База данных учета стрелкового оружия    и взрывчатых веществ ИНТЕРПОЛА



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

База данных учета стрелкового оружия    и взрывчатых веществ ИНТЕРПОЛА



 Количество преступлений с применением стрелкового

оружия и взрывчатых веществ принимает глобальный харак­тер. В течение последних десяти лет такие преступления уве­личились за счет доступных современных средств связи, по­явления современных усовершенствованных видов оружия, а также возможности легкой фальсификации документов.

Еще несколько лет назад в штаб-квартире ИНТЕРПОЛа осознали растущую опасность со стороны подпольных тор­говцев оружием и ВВ. Для решения этих проблем ИНТЕРПОЛ разработал компьютерную информационную систему регистрации уголовных преступлений, в которых ис­пользовались оружие и ВВ.

Система получила название IWETS. Она является преем­ником ITAR (система слежения за нелегальной транспорти-

242


ровкой вооружений) и IEXIS (система учета уголовных пре­ступлений с использованием взрывчатых веществ), которые рыли установлены в Генеральном Секретариате в 1990 году. Система была усовершенствована и стала совместима с ком­пьютерными сетями правоохранительных органов других стран.

IWETS работает на тех же принципах, что и ITAR/IEX1S. Ее цель — оказывать содействие государствам-членам ИН-ТЕРПОЛа в расследованиях, связанных с незаконной транс­портировкой вооружений, ВВ и обеспечивать помощь в рас­следованиях других преступлений, где использовалось Специфическое стрелковое оружие или ВВ. | В системе применяются отдельные формы запроса на оружие и ВВ. Формы разработаны так, чтобы их можно было за­полнить за несколько минут. Это позволяет избегать ненуж­ных задержек в расследовании. Если все графы заполнены правильно и аккуратно, IWETS сама формулирует запрос и находит нужный файл.

I Инструкция для заполнения запроса составлена из неслож­ных терминов. В ней есть четкие определения преступлений с использованием оружия, а также преступлений с использова­нием взрывчатых веществ. Правоохранительные органы могут использовать эти формулировки как критерии определения — внесено ли данное преступление в международную базу дан­ных. Официальные лица могут также сделать телефонный за­прос в Генеральный Секретариат, если необходима специаль­ная информация или остались дополнительные вопросы. Основная задача, которую ставили себе программисты при разработке системы, заключается в исчерпывающей передаче информации без излишних задержек.

I Процесс поиска интересующей информации начинается с
момента получения заполненных форм IWETS в Генеральном
Секретариате. Эта процедура включает просмотр и анализ
имеющейся информации. Вся информация о специальном
                                                                                     243


стрелковом оружии и ВВ находится в Криминальном инфор­мационном дивизионе связи. За достоверность информации отвечают два официальных лица из Бюро по учету алкоголь­ных напитков, табачных изделий и стрелкового оружия США, Специальный офицер по вооружению и ВВ, а также Аналитик по уголовным преступлениям. Они обеспечивают доступ не­обходимой информации в закрытую базу данных IWETS. В случае возникновения вопросов или недоразумений необхо­димо обращаться в штаб-квартиру ИНТЕРПОЛа.

Оперативная информация может быть использована по-разному. Конечный продукт зависит от обстоятельств рассле­дования или требований ИНТЕРПОЛа. К примеру, при рас­следовании нелегальной транспортировки оружия может по­требоваться сравнение modus operand!. В данном случае система может искать информацию по нескольким подозре­ваемым одновременно.

Преступления, связанные с ВВ, отслеживаются аналогич­но. Но по своей природе информация о преступлениях с при­менением ВВ носит технический характер. IWETS, благодаря специфичной программе, может помочь идентифи­цировать завод-изготовитель ВВ. Это помогает связать пре­ступление, подозреваемых и обеспечить статистическую ин­формацию.

Важный аспект интегрированной базы данных 1WETS за­ключается в том, что к ней может подключиться любая стра­на-член ИНТЕРПОЛа и получить оперативную информацию в обычном формате. Это обеспечивает точность в работе с до­кументами представителям иностранных правоохранительных органов, применяющих различные методологические подхо­ды. С тех пор как информацию стали выдавать в стандартном формате, сравнивать modus operand! и статистику стало на­много легче. При постоянном использовании базы данных IWETS удалось стандартизировать описание оружия и ВВ,

244

 


используя универсальные термины правоохранительных ор­ганов разных стран, что привело к более тесным связям и со­трудничеству между ними.

В информационную систему IWETS заложен программный модуль Индекс вооружений. Он содержит наименования и ад­реса заводов-изготовителей оружия во всем мире. Представ­лена описательная информация моделей вооружений, калиб­ров и местонахождение завода-изготовителя.

Индекс ВВ содержит аналогичную информацию. По ин­дексу ВВ можно определить, в какой точке земного шара оно было произведено.

Индексы, делают любую информацию более полной. Лю­бое государство, входящее в ИНТЕРПОЛ, может отследить 'процесс или существенно ускорить расследование.

Принципы использования IWETS весьма просты. Предста­витель любой страны-члена ИНТЕРПОЛа может запросить информацию из базы данных IWETS. Необходимо заполнить запрос и направить его через Национальное бюро ИНТЕРПОЛа в Генеральный Секретариат. Такая процедура обеспе­чивает конфиденциальность информации. После того как запрос получен, она проверяется по аналогичным прецедентам в Вазе данных IWETS. Вся найденная информация передается в Обратном порядке

 При заполнении формы IWETS не требуется подробно вписывать совершенное преступление. Система производит войск информации, основываясь на ключевые моменты, ука-

занные в запросе. Но для более эффективной работы системы информация в запросе должна быть подробной и по мере воз­можности — полной.

В исключительных случаях представители государств-

членов ИНТЕРПОЛа для получения информации из базы дан-иых IWETS могут связываться с Генеральным Секретариатом

по телефону. Такой телефонный запрос должен проходить че-

                                                                                     24

 


рез Национальное бюро ИНТЕРПОЛа. Ответ, в целях безо­пасности, будет отправлен только в виде факса или телекса.

Данная система — идеальное средство нанести удар по не­легальной торговле оружием и ВВ. Она прекрасно совместима с различными компьютерными сетями. Время на составление запроса минимально, составителю не требуется специальных навыков. Информация, находящаяся в базе данных IWETS. хранится пять лет.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Участие сотрудников оперативных подразделений органов внутренних дел по борьбе с криминальными взрывами и ак­тами терроризма в специально созданных для расследования следственно-оперативных группах показало, что они не всегда оказываются готовыми к противодействию преступным груп­пам террористической направленности.

В ходе работы по раскрытию террактов в Москве, Буйнак-ске и Волгодонске и ряда других особенно четко проявилась слабость их работы по борьбе с преступлениями террористи­ческого характера. Так, практически не было получено упре­ждающей информации, в ходе работы по раскрытию и преду­преждению взрывов, выявилось плохое взаимодействие с оперативными аппаратами ФСБ и следователями прокурату­ры, что приводило к дублированию работы и снижению её эффективности.

Кроме того, ориентируясь, в первую очередь, на раскрытие криминальных взрывов, актов терроризма, оперативные со­трудники не до конца отрабатывают доказательную базу, что влечет за собой уход от уголовной ответственности заказчи­ков и организаторов преступления. Как правило, оперативное сопровождение уголовного дела заканчивается на стадии предъявления обвинения.

Кроме очевидных решений по устранению упомянутых выше недостатков в антитеррористической деятельности ор­ганов внутренних дел в целом и их оперативных подразделе­ний в частности, следует отметить ряд практических мер ор­ганизационного характера по совершенствованию практики

247


проведения оперативно-розыскных мероприятий и комплекс­ных операций антитеррористической направленности:

- выделить оперативные дела по группам террористиче­ской направленности в отдельную категорию учета;

- закрепить линию противодействия терроризму за одним из оперативных главков в МВД России и управлений в регионах;

- нацелить оперативный состав на приобретение источни­ков конфиденциальной информации, имеющих разведы­вательные возможности по указанному направлению дея­тельности.

Особо следует остановиться на противодействии террори­стической деятельности организованных преступных форми­рований Закавказского и Северо-Кавказского регионов.

Одна из причин низкой результативности в этом направле­нии (потерь личного состава, вооружения, техники и др.) — это отсутствие надежных оперативных позиций в регионе, их слабость в этнических преступных группировках и диаспорах вне его, а также недостаточное знание мест концентрации и проживания выходцев с Закавказья и Северного Кавказа по России в целом.

Следует больше внимания уделять созданию надежных оперативных позиций в преступной среде, преодолению ве­домственной и внутриведомственной разобщенности, укреп­лению взаимодействия между различными службами ОВД, военными прокурорами и командирами воинских частей, а также другими заинтересованными ведомствами, в задачи ко­торых входит борьба с незаконным оборотом оружия, ВВ и ВУ, имеющим прямое отношение к активности террористиче­ской деятельности.

Обобщение опыта работы по выявлению и предупрежде­нию террористических актов, позволяет дать ряд практиче­ских рекомендаций, ориентированных именно на противодей-

248


ствие террористической деятельности на Северном Кавказе и Закавказье.

В текущей практической работе с преступлениями терро­ристического характера сотрудники ОВД должны учитывать, что сегодня терроризм в России носит ярко выраженный ис­ламский характер. Установление контакта с данной категори­ей лиц требует знания психологических особенностей му­сульман, придерживающихся ваххабистских взглядов. Для них характерны повышенная религиозность, этноцентризм, неразборчивость в средствах по выполнению задач, постав­ленных духовными наставниками, нежелание идти на контакт с сотрудниками правоохранительных органов.

В этой связи на первоначальном этапе работы необходимо выяснить наличие таких лиц на обслуживаемой территории, места их компактного проживания и сбора для отправления религиозных обрядов, совершения молитв. Руководителями этих общин, как правило, являются священно служители.

Источниками получения необходимых данных являются паспортно-визовые службы, а также учебные заведения, во многих из которых сформировались устойчивые этнические группы. Значительное количество преступных групп, сфор­мированных по этническому признаку, концентрируется на рынках всех категорий, в автосервисе и сфере обслужи­вания.

К сбору информации и проведению мероприятий необхо­димо привлекать сотрудников других заинтересованных служб и подразделений, в том числе участковых инспекторов (для получения сведений о поведении объекта по месту жи­тельства, отношениях в семье, установления фиктивных бра­ков, связей и др.), сотрудников БЭП (для осуществления кон­троля за сделками по купле-продаже жилых и нежилых помещений, продаже ВВ и компонентов заводами-изготовителями, их представителями, выявления подозри-

249


тельных лиц, действующих в экономический сфере, проведе­ния оперативных проверок помещений фирм, учреждений и др.), налоговых инспекторов (для сбора сведений финансово­го и экономического характера).

Расследование террактов совершенных в г.г. Москве, Вол-годонске, Ставрополе, других регионах, анализ публикаций в средствах массовой информации, показал: подготовка к про­ведению взрывов осуществлялась иногородними гражданами под видом коммерческой деятельности, взрывчатка завози­лась из других регионов, а сами преступники проживали в гостинице. В этой связи представляется целесообразным взять под контроль все гостиницы, расположенные на обслуживае­мой территории, определить круг лиц, нуждающихся в таком контроле, наладить их оперативную отработку. Особое вни­мание необходимо уделять имеющимся у них документам, ибо потенциальные преступники в большинстве случаев поль­зуются поддельными или фальшивыми паспортами, удостове­рениями личности, справками и т.п.

Учитывая ревностное отношение мусульман к религии, ра­ботники ОВД перед контактом с намеченным лицом должны из доступных источников ознакомиться с основами мусуль­манского вероисповедания, с течениями ислама. Следует от­метить, что мусульмане с куда большим уважением относятся к людям верующим, обладающими к тому же какими-то зна­ниями по исламу, нежели к тем, кто не имеет никакого пред­ставления о мусульманстве.

В основе действий большинства исполнителей криминаль­ных взрывов на первом плане — возможность получения мате­риальной или личной выгоды. Поэтому целесообразно собрать соответствующие компрометирующие материалы (наличие су­димости, отсутствие прописки или регистрации, нарушения торговых, финансовых правил и др.). Учитывая, что для боль­шинства лиц преступивших закон, независимо от национально-

250


сти и вероисповедания, самое негативное — “потеря лица” в своей среде, то наибольшую эффективность можно получить при использовании материалов, компрометирующих перед со­отечественниками-единоверцами.

О подготовке к совершению террористических актов могут свидетельствовать следующие обстоятельства:

- появление в диаспоре новых лиц, особенно прибывших из Северо-Кавказского региона — в первую очередь из Чечни, Дагестана, Ингушетии, Карачаево-Черкесии, а также из Средней Азии, Ближнего Востока, дальнего за­рубежья;

- призывы во время молитв, массовых сборов к священной

войне “джихаду” против неверных;

- длительное отсутствие кого-либо из членов диаспоры, особенно ярых фанатиков, по своему месту жительства без объяснения причин,

- попытки приобрести крупные партии ВВ, изготовить или

заказать ВУ;

- срочный сбор денег для “святых” целей,

- поступление крупных денежных сумм от лиц и организа­ций, занимающихся террористической деятельностью.

Помимо работы с этническими преступными группиров­ками, необходимо держать под постоянным контролем неле­гальные рынки оружия, боеприпасов и ВВ.

Следует также поставить на учет и наладить контакт с ли­цами, имеющими опыт работы с ВВ и ВУ. Как правило, это -бывшие военнослужащие и специалисты оборонных учрежде­ний. Сведения о них можно получить в военкоматах и в отде­лах кадров предприятий.

  В случае нахождения на обслуживаемой территории

 предприятий, на которых производятся (складируются)

взрывчатые вещества или их компоненты, следует, в первую

очередь, организовать взаимодействие с сотрудниками под-

                                                                                                                     251


разделений системы МВД, обеспечивающих охрану режим­ных объектов.

Практика и опыт наглядно демонстрируют: для успешного противодействия террористической активности экстремистски настроенным элементам необходимо идти по линии ужесто­чения действующего законодательства, широкого применения на его основе репрессивных мер в том случае, когда все иные меры исчерпаны.

История борьбы с терроризмом в России на примере дея­тельности охранных отделений наглядно продемонстрирова­ла, что слагаемыми успеха в этой области явились действия с опережением, использование научных методов работы, задей­ствование широкого спектра оперативно-технических средств, имевшихся в распоряжении специальных служб, а также вы­сокого профессионализма сотрудников охранных отделений, противопоставленных хорошо организованным, строго закон­спирированным и идейно сплоченным террористам-профес­сионалам.

Волна профессионального терроризма, поднятая на доста­точную высоту русскими революционерами-террористами в конце XIX века и ушедшая в глубину истории на несколько десятков лет, вновь готова взмыть вверх — уже в начале XXI века, благодаря объективным и субъективным факторам раз­вития современного периода Российской истории.

Сегодня, как никогда, реальна угроза того, что разного ро­да политические доктрины, сходные по сути с доктриной “пропаганды действием”, проповедующие или оправдываю­щие применение насилия для достижения политических, со­циальных, иных целей, будут взяты на вооружение и активно проводиться в жизнь некоторыми экстремистски настроенны­ми политическими группировками.

Факторами, обусловившими появление такой угрозы, явя-ются:

252


- многопартийность, в условиях которой отдельные поли­тические партии ведут борьбу с использованием откры­той конфронтации;

- существование подполья, в котором оказались некоторые политические партии и движения, признаваемые некон­ституционными;

- наличие националистических движений, в программе ко­торых существуют экстремистские антиконституционные положения, предусматривающие насильственную борьбу с “некоренным населением”, противодействие власти во имя достижения политических целей, а также идеологи­ческая обработка социальных сил, которые потенциально могут принять участие в такой борьбе;

- активизация деятельности зарубежных эмигрантских центров экстремистского националистического и религи­озно-фанатического толка на территории России и ближнего зарубежья, что выражается, в частности, в появлении эмиссаров, в том числе специалистов по проведению      массовых акций протеста с неповиновением властям и В терроризму.

Степень данной угрозы увеличивается еще и вследствие того, что, в отличие от террористов начала века, располагав­ших довольно примитивными материально-техническими возможностями, в руках современных преемников — новей­шие технологии в области вооружений, взрывчатых и отрав­ляющих веществ, самые современные средства транспорта и связи, что делает терроризм проблемой не только общенацио­нального, но и глобального характера.

 В ближайшем будущем даже в наиболее развитых странах мира будут существовать проблемы политического, социаль­ного, экономического, структурно-организационного, иного характера. И это означает, что эти государства неминуемо бу-дут сталкиваться с требованиями сторонников перемен В России же, где демократическое правительство пока не в со-

                                                                                      253


стоянии обеспечить реализацию поставленных целей, про­блема эта стоит особенно остро. Наше государство окрепнет и снизит остроту проблемы, располагая только сильной испол­нительной властью, четкой государственной политикой и пра­воохранительными органами, которые действительно в со­стоянии держать ситуацию в стране под контролем.


Приложение 1

 

ПЕРЕЧЕНЬ
                            типовых оперативно-розыскных



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.68.118 (0.011 с.)