Таким образом, данные для оперативного работника могут стать информацией лишь тогда, когда он может их правильно оценить и обнаружить в них новые знания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Таким образом, данные для оперативного работника могут стать информацией лишь тогда, когда он может их правильно оценить и обнаружить в них новые знания.



Ю.И. Веселов относит к оперативно-розыскной информа­ции “любые фактические данные”.

С.С. Овчинский — “действительность, явления, имеющие криминальный или криминогенный характер, обстоятельства, возникающие в связи с общественно опасным поведением...”.

Названные авторы с разных позиций излагают цели сбора оперативно-розыскной информации. Так, И.П. Воробьев на­зывает: обнаружение признаков подготавливаемых и совер­шенных преступлений, лиц к ним причастных, розыск скрыв­шихся преступников, а также имущества, приобретенного преступным путем. С.С. Овчинский определяет целью “борь­бу с преступностью”, а Ю.И. Веселое такой целью считает обнаружение преступления и лиц, их совершивших (думается, более полно было бы — “причастных к нему лиц”), а также создание предпосылок для возбуждения уголовного дела и раскрытия преступления.

Указанный метод перечисления целей вместо объектов от­ражения, является далеко не исчерпывающим, и, как нам ка­жется, тоже не полно отражает суть этого понятия.

На наш взгляд, в узком смысле, оперативно-розыскная ин­формация это необходимые и достаточные сведения, способ­ствующие решению задач, поставленных перед оперативными аппаратами., Оперативно-розыскная информация, в широком осмыслении, представляет совокупность специфических, со­циальных, правовых сведений, обеспечивающих решение ор­ганизационных 41 тактических задач оперативно-розыскной деятельности, получаемых оперативными аппаратами на кон-

90


фиденциальной и на официальной основе из различных ис­точников.

Перейдем к рассмотрению понятия информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности.

По словарю В. Даля “обеспечение” — это, значит, дать что-либо верное, снабжение чем-либо'

Информационным обеспечением, в целом, называется об­служивание специалистов необходимой научной, техниче­ской, иной информацией, осуществляемое информационными службами и органами для дальнейшего ее использования2.

Ряд авторов считает обеспечением оперативно-розыскной информацией раскрытие преступлений комплекс организаци­онных и тактических мероприятий по применению, преиму­щественно негласных сил, средств и методов, направленных на получение достаточных фактических данных, создание ус­ловий эффективного их использования, как в период реализа­ции, так и в уголовно-процессуальном режиме за счет прида­ния им устойчивости как носителям доказательственной информации.

Как известно, раскрытие преступлений является только одной из задач, возложенной на органы, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность: понятие информацион­ного обеспечения оперативно-розыскной деятельности долж­но быть более полным. До настоящего времени в теории опе­ративно-розыскной деятельности единого мнения по этому поводу не существует.

Н.Б. Егоров по этому поводу считает, что информационное обеспечение руководителя подразделения органа внутренних дел (в его случае — БХСС) — это научно-обоснованный про­цесс сбора, накопления, обработки, хранения и передачи ру-

1 В. Даль Толковый словарь СПб., 1881. т 2, С 577. |> 2 Большая Советская Энциклопедия М, т 10, С 352

                                                                                                                                                                                      91


ководителю сведений, характеризующих внешнюю среду функционирования и внутренние условия деятельности службы БХСС.

А.Л. Ковачев полагает, что информационным обеспечением деятельности аппаратов БХСС следует считать комплекс мер, направленных на создание системы информации, необ­ходимой и доступной для успешного решения задач по опера­тивному обслуживанию объектов.

Ю.В. Уваров предлагает следующую формулировку: “Ин­формационное обеспечение деятельности аппаратов уголов­ного розыска — это организация специально уполномочен­ными субъектами органов внутренних дел непрерывного информационного процесса для выполнения конкретных за­дач раскрытия преступлений”.

Проведенный анализ вышеизложенных дефиниций на по­нятие информационного обеспечения различных подразделе­ний, относимых к службе криминальной милиции, позволяет нам предложить собственное понятие этого вида деятельно­сти, но не к отдельным подразделениям криминальной мили­ции, а в целом.

Информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности подразделений криминальной милиции — это деятельность подразделений и служб органов внут­ ренних дел (оперативных и не оперативных), направ­ленная на получение из гласных и негласных источни” ков оперативно-значимых сведений, их хранение, обработка, передача, использование — в целях выявле­ния, предупреждения, раскрытия и расследования пре­ступлений.

С точки зрения оперативной информации её источниками являются субъекты и объекты, от которых информация может поступать к оперативному работнику (в правоохранительные органы). Очевидно, что ценность этой информации определя-

92


ется информированностью источника. Основными источни­ками информации являются:

- люди;

- документы;

- средства обработки информации.

Исходя из сформулированной нами дефиниции это неко­торая информация гласного и негласного характера, получав-, мая подразделениями криминальной милиции при решении ими задач оперативно-розыскной деятельности из различных источников — как официальных, так и неофициальных.

В этой связи позволим себе не согласиться с И.И. Велико-шиным и рядом других авторов, категорично утверждающих, что информационное обеспечение оперативно-розыскной дея­тельности состоит только из негласных источников. Такой подход противоречит принятому как в теории оперативно-розыскной деятельности, так и на законодательном уровне понятия этой деятельности — “осуществляемой гласно и не­гласно”.

Также несколько сомнительным видится утверждение В.Н. Тищенко, считающего, что структуру оперативно-розыскной информации можно рассматривать лишь как перечень учетов. Все учеты, создаваемые в органах внутренних дел, их опера­тивно-розыскных подразделениях учеты, на наш взгляд, не что иное, как формализованные накопители информации, дающие возможность оперативным сотрудникам конкретизи­ровать свои запросы по определенным параметрам.

Структуру оперативно-розыскной информации, в со­ ответствии с изложенным выше, думается, можно, разде­ лив на группы, представить в следующем виде.

Первую группу информации составляют сведения, полу­ чаемые от каких-либо лиц (не должностных)

1) от граждан, конфиденциально содействующих подразде­лениям криминальной милиции;

93


а) на контрактной основе;

б) на бесконтрактной основе;

2) в ходе оперативного контакта;

3) от граждан — из их устных и письменных заявлений (со­общений).

Вторую группу представляют сведения, носящие в той или иной мере официальный характер, поскольку они исходят от должностных лиц:

1) от представителей предприятий и организаций;

2) от представителей общественности;

3) от оперативных работников подразделений и служб МВД России;

4) от оперативных работников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность на территории Рос­сийской Федерации,

5) от сотрудников органов внутренних дел, иных правоох­ранительных органов, не являющихся субъектами опера­тивно-розыскной деятельности;

6) от сотрудников международных правоохранительных ор­ганизаций и правоохранительных органов иностранных государств.

Третью группу представляют сведения, получаемые опе ративными аппаратами:     

1) из информационно-справочных систем МВД России;      

2) из информационно-справочных систем других правоох­ранительных органов Российской Федерации;

3) из информационных систем и учетов организаций, не входящих в правоохранительную структуру Российской Федерации;

4) из информационно-справочных систем международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов иностранных государств.

94


Последнюю, четвертую группу составляют сведения и данные, получаемые оперативными аппаратами органов внутренних дел в ходе проведения отдельных оперативно-розыскных мероприятий, закрепленных в Федеральном Законе “Об оперативно-розыскной деятельности”:

1) при сборе образцов для сравнительного исследования;

2) при исследовании предметов и документов;

3) при осуществлении наблюдения;

4) при обследовании помещений, зданий, транспортных средств, участков местности;

5) при осуществлении контроля почтовых отправлений, те­леграфных, иных сообщений,

6) при прослушивании телефонных переговоров;

7) при снятии информации с технических каналов связи;

8) при оперативном внедрении1

Информационно-аналитическая работа как необходимый элемент процесса организации оперативно-розыскной дея­тельности по борьбе с преступлениями, совершаемыми с применением ВУ, и принятия на этой основе оптимальных организационных и оперативно-тактических решений осно­вана на познавательно-прогностическом процессе, который в практике оперативно-служебной деятельности именуется изучением и оценкой оперативной обстановки Общие по­ложения методики оценки оперативной обстановки как в це­лом на территории, обслуживаемой органом внутренних дел, так и по отдельным направлениям борьбы с преступностью достаточно полно изложены в специальной литературе.

Анализу оперативной обстановки предшествует накопление необходимой информации. В этих целях используются различ­ные справки, таблицы, схемы, аналитические карточки, стати-

1 См ст 6 Федерального Закона “Об оперативно-розыскной дея­тельности” М,1995

95

(-


стические отчеты и т.п. В ходе анализа оперативной обстановки осуществляется оценка состояния преступности в целом, в том числе по линии борьбы с преступлениями, совершаемыми с применением ВУ в частности. Определяются результаты и эф­фективность использования сил и средств аппаратов уголовно­го розыска в выявлении, предупреждении и раскрытии этих преступлений, выявляются факторы, влияющие на состояние борьбы с ними, вырабатываются меры по совершенствованию организации работы в указанном направлении.

Для качественного и глубокого анализа состояния борьбы с преступлениями, совершаемыми с применением' ВУ, важно рационально использовать весь имеющийся объем информа­ции. В соответствии с нормативными актами МВД РФ учету подлежат следующие сведения:

- количество и структура преступлений, совершенных с

применением ВУ за исследуемый период;

- время, место и способ их совершения;

- лица, их совершившие;

- состояние раскрываемости указанных преступлений, ис­пользование при этом соответствующих сил и средств
органов внутренних дел;

- эффективность использования негласного аппарата в борьбе с этими преступлениями;

- другие статистические данные, имеющие значение для - оценки состояния борьбы с данным видом преступной деятельности.

Наряду со статистическими сведениями изучаются:

- уголовные дела, а также дела оперативного учета возбу-­
жденные (заведенные) по фактам преступлений, совер-
шенных с применением ВУ;                                                          

 

1 Приказ МВД РФ № 662 от 18 декабря 1996 г. “О введении форм
статистической отчетности”.                                                                      

 

96

 

 

- уголовные дела, а также дела оперативного учета возбу­жденные (заведенные) по фактам хищения взрывчатых материалов;

- дела оперативного учета, в которых имеются сведения о лицах, участвующих в незаконном обороте ВВ, изготов­ляющих ВУ либо замышляющих совершение преступле­ний с их применением;

- дела оперативного учета, заведенные на объекты изго­товления, хранения, использования ВВ и ВУ;

- сведения о количестве и местонахождении объектов, свя­занных с производством, хранением, перевозкой, исполь­зованием ВВ и ВУ, о состоянии их охраны и оперативно­го обслуживания;

- заключения взрывотехнических экспертиз об использо­ванных во взрывных устройствах и взрывчатых вещест­вах других материалов, а также особенностях и специ­альных навыках лиц, их изготовивших;

- данные о лицах, судимых ранее за противоправные дей­ствия, связанные с незаконным оборотом ВВ, а также преступления, совершенные с применением ВУ, прожи­вающих на обслуживаемой территории;

- сообщения, полученные из иных источников оператив­ной информации;

- другая информация, имеющая отношение к незаконному обороту ВВ и ВУ, равно о лицах, замышляющих, подго­тавливающих или совершивших преступления с их ис-. пользованием.

Одним из эффективных методов анализа оперативной об­становки является использование электронно-вычислительной техники. Дальнейшее совершенствование информационно-поисковых систем без автоматизированной обработки боль­шого объема данных немыслимо, на что неоднократно обра­щалось внимание в ведомственных нормативных докумен-

1 Зак 2868                                                                                                   97


тах1. Эти процессы предполагают создание и дальнейшее со­вершенствование информационно-поисковых систем опера­тивно-розыскного назначения на различных уровнях системы органов внутренних дел.

Говоря об информационно-аналитическом обеспечении борьбы подразделений уголовного розыска с преступлениями, совершаемыми с применением ВУ, необходимо отметить: функционировавшие в органах внутренних дел учеты не были должным образом ориентированы на потребности практики

их предупреждения и раскрытия 2.

Начиная с 1994 г. был принят ряд нормативных актов, по­зволивших осуществить организационные меры по созданию многоуровневой системы информационного обеспечения дея­тельности аппаратов уголовного розыска по борьбе с незакон­ным оборотом ВУ и преступлениями, совершаемыми с их применением.

На основании Указа Президента РФ № 338 от 7 марта 1996 г. “О мерах по усилению борьбы с терроризмом” на базе Департамента по борьбе с терроризмом ФСБ России форми­руется межведомственная Федеральная автоматизированная информационная система по учету актов терроризма и лиц, принимавших в них участие (ФАИС АТЛ). Одной из задач, решаемых ею, является накопление, обработка и выдача ин-

1 См.: приказ МВД № 229 от 12 мая 1993 г. “О мерах по реализа­ции концепции развития информационного обеспечения органов внутренних дел в борьбе с преступностью”; приказ МВД РФ № 263 от 10 июня 1995 г. “О порядке внедрения типовых программно-технических средств информатизации органов внутренних дел”; при­каз МВД РФ № 311 от 26 мая 1997 г. “О вводе в эксплуатацию пер­вой очереди и дальнейшем развитии ведомственной магистральной сети передачи данных МВД России”.

2 См.: Куражов А.В., Филатова Е.Г. Организационно-тактические меры аппаратов уголовного розыска по раскрытию преступлений, совершаемых с применением огнестрельного оружия и взрывных устройств. М.: ВНИИ МВД РФ, 1995. С. 11.

98                                                                                                                                                              


формации о готовящихся и совершенных преступлениях с применением ВУ, а также о лицах (группах), использующих

террористические методы в преступных целях. 1 Созданные в системе МВД федеральные и региональные юанки криминальной информации ГИЦ МВД России, инфор­мационных центров МВД, УВД республик, краев, областей считывают информацию о совершенных особо опасных пре­ступлениях и лицах, имеющих устойчивую криминальную ак-

тивность.

В настоящее время в аппаратах уголовного розыска МВД,

УВД сформированы специализированные банки данных о преступлениях, связанных со взрывами, способах и мотивах шх совершения, использовавшихся при этом ВВ и ВУ, источниках их приобретения, изготовления, организаторах, пособниках, исполнителях преступлений1.

Помимо информационного обеспечения оперативно - ро-зыскной деятельности аппаратов уголовного розыска по вы-явлению, предупреждению и раскрытию преступлений, со-вершаемых с применением ВУ, создаваемая система учета лиц и фактов, представляющих интерес для борьбы с рас- сматриваемым видом преступной деятельности, должна обеспечиваться возможность получения аналитической информации.

На наш взгляд, существует потребность в объединении ав-томатизированных баз данных в интегрированную комплекс-| ную многоуровневую систему информационного обеспечения на основе создания банков криминальной информации раз­личного уровня. Это позволит обеспечить не только выдачу требуемых сведений по запросам пользователей, но также I анализ, обобщение и своевременную инициативную выдачу I

* ——————————————————————————————————————— /

  ' См.: п. 2 приказа МВД РФ № 347 от 18 июля 1994 г. “О мерах

• по улучшению раскрываемое™ и расследования преступлений, со-вершенных с применением взрывных устройств”.

                                                                                                                      99   


информации, способствующую эффективному проведению оперативно-розыскных и предупредительных мероприятий.

Сущность этой системы состоит в проведении целевого сбора, системной обработки и многофакторного анализа имеющихся банков информации, которое направлено в пер­вую очередь:

- на выявление по однородным признакам преступлений, совершенных аналогичным способом, а также с приме­нением ВУ, имеющих характерные особенности, либо одними и теми же лицами;

- на сбор информации о местах хищения, каналах распро­странения и действиях лиц, участвующих в незаконном обороте ВВ и ВУ;

  на установление криминальной инфраструктуры пре­ступных формирований, наличие межрегиональных и международных связей, степени вооруженности, техни­ческой оснащенности и организованности преступных групп и сообществ.

В условиях автоматизации информационно-аналитической
работы в органах внутренних дел появится возможность

ком­плексного анализа и оценки накапливаемой оперативно-
розыскной информации. Это в свою очередь позволит вести
речь о применении методов аналитической разведки в опера­
тивно-розыскной деятельности аппаратов уголовного розыска
по выявлению, предупреждению и раскрытию преступлений,
совершаемых с применением ВУ.              


Планирование мер оперативно-розыскного



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.160.243.44 (0.071 с.)