Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Таким образом, данные для оперативного работника могут стать информацией лишь тогда, когда он может их правильно оценить и обнаружить в них новые знания.
Ю.И. Веселов относит к оперативно-розыскной информации “любые фактические данные”. С.С. Овчинский — “действительность, явления, имеющие криминальный или криминогенный характер, обстоятельства, возникающие в связи с общественно опасным поведением...”. Названные авторы с разных позиций излагают цели сбора оперативно-розыскной информации. Так, И.П. Воробьев называет: обнаружение признаков подготавливаемых и совершенных преступлений, лиц к ним причастных, розыск скрывшихся преступников, а также имущества, приобретенного преступным путем. С.С. Овчинский определяет целью “борьбу с преступностью”, а Ю.И. Веселое такой целью считает обнаружение преступления и лиц, их совершивших (думается, более полно было бы — “причастных к нему лиц”), а также создание предпосылок для возбуждения уголовного дела и раскрытия преступления. Указанный метод перечисления целей вместо объектов отражения, является далеко не исчерпывающим, и, как нам кажется, тоже не полно отражает суть этого понятия. На наш взгляд, в узком смысле, оперативно-розыскная информация это необходимые и достаточные сведения, способствующие решению задач, поставленных перед оперативными аппаратами., Оперативно-розыскная информация, в широком осмыслении, представляет совокупность специфических, социальных, правовых сведений, обеспечивающих решение организационных 41 тактических задач оперативно-розыскной деятельности, получаемых оперативными аппаратами на кон- 90 фиденциальной и на официальной основе из различных источников. Перейдем к рассмотрению понятия информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности. По словарю В. Даля “обеспечение” — это, значит, дать что-либо верное, снабжение чем-либо' Информационным обеспечением, в целом, называется обслуживание специалистов необходимой научной, технической, иной информацией, осуществляемое информационными службами и органами для дальнейшего ее использования2. Ряд авторов считает обеспечением оперативно-розыскной информацией раскрытие преступлений комплекс организационных и тактических мероприятий по применению, преимущественно негласных сил, средств и методов, направленных на получение достаточных фактических данных, создание условий эффективного их использования, как в период реализации, так и в уголовно-процессуальном режиме за счет придания им устойчивости как носителям доказательственной информации.
Как известно, раскрытие преступлений является только одной из задач, возложенной на органы, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность: понятие информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности должно быть более полным. До настоящего времени в теории оперативно-розыскной деятельности единого мнения по этому поводу не существует. Н.Б. Егоров по этому поводу считает, что информационное обеспечение руководителя подразделения органа внутренних дел (в его случае — БХСС) — это научно-обоснованный процесс сбора, накопления, обработки, хранения и передачи ру- 1 В. Даль Толковый словарь СПб., 1881. т 2, С 577. |> 2 Большая Советская Энциклопедия М, т 10, С 352 91 ководителю сведений, характеризующих внешнюю среду функционирования и внутренние условия деятельности службы БХСС. А.Л. Ковачев полагает, что информационным обеспечением деятельности аппаратов БХСС следует считать комплекс мер, направленных на создание системы информации, необходимой и доступной для успешного решения задач по оперативному обслуживанию объектов. Ю.В. Уваров предлагает следующую формулировку: “Информационное обеспечение деятельности аппаратов уголовного розыска — это организация специально уполномоченными субъектами органов внутренних дел непрерывного информационного процесса для выполнения конкретных задач раскрытия преступлений”. Проведенный анализ вышеизложенных дефиниций на понятие информационного обеспечения различных подразделений, относимых к службе криминальной милиции, позволяет нам предложить собственное понятие этого вида деятельности, но не к отдельным подразделениям криминальной милиции, а в целом. Информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности подразделений криминальной милиции — это деятельность подразделений и служб органов внут ренних дел (оперативных и не оперативных), направленная на получение из гласных и негласных источни” ков оперативно-значимых сведений, их хранение, обработка, передача, использование — в целях выявления, предупреждения, раскрытия и расследования преступлений.
С точки зрения оперативной информации её источниками являются субъекты и объекты, от которых информация может поступать к оперативному работнику (в правоохранительные органы). Очевидно, что ценность этой информации определя- 92 ется информированностью источника. Основными источниками информации являются: - люди; - документы; - средства обработки информации. Исходя из сформулированной нами дефиниции это некоторая информация гласного и негласного характера, получав-, мая подразделениями криминальной милиции при решении ими задач оперативно-розыскной деятельности из различных источников — как официальных, так и неофициальных. В этой связи позволим себе не согласиться с И.И. Велико-шиным и рядом других авторов, категорично утверждающих, что информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности состоит только из негласных источников. Такой подход противоречит принятому как в теории оперативно-розыскной деятельности, так и на законодательном уровне понятия этой деятельности — “осуществляемой гласно и негласно”. Также несколько сомнительным видится утверждение В.Н. Тищенко, считающего, что структуру оперативно-розыскной информации можно рассматривать лишь как перечень учетов. Все учеты, создаваемые в органах внутренних дел, их оперативно-розыскных подразделениях учеты, на наш взгляд, не что иное, как формализованные накопители информации, дающие возможность оперативным сотрудникам конкретизировать свои запросы по определенным параметрам. Структуру оперативно-розыскной информации, в со ответствии с изложенным выше, думается, можно, разде лив на группы, представить в следующем виде. Первую группу информации составляют сведения, полу чаемые от каких-либо лиц (не должностных) 1) от граждан, конфиденциально содействующих подразделениям криминальной милиции; 93 а) на контрактной основе; б) на бесконтрактной основе; 2) в ходе оперативного контакта; 3) от граждан — из их устных и письменных заявлений (сообщений). Вторую группу представляют сведения, носящие в той или иной мере официальный характер, поскольку они исходят от должностных лиц: 1) от представителей предприятий и организаций; 2) от представителей общественности; 3) от оперативных работников подразделений и служб МВД России; 4) от оперативных работников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность на территории Российской Федерации, 5) от сотрудников органов внутренних дел, иных правоохранительных органов, не являющихся субъектами оперативно-розыскной деятельности; 6) от сотрудников международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств. Третью группу представляют сведения, получаемые опе ративными аппаратами: 1) из информационно-справочных систем МВД России;
2) из информационно-справочных систем других правоохранительных органов Российской Федерации; 3) из информационных систем и учетов организаций, не входящих в правоохранительную структуру Российской Федерации; 4) из информационно-справочных систем международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов иностранных государств. 94 Последнюю, четвертую группу составляют сведения и данные, получаемые оперативными аппаратами органов внутренних дел в ходе проведения отдельных оперативно-розыскных мероприятий, закрепленных в Федеральном Законе “Об оперативно-розыскной деятельности”: 1) при сборе образцов для сравнительного исследования; 2) при исследовании предметов и документов; 3) при осуществлении наблюдения; 4) при обследовании помещений, зданий, транспортных средств, участков местности; 5) при осуществлении контроля почтовых отправлений, телеграфных, иных сообщений, 6) при прослушивании телефонных переговоров; 7) при снятии информации с технических каналов связи; 8) при оперативном внедрении1 Информационно-аналитическая работа как необходимый элемент процесса организации оперативно-розыскной деятельности по борьбе с преступлениями, совершаемыми с применением ВУ, и принятия на этой основе оптимальных организационных и оперативно-тактических решений основана на познавательно-прогностическом процессе, который в практике оперативно-служебной деятельности именуется изучением и оценкой оперативной обстановки Общие положения методики оценки оперативной обстановки как в целом на территории, обслуживаемой органом внутренних дел, так и по отдельным направлениям борьбы с преступностью достаточно полно изложены в специальной литературе. Анализу оперативной обстановки предшествует накопление необходимой информации. В этих целях используются различные справки, таблицы, схемы, аналитические карточки, стати- 1 См ст 6 Федерального Закона “Об оперативно-розыскной деятельности” М,1995 95 (- стические отчеты и т.п. В ходе анализа оперативной обстановки осуществляется оценка состояния преступности в целом, в том числе по линии борьбы с преступлениями, совершаемыми с применением ВУ в частности. Определяются результаты и эффективность использования сил и средств аппаратов уголовного розыска в выявлении, предупреждении и раскрытии этих преступлений, выявляются факторы, влияющие на состояние борьбы с ними, вырабатываются меры по совершенствованию организации работы в указанном направлении.
Для качественного и глубокого анализа состояния борьбы с преступлениями, совершаемыми с применением' ВУ, важно рационально использовать весь имеющийся объем информации. В соответствии с нормативными актами МВД РФ учету подлежат следующие сведения: - количество и структура преступлений, совершенных с применением ВУ за исследуемый период; - время, место и способ их совершения; - лица, их совершившие; - состояние раскрываемости указанных преступлений, использование при этом соответствующих сил и средств - эффективность использования негласного аппарата в борьбе с этими преступлениями; - другие статистические данные, имеющие значение для - оценки состояния борьбы с данным видом преступной деятельности. Наряду со статистическими сведениями изучаются: - уголовные дела, а также дела оперативного учета возбу-
1 Приказ МВД РФ № 662 от 18 декабря 1996 г. “О введении форм
96
- уголовные дела, а также дела оперативного учета возбужденные (заведенные) по фактам хищения взрывчатых материалов; - дела оперативного учета, в которых имеются сведения о лицах, участвующих в незаконном обороте ВВ, изготовляющих ВУ либо замышляющих совершение преступлений с их применением; - дела оперативного учета, заведенные на объекты изготовления, хранения, использования ВВ и ВУ; - сведения о количестве и местонахождении объектов, связанных с производством, хранением, перевозкой, использованием ВВ и ВУ, о состоянии их охраны и оперативного обслуживания; - заключения взрывотехнических экспертиз об использованных во взрывных устройствах и взрывчатых веществах других материалов, а также особенностях и специальных навыках лиц, их изготовивших; - данные о лицах, судимых ранее за противоправные действия, связанные с незаконным оборотом ВВ, а также преступления, совершенные с применением ВУ, проживающих на обслуживаемой территории; - сообщения, полученные из иных источников оперативной информации; - другая информация, имеющая отношение к незаконному обороту ВВ и ВУ, равно о лицах, замышляющих, подготавливающих или совершивших преступления с их ис-. пользованием. Одним из эффективных методов анализа оперативной обстановки является использование электронно-вычислительной техники. Дальнейшее совершенствование информационно-поисковых систем без автоматизированной обработки большого объема данных немыслимо, на что неоднократно обращалось внимание в ведомственных нормативных докумен- 1 Зак 2868 97
тах1. Эти процессы предполагают создание и дальнейшее совершенствование информационно-поисковых систем оперативно-розыскного назначения на различных уровнях системы органов внутренних дел. Говоря об информационно-аналитическом обеспечении борьбы подразделений уголовного розыска с преступлениями, совершаемыми с применением ВУ, необходимо отметить: функционировавшие в органах внутренних дел учеты не были должным образом ориентированы на потребности практики их предупреждения и раскрытия 2. Начиная с 1994 г. был принят ряд нормативных актов, позволивших осуществить организационные меры по созданию многоуровневой системы информационного обеспечения деятельности аппаратов уголовного розыска по борьбе с незаконным оборотом ВУ и преступлениями, совершаемыми с их применением. На основании Указа Президента РФ № 338 от 7 марта 1996 г. “О мерах по усилению борьбы с терроризмом” на базе Департамента по борьбе с терроризмом ФСБ России формируется межведомственная Федеральная автоматизированная информационная система по учету актов терроризма и лиц, принимавших в них участие (ФАИС АТЛ). Одной из задач, решаемых ею, является накопление, обработка и выдача ин- 1 См.: приказ МВД № 229 от 12 мая 1993 г. “О мерах по реализации концепции развития информационного обеспечения органов внутренних дел в борьбе с преступностью”; приказ МВД РФ № 263 от 10 июня 1995 г. “О порядке внедрения типовых программно-технических средств информатизации органов внутренних дел”; приказ МВД РФ № 311 от 26 мая 1997 г. “О вводе в эксплуатацию первой очереди и дальнейшем развитии ведомственной магистральной сети передачи данных МВД России”. 2 См.: Куражов А.В., Филатова Е.Г. Организационно-тактические меры аппаратов уголовного розыска по раскрытию преступлений, совершаемых с применением огнестрельного оружия и взрывных устройств. М.: ВНИИ МВД РФ, 1995. С. 11. 98 формации о готовящихся и совершенных преступлениях с применением ВУ, а также о лицах (группах), использующих террористические методы в преступных целях. 1 Созданные в системе МВД федеральные и региональные юанки криминальной информации ГИЦ МВД России, информационных центров МВД, УВД республик, краев, областей считывают информацию о совершенных особо опасных преступлениях и лицах, имеющих устойчивую криминальную ак- тивность. В настоящее время в аппаратах уголовного розыска МВД, УВД сформированы специализированные банки данных о преступлениях, связанных со взрывами, способах и мотивах шх совершения, использовавшихся при этом ВВ и ВУ, источниках их приобретения, изготовления, организаторах, пособниках, исполнителях преступлений1. Помимо информационного обеспечения оперативно - ро-зыскной деятельности аппаратов уголовного розыска по вы-явлению, предупреждению и раскрытию преступлений, со-вершаемых с применением ВУ, создаваемая система учета лиц и фактов, представляющих интерес для борьбы с рас- сматриваемым видом преступной деятельности, должна обеспечиваться возможность получения аналитической информации. На наш взгляд, существует потребность в объединении ав-томатизированных баз данных в интегрированную комплекс-| ную многоуровневую систему информационного обеспечения на основе создания банков криминальной информации различного уровня. Это позволит обеспечить не только выдачу требуемых сведений по запросам пользователей, но также I анализ, обобщение и своевременную инициативную выдачу I * ——————————————————————————————————————— / ' См.: п. 2 приказа МВД РФ № 347 от 18 июля 1994 г. “О мерах • по улучшению раскрываемое™ и расследования преступлений, со-вершенных с применением взрывных устройств”. 99 информации, способствующую эффективному проведению оперативно-розыскных и предупредительных мероприятий. Сущность этой системы состоит в проведении целевого сбора, системной обработки и многофакторного анализа имеющихся банков информации, которое направлено в первую очередь: - на выявление по однородным признакам преступлений, совершенных аналогичным способом, а также с применением ВУ, имеющих характерные особенности, либо одними и теми же лицами; - на сбор информации о местах хищения, каналах распространения и действиях лиц, участвующих в незаконном обороте ВВ и ВУ; на установление криминальной инфраструктуры преступных формирований, наличие межрегиональных и международных связей, степени вооруженности, технической оснащенности и организованности преступных групп и сообществ. В условиях автоматизации информационно-аналитической комплексного анализа и оценки накапливаемой оперативно- Планирование мер оперативно-розыскного
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.160.243.44 (0.071 с.) |