Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
База данных учета стрелкового оружия и взрывчатых веществ интерпола
Количество преступлений с применением стрелкового оружия и взрывчатых веществ принимает глобальный характер. В течение последних десяти лет такие преступления увеличились за счет доступных современных средств связи, появления современных усовершенствованных видов оружия, а также возможности легкой фальсификации документов. Еще несколько лет назад в штаб-квартире ИНТЕРПОЛа осознали растущую опасность со стороны подпольных торговцев оружием и ВВ. Для решения этих проблем ИНТЕРПОЛ разработал компьютерную информационную систему регистрации уголовных преступлений, в которых использовались оружие и ВВ. Система получила название IWETS. Она является преемником ITAR (система слежения за нелегальной транспорти- 242 ровкой вооружений) и IEXIS (система учета уголовных преступлений с использованием взрывчатых веществ), которые рыли установлены в Генеральном Секретариате в 1990 году. Система была усовершенствована и стала совместима с компьютерными сетями правоохранительных органов других стран. IWETS работает на тех же принципах, что и ITAR/IEX1S. Ее цель — оказывать содействие государствам-членам ИН-ТЕРПОЛа в расследованиях, связанных с незаконной транспортировкой вооружений, ВВ и обеспечивать помощь в расследованиях других преступлений, где использовалось Специфическое стрелковое оружие или ВВ. | В системе применяются отдельные формы запроса на оружие и ВВ. Формы разработаны так, чтобы их можно было заполнить за несколько минут. Это позволяет избегать ненужных задержек в расследовании. Если все графы заполнены правильно и аккуратно, IWETS сама формулирует запрос и находит нужный файл. I Инструкция для заполнения запроса составлена из несложных терминов. В ней есть четкие определения преступлений с использованием оружия, а также преступлений с использованием взрывчатых веществ. Правоохранительные органы могут использовать эти формулировки как критерии определения — внесено ли данное преступление в международную базу данных. Официальные лица могут также сделать телефонный запрос в Генеральный Секретариат, если необходима специальная информация или остались дополнительные вопросы. Основная задача, которую ставили себе программисты при разработке системы, заключается в исчерпывающей передаче информации без излишних задержек.
I Процесс поиска интересующей информации начинается с стрелковом оружии и ВВ находится в Криминальном информационном дивизионе связи. За достоверность информации отвечают два официальных лица из Бюро по учету алкогольных напитков, табачных изделий и стрелкового оружия США, Специальный офицер по вооружению и ВВ, а также Аналитик по уголовным преступлениям. Они обеспечивают доступ необходимой информации в закрытую базу данных IWETS. В случае возникновения вопросов или недоразумений необходимо обращаться в штаб-квартиру ИНТЕРПОЛа. Оперативная информация может быть использована по-разному. Конечный продукт зависит от обстоятельств расследования или требований ИНТЕРПОЛа. К примеру, при расследовании нелегальной транспортировки оружия может потребоваться сравнение modus operand!. В данном случае система может искать информацию по нескольким подозреваемым одновременно. Преступления, связанные с ВВ, отслеживаются аналогично. Но по своей природе информация о преступлениях с применением ВВ носит технический характер. IWETS, благодаря специфичной программе, может помочь идентифицировать завод-изготовитель ВВ. Это помогает связать преступление, подозреваемых и обеспечить статистическую информацию. Важный аспект интегрированной базы данных 1WETS заключается в том, что к ней может подключиться любая страна-член ИНТЕРПОЛа и получить оперативную информацию в обычном формате. Это обеспечивает точность в работе с документами представителям иностранных правоохранительных органов, применяющих различные методологические подходы. С тех пор как информацию стали выдавать в стандартном формате, сравнивать modus operand! и статистику стало намного легче. При постоянном использовании базы данных IWETS удалось стандартизировать описание оружия и ВВ,
244
используя универсальные термины правоохранительных органов разных стран, что привело к более тесным связям и сотрудничеству между ними. В информационную систему IWETS заложен программный модуль Индекс вооружений. Он содержит наименования и адреса заводов-изготовителей оружия во всем мире. Представлена описательная информация моделей вооружений, калибров и местонахождение завода-изготовителя. Индекс ВВ содержит аналогичную информацию. По индексу ВВ можно определить, в какой точке земного шара оно было произведено. Индексы, делают любую информацию более полной. Любое государство, входящее в ИНТЕРПОЛ, может отследить 'процесс или существенно ускорить расследование. Принципы использования IWETS весьма просты. Представитель любой страны-члена ИНТЕРПОЛа может запросить информацию из базы данных IWETS. Необходимо заполнить запрос и направить его через Национальное бюро ИНТЕРПОЛа в Генеральный Секретариат. Такая процедура обеспечивает конфиденциальность информации. После того как запрос получен, она проверяется по аналогичным прецедентам в Вазе данных IWETS. Вся найденная информация передается в Обратном порядке При заполнении формы IWETS не требуется подробно вписывать совершенное преступление. Система производит войск информации, основываясь на ключевые моменты, ука- занные в запросе. Но для более эффективной работы системы информация в запросе должна быть подробной и по мере возможности — полной. В исключительных случаях представители государств- членов ИНТЕРПОЛа для получения информации из базы дан-иых IWETS могут связываться с Генеральным Секретариатом по телефону. Такой телефонный запрос должен проходить че- 24
рез Национальное бюро ИНТЕРПОЛа. Ответ, в целях безопасности, будет отправлен только в виде факса или телекса. Данная система — идеальное средство нанести удар по нелегальной торговле оружием и ВВ. Она прекрасно совместима с различными компьютерными сетями. Время на составление запроса минимально, составителю не требуется специальных навыков. Информация, находящаяся в базе данных IWETS. хранится пять лет. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Участие сотрудников оперативных подразделений органов внутренних дел по борьбе с криминальными взрывами и актами терроризма в специально созданных для расследования следственно-оперативных группах показало, что они не всегда оказываются готовыми к противодействию преступным группам террористической направленности. В ходе работы по раскрытию террактов в Москве, Буйнак-ске и Волгодонске и ряда других особенно четко проявилась слабость их работы по борьбе с преступлениями террористического характера. Так, практически не было получено упреждающей информации, в ходе работы по раскрытию и предупреждению взрывов, выявилось плохое взаимодействие с оперативными аппаратами ФСБ и следователями прокуратуры, что приводило к дублированию работы и снижению её эффективности. Кроме того, ориентируясь, в первую очередь, на раскрытие криминальных взрывов, актов терроризма, оперативные сотрудники не до конца отрабатывают доказательную базу, что влечет за собой уход от уголовной ответственности заказчиков и организаторов преступления. Как правило, оперативное сопровождение уголовного дела заканчивается на стадии предъявления обвинения.
Кроме очевидных решений по устранению упомянутых выше недостатков в антитеррористической деятельности органов внутренних дел в целом и их оперативных подразделений в частности, следует отметить ряд практических мер организационного характера по совершенствованию практики 247 проведения оперативно-розыскных мероприятий и комплексных операций антитеррористической направленности: - выделить оперативные дела по группам террористической направленности в отдельную категорию учета; - закрепить линию противодействия терроризму за одним из оперативных главков в МВД России и управлений в регионах; - нацелить оперативный состав на приобретение источников конфиденциальной информации, имеющих разведывательные возможности по указанному направлению деятельности. Особо следует остановиться на противодействии террористической деятельности организованных преступных формирований Закавказского и Северо-Кавказского регионов. Одна из причин низкой результативности в этом направлении (потерь личного состава, вооружения, техники и др.) — это отсутствие надежных оперативных позиций в регионе, их слабость в этнических преступных группировках и диаспорах вне его, а также недостаточное знание мест концентрации и проживания выходцев с Закавказья и Северного Кавказа по России в целом. Следует больше внимания уделять созданию надежных оперативных позиций в преступной среде, преодолению ведомственной и внутриведомственной разобщенности, укреплению взаимодействия между различными службами ОВД, военными прокурорами и командирами воинских частей, а также другими заинтересованными ведомствами, в задачи которых входит борьба с незаконным оборотом оружия, ВВ и ВУ, имеющим прямое отношение к активности террористической деятельности. Обобщение опыта работы по выявлению и предупреждению террористических актов, позволяет дать ряд практических рекомендаций, ориентированных именно на противодей- 248 ствие террористической деятельности на Северном Кавказе и Закавказье. В текущей практической работе с преступлениями террористического характера сотрудники ОВД должны учитывать, что сегодня терроризм в России носит ярко выраженный исламский характер. Установление контакта с данной категорией лиц требует знания психологических особенностей мусульман, придерживающихся ваххабистских взглядов. Для них характерны повышенная религиозность, этноцентризм, неразборчивость в средствах по выполнению задач, поставленных духовными наставниками, нежелание идти на контакт с сотрудниками правоохранительных органов.
В этой связи на первоначальном этапе работы необходимо выяснить наличие таких лиц на обслуживаемой территории, места их компактного проживания и сбора для отправления религиозных обрядов, совершения молитв. Руководителями этих общин, как правило, являются священно служители. Источниками получения необходимых данных являются паспортно-визовые службы, а также учебные заведения, во многих из которых сформировались устойчивые этнические группы. Значительное количество преступных групп, сформированных по этническому признаку, концентрируется на рынках всех категорий, в автосервисе и сфере обслуживания. К сбору информации и проведению мероприятий необходимо привлекать сотрудников других заинтересованных служб и подразделений, в том числе участковых инспекторов (для получения сведений о поведении объекта по месту жительства, отношениях в семье, установления фиктивных браков, связей и др.), сотрудников БЭП (для осуществления контроля за сделками по купле-продаже жилых и нежилых помещений, продаже ВВ и компонентов заводами-изготовителями, их представителями, выявления подозри- 249 тельных лиц, действующих в экономический сфере, проведения оперативных проверок помещений фирм, учреждений и др.), налоговых инспекторов (для сбора сведений финансового и экономического характера). Расследование террактов совершенных в г.г. Москве, Вол-годонске, Ставрополе, других регионах, анализ публикаций в средствах массовой информации, показал: подготовка к проведению взрывов осуществлялась иногородними гражданами под видом коммерческой деятельности, взрывчатка завозилась из других регионов, а сами преступники проживали в гостинице. В этой связи представляется целесообразным взять под контроль все гостиницы, расположенные на обслуживаемой территории, определить круг лиц, нуждающихся в таком контроле, наладить их оперативную отработку. Особое внимание необходимо уделять имеющимся у них документам, ибо потенциальные преступники в большинстве случаев пользуются поддельными или фальшивыми паспортами, удостоверениями личности, справками и т.п. Учитывая ревностное отношение мусульман к религии, работники ОВД перед контактом с намеченным лицом должны из доступных источников ознакомиться с основами мусульманского вероисповедания, с течениями ислама. Следует отметить, что мусульмане с куда большим уважением относятся к людям верующим, обладающими к тому же какими-то знаниями по исламу, нежели к тем, кто не имеет никакого представления о мусульманстве.
В основе действий большинства исполнителей криминальных взрывов на первом плане — возможность получения материальной или личной выгоды. Поэтому целесообразно собрать соответствующие компрометирующие материалы (наличие судимости, отсутствие прописки или регистрации, нарушения торговых, финансовых правил и др.). Учитывая, что для большинства лиц преступивших закон, независимо от национально- 250 сти и вероисповедания, самое негативное — “потеря лица” в своей среде, то наибольшую эффективность можно получить при использовании материалов, компрометирующих перед соотечественниками-единоверцами. О подготовке к совершению террористических актов могут свидетельствовать следующие обстоятельства: - появление в диаспоре новых лиц, особенно прибывших из Северо-Кавказского региона — в первую очередь из Чечни, Дагестана, Ингушетии, Карачаево-Черкесии, а также из Средней Азии, Ближнего Востока, дальнего зарубежья; - призывы во время молитв, массовых сборов к священной войне “джихаду” против неверных; - длительное отсутствие кого-либо из членов диаспоры, особенно ярых фанатиков, по своему месту жительства без объяснения причин, - попытки приобрести крупные партии ВВ, изготовить или заказать ВУ; - срочный сбор денег для “святых” целей, - поступление крупных денежных сумм от лиц и организаций, занимающихся террористической деятельностью. Помимо работы с этническими преступными группировками, необходимо держать под постоянным контролем нелегальные рынки оружия, боеприпасов и ВВ. Следует также поставить на учет и наладить контакт с лицами, имеющими опыт работы с ВВ и ВУ. Как правило, это -бывшие военнослужащие и специалисты оборонных учреждений. Сведения о них можно получить в военкоматах и в отделах кадров предприятий. В случае нахождения на обслуживаемой территории предприятий, на которых производятся (складируются) взрывчатые вещества или их компоненты, следует, в первую очередь, организовать взаимодействие с сотрудниками под- 251 разделений системы МВД, обеспечивающих охрану режимных объектов. Практика и опыт наглядно демонстрируют: для успешного противодействия террористической активности экстремистски настроенным элементам необходимо идти по линии ужесточения действующего законодательства, широкого применения на его основе репрессивных мер в том случае, когда все иные меры исчерпаны. История борьбы с терроризмом в России на примере деятельности охранных отделений наглядно продемонстрировала, что слагаемыми успеха в этой области явились действия с опережением, использование научных методов работы, задействование широкого спектра оперативно-технических средств, имевшихся в распоряжении специальных служб, а также высокого профессионализма сотрудников охранных отделений, противопоставленных хорошо организованным, строго законспирированным и идейно сплоченным террористам-профессионалам. Волна профессионального терроризма, поднятая на достаточную высоту русскими революционерами-террористами в конце XIX века и ушедшая в глубину истории на несколько десятков лет, вновь готова взмыть вверх — уже в начале XXI века, благодаря объективным и субъективным факторам развития современного периода Российской истории. Сегодня, как никогда, реальна угроза того, что разного рода политические доктрины, сходные по сути с доктриной “пропаганды действием”, проповедующие или оправдывающие применение насилия для достижения политических, социальных, иных целей, будут взяты на вооружение и активно проводиться в жизнь некоторыми экстремистски настроенными политическими группировками. Факторами, обусловившими появление такой угрозы, явя-ются: 252 - многопартийность, в условиях которой отдельные политические партии ведут борьбу с использованием открытой конфронтации; - существование подполья, в котором оказались некоторые политические партии и движения, признаваемые неконституционными; - наличие националистических движений, в программе которых существуют экстремистские антиконституционные положения, предусматривающие насильственную борьбу с “некоренным населением”, противодействие власти во имя достижения политических целей, а также идеологическая обработка социальных сил, которые потенциально могут принять участие в такой борьбе; - активизация деятельности зарубежных эмигрантских центров экстремистского националистического и религиозно-фанатического толка на территории России и ближнего зарубежья, что выражается, в частности, в появлении эмиссаров, в том числе специалистов по проведению массовых акций протеста с неповиновением властям и В терроризму. Степень данной угрозы увеличивается еще и вследствие того, что, в отличие от террористов начала века, располагавших довольно примитивными материально-техническими возможностями, в руках современных преемников — новейшие технологии в области вооружений, взрывчатых и отравляющих веществ, самые современные средства транспорта и связи, что делает терроризм проблемой не только общенационального, но и глобального характера. В ближайшем будущем даже в наиболее развитых странах мира будут существовать проблемы политического, социального, экономического, структурно-организационного, иного характера. И это означает, что эти государства неминуемо бу-дут сталкиваться с требованиями сторонников перемен В России же, где демократическое правительство пока не в со- 253 стоянии обеспечить реализацию поставленных целей, проблема эта стоит особенно остро. Наше государство окрепнет и снизит остроту проблемы, располагая только сильной исполнительной властью, четкой государственной политикой и правоохранительными органами, которые действительно в состоянии держать ситуацию в стране под контролем. Приложение 1
ПЕРЕЧЕНЬ
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.83.81.42 (0.144 с.) |