением ВУ. Совершенствование деятельности подразделений уголовного розыска по установлению причин, условий, каналов, ис- 124 точников поступления оружия, боеприпасов, ВВ и ВУ в сферу незаконного оборота видится, главным образом, в выявлении оперативным путем конкретных правонарушений. Полученные первичные сведения о лицах и фактах подлежат тщательной проверке. Это позволяет определить достоверность поступившей информации, ее полноту и возможность дальнейшего использования в предупреждении, пресечении и раскрытии криминальных взрывов. Такая проверка необходима прежде всего потому, что первоначальные сведения могут не соответствовать действительности, а их использование может привести в последующем к ущемлению прав и законных интересов граждан, к нарушению законности... А порой, к сожалению, открывает большие возможности для преступников, дабы тщательнее скрывать противозаконные действия. Проверка первичных сведений необходима также и потому, что в ряде случаев они бывают неконкретным и не содержат достаточных данных для правильного решения вопроса о мерах, которые следует принять, исходя из их содержания. В зависимости от характера полученных сведений, мероприятия по их проверке осуществляются в сроки, как правило, не превышающие 3-10 суток. В случае если поступившая информация свидетельствует о подготовке преступления и реально угрожает жизни и здоровью граждан, общественной безопасности, то одновременно принимаются меры профилактического характера либо по его пресечению. Причем мероприятия, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья граждан, планируются и осуществляются немедленно вслед за поступившей об этом информации, И имеют целью недопущение совершения подготавливаемого преступления. Виды мероприятий и направления их осуществления по проверке выявленных первичных сведений, представляющих оперативный интерес весьма разнообразны и зависят от тех конкретных обстоятельств, которые содержатся в полученной 125 информации. Однако в каждом случае в процессе проверки следует установить: - место жительства (местонахождение) проверяемого, его личность, судимость, связи, поведение и образ жизни; - причастность проверяемого к противоправным действии-ям, о которых сообщается, имел ли место сам факт кри- минального события, причастность проверяемого к ранее совершенным преступлениям, наличие у него ценностей, приобретенных преступным путем; - преступные намерения проверяемого, его конкретные действия по подготовке преступления и созданию условий, способствующих осуществлению преступных намерений. Выясняются также иные обстоятельства, исходя из тех или иных конкретных данных, содержащихся в первичной информации. Каждое выявленное лицо проверяется по оперативно-розыскным учетам органов внутренних дел. Все документы, которые поступают в результате поиска информации и ее проверки, собираются в отдельную папку, именуемую “проверочным материалом”. Каждый проверочный материал в отдельности регистрируется в специальном журнале, который ведется отдельно по линиям служб криминальной милиции.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.168.176 (0.008 с.) |