С применением взрывных устройств 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

С применением взрывных устройств



Совершение преступлений с применением ВУ затрагивает многие аспекты деятельности по обеспечению общественной безопасности и охране правопорядка. Отсюда возникает вза­имный интерес ряда служб и подразделений органов внутрен­них дел, других государственных и правоохранительных ор-

103


ганов к решению данного вопроса. Несмотря на общую цель борьбы с преступностью, каждый из них осуществляет функ­ции, присущие своему виду деятельности. Поэтому организа­ция взаимодействия в работе по выявлению, предупреждению < и раскрытию рассматриваемых преступлений должна в пол­ной мере учитывать компетенцию каждого субъекта, а также специфику сил, средств и методов, используемых им в борьбе с преступностью.

Наибольшие возможности в выявлении, предупреждении и раскрытии рассматриваемого вида преступлений имеют под­разделения органов внутренних дел, осуществляющие опера­тивно-розыскную деятельность в полном объеме: уголовный розыск (головная служба по раскрытию криминальных взры- вов), подразделения по борьбе с организованной преступно- стью, подразделения по борьбе с экономической преступно­стью и оперативные аппараты органов внутренних дел на транспорте. Это объясняется тем, что именно на них в качест­ве основной возложена задача выявления, предупреждения и раскрытия преступлений с использованием оперативно- розыскных сил, средств и методов, позволяющих вести ус­пешную борьбу с преступностью в целом.

Взаимодействие этих подразделений в предупреждении и
раскрытии преступлений, совершаемых с применением ВУ,
как правило, осуществляется:

- посредством совместного анализа и изучения оператив- -
ной обстановки на обслуживаемой территории (объек­
тах);

- разработкой комплексных оперативно-розыскных меро­приятий, направленных на борьбу с рассматриваемым видом преступлений;

- обменом информацией и совместным проведением опе-
ративно - розыскных мероприятий по выявлению и устра­
нению причин и условий, способствующих совершению
преступлений с применением ВУ;                                                  1

104


- взаимным ориентированием сил оперативно-розыскной деятельности выявлением лиц и фактов, связанных с не­законным оборотом ВВ и ВУ,

- предупреждением и раскрытием преступлений, совер­шаемых с их применением;

- совместным планированием оперативно-розыскных ме­роприятий по обследованию объектов хранения и ис­пользования ВВ и проведению индивидуально-профилактической работы с лицами, от которых можно ожидать подобных преступлений, выявлением фактов не­законного изготовления ВУ.

Так, в декабре 1998 г. сотрудниками ОУР Усвятского и Не­вельского РОВД УВД Псковской области во взаимодействии с подразделениями органов внутренних дел УВД Смоленской области во время проведения совместных оперативно-розыскных мероприятий на трассе Невель — Смоленск была задержана группа лиц, следовавших на автомашине “ВАЗ-2106”. При осмотре автомашины обнаружен автомат и патроны калибра 7,62 мм. В процессе последующих оперативно-розыскных мероприятий в отношении задержанных был уста­новлен житель г. Невеля, который сбывал оружие, боеприпасы и взрывные устройства лицам из криминальной среды. При производстве обыска у него изъята большая партия оружия, бо­еприпасов, взрывных устройств, приготовленных для сбыта.

Следует указать на целесообразность использования в раскрытии и предупреждении криминальных взрывов такого оперативно-розыскного мероприятия как оперативное внедрение1. Например, в целях реализации оперативной ин­формации и привлечения к уголовной ответственности участ­ников организованной преступной группы, специализировав­шейся на незаконном обороте оружия, боеприпасов и ВВ на

1 См.: Федеральный закон “Об оперативно-розыскной деятельно­сти”: Научно-практический комментарий / Под ред. проф В.В. Николюка. — 4-е изд., перераб. и доп. М, 1999. С. 64-65

105


территории Свердловской области, в нее был внедрен сотруд­ник оперативного подразделения, с помощью которого была осуществлена проверочная закупка боевого оружия. После соответствующего документирования преступных действий членов преступной группы была осуществлена специальная операция по их задержанию.

Особую специфику имеет организация взаимодействия с оперативными аппаратами учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

К сожалению, их возможности в раскрытии преступлений совершенных с применением ВУ, сотрудниками подразделе­ний криминальной милиции используются недостаточно.

Сотрудники подразделений по борьбе с организованной пре­ступностью, а также иных подразделений криминальной мили­ции не всегда проверяют информацию, получаемую из оператив­ных подразделений уголовно-исполнительной системы, не всегда дают ответы на поступающие инициативные сообщения.

В целях эффективной борьбы с преступлениями, совер­шаемыми с применением ВУ, особое значение имеет органи­зация взаимодействия со следственными подразделениями органов внутренних дел и прокуратуры.

Основной организационной формой взаимодействия явля­ется следственно-оперативная группа (СОГ).

СОГ подразделяются на определенные виды:

1. Дежурная группа (при дежурной части) — обеспечивает немедленное реагирование на сообщение о преступлениях, производство неотложных следственных действий и опе­ративно-розыскных мероприятий по горячим следам; фор­мируется в составе следователя, сотрудников оперативных и экспертно-криминалистических подразделений, киноло­га. По предложению руководства подразделений по борьбе с организованной преступностью в состав СОГ могут быть включены сотрудники иных подразделений.

2. Целевая группа (временная) — для раскрытия и рассле­дования преступлений по конкретному уголовному делу. 106

9-


3. Специализированная группа (постоянно действующая) — для раскрытия и расследования преступлений определен­ной категории; в том числе, по которым лица, их совершившие, не установлены.

4. Совместная СОГ (бригада) — для раскрытия и расследо­вания тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе совершенных организованными преступными группами. В состав СОГ (бригады) могут включаться по согласованию сотрудники органов прокуратуры, Федеральной службы безопасности. Федеральной службы налоговой полиции и других заинтересованных органов и организаций. Орган дознания, получивший оперативно-розыскным путем информацию, относящуюся к расследуемому преступлению или иным фактам преступной деятельности обвиняемых (по­дозреваемых), проходящих по делу, должен своевременно зна­комить с нею следователя, принимая меры, исключающие раз­глашение источников информации и способы ее получения.

Предоставление результатов оперативно-розыскной дея­тельности включает в себя:

- вынесение руководителем органа, осуществляющего ОРД постановления о предоставлении результатов ОРД органу дознания, следователю;

- вынесение, при необходимости, постановления о рассек-речивании отдельных оперативно-служебных докумен­тов, содержащих государственную тайну;

- оформление сопроводительных документов и фактиче­скую передачу материалов (пересылка по почте, передача с нарочным и т.п.)1.

1 Приказ ФСНП России, ФСБ России, МВД России, ФСО России, ФПС России, ГТК России, СВР России от 13 мая 1998г. № 175/226/336/201/286/410/56 “Об утверждении Инструкции о по­рядке представления результатов оперативно-розыскной деятельно­сти органу дознания, следователю, прокурору или в суд”.

107


Результаты ОРД могут представляться в виде обобщенного
официального сообщения (справки-меморандума) или в виде
подлинников соответствующих оперативно-служебных доку­
ментов.                              

Степень секретности представляемых материалов, виды приложений и способ передачи определяются в соответствии с правилами ведения секретного делопроизводства в каждом конкретном случае отдельно — в том числе в зависимости от существа полученного запроса (поручения) и наличия сведе­ний, подлежащих засекречиванию.

Представляемые материалы должна сопровождать инфор­мация о времени, месте, обстоятельствах изъятия в ходе ОРД предметов и документов, получения видео- и аудиозаписей, кино- и фотоматериалов, копий и слепков, должно быть при­ведено описание индивидуальных признаков указанных предметов и документов.

Правовой основой представления результатов ОРД следо­вателю являются Конституция Российской Федерации, уго-ловно - процессуальное законодательство, ФЗ “Об ОРД”, иное федеральное законодательство, нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, регулирующие отношения в области осуществления оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности.

Сочетание средств и методов, которыми располагают сле­дователь и оперативный работник, позволяет наступательно и целенаправленно вести борьбу с лицами, совершившими кри­минальные взрывы. Такое взаимодействие при раскрытии преступлений, совершаемых с применением ВУ, осуществля­ется по следующим направлениям:

- совместное планирование следственных действий и опе­ративно-розыскных мероприятий;

- ознакомление следователя с содержанием оперативной информации в целях последующего ее использования в

108


ходе расследования уголовного дела, проведения отдель­ных процессуальных действий;

- выполнение оперативными сотрудниками отдельных по­ручений следователя;

- участие оперативных сотрудников в проведении следст­венных действий.

Особое место занимает взаимодействие оперуполномочен­ных подразделений криминальной милиции со следователем при реализации оперативно-розыскных материалов по делам оперативного учета. На данном этапе необходимо обеспечить согласованность следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий в целях быстрого установления ви­новных и привлечения их к предусмотренной законом ответ­ственности.

Их взаимодействие должно продолжаться и на последую­щих этапах процесса раскрытия преступления и расследова­ния уголовного дела. Особенно это необходимо в случаях, ко­гда подозреваемый (обвиняемый) скрывает обстоятельства совершения преступления, источники приобретения ВВ или ВУ, не называет соучастников преступления, либо когда имеются предположения о совершении лицом других престу­плений1.

Решая вопросы борьбы с преступлениями, совершаемыми с применением ВУ, оперативные подразделения должны осу-

' Подробнее см.: Бордиловский Э.И. Оперативно-розыскное обеспечение процесса расследования преступлений. М.: Академия МВД РФ, 1993; Самоделкин С.М. Оперативно-розыскное сопрово­ждение предварительного расследования и судебного разбиратель­ства тяжких преступлений (правовые и организационные основы) // Дис...канд. юрид. наук. М.: Академия МВД РФ, 1994; Хачаро-ев Х.Д. Организация и тактика оперативно-розыскного обеспече­ния расследования корыстно-насильственных преступлений // Ав-тореф. дис... канд. вдрид. наук. М.: ЮИ МВД РФ, 1997.

109


ществлять тесное взаимодействие и с различными подразде­лениями, входящими в состав милиции общественной безо­пасности: службой участковых инспекторов, подразделениями лицензионно-разрешительной работы, дежурными частями милиции, инженерно-саперными отделениями отрядов мили­ции особого назначения и другими подразделениями, в чьи задачи входят те или иные аспекты предупреждения и рас­крытия названных преступлений

В современных условиях решающее значение приобретает организация не только внутреннего взаимодействия служб и подразделений органов внутренних дел, но и внешнего — с другими правоохранительными органами и иными государст­венными учреждениями. Следует подчеркнуть: разрозненные усилия в борьбе с преступностью никогда не приводили к по­ложительным результатам. Только комплексное использова­ние сил, средств и методов деятельности всех ее субъектов (включая субъектов оперативно-розыскной деятельности в России и за ее пределами) способно повлиять на ход этой многогранной работы.

Основные принципы и формы их взаимодействия опреде­лены Указом Президента РФ № 567 от 18 апреля 1996 г. “О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью”. К ним относятся:

- проведение координационных совещаний руководителей и обмен информацией по вопросам борьбы с преступно­стью;

- совместные выезды в регионы для проведения согласован­ных действий, проверок и оказания практической помощи;

-   создание совместных следственно-оперативных групп

для расследования конкретных преступлений;

- проведение совместных целевых мероприятий по выяв­лению и пресечению преступлений;

- оказание взаимной помощи и т.п.

110


В процессе внешнего взаимодействия подразделения по борьбе с организованной преступностью в первую очередь координируют свою работу с органами, которые непосредст­венно осуществляют правоохранительные функции (прокура­тура, юстиция, Федеральная служба безопасности и др.) и контрольно-надзорными органами (Госгортехнадзор).

Так, в ходе проверки поступившей оперативной информа- ции сотрудниками УУР УВД Псковской области в лесном массиве в 10 км от г. Себежа были обнаружены 2 склада бое­припасов, из которых в общей сложности изъято 323 мины и 47 гранат (РГД, Ф 1, противотанковых). В результате после­дующих оперативно-розыскных мероприятий совместно с со­трудниками военной контрразведки Федеральной погранич­ной службы России был установлен военнослужащий погранвойск, проходивший по контракту службу в ОКПП “Себеж”, причастный к складированию в лесу вышеуказан­ных боеприпасов.

Вместе с тем такое взаимодействие чаще всего носит эпи­зодический характер, что отрицательно влияет на его эффек­тивность. К основным причинам такого положения можно от­нести такие, например, как — наличие “ведомственного” барьера между различными правоохранительными органами; отсутствие навыков, умения оказать необходимую помощь при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий; не­желание отдельных сотрудников оказывать помощь коллегам; несовершенство системы взаимного обмена информацией; не­совершенство критериев оценки вклада других органов в про­цесс раскрытия преступлений; слабая организующая роль ру­ководителей органов в процессе обеспечения взаимодействия.

Если говорить о субъектах, в чью компетенцию входит решение вопросов борьбы с криминальными взрывами, то следует отметить, что эта функция присуща многим государ­ственным органам. Это вытекает из положений “Концепции национальной безопасности Российской Федерации”.

111


...“Национальные интересы Российской Федерации в сфе­ ре борьбы с преступностью и коррупцией требуют консоли­ дации усилий общества и государства, выработки ком­ плексной системы мер правового, специального и иного характера для эффективного пресечения преступлений и правонарушений, для обеспечения защиты личности, обще­ ства и государства от преступных посягательств, для соз­ дания системы контроля за уровнем преступности”. Борьба же с организованной преступностью, коррупцией, террориз­ мом и бандитизмом “должна быть ориентирована на преду­ преждение и пресечение противоправных действий, неот­ вратимость ответственности за любое преступление”.

Наиболее полно вопросы организации взаимодействия в борьбе с преступностью урегулированы применительно к деятельности органов внутренних дел и ФСБ. Его необхо­димость обусловлена общностью содержания и методов их деятельности.

С одной стороны, на органы внутренних дел, согласно По­ложению о Министерстве внутренних дел России, возложено участие в пределах своей компетенции в осуществлении ме­роприятий по борьбе с терроризмом3. С другой — органы ФСБ, выполняя возложенные на них специфические функции, оказывают помощь органам внутренних дел в решении задач по охране общественного порядка и борьбе с преступностью. Поэтому выявление каналов незаконного оборота ВВ и лиц, вынашивающих экстремистские и другие общественно опас­ные намерения, своевременное пресечение и раскрытие пре­ступлений является общей задачей органов внутренних дел и

1 Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Российская газета. 1997, 26 дек.

2 Там же.

3 См.: п. 9 Положения о Министерстве внутренних дел Россий­ской Федерации // Собрание законодательства РФ. 1996, №30 Ст. 3605.

112


ФСБ, для решения которой должны проводиться соответст­вующие совместные мероприятия1.

Наряду с изложенным, необходимость их взаимодействия обусловлена также рядом причин, что в целом можно отнести и к обоснованию необходимости организации взаимодействия между иными субъектами оперативно-розыскной деятельно­сти в России по борьбе с криминальными взрывами. К глав­ным из них можно отнести следующие:

- перед органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, стоят единые задачи в области борьбы с преступностью;

- в процессе выполнения своих функциональных специфи­ческих обязанностей подразделения органов, осуществ­ляющих оперативно-розыскную деятельность, могут добывать (и добывают) оперативную информацию, зна­чимую для других субъектов оперативно-розыскной дея­тельности;

- наличие оперативных источников в среде, несвойствен­ной, например, для подразделений криминальной мили­ции, и наоборот;

- наряду с оперативными источниками органы, осуществ­ляющие оперативно-розыскную деятельность, имеют различные информационные возможности и уровни до­пуска к информации, представляющей оперативный ин­терес для целей борьбы с преступностью;

1 См.: приказ ФСБ РФ, МВД РФ №218/228 от 29 апреля 1996 г. “Об утверждении инструкции о порядке взаимодействия дежурных служб ФСБ России и МВД России”, приказ ФСБ РФ, МВД РФ №479/826 от 10 декабря 1997 г “Об утверждении Единого перечня чрезвычайных ситуаций, преступлений и происшествий, сообщения о которых должны одновременно направляться органами федеральной службы безопасности и органами внутренних дел одновременно в ФСБ РФ и МВД РФ”.

113


- каждый субъект оперативно-розыскной деятельности,

особенно из числа органов, осуществляющих разведыва-

тельную и контрразведывательную деятельность, имеет

различные возможности в техническом и агентурном

проникновении в преступную среду;

- сотрудники органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, различаются между собой по степени компетенции в решении задач борьбы с преступ­ностью, профессиональной подготовленности и целеуст­ремленности в решении стоящих перед ними задач.

При этом между ними используются, как правило, сле­дующие виды взаимодействия:

- совместное или согласованное проведение операций по пресечению и раскрытию тяжких и особо тяжких престу­плений, совершаемых с применением ВУ;

- обмен оперативно-розыскной, оперативно-справочной, криминалистической, иной оперативно значимой инфор­мацией о готовящихся, совершаемых или совершенных преступлениях и причастных к ним лицам;

- обмен опытом оперативно-розыскной деятельности и профессиональной подготовки сотрудников оперативных подразделений.

Одной из наиболее эффективных форм взаимодействия яв­ляется создание совместных СОГ, когда четкое распределе­ние обязанностей, целевое планирование оперативно-розыскных мероприятий с учетом взаимных возможностей позволяет добиться эффективной реализации оперативных материалов в уголовном процессе и пресечения противоправ­ных действий организованных групп и преступных сооб­ществ.

В связи с принятием России в Международную организа­цию уголовной полиции и созданием в структуре криминаль­ной милиции НЦБ Интерпола в России, на органы внутренних дел возложены дополнительные функции, которые они осу-

114

 


ществляют во взаимодействии с правоохранительными, ины­ми государственными органами России. В частности, к ним относится прием, обработка и направление в Генеральный секретариат Интерпола и национальные центральные бюро Интерпола иностранных государств запросы, следственные поручения и сообщения правоохранительных, иных государ­ственных органов России для осуществления розыска, ареста и выдачи лиц, совершивших преступления, а также для осу­ществления розыска и ареста перемещенных за границу дохо­дов от преступной деятельности, похищенных предметов и документов, проведения иных оперативно-розыскных меро­приятий и процессуальных действий по делам, находящимся в производстве этих органов

Важной целью совместных межведомственных усилий может быть разработка и реализация научно обоснованной системы экономического и технологического анализа процес­сов производства вооружения, боеприпасов, ВВ и ВУ с целью предупреждения и выявления их хищений в процессе произ­водственного цикла. На основе сопоставления количества сы­рья, исходных материалов, для изготовления указанной про­дукции с показателями ее выпуска могли бы планироваться и осуществляться меры по контролю за производственными объектами Подобные мероприятия могут осуществляться и в войсках для определения их реальных потребностей в бое­припасах, ВВ и ВУ, проверки порядка их учета, использова­ния и списания.

См.. Постановление Правительства Российской Федерации № 1190 от 14 октября 1996 г “Об утверждении Положения о Нацио­нальном центральном бюро Интерпола” // Российская газета, 1996 22 октября.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.218.254 (0.04 с.)