Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правовые основы регулирования борьбы с незаконным оборотом оружия
Реализация права гражданина на владение оружием во многом зависит от экономического и исторического своеобразия страны, отношения граждан к закону и даже особенностей национального характера. В большинстве государств приобретение и обладание огнестрельным оружием гражданами контролируется правоохранительными органами. Причем даже в странах, где оружейные традиции сложились еще в конце ХVIII - начале XIX века (США, Великобритания и др.), власти сейчас идут по пути ограничений частного владения огнестрельным оружием. К 207 примеру, в программе, партии лейбористов в Великобритании, содержится пункт о запрете на владение огнестрельным оружием частными лицами. В некоторых странах граждане уже давно лишены права на оружие. Одной из них является Япония, где никому не разрешается иметь огнестрельное оружие “для незначительной цели, коллекционирования или целей самообороны в связи с его (оружия) смертоносными свойствами и опасностью причинения ранений, увечий и смерти”. В Японии нормативные акты, касающиеся огнестрельного оружия, составлены с учетом его вида и назначения. Владеть индивидуальным ручным огнестрельным оружием разрешено только таким должностным лицам, как работники полиции и представители сил самообороны, а также отдельным спорт-' сменам, участвующим в соревнованиях по стрельбе. Как правило, запрещается владеть охотничьим оружием. Лицензии на владение и применение охотничьих ружей для охоты на дичь, уничтожения вредных животных и стрельбы по мишеням выдаются только после тщательного изучения биографии лица, обращающегося с просьбой выдать такую лицензию. Прежде чем начать применять охотничье ружье, лицо, получившее лицензию, обязано пройти курс обучения для ознакомления с правилами обращения с таким оружием. Владение пневматическим оружием, как правило, запрещено. Жестко контролируется также торговля боевыми патронами. Для производства огнестрельного оружия необходимо получить лицензию, которую выдает министр внешней торговли и промышленности. Ввоз огнестрельного оружия также запрещен для всех лиц, не обладающих вышеупомянутой лицензией. Чтобы воспрепятствовать производству ручного незаконного огнестрельного оружия, запрещено владение с целью продажи “образцами огнестрельного оружия”, которые можно переделать в настоящее. Для предупреждения престу-
208 плений с использованием игрушечных пистолетов запрещено владение “моделями ручного огнестрельного оружия”. В ответ на расширение контрабанды огнестрельного оружия и увеличения количества преступлений, связанных с огнестрельным оружием, в 1993 и 1995 году в соответствующий закон были внесены необходимые изменения. Эти изменения предусматривали установление более суровых наказаний, особенно за контрабанду, смягчение наказаний или освобождение от наказаний, преступников, сдающихся следственным органам, а также принятие статьи о борьбе с применением индивидуального самострельного оружия в общественных местах. В 1994 году канцелярия премьер-министра провела опрос общественного мнения по проблеме огнестрельного оружия; •/ в 1995 году было проведено общенародное совещание по вопросам ликвидации огнестрельного оружия; ^ правительство проводит совещания с компаниями частного сектора, включая авиакомпании и рыболовецкие компании, для обсуждения путей пресечения контрабанды огнестрельного оружия. Правовое регулирование оборота охотничьего оружия (гладкоствольного и нарезного) столь жесткое, что фактически в большинстве случаев огнестрельное охотничье оружие для широкого круга японских граждан недоступно. Разрешение на его приобретение и ношение дают исключительно комиссии общественной безопасности префектур для целей спортивной охоты, отстрела больных и опасных птиц и хищных зверей или для спортивных стрельб по мишеням. Комиссия общественной безопасности префектуры после получения заявки на выдачу соответствующей лицензии проводит тщательную проверку заявителя: его возраст, криминальное прошлое, психическое здоровье и иные данные. Гражданин, получающий лицензию в обязательном порядке, должен пройти соответствующую подготовку и сдать зачеты * Зак 2868 209 по обращению с огнестрельным охотничьим оружием. А лицензия на нарезное охотничье оружие может быть выдана только тому, кто на законном основании владеет гладкоствольным охотничьим оружием более 10 лет. Применение охотничьего оружия в целях самообороны запрещено. На охотничью пневматику также необходимо получить разрешение комиссии общественной безопасности.
Производство и торговля охотничьим огнестрельным и пневматическим оружием также осуществляется по специальным лицензиям, выдаваемым уже губернаторами префектур. С апреля 1994 года такие лицензии выданы 603 фабрикам и 784 оружейным магазинам. Примерно 97% охотничьего огнестрельного и пневматического оружия производится на экспорт. В Японии в соответствии с положениями Закона “О контроле за огнестрельным и холодным оружием” лицо подвергается наказанию в виде лишения свободы сроком от 1 года до 10 лет за незаконное владение огнестрельным оружием. А стрельба из личного оружия карается от 3 лет тюрьмы до пожизненного тюремного заключения. Карательные меры, предусматривающие уголовную ответственность за покушение либо приготовление к нелегальному ввозу ручного огнестрельного оружия всех видов, распространяются и за пределы страны. Если такое преступление совершил подданный Японии на территории иностранного государства, ему грозит до 5 лет тюремного заключения или штраф в сумме до 1 млн. йен (примерно 5 тыс. долларов). Однако, если преступник добровольно сдастся полиции и признает свою вину, то карательные меры против него смягчаются либо не назначаются вовсе. Такое сочетание законодательных ограничений на владение личным огнестрельным оружием с довольно жесткой карательной политикой приносит свои результаты.
210 За совершение преступлений в сфере незаконного оборота оружия применяются строгие санкции. Так, в США лицо, совершившее хищение огнестрельного оружия, взрывчатых веществ (ВВ), карается лишением свободы на срок до 10 лет или штрафом или же обоими вышеупомянутыми наказаниями одновременно (ст. ст. 844, 924 раздела 18 Свода законов.) Более суровое наказание ожидает лицо, вступившее в сговор с другими лицами для совершения преступления, связанного с импортом или ввозом огнестрельного оружия или боеприпасов. Такое лицо карается лишением свободы на срок до 20 лет или штрафом или же обоими вышеупомянутыми наказаниями одновременно (ст. 924 раздела 18 Свода законов). Во Франции изготовление, хранение ВУ карается лишением свободы на срок до 20 лет (ст. 421-3 УК). В Аргентине после принятия закона, регулирующего вопросы, касающиеся боевого и гражданского оружия, были приняты новые нормативные акты, которые либо дополняют, либо частично заменяют этот закон. В соответствии с последним законом запрещается передача всех видов огнестрельного оружия. Ношение оружия гражданскими лицами не является преступлением в соответствии с уголовным кодексом, однако, рассматривается в качестве “правонарушения”, которое может быть наказано штрафом. В уголовном кодексе устанавливаются различные категории преступлений, связанных с огнестрельным оружием, например, неправильное применение оружия, применение огнестрельного оружия против лица без нанесения ранения, владение боевым оружием или боеприпасами без наличия необходимого разрешения, а также накопление оружия.
Разрешения на применение боевого оружия выдаются специальным сотрудникам правительственных органов и частным лицам. Приобретение, передача, применение, владение и ношение оружия, предназначенного для гражданских целей, 211 находится под надзором федеральной полиции, жандармерии, морской префектуры под общим руководством министерства обороны. Вопросами регулирования и регистрации актов и действий, охваченных национальным законом об оружии и взрывчатых веществах, занимаются подразделения как федеральной, так и провинциальной полиции, которые несут ответственность за выдачу соответствующих разрешений. Местные инспектора™ обязаны ежеквартально предоставлять в национальный кадастр оружия отчеты обо всей деятельности, в отношении которой они проводят расследования. Наряду с изложенным в аргентинской прессе в последнее время проходят весьма оживленные дискуссии по вопросу применения частными лицами огнестрельного оружия в целях “законной самообороны”. К числу событий, обусловивших весьма противоречивый характер таких обсуждений, относится большое количество случаев, когда жертва нападения, как правило, грабежа, применяет в качестве ответной меры огнестрельное оружие. Такие действия оказали весьма существенное влияние на население, разделив его на тех, кто утверждает, что подобное поведение в экстремальных условиях является оправданным, и тех, кто его решительно осуждает. Кроме того, в результате этого возобновилось обсуждение всего комплекса вопросов, касающихся эффективности регулирования огнестрельного оружия, хотя никаких конкретных мер, предусматривающих существенные изменения, до сих пор принято не было Тем не менее, данный вопрос вошел в категорию вопросов, находящихся в центре общественного внимания. Хотя правительство Австралии в вопросах регулирования оборота огнестрельного оружия обладает федеральной юрисдикцией, оно активно призывает законодательные органы штатов координировать свои усилия для выработки единооб- 212 разного подхода к проблемам контроля над огнестрельным оружием. Наряду с этим правительство Австралии стремится обеспечить сбалансированный подход в вопросах контроля за наиболее опасными видами огнестрельного оружия и выполнения требований, касающихся его законного применения и владения им, для сведения к минимуму проявлений насилия.
Регулятивные же функции в правительстве сводятся в основном к осуществлению контроля над ввозом огнестрельного оружия. В 1991 году в таможенные правила были внесены изменения, предусматривающие запрет на ввоз ручного огнестрельного оружия и боеприпасов, которые явно не могут быть законно применены в рамках всего общества, а также на продажу населению излишнего оружия для самообороны. В Австрии в законе об оружии проводится разграничение между разрешениями на приобретение, владение и применение пистолетов и карабинов. Частным лицам, желающим приобрести, владеть, импортировать и применять пистолеты, необходимо получить официальное разрешение. Для приобретения гражданскими лицами карабинов и владения ими необходимо получить специальные документы, удостоверяющие, что они достигли 18-летнего возраста и что им не запрещено применять оружие; кроме того, им необходимо получить официальное разрешение на ношение или применение такого оружия. В соответствии с австрийским правом запрещается приобретать, владеть и применять такое боевое оружие, как автоматы и пулеметы. Тем не менее, при наличии соответствующего разрешения можно осуществлять импорт, экспорт и транзитные перевозки такого оружия. Все виды оружия должны быть зарегистрированы в оружейном перечне соответствующего магазина, имеющего разрешение на торговлю оружием. Никакого централизованного механизма регистрации не существует. 213 В Финляндии для приобретения и владения всеми видами огнестрельного оружия и боеприпасов необходимо получить лицензию в органах полиции. Лицензия на приобретение “карманных пистолетов”, огнестрельного оружия возобновляемого действия или любого боевого оружия, помимо неавтоматического нарезного оружия, может быть выдано только в том случае, если такое оружие необходимо для выполнения данным лицом служебных и профессиональных обязанностей или если местными органами власти выдается разрешение в порядке исключения. Для осуществления торговли и ввоза в коммерческих целях, производства и конверсии огнестрельного оружия необходимо получить лицензию у соответствующих властей. МВД Финляндии готовит в настоящее время общую реформу законодательства, касающегося огнестрельного оружия, поскольку оно во многих отношениях устарело. Аналогичной деятельностью занимается министерство юстиции Норвегии. На территории Германии в отношении любого случая приобретения огнестрельного оружия или владения им частными лицами применяются жесткие положения нормативных актов. Лица, намеревающиеся приобрести огнестрельное оружие и владеть таким оружием, должны получить лицензию у компетентных органов. Такая лицензия может быть выдана только в том случае, если заявитель докажет, что он является надежным, подготовленным человеком и, кроме того, в состоянии обосновать необходимость предполагаемой покупки огнестрельного оружия и владения им. Для ношения оружия в местах общественного пользования требуется получить дополнительную лицензию. Такая лицензия может быть выдана только на ограниченный срок, если будет установлено, что заявитель будет подвергаться значительной опасности и что огнестрельное оружие является наилучшим средством снижения такой опасности. 214
Количество оружия, закупленного гражданами Германии в государствах — членах ЕС, существенно сократилось, что является одним из позитивных результатов активизации сотрудничества между странами Европы. Однако граждане Германии все чаще пытаются незаконно приобрести огнестрельное оружие в странах, находящихся за пределами ЕС. Тем временем правительство предприняло первые шаги по активизации сотрудничества со странами Восточной и Юго-Восточной Европы на основе Европейской конвенции о контроле за приобретением и владением огнестрельным оружием частными лицами. В Греции в 1993 году принят закон, регулирующий все вопросы, касающиеся огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и т. д. Закон предусматривает применение жестких санкций в случае незаконного импорта огнестрельного оружия. Наряду с этим в Греции общественность постоянно информируют о существующих положениях, регулирующих оборот огнестрельного оружия, предлагают соблюдать эти положения. В Мексике права на, владение оружием и ношение оружия для целей самообороны определяются конституцией страны. О владении всеми видами огнестрельного оружия следует сообщать в министерство национальной обороны с целью регистрации в федеральном кадастре оружия. В уголовном кодексе предусмотрены меры наказания за ношение, производство, импорт и хранение в незаконных целях устройств, которые могут быть использованы для нападения и которые не имеют применения в профессиональной деятельности. С 1993 года на транспортных магистралях действуют контрольные пункты для наблюдения за импортом запрещенных видов оружия. В Норвегии закон об огнестрельном оружии регулирует вопросы приобретения оружия и владения им. Никаких воз- 215 растных ограничений для этого не существует. Для приобретения огнестрельного оружия необходимо получение разрешения от начальника полиции окружного уровня. Лица, желающие получить разрешение на приобретение огнестрельного оружия для охоты, обязаны представить действительное охотничье разрешение. Лица, желающие получить разрешение на приобретение карабинов, пистолетов или револьверов для тренировки или участия в спортивных соревнованиях, должны доказать, что они являются членами стрелкового клуба. Лица, желающие получить разрешение на импорт огнестрельного оружия, должны обладать действительной лицензией на торговлю данным оружием, а лица, желающие получить разрешение на реэкспорт огнестрельного оружия, должны обладать международными импортными сертификатами, которые выдает МИД. В Швеции для владения любым видом огнестрельного оружия необходимо получить разрешение. Разрешение также требуется для импорта или торговли огнестрельным оружием и боеприпасами. Данные лицензии на владение огнестрельным оружием и боеприпасами выдаются местными органами полиции после проведения тщательной проверки. Самооборона, как правило, не является приемлемой причиной для владения огнестрельным оружием любого вида. На территории Швеции не существует закона, прямо запрещающего владение тем или иным оружием. Однако лицензии на владение автоматическим огнестрельным оружием или “короткоствольным” оружием выдаются только в особых случаях. Местные органы полиции ведут кадастр владельцев лицензий. Правительство Швеции недавно внесло в парламент предложение о принятии нового закона об огнестрельном оружии, который бы ограничивал доступ к боеприпасам, сокращал бы число единиц огнестрельного оружия и обеспечивал более жесткий контроль над приобретением и хранением оружия. 216 Опыт работы правоохранительных органов В подавляющем большинстве зарубежных стран преступления, совершенные с использованием огнестрельного оружия и взрывных устройств, законодательством отнесены к |особо опасным. Статистические данные последних лет свидетельствуют о том, что динамика этого вида преступлений не снижается, а имеет тенденцию к росту. I В Австралии правоохранительные органы ведут наблюдение за лицами и организованными группами, занимающимися незаконной торговлей огнестрельным оружием и боеприпасами. Правоохранительными органами создана координируемая на национальном уровне сеть служащих, в компетенцию ко-торых входят вопросы сотрудничества в деле регулирования незаконной торговли огнестрельным оружием. Органы безопасности Австрии активизировали сотрудничество с коллегами из соседних стран в целях решения проблемы незаконной перевозки оружия. Кроме того, в рамках (министерства внутренних дел создана специальная группа по борьбе с незаконной торговлей оружием и взрывчатыми ве- цествами. В Греции с начала 90-х годов произошел рост числа преступных деяний, связанных с огнестрельным оружием. Этот рост был вызван в значительной мере незаконной торговлей •огнестрельным оружием и притоком нелегальных иммигрантов из Юго-Восточной Европы, особенно из стран, гранича-1цих с Грецией. Для пресечения незаконного оборота оружия В наркотических средств была создана специальная полицейская служба. 217 Греция, Япония и Мексика осуществляют тесное сотрудничество с другими странами как в проведении ряда конкретных мероприятий, так и в плане обмена информацией по вопросам борьбы с незаконным распространением и применением огнестрельного оружия. Кроме того, Япония является инициатором проведения нескольких международных конференций, посвященных вышеуказанным проблемам. Общий контроль за оборотом оружия в Японии осуществляет Национальное полицейское управление. Уголовное расследование нарушений законодательных актов об оружии (а их всего семь) осуществляет также полиция Полиции Японии предоставлено право преследования и борьбы с незаконным оборотом оружия, включая его конфискацию. При этом за последние пять лет количество конфискованного огнестрельного оружия, неуклонно возрастает и достигло порядка 2000 ед. в год. При этом если до 1991 года более 90% всего конфискованного оружия было изъято у членов преступных гангстерских группировок, то в настоящее время растет количество изъятий незаконно хранящегося огнестрельного оружия у тех частных лиц, которые ранее воспринимались, казалось бы, вполне законопослушными гражданами страны. Все это конфискованное оружие нелегально ввезено в Японию из-за рубежа. С начала 90-х годов правоохранительные органы Японии столкнулись с существенным увеличением незаконного оборота оружия. Токийское управление полиции впервые за всю историю своего существования создало спецподразделение по борьбе с нелегальным ввозом огнестрельного оружия. Японская мафия использует каналы контрабандного ввоза оружия из США, Филиппин, Китая, Бразилии, Италии, Испании, Бельгии, а теперь еще и России. При этом, по мнению японской полиции, каналы нелегального ввоза огнестрельного оружия в Японию пока не перекрыты. 218 Основные положения, касающиеся содержания и форм обеспечения государственной безопасности ФРГ, в том числе борьбы с незаконным оборотом оружия, изложены в официальных документах германского правительства. Эти теоретические взгляды и политические директивы составляют доктрину государственной безопасности ФРГ, которая основана на концепции “бдительной демократии” и представляет собой комплекс административно-правовых мер, включающих аген-турно - оперативную деятельность специальных служб, направленных на создание условий, обеспечивающих функционирование немецкого государства и подавление политических противников правящих кругов ФРГ, проводящих “антиконституционную деятельность”. Значительное место в обеспечении государственной безопасности принадлежит Федеральному ведомству криминальной полиции (Des Вundescriminalamt — ВСА) — БКА. В функции данного ведомства входит как расследование уголовных дел, так и агентурно - оперативная работа. Для этого оно имеет свой агентурный аппарат, необходимые оперативно-технические средства, а также самостоятельную службу наружного наблюдения. В землях ФРГ действуют земельные ведомства криминальной полиции — ЛКА, которые подчиняются соответствующим министрам внутренних дел конкретной земли или сенаторам по внутренним делам (Гамбург, Бремен). По отношению к земельным ведомствам БКА не является высшей инстанцией, а призвана только в качестве центрального пункта сбора, обработки и хранения данных и материалов обеспечивать информацией, представляющей оперативный интерес, земельную полицию. И лишь только при организации и проведении особо важных операций, как правило, в масштабах страны на БКА возлагается общее руководство. Приоритетными задачами БКА и ЛКА являются: - физическая охрана президента, канцлера и членов прави - охрана высокопоставленных иностранных гостей, при - обеспечение безопасности государственных учреждений; - производство процессуальных действий при совершении - БФВ — Федеральное ведомство по охране конституции Bundesamt fur Verfassungsschutz; - МАД — Военная контрразведка — Militarisher Abschirmdientst). Значительное место в структуре БКА занимает оперативно-технический отдел, который проводит большую исследовательскую и научную работу по внедрению передовых технологий в оперативно-розыскную деятельность. В частности, ему удалось разработать систему по автоматизированному учету почерков, которая позволяет в считанные минуты установить автора рукописи, в том числе и по личной подписи, а также систему идентификации личности по голосу (с помощью ЭВМ). На БКА возложено также решение задачи борьбы с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. Отдел БКА подразделяется на несколько отделений: - “ZD-11” занимается раскрытием преступлений, связанных с использованием ВУ; - “ZD-12” — исследованием вещественных доказательств, относящихся к ВУ, боеприпасам и т.д.; - “ZD-15” — фотографированием, видеосъемкой внешнего вида ВУ, а также его описанием. 220 Другие службы отдела занимаются обезвреживаем ВУ, подготовкой специалистов взрывотехнического профиля, сбором и обобщением информации о преступлениях, связанных с применением ВУ и боеприпасов, а также анализом результатов научных исследований по данной проблеме. Большим техническим достижением БКА считается создание полицейской справочно-информационной системы (INPOL), к которой подключены свыше 2000 терминалов, размещенных в полицейских участках, пограничных и таможенных КПП. К этой сети могут подключаться и патрульные полицейские машины, вертолеты. Введение данных запроса и получение ответа занимает несколько секунд. Особое место в структуре БКА и ЛКА занимают следственные подразделения которые, согласно законодательству ФРГ, выступают единственным органом производящим такие процессуальные действия, как арест, обыск, допросы и т.п. Реализация всех дел оперативного учета органов разведки, контрразведки и криминальной полиции, проведение расследования всех возбужденных уголовных дел по их материалам осуществляется следователями БКА, ЛКА или при их непосредственном участии. Если же говорить в целом об особенностях организации на территории ФРГ деятельности криминальной полиции, ее структурных подразделений, иных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (спецслужбы) то, не рассматривая их подробно, хотелось бы отметить следующее: - спецслужбы организационно не объединены, децентрализованы и не имеют единого руководства, что зачастую приводит к дублированию и параллелизму в их деятельности; - центральный аппарат спецслужб выполняет лишь руководящие и координирующие функции по отношению к территориальным подразделениям, анализирует и оценивает информацию, добытую ими; 221 - проведение процессуальных действий возложено только на следственные подразделения БКА (ЛКА), органы разведки, контрразведки (в т.ч. военной) лишены права осуществления процессуальных функций (задержание, арест, следствие); - подразделения разведки действуют исключительно под различными прикрытиями, включая и территорию ФРГ; - значительная часть подразделений контрразведки также использует прикрытия; - весь персонал БНД использует максимальную зашифровку: все сотрудники имеют псевдонимы и номера, которые используются как в официальной переписке, так и в отношениях между собой. Настоящие фамилии не употребляются и не раскрываются даже в служебной обстановке. Агентура БНД также не знает подлинных фамилий оперработников, у которых они находятся на связи. Наибольший интерес для подразделений криминальной милиции России представляют организационно-такти ческие основы оперативно-розыскной деятельности спец служб ФРГ. При этом следует отметить, что отличи тельными чертами деятельности всех спецслужб ФРГ, наряду с другими, являются следующие: 1) тесная взаимосвязь между режимными мерами и агентурно -оперативной деятельностью, активное использование спецслужбами информации других государственных органов и организаций; 2) создание всеохватывающих электронных систем учета граждан ФРГ и иностранцев, находящихся в стране; 3) активная агентурная работа среди политических эмигрантов и иностранцев, временно находящихся в ФРГ; 4) распространенность работы сотрудников спецслужб под прикрытием различных государственных и негосударственных организаций; 222 / 5) массовое привлечение к агентурно - оперативной деятельности бывших сотрудников спецслужб ФРГ (так назы- ваемый институт “свободных сотрудников”); 6) использование “ безагентурной формы вербовки”; 7) высокие требования конспирации, предъявляемые к кадровому составу, а также к агентурному аппарату; 8) широкое применение сдельной формы оплаты труда агентуры в зависимости от ценности представляемой ею информации. На некоторых из них, с учетом возможности их исполь зования в условиях России, мы остановимся более подробно. 1 Взаимосвязь режимных мер и агентурно - оперативной деятельности спецслужб Важное значение, в обеспечении режима безопасности имеет взаимосвязь агентурно-оперативной деятельности ' спецслужб ФРГ с общепредупредительной, режимной дея тельностью этого государства Во-первых, в результате функционирования режима безопасности спецслужбы ФРГ получают от органов, обеспечивающих режим безопасности, в свое распоряжение значительный объем информации, которая используется ими в агентурно-оперативной и аналитической работе. Информация поступает к спецслужбам либо по их специальным запросам, либо по мере получения ее органами, режим безопасности. Большое место в ней занимают, в частности, статистические, иные общие сведения по определенным вопросам обеспечения безопасности (о въезде и выезде граждан ФРГ и иностранцев; - о нахождении и передвижении иностранцев в стране, их занятости; - о нарушении паспортного режима и т.п.). Такого рода данные имеются практически на все население ФРГ, на иностранцев, находящихся в стране, в различного ро- 223 да автоматизированных информационных системах (АИС). Например, только в АИС социального страхования хранятся данные на 95% населения страны. Сбор данных на население страны и иностранцев с использованием АИС осуществляют органы прописки, паспортные столы, дорожная и уголовная полиции, частные сыскные агентства, отдельные фирмы и учреждения. Каждый гражданин ФРГ и иностранец, пребывающий в страну, зарегистрирован одновременно в нескольких десятках государственных и частных АИС, где зафиксированы наиболее существенные данные о нем, личные или семейные события и факты. Характерно, что регистрируются и хранятся в памяти АИС все поездки граждан за границу или их появление в районе запретных зон (в пограничной полосе, районе режимных объектов). Информация в банк данных передается автоматически за несколько секунд. Эта информация может служить основой для проведения оперативного поиска лиц, интересующих спецслужбы, рассматриваться как сигналы в отношении “нежелательных элементов”, использоваться как легализованные данные о “противоречащих интересам государственной безопасности” действиях конкретных лиц или организаций, в ходе оперативного расследования при попытке оказания психологического давления на некоторых из этих лиц в целях склонения к сотрудничеству со спецслужбами и т.п. Во-вторых, сами органы, осуществляющие режим безопасности, определенным образом опираются в своей деятельности на агентурно-оперативную деятельность спецслужб ФРГ. Речь идет об использовании информации, получаемой ими от спецслужб относительно “нелояльных” или иных “нежелательных” лиц в целях ее последующего использования при осуществлении общепредупредительных мер (например, для отказа в выдаче загранпаспорта, отказа в приеме на работу, недопущения въезда в страну). 224 Получаемая от спецслужб информация может, при определенных условиях, явиться основой проведения органами, осуществляющими режим безопасности, различных выборочных, проверочных, иных мероприятий. По инициативе спецслужб могут быть инспирированы различные провокации в отношении интересующих их лиц во время прохождения последними тех или иных режимных процедур: фиксация “нарушений” режима безопасности указанными лицами с последующим официальным оформлением этих “нарушений” может явиться важным условием проведения различных агентурно-оперативных мероприятий (например, вербовочных подходов). Органы, осуществляющие режим безопасности, являются также важным источником информации для спецслужб ФРГ при их оценке общественно-политической и оперативной обстановки в стране и в отдельных ее районах. На основе такой информации полицейские органы осуществляют операции по пресечению “нарушений” безопасности и порядка. Так, в случае нарушения соответствующих требований режима безопасности отдельными лицами или группой лиц о порядке проведения собраний и демонстраций, полиция наделена правом прямого пресечения их действий насильственным путем — посредством разгона скопления людей, их задержания, ареста. Информация, поступающая в органы, осуществляющие режим безопасности, от спецслужб относительно тех или иных “посягательств” лиц на государственную безопасность может явиться основанием для применения конкретных мер в отношении отдельных субъектов таких “посягательств” (скажем, по выдворению из страны иностранца, взятию в оперативную проверку лица, работающего на режимном объекте, в госаппарате и т.п.).
2 Использование электронных систем учета Одной из главных организационно-тактических особенностей деятельности спецслужб ФРГ является широкое использование ими электронных систем учета и информации. Так, по словам бывшего министра ФРГ Баумана, “технология информационной системы БКА (INPOL) не имеет себе равной в Европе и, к тому же, дополняется лучшей информационной системой спецорганов (NADIS)”. Система INPOL предназначена для информационного обеспечения всех полицейских служб страны, дирекции погранохраны, пограничных КПП, таможни, прокуратуры, Института криминалистики, БФВ, МАД, БНД. С разрешения МВД ФРГ этой системой могут пользоваться другие государственные учреждения, а также спецслужбы союзных ФРГ государств. В информационной системе INPOL зарегистрировано более 2 млн. человек, около 3 млн. человек зарегистрировано в картотеке военной контрразведки (МАД) и свыше 10 млн. человек — в информационной системе БФВ NADIS. Такое значительное число лиц, поставленных на учет в БФВ объясняется тем, что в этом органе накапливаются и систематизируются сведения о каждом лице, кто хотя бы раз попал в поле зрения не только БФВ, но и БНД, МАД, БКА. Тенденции ко все большему охвату населения учетами NADIS способствуют широкие и довольно расплывчатые полномочия и функции спецслужб ФРГ наряду с отсутствием четких законодательных ограничений их деятельности. Хотя и считается, что в информационной системе NADIS должны накапливаться, в первую очередь, данные на лиц, заподозренных органами БФВ в принадлежности к экстремистским и террористическим организациям, на деле не менее 40% информационных массивов NADIS составляют данные на лиц, подвергающихся проверке на благонадежность в связи с поступлением на режимные объекты (государственные учре- 226 ждения и соответствующие частные фирмы); или же в связи с работой на подобных объектах. В ходе проверки на благонадежность БФВ собирает и вводит в NADIS сведения о настоящей и прошлой принадлежности проверяемого к различного рода радикальным организациям, подробные данные о его близких родственниках и связях. После объединения Германии в базу данных также были заложены и сведения о бывших работниках МГБ ГДР и агентуре спецслужб ГДР. 3. Особенности агентурной работы Несмотря на широкое применение спецслужбами ФРГ современных оперативно-технических средств, агентура остается главным средством оперативно-розыскной деятельности. Агенты, в зависимости от характера выполняемых задач, делятся на следующие категории: - постоянный источник (агент, добывающий информацию в беседах на месте); - подвижный источник (агент, добывающий информацию в поездах); - подвижный наблюдатель (агент, добывающий информа В последнее время спецслужбы ФРГ значительно активизировали вербовку агентуры среди лиц, временно находящихся на территории ФРГ — в том числе политических эмигрантов и “гастарбайтеров”, в целях проникновения в общественно-политические организации иностранцев, а также для использования этой категории агентов как внутри Германии, так и за границей.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.165.66 (0.093 с.) |