Направления проведения последующих оперативно-розыскных мероприятий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Направления проведения последующих оперативно-розыскных мероприятий



В случае если преступление не было раскрыто по горячим следам, дальнейшая работа организуется совместным плани­рованием следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий на основе собранных материалов.

Основной оперативно-тактической задачей, решаемой со­трудниками уголовного розыска при осуществлении опера­тивной разработки по установлению причастности лица (группы лиц) к совершению преступления, является получе­ние информации, которая после надлежащего процессуально­го закрепления станет доказательством виновности проверяе­мого лица.

Важная роль в установлении лиц, подозреваемых в совер­шении преступлений с применением ВУ, принадлежит кон­фиденциальным источникам оперативной информации. Изу­чение практики раскрытия таких преступлений позволяет определить основные направления оперативной разработки лиц, подозреваемых в их совершении.

1. Осуществление оперативно-розыскных мероприятий в отношении конкретных подозреваемых лиц без их изоляции,

- проведение комплекса оперативных мероприятий и след­ственных действий по документированию действий про-

181


веряемого лица в целях получения информации доказа­тельственного значения.

При оперативной отработке подозреваемых лиц на свободе конфиденциальные сотрудники используются для освещения образа жизни, характера, связей проверяемого и получения дополнительной информации об их причастности к преступ­лению Если среди окружения разрабатываемого таких со­трудников не имеется, то для их приобретения или внедрения должны быть предприняты соответствующие меры

Независимо от их результатов, в целях получения интере­сующих данных целесообразно также организовать наблюде­ние. Это обусловливается не только необходимостью сбора дополнительной информации о совершенном преступлении, но и повышенной степенью общественной опасности таких преступников Кроме того, в процессе наблюдения могут быть выявлены и задокументированы факты других правонаруше­ний, за совершение которых имеется возможность задержать подозреваемого и организовать проведение оперативных ме­роприятий и следственных действий в условиях его изоляции от общества.

2 Организация проведения оперативно-розыскных меро­ приятий и следственных действий в условиях изоляции от общества

При организации проведения оперативных мероприятий и следственных действий в условиях изоляции от общества в отношении лиц, подозреваемых в совершении преступления с применением ВУ, необходимо учитывать не только особенно­сти совершения данного вида преступлений, но и тот факт, что оно лишено возможности активного противодействия раскрытию и расследованию преступления

Конечной целью этих мероприятий является пресечение и раскрытие преступлений, а также розыск преступников, ос­тавшихся на свободе Это направление оперативно-розыскной деятельности подразделений криминальной милиции является

182


наиболее специфичным и предполагает широкое комплексное использование имеющихся негласных сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности, проведение сложных комплексных оперативно-розыскных мероприятий, а в от­дельных случаях — возможностей иных оперативных - подраз­делений правоохранительных органов и спецслужб, являю­щихся субъектами оперативно-розыскной деятельности.

Приоритет в реализации данного направления оперативно-
розыскной деятельности отдается исключительно негласном
оперативным мерам.

3 Оперативно-розыскное обеспечение предварительного расследования преступлений, совершаемых с применением ВУ

В случае розыска конкретного лица (лиц), совершившего преступление, оперативные подразделения должны продол­жать свою работу, оказывая помощь следственным подразде­лениям не только в проведении по их поручению отдельных следственных действий, но и обеспечивая их новой значимой для расследования данного уголовного дела информацией Такое направление в работе оперативных подразделений по­лучило название “оперативно-розыскное обеспечение процес­са расследования преступлений”.

Основной целью этой деятельности является проведение “комплекса оперативно-розыскных мероприятий, осуществ­ляемых в интересах расследования тех или иных конкретных уголовных дел”1. Будучи тесно взаимосвязанной с другими направлениями оперативно-розыскной деятельности, она име­ет свои специфические отличия от них по следующим основа­ниям:

- проводимые оперативно-розыскные мероприятия подчи­нены интересам следствия;

' Бордиловский Э.И Оперативно-розыскное обеспечение процесса расследования преступлений Лекция М. Академия МВД РФ, 1993 С 5

183

^*


- оперативно-розыскные мероприятия осуществляются в интересах конкретного расследуемого уголовного дела;

- вся добытая оперативным путем информация, касающая­ся конкретного расследуемого уголовного дела, в обяза­тельном порядке доводится до следователя (с соблюде­нием соответствующих условий режима секретности,

конспирации и т.п.)1.

Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел осуществляется по определенным направлениям, которые в ее теории принято обозначать организационно-тактически­ми формами. Одним из таких направлений является опера­тивно-розыскное обеспечение расследования преступлений.

Следует отметить, что в последние годы в криминалисти­ческой, иной специальной литературе, касающейся вопросов предупреждения, раскрытия и расследования преступлений указанному направлению уделяется достаточно пристальное внимание. Так, один из разделов учебника “Курс криминали­стики”, изданный Красноярским государственным универси­тетом, посвящен учению об оперативно-розыскном обеспече­нии процесса расследования преступлений". О важности данных проблем для теории и практики борьбы с преступно­стью свидетельствует и тот факт, что их разработке посвяще­но ряд научных статей, лекций, диссертационных исследова­ний.

Необходимо признать, что в теоретико-прикладном аспек­те указанные проблемы еще далеко не полностью исследова­ны и решены.

Для углубленного понимания сущности указанного на­правления оперативной работы следует обратиться к основ-

1 Там же. С.5.

2 Корноухов В.Е. и др. Курс криминалистики. Часть 1 Красно­ярский государственный университет, Красноярск, 1995 С. 109-117 184


ным задачам, которые решаются органами, осуществляющи­ми оперативно-розыскную деятельность.

С содержательной стороны оперативно-розыскная дея­тельность представляет собой вид деятельности, осуществ­ляемой гласно и негласно специализированными (оператив­ными) подразделениями государственных органов, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспе­чения безопасности общества и государства от преступных посягательств1.

Проводимые мероприятия имеют в своей основе разведы­вательно-поисковый характер и направлены:

- на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, равно выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

- на осуществление розыска лиц, скрывающихся от орга­нов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уго­ловного наказания, а также розыска без вести пропавших..

 Решение перечисленных и некоторых других задач2 по­средством проведения оперативно-розыскных мероприятий составляет суть оперативно-розыскной деятельности. Они (эти задачи) определяют направления деятельности оператив­ных подразделений, а, кроме того, ее методы и средства. За­кономерности этой деятельности находят отражение в теории оперативно-розыскной деятельности.

Из перечисленных задач, как уже отмечалось выше, наи­более сложной является задача по раскрытию преступлений. Не случайно уголовно-процессуальным законом (ст. 3 УПК

См: ст. 1 Федерального закона “Об оперативно-розыскной дея­тельности”.

" Более подробно задачи оперативно-розыскной деятельности пе­речислены в ст. 2 вышеуказанного закона.

185


РСФСР) задача раскрытия преступления, наравне с органом дознания возлагается на суд, прокуратуру, следователя.

Дело в том, что, как свидетельствует анализ практики, од­ними процессуальными средствами, усилиями, например, только следователей, даже имеющих солидный профессио­нальный опыт, раскрыть отдельные преступления бывает по­рой невозможно.

Такое суждение вытекает из анализа состояния практики раскрытия преступлений, а также характеристики самой пре­ступности. Следует учитывать то обстоятельство, что в по­следние годы наряду с происходящими в нашем обществе процессами изменяется и преступность:

- в сторону усиления ее профессионализма;

- укрепления, видоизменения технического оснащения

преступных элементов;

роста сплоченности и организованности преступников.

Анализ практики свидетельствует: в большинстве случаев криминальная направленность действий участников преступ­ных формирований носит организованный и разноплановый характер. Происходит определенное переплетение крими­нальной направленности действий преступников. Они могут совершать и преступления против личности, одновременно участвовать в различного рода преступных группировках, за­нимающихся незаконным бизнесом, мошенничеством, валют­ными операциями и т.п.

Все это свидетельствует о том, что формы и методы борь­бы с такими преступными формированиями, раскрытие и рас­следование совершаемых ими преступлений должны посто­янно видоизменяться и совершенствоваться.

В первую очередь, такой преступности для успешной с ней борьбы необходимо противопоставить укрепление взаимо­действия, сотрудничества следственных аппаратов и опера­тивных служб между собой.

1 ~


Совершение большинства опасных преступлений тщатель­но подготавливается. Не являются исключением и крими­нальные взрывы. Совершаются они, как правило, в условиях неочевидности. При их совершении в группах, четко распре­деляются роли участников и действия каждого из них. Обго­варивается заранее линия поведения каждого соучастника на случай попадания кого-либо в поле зрения правоохранитель­ных органов. Имеются многочисленные факты, когда со сто­роны подозреваемых, обвиняемых, их связей, в период рас­следования возбужденных против них уголовных дел применяются меры шантажа, угроз. Не только по отношению к потерпевшим, свидетелям, раскаявшимся соучастникам, но и к следователям, оперативным работникам, прокурорам, судьям. Идет активное, нередко в форме криминальных про­явлений, противодействие расследованию отдельных уголов­ных дел и рассмотрению их в судах — вплоть до уничтожения (краж) материалов самих уголовных дел, убийств свидетелей, соучастников, применения насилия к отдельным потерпевшим

и т.п.

Для того чтобы исключить (или хотя бы затруднить, сдер­жать, нейтрализовать) такое противодействие, выявить все преступные связи подозреваемых и обвиняемых, установить всех причастных к тому или иному событию лиц, установить личность самих обвиняемых, их место нахождение трудно пе­реоценить роль оперативно-розыскной работы органов, упол­номоченных ее осуществлять.

Действуя на основе закона, сотрудники оперативных подразделений в соответствии с принципами конспирации.^. имеют возможность для решения борьбы с преступностью применять широкий круг оперативно-розыскных мероприя­тий. В их числе:

- опрос граждан;

- наведение справок;

- наблюдение;

187


- обследование помещений, зданий, сооружений, участков

местности и транспортных средств;

- контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных

сообщений;

- прослушивание телефонных переговоров;

- съем информации с технических каналов связи;

- оперативное внедрение;

- оперативный эксперимент и некоторые другие, перечис­ленные в ст. 6 Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности”.

Анализ конкретных уголовных дел показывает, что по аб­солютному большинству из них (свыше 90%) уже с момента их возбуждения была потребность в проведении соответст­вующих оперативно-розыскных мероприятий. В большинстве случаев это касалось необходимости получения дополнитель­ных источников информации по выявлению соучастников преступления, установления их места нахождения, обнаруже­ния мест сокрытия предметов, могущих впоследствии быть вещественными доказательствами, орудий преступления, оты­скания дополнительных доказательств и т.п.

Одной из основных целей оперативно-розыскной деятель­ности является создание благоприятных условий для всесто­роннего и объективного расследования преступлений.

Используя свои оперативные возможности оперативные работники могут выявлять новые эпизоды преступной дея­тельности подозреваемых и обвиняемых, устанавливать сви­детелей, могущих сообщить следствию те или иные сведения, потерпевших, которые в силу различных причин не заявляют в правоохранительные органы о происшедшем в отношении их криминальном событии.

В более конкретизированном виде, применительно к от­дельно взятым уголовным делам, оперативно-розыскное обеспечение процесса расследования преступлений охватыва­ет помощь, оказываемую оперативными работниками в оты-

188


еканий, получении и закреплении процессуальным путем све­дений, касающихся:

- ранее не известных правоохранительным органам фактов (эпизодов) преступной деятельности подозреваемых, об- виняемых, их соучастников;

- характеристики личности преступников, иных лиц, имеющих отношение к выявленным криминальным со­бытиям, их местонахождения;

- мотивов и целей преступления;

- информации о подготовительных действиях, осуществ­ленных преступниками для достижения своих целей;

- сведений о наличии и местонахождении вещественных, иных доказательств, способах возможного их получения процессуальными средствами;

- мер, предпринятых (предпринимаемых) преступниками по сокрытию следов преступления, орудий его соверше­ния, имущества и ценностей, добытых преступным пу­тем;

- действий, предпринимаемых обвиняемыми, подозревае­мыми, их связями, знакомыми и родственниками по вос-препятствованию органам расследования и суду в уста­новлении истины по уголовному делу в целях избежания ответствен ности.

Потребность в перечисленных сведениях для следствия не ограничивается какими-либо временными рамками их полу­чения от оперативных подразделений, осуществляющих опе­ративно-розыскную деятельность. Следовательно, и период оперативно-розыскного обеспечения процесса расследования преступлений должен начинаться с момента возбуждения уго­ловного дела и продолжаться до окончания расследования, а в случаях необходимости и до рассмотрения дела в суде.

Таким образом, осуществляя оперативно-розыскное обес­печение процесса расследования преступлений, оперативные службы решают следующие задачи:

189


- устанавливают лиц, подлежащих привлечению к уголов­ной ответственности по возбужденным уголовным делам; ^ устанавливают ранее не известные органам следствия дополнительные факты (эпизоды) преступной деятельно­сти подозреваемых и обвиняемых по конкретным уго­ловным делам;

- отыскивают, собирают, обеспечивают сохранность дока­зательств, иной информации, использование которой может явиться источником для получения новых факти­ческих данных об обстоятельствах расследуемого собы­тия, либо для построения следственных и розыскных вер­сий;

- с помощью оперативно-розыскных сил, средств и мето­дов оказывают следователю помощь в проверке относи-мости определенных доказательств к расследуемому со­бытию;

- устанавливают намерения обвиняемых, подозреваемых, их связей по воспрепятствованию нормальному проведе­нию процесса предварительного расследования и инфор­мируют об этом следователя;

- собирают данные, характеризующие личность обвиняе­мых, подозреваемых, иных лиц, могущих отрицательно повлиять на объективность расследования по уголовному делу;

- осуществляют постоянный оперативный контроль за по­дозреваемыми, обвиняемыми с целью предотвращения с их стороны совершения новых преступлений или пресе­чения попытки скрыться от следствия и суда;

- проводят розыск скрывшихся известных и не установ­ленных следствием преступников, похищенного имуще­ства, ценностей, орудий преступления.

 Решение перечисленных задач позволяет получить ин­формацию, касающуюся различных обстоятельств соверше­ния преступления, что придает следователю уверенность в

190


правильности (ошибочности) выдвинутых версий; при необ­ходимости изменять направление расследования, сосредото­чить внимание и усилия на проверке вероятных версий, а в итоге добиться положительных результатов по установле­нию истины.

Кроме того, получая от оперативных работников сведения о “носителях доказательственной информации”1 о линии по­ведения причастных к преступлению лиц, следователь имеет реальную возможность, реализуя эту информацию с помощью процессуальных средств, установить и закрепить (зафиксиро­вать) нужные для доказывания по уголовному делу обстоя­тельства совершения преступления, что создает в итоге пред­посылки к более эффективному расследованию дела.

Таким образом, понятие оперативно-розыскного обеспече­ния процесса расследования преступлений в свое содержание включает деятельность, осуществляемую соответствующими оперативными службами посредством проведения оператив­но-розыскных мероприятий по установлению фактов, подле­жащих доказыванию по уголовным делам, источников ин­формации, обеспечивающих следствие и суд данными, способствующими установлению истины по делу и принятия к виновным мер, предусмотренных законом.

В заключение следует подчеркнуть, что только комплекс­ное использование возможностей правоохранительных орга­нов, тактически грамотное и квалифицированное применение негласных возможностей подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, позволяют достичь по­ложительных результатов в выявлении, предупреждении, рас­крытии и расследовании криминальных взрывов.

Вместе с тем, как уже отмечалось выше, проблема борьбы с криминальными взрывами охватывает не только вопросы их

Белкин Р.С Собирание, исследование и оценка доказательств. М„ 1986.

191


раскрытия и пресечения, превентивной деятельности в отно­шении лиц потенциально готовых к их совершению и фактов, способствующих им в этом. Одним из таких фактов является рост хищений либо вымогательств оружия, боеприпасов, ВВ и ВУ (ст. 226 УК РФ).

Если в 1998 году было 2008 таких фактов1, то по итогам деятельности органов внутренних дел за 2000 год число их увеличилось на 25,7% (2703 факта)2.

Таким образом, одним из главных определяющих условий совершения криминальных взрывов можно считать хищения ВВ и ВУ, их составляющих веществ и комплектующих дета­лей с заводов-изготовителей3. Их хищение, а также противо­правное использование в значительной степени связано с со­вершением наиболее опасных (особо тяжких и тяжких) преступлений — террористических актов, заказных убийств, бандитизма. Такие преступления, включая хищение боепри­пасов, ВВ и ВУ, комплектующих деталей, “за редким исклю­чением, совершаются организованными преступными сооб­ществами, обладающими профессиональными навыками, значительными материальными и людскими ресурсами, высо-

1 Алешкина Т.Н. Типичные ситуации розыска оружия и основные направления их разрешения.// Проблемы борьбы с незаконным обо­ротом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и их использовани­ем в преступных целях: Материалы научно-практической конферен­ции (7-8 октября 1999 г., г. Тула). —- М. — Тула: ЮИ МВД России, 2000. С. 218.

2 Состояние преступности в России за январь-декабрь 2000 года М, 2000. С. 17.

3 Бекмурзин М.С. Предупреждение хищения оружия и комплек­тующих с заводов-изготовителей. // Проблемы борьбы с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и их использо­ванием в преступных целях: Материалы научно-практической кон­ференции (7-8 октября 1999 г., г. Тула). — М. — Тула: ЮИ МВД России, 2000. С. 303. 192


кой степенью мобильности и организованности”'. Раскрывае-мость таких преступлений, розыск похищенного продолжает оставаться не на должном уровне как того бы хотелось. По сравнению с 1999 годом раскрываемость их снизилась на 1,4% и составила 83,7%2.

Актуальными, на сегодняшний день, стали вопросы со­вершенствования организации розыска похищенного и утра­ченного огнестрельного оружия, боеприпасов, ВВ и ВУ, а также деталей к ним, как одного из многих факторов реально влияющих в целом на борьбу с криминальными взрывами.

Федоренко А.Ю. К вопросу о выявлении и преодолении проти­водействия расследованию преступлений, связанных с оружием // Проблемы борьбы с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и их использованием в преступных целях: Ма­териалы научно-практической конференции (7-8 октября 1999г., г. Тула). — М. — Тула: ЮИ МВД России, 2000. С 255-256

* Состояние преступности в России за январь-декабрь 2000 года. М, 2000. С. 17.

7 Зак 2868


VI. РОЗЫСК ПОХИЩЕННОГО И УТРАЧЕННОГО ОГНЕСТРЕЛЬНОГО
ОРУЖИЯ, БОЕПРИПАСОВ, ВЗРЫВЧАТЫХ
ВЕЩЕСТВ И ВЗРЫВНЫХ УСТРОЙСТВ

Борьба с хищениями оружия, ВВ и ВУ приобрела актуаль­ность для оперативных служб органов внутренних дел срав­нительно недавно. Обострение этой проблемы обусловлено несколькими обстоятельствами. Во-первых, это связано с ос­лаблением государственного контроля в сфере оборота воо­ружения, повлекшее появление множества факторов, способ­ствующих совершению хищений оружия, ВВ и ВУ. Во-вторых, — с ростом числа преступлений, связанных с неза­конным оборотом оружия. Следует также иметь в виду, что хищения оружия, ВВ и ВУ характеризуются высокой степе­нью латентности. Довольно часто похищенное оружие и бое­припасы списываются как непригодные для дальнейшего ис­пользования или объявляются утраченными в силу объективных обстоятельств. Имеют место случаи, когда фак­ты хищений не обнаруживаются в течение длительного вре­мени в связи с тем, что проверки сохранности оружия, ВВ и ВУ проводятся формально — их недостача не выявляется.

Иногда вооружение похищается в процессе его производ­ства до постановки на учет — и такие случаи не попадают в отчетность.

Одним из наиболее существенных обстоятельств при этом
является то, что основной объем оборота оружия, ВВ и ВУ
осуществляется армейскими подразделениями. Сотрудники
органов внутренних дел не обладают функциями их контроля.
У них нет возможности получать информацию, необходимую
194                                                                                  


для оценки состояния сохранности вооружения и предупреж­дения хищений. В свою очередь не выявленные, а, следова­тельно, не раскрытые своевременно хищения оружия, ВВ и ВУ влекут за собой рост бандитизма, терроризма, захвата за­ложников, межнационального экстремизма, убийств, разбой­ных нападений...

Основными источниками противоправного попадания в незаконный оборот огнестрельного оружия, боеприпасов, ВВ и ВУ являются подразделения и учреждения Министерства обороны, органов внутренних дел, объекты разрешительной системы, предприятия ВПК и горнодобывающей промышлен­ности.

Особенно неблагополучным является положение в системе Министерства обороны России. На его объектах расхищается и утрачивается более половины от общего количества оружия, находящегося в розыске. Каждая вторая единица огнестрель­ного оружия похищается с военных складов. Значительное число хищений данной категории совершается лицами, ответ­ственными за сохранность вооружения. Реформы, передисло­кация воинских частей из “ближнего зарубежья” осуществ­ляемые в системе Вооруженных Сил и тому подобные процессы влекут перегруженность многих складов арттехвооружений, значительная часть которых не отвечает требова­ниям условий хранения оружия, что является дополнительным фактором, способствующим его хищениям.

Следует отметить, что зачастую командование воинских частей не обеспечивает своевременную постановку похищен­ного оружия на учет в ГИЦ МВД России. Примерно четвертая его часть ставится на такой учет с большим опозданием.

Серьезные проблемы с сохранностью табельного оружия имеют место и в системе органов внутренних дел. Основны­ми условиями утраты и хищений оружия здесь являются многочисленные нарушения правил его учета и режима со­хранности, безответственность сотрудников. Не случайно

195


 

достаточно распространенными являются факты утраты ог­нестрельного оружия сотрудниками, находившимися в со­стоянии алкогольного опьянения в свободное от работы время, а также в служебных командировках В большинстве случаев такие факты возникают вследствие небрежного но­шения оружия в хозяйственных сумках, портфелях и т.п., ос­тавление его без присмотра в автомашинах, жилых помеще­ниях.

Значительное количество оружия сосредоточено на объек­тах разрешительной системы. В последнее время произошло существенное сокращение таких объектов, что повлекло мно­гократное увеличение хранящегося на этих объектах оружия В то же время заметного усиления их технической защищен­ности не последовало, что облегчает совершение хищений вооружения.

Все более активно участники преступных группировок стараются внедриться в среду работников предприятий ВПК, изготавляющих оружие, боеприпасы, ВВ. Все чаще хищения ВВ совершаются на предприятиях горнодобываю­щей промышленности, где они используются в процессе производства.

Проблемы контроля за сохранностью ВВ на этих объектах связаны не только с их охраной. Нередко сотрудники органов внутренних дел, осуществляющие контроль за данными объ­ектами, не располагают необходимыми сведениями о номенк­латуре, используемых в производстве ВВ, и спецификациях вспомогательных средств и материалов к ним. Эти обстоя­тельства затрудняют установление в необходимых случаях каналов хищения ВВ.

Анализ материалов практики и проводившихся научных исследований позволяет выделить следующие основные на­правления организации борьбы с данной категорией преступ­лений.

196


1. Анализ оперативной ситуации в регионе, состояния учета и сохранности оружия, боеприпасов и ВВ на обслу­ живаемых объектах.

Внешними источниками информации при этом могут яв­ляться:

- материалы средств массовой информации; / сведения, поступающие из различных органов власти и управления, судов, прокуратуры, воинских подразделе­ний, предприятий оборонной промышленности, транс­портных организаций, откуда официально может быть получена информация по вопросам, связанным с оборо­том вооружения;

- сведения из негосударственных структур — оборонных спортивно-технических обществ, коллективов охотников, добровольных спортивных обществ и клубов, производ­ственно-хозяйственных, коммерческих, финансовых уч­реждений, частных охранных предприятий, учебных за­ведений, использующих оружие, ВВ и ВУ для производственных, научно-исследовательских, спаса­тельных работ, обеспечения охраны, обучения..

Внутренними источниками информации являются сооб­щения и документы различных служб органов внутренних дел:

- дежурных частей, подразделений муниципальной, транс­портной милиции;

- разрешительной системы;

- паспортных аппаратов, по борьбе с преступностью несо­вершеннолетних, экономическими преступлениями, ор­ганизованной преступностью, незаконным оборотом нар­котиков, уголовного розыска.

Анализироваться должна также корреспонденция, посту­пающая в секретариаты органов внутренних дел, сведения, поступающие из учетных инспекций, сообщения от оператив­ных источников, сведения, получаемые непосредственно опе-

197


ративными сотрудниками в процессе проведения различных

оперативно-розыскных мероприятий.

Сбор и анализ указанной информации преследует следую­ щие основные цели:

- выявление объектов, требующих особого внимания при организации оперативного обслуживания, регулярного проведения оперативно-поисковых мероприятий (в пер­вую очередь — объекты, на которых производятся, хра­нятся или используются оружие, ВВ и ВУ);

- крупные инкассируемые объекты (банки, магазины, офи­сы, пункты обмена валюты);

- постоянные маршруты инкассаторов; охраняемые воору­женной охраной склады и другие хранилища ценностей, предприятия, особенности производственной деятельно­сти которых позволяют осуществлять изготовление и ре­монт оружия, ВВ и ВУ;

- расположения воинских частей и подразделений, тамо­женных учреждений;

- постоянные маршруты транспортировки ценных грузов, сопровождаемых вооруженной охраной;

- выявление недостатков в системе государственного кон­троля за оборотом оружия, ВВ и ВУ;

- выявление лиц, проявляющих намерения завладеть ору­жием, либо предпринимающих меры по подготовке к хищению;

- определение организаций, должностных лиц и отдельных граждан, могущих оказать помощь в предупреждении или раскрытии хищений оружия, ВВ и ВУ;

- отбор и систематизация наиболее ценной в оперативном смысле информации, создание в этих целях специализи­рованных банков данных, заведение дел оперативного учета на криминогенные объекты.

Так, в УВД Ставропольского края собрана и система­тизирована информация о маркировке взрывчатых материалов,

198


используемых предприятиями “Взрывпрома” на территории Северного Кавказа. Эта информация позволяет определить ис­точники происхождения и место эксплуатации ВВ, своевремен­но выявлять факты их хищений с различных объектов

2. Участие в официальных мероприятиях, проводимых заинтересованными инстанциями на объектах легального оборота оружия, ВВ и ВУ — проверках состояния их учета и сохранности, охранно-пожарной сигнализации, инвентариза­циях и т.п

3. Осуществление оперативно-поисковых мероприятий на криминогенных объектах и среди лиц, представляю­ щих оперативный интерес.

Эти места и лица определяются на основе анализа указан­ной в п 1 информации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.152.162 (0.078 с.)