Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
С применением взрывных устройств
Совершение преступлений с применением ВУ затрагивает многие аспекты деятельности по обеспечению общественной безопасности и охране правопорядка. Отсюда возникает взаимный интерес ряда служб и подразделений органов внутренних дел, других государственных и правоохранительных ор- 103 ганов к решению данного вопроса. Несмотря на общую цель борьбы с преступностью, каждый из них осуществляет функции, присущие своему виду деятельности. Поэтому организация взаимодействия в работе по выявлению, предупреждению < и раскрытию рассматриваемых преступлений должна в полной мере учитывать компетенцию каждого субъекта, а также специфику сил, средств и методов, используемых им в борьбе с преступностью. Наибольшие возможности в выявлении, предупреждении и раскрытии рассматриваемого вида преступлений имеют подразделения органов внутренних дел, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность в полном объеме: уголовный розыск (головная служба по раскрытию криминальных взры- вов), подразделения по борьбе с организованной преступно- стью, подразделения по борьбе с экономической преступностью и оперативные аппараты органов внутренних дел на транспорте. Это объясняется тем, что именно на них в качестве основной возложена задача выявления, предупреждения и раскрытия преступлений с использованием оперативно- розыскных сил, средств и методов, позволяющих вести успешную борьбу с преступностью в целом. Взаимодействие этих подразделений в предупреждении и - посредством совместного анализа и изучения оператив- - - разработкой комплексных оперативно-розыскных мероприятий, направленных на борьбу с рассматриваемым видом преступлений; - обменом информацией и совместным проведением опе- 104 - взаимным ориентированием сил оперативно-розыскной деятельности выявлением лиц и фактов, связанных с незаконным оборотом ВВ и ВУ,
- предупреждением и раскрытием преступлений, совершаемых с их применением; - совместным планированием оперативно-розыскных мероприятий по обследованию объектов хранения и использования ВВ и проведению индивидуально-профилактической работы с лицами, от которых можно ожидать подобных преступлений, выявлением фактов незаконного изготовления ВУ. Так, в декабре 1998 г. сотрудниками ОУР Усвятского и Невельского РОВД УВД Псковской области во взаимодействии с подразделениями органов внутренних дел УВД Смоленской области во время проведения совместных оперативно-розыскных мероприятий на трассе Невель — Смоленск была задержана группа лиц, следовавших на автомашине “ВАЗ-2106”. При осмотре автомашины обнаружен автомат и патроны калибра 7,62 мм. В процессе последующих оперативно-розыскных мероприятий в отношении задержанных был установлен житель г. Невеля, который сбывал оружие, боеприпасы и взрывные устройства лицам из криминальной среды. При производстве обыска у него изъята большая партия оружия, боеприпасов, взрывных устройств, приготовленных для сбыта. Следует указать на целесообразность использования в раскрытии и предупреждении криминальных взрывов такого оперативно-розыскного мероприятия как оперативное внедрение1. Например, в целях реализации оперативной информации и привлечения к уголовной ответственности участников организованной преступной группы, специализировавшейся на незаконном обороте оружия, боеприпасов и ВВ на 1 См.: Федеральный закон “Об оперативно-розыскной деятельности”: Научно-практический комментарий / Под ред. проф В.В. Николюка. — 4-е изд., перераб. и доп. М, 1999. С. 64-65 105 территории Свердловской области, в нее был внедрен сотрудник оперативного подразделения, с помощью которого была осуществлена проверочная закупка боевого оружия. После соответствующего документирования преступных действий членов преступной группы была осуществлена специальная операция по их задержанию. Особую специфику имеет организация взаимодействия с оперативными аппаратами учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
К сожалению, их возможности в раскрытии преступлений совершенных с применением ВУ, сотрудниками подразделений криминальной милиции используются недостаточно. Сотрудники подразделений по борьбе с организованной преступностью, а также иных подразделений криминальной милиции не всегда проверяют информацию, получаемую из оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы, не всегда дают ответы на поступающие инициативные сообщения. В целях эффективной борьбы с преступлениями, совершаемыми с применением ВУ, особое значение имеет организация взаимодействия со следственными подразделениями органов внутренних дел и прокуратуры. Основной организационной формой взаимодействия является следственно-оперативная группа (СОГ). СОГ подразделяются на определенные виды: 1. Дежурная группа (при дежурной части) — обеспечивает немедленное реагирование на сообщение о преступлениях, производство неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по горячим следам; формируется в составе следователя, сотрудников оперативных и экспертно-криминалистических подразделений, кинолога. По предложению руководства подразделений по борьбе с организованной преступностью в состав СОГ могут быть включены сотрудники иных подразделений. 2. Целевая группа (временная) — для раскрытия и расследования преступлений по конкретному уголовному делу. 106 9- 3. Специализированная группа (постоянно действующая) — для раскрытия и расследования преступлений определенной категории; в том числе, по которым лица, их совершившие, не установлены. 4. Совместная СОГ (бригада) — для раскрытия и расследования тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе совершенных организованными преступными группами. В состав СОГ (бригады) могут включаться по согласованию сотрудники органов прокуратуры, Федеральной службы безопасности. Федеральной службы налоговой полиции и других заинтересованных органов и организаций. Орган дознания, получивший оперативно-розыскным путем информацию, относящуюся к расследуемому преступлению или иным фактам преступной деятельности обвиняемых (подозреваемых), проходящих по делу, должен своевременно знакомить с нею следователя, принимая меры, исключающие разглашение источников информации и способы ее получения. Предоставление результатов оперативно-розыскной деятельности включает в себя: - вынесение руководителем органа, осуществляющего ОРД постановления о предоставлении результатов ОРД органу дознания, следователю; - вынесение, при необходимости, постановления о рассек-речивании отдельных оперативно-служебных документов, содержащих государственную тайну; - оформление сопроводительных документов и фактическую передачу материалов (пересылка по почте, передача с нарочным и т.п.)1. 1 Приказ ФСНП России, ФСБ России, МВД России, ФСО России, ФПС России, ГТК России, СВР России от 13 мая 1998г. № 175/226/336/201/286/410/56 “Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд”. 107 Результаты ОРД могут представляться в виде обобщенного
Степень секретности представляемых материалов, виды приложений и способ передачи определяются в соответствии с правилами ведения секретного делопроизводства в каждом конкретном случае отдельно — в том числе в зависимости от существа полученного запроса (поручения) и наличия сведений, подлежащих засекречиванию. Представляемые материалы должна сопровождать информация о времени, месте, обстоятельствах изъятия в ходе ОРД предметов и документов, получения видео- и аудиозаписей, кино- и фотоматериалов, копий и слепков, должно быть приведено описание индивидуальных признаков указанных предметов и документов. Правовой основой представления результатов ОРД следователю являются Конституция Российской Федерации, уго-ловно - процессуальное законодательство, ФЗ “Об ОРД”, иное федеральное законодательство, нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, регулирующие отношения в области осуществления оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности. Сочетание средств и методов, которыми располагают следователь и оперативный работник, позволяет наступательно и целенаправленно вести борьбу с лицами, совершившими криминальные взрывы. Такое взаимодействие при раскрытии преступлений, совершаемых с применением ВУ, осуществляется по следующим направлениям: - совместное планирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий; - ознакомление следователя с содержанием оперативной информации в целях последующего ее использования в 108 ходе расследования уголовного дела, проведения отдельных процессуальных действий; - выполнение оперативными сотрудниками отдельных поручений следователя; - участие оперативных сотрудников в проведении следственных действий. Особое место занимает взаимодействие оперуполномоченных подразделений криминальной милиции со следователем при реализации оперативно-розыскных материалов по делам оперативного учета. На данном этапе необходимо обеспечить согласованность следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий в целях быстрого установления виновных и привлечения их к предусмотренной законом ответственности. Их взаимодействие должно продолжаться и на последующих этапах процесса раскрытия преступления и расследования уголовного дела. Особенно это необходимо в случаях, когда подозреваемый (обвиняемый) скрывает обстоятельства совершения преступления, источники приобретения ВВ или ВУ, не называет соучастников преступления, либо когда имеются предположения о совершении лицом других преступлений1.
Решая вопросы борьбы с преступлениями, совершаемыми с применением ВУ, оперативные подразделения должны осу- ' Подробнее см.: Бордиловский Э.И. Оперативно-розыскное обеспечение процесса расследования преступлений. М.: Академия МВД РФ, 1993; Самоделкин С.М. Оперативно-розыскное сопровождение предварительного расследования и судебного разбирательства тяжких преступлений (правовые и организационные основы) // Дис...канд. юрид. наук. М.: Академия МВД РФ, 1994; Хачаро-ев Х.Д. Организация и тактика оперативно-розыскного обеспечения расследования корыстно-насильственных преступлений // Ав-тореф. дис... канд. вдрид. наук. М.: ЮИ МВД РФ, 1997. 109 ществлять тесное взаимодействие и с различными подразделениями, входящими в состав милиции общественной безопасности: службой участковых инспекторов, подразделениями лицензионно-разрешительной работы, дежурными частями милиции, инженерно-саперными отделениями отрядов милиции особого назначения и другими подразделениями, в чьи задачи входят те или иные аспекты предупреждения и раскрытия названных преступлений В современных условиях решающее значение приобретает организация не только внутреннего взаимодействия служб и подразделений органов внутренних дел, но и внешнего — с другими правоохранительными органами и иными государственными учреждениями. Следует подчеркнуть: разрозненные усилия в борьбе с преступностью никогда не приводили к положительным результатам. Только комплексное использование сил, средств и методов деятельности всех ее субъектов (включая субъектов оперативно-розыскной деятельности в России и за ее пределами) способно повлиять на ход этой многогранной работы. Основные принципы и формы их взаимодействия определены Указом Президента РФ № 567 от 18 апреля 1996 г. “О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью”. К ним относятся: - проведение координационных совещаний руководителей и обмен информацией по вопросам борьбы с преступностью; - совместные выезды в регионы для проведения согласованных действий, проверок и оказания практической помощи; - создание совместных следственно-оперативных групп для расследования конкретных преступлений; - проведение совместных целевых мероприятий по выявлению и пресечению преступлений; - оказание взаимной помощи и т.п. 110 В процессе внешнего взаимодействия подразделения по борьбе с организованной преступностью в первую очередь координируют свою работу с органами, которые непосредственно осуществляют правоохранительные функции (прокуратура, юстиция, Федеральная служба безопасности и др.) и контрольно-надзорными органами (Госгортехнадзор).
Так, в ходе проверки поступившей оперативной информа- ции сотрудниками УУР УВД Псковской области в лесном массиве в 10 км от г. Себежа были обнаружены 2 склада боеприпасов, из которых в общей сложности изъято 323 мины и 47 гранат (РГД, Ф 1, противотанковых). В результате последующих оперативно-розыскных мероприятий совместно с сотрудниками военной контрразведки Федеральной пограничной службы России был установлен военнослужащий погранвойск, проходивший по контракту службу в ОКПП “Себеж”, причастный к складированию в лесу вышеуказанных боеприпасов. Вместе с тем такое взаимодействие чаще всего носит эпизодический характер, что отрицательно влияет на его эффективность. К основным причинам такого положения можно отнести такие, например, как — наличие “ведомственного” барьера между различными правоохранительными органами; отсутствие навыков, умения оказать необходимую помощь при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий; нежелание отдельных сотрудников оказывать помощь коллегам; несовершенство системы взаимного обмена информацией; несовершенство критериев оценки вклада других органов в процесс раскрытия преступлений; слабая организующая роль руководителей органов в процессе обеспечения взаимодействия. Если говорить о субъектах, в чью компетенцию входит решение вопросов борьбы с криминальными взрывами, то следует отметить, что эта функция присуща многим государственным органам. Это вытекает из положений “Концепции национальной безопасности Российской Федерации”. 111 ...“Национальные интересы Российской Федерации в сфе ре борьбы с преступностью и коррупцией требуют консоли дации усилий общества и государства, выработки ком плексной системы мер правового, специального и иного характера для эффективного пресечения преступлений и правонарушений, для обеспечения защиты личности, обще ства и государства от преступных посягательств, для соз дания системы контроля за уровнем преступности”. Борьба же с организованной преступностью, коррупцией, террориз мом и бандитизмом “должна быть ориентирована на преду преждение и пресечение противоправных действий, неот вратимость ответственности за любое преступление”. Наиболее полно вопросы организации взаимодействия в борьбе с преступностью урегулированы применительно к деятельности органов внутренних дел и ФСБ. Его необходимость обусловлена общностью содержания и методов их деятельности. С одной стороны, на органы внутренних дел, согласно Положению о Министерстве внутренних дел России, возложено участие в пределах своей компетенции в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом3. С другой — органы ФСБ, выполняя возложенные на них специфические функции, оказывают помощь органам внутренних дел в решении задач по охране общественного порядка и борьбе с преступностью. Поэтому выявление каналов незаконного оборота ВВ и лиц, вынашивающих экстремистские и другие общественно опасные намерения, своевременное пресечение и раскрытие преступлений является общей задачей органов внутренних дел и 1 Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Российская газета. 1997, 26 дек. 2 Там же. 3 См.: п. 9 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 1996, №30 Ст. 3605. 112 ФСБ, для решения которой должны проводиться соответствующие совместные мероприятия1. Наряду с изложенным, необходимость их взаимодействия обусловлена также рядом причин, что в целом можно отнести и к обоснованию необходимости организации взаимодействия между иными субъектами оперативно-розыскной деятельности в России по борьбе с криминальными взрывами. К главным из них можно отнести следующие: - перед органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, стоят единые задачи в области борьбы с преступностью; - в процессе выполнения своих функциональных специфических обязанностей подразделения органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, могут добывать (и добывают) оперативную информацию, значимую для других субъектов оперативно-розыскной деятельности; - наличие оперативных источников в среде, несвойственной, например, для подразделений криминальной милиции, и наоборот; - наряду с оперативными источниками органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, имеют различные информационные возможности и уровни допуска к информации, представляющей оперативный интерес для целей борьбы с преступностью; 1 См.: приказ ФСБ РФ, МВД РФ №218/228 от 29 апреля 1996 г. “Об утверждении инструкции о порядке взаимодействия дежурных служб ФСБ России и МВД России”, приказ ФСБ РФ, МВД РФ №479/826 от 10 декабря 1997 г “Об утверждении Единого перечня чрезвычайных ситуаций, преступлений и происшествий, сообщения о которых должны одновременно направляться органами федеральной службы безопасности и органами внутренних дел одновременно в ФСБ РФ и МВД РФ”. 113 - каждый субъект оперативно-розыскной деятельности, особенно из числа органов, осуществляющих разведыва- тельную и контрразведывательную деятельность, имеет различные возможности в техническом и агентурном проникновении в преступную среду; - сотрудники органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, различаются между собой по степени компетенции в решении задач борьбы с преступностью, профессиональной подготовленности и целеустремленности в решении стоящих перед ними задач. При этом между ними используются, как правило, следующие виды взаимодействия: - совместное или согласованное проведение операций по пресечению и раскрытию тяжких и особо тяжких преступлений, совершаемых с применением ВУ; - обмен оперативно-розыскной, оперативно-справочной, криминалистической, иной оперативно значимой информацией о готовящихся, совершаемых или совершенных преступлениях и причастных к ним лицам; - обмен опытом оперативно-розыскной деятельности и профессиональной подготовки сотрудников оперативных подразделений. Одной из наиболее эффективных форм взаимодействия является создание совместных СОГ, когда четкое распределение обязанностей, целевое планирование оперативно-розыскных мероприятий с учетом взаимных возможностей позволяет добиться эффективной реализации оперативных материалов в уголовном процессе и пресечения противоправных действий организованных групп и преступных сообществ. В связи с принятием России в Международную организацию уголовной полиции и созданием в структуре криминальной милиции НЦБ Интерпола в России, на органы внутренних дел возложены дополнительные функции, которые они осу- 114
ществляют во взаимодействии с правоохранительными, иными государственными органами России. В частности, к ним относится прием, обработка и направление в Генеральный секретариат Интерпола и национальные центральные бюро Интерпола иностранных государств запросы, следственные поручения и сообщения правоохранительных, иных государственных органов России для осуществления розыска, ареста и выдачи лиц, совершивших преступления, а также для осуществления розыска и ареста перемещенных за границу доходов от преступной деятельности, похищенных предметов и документов, проведения иных оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных действий по делам, находящимся в производстве этих органов Важной целью совместных межведомственных усилий может быть разработка и реализация научно обоснованной системы экономического и технологического анализа процессов производства вооружения, боеприпасов, ВВ и ВУ с целью предупреждения и выявления их хищений в процессе производственного цикла. На основе сопоставления количества сырья, исходных материалов, для изготовления указанной продукции с показателями ее выпуска могли бы планироваться и осуществляться меры по контролю за производственными объектами Подобные мероприятия могут осуществляться и в войсках для определения их реальных потребностей в боеприпасах, ВВ и ВУ, проверки порядка их учета, использования и списания. См.. Постановление Правительства Российской Федерации № 1190 от 14 октября 1996 г “Об утверждении Положения о Национальном центральном бюро Интерпола” // Российская газета, 1996 22 октября.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.218.254 (0.04 с.) |