И ВЗРЫВНЫХ УСТРОЙСТВ, КРИМИНАЛЬНЫМИ ВЗРЫВАМИ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И ВЗРЫВНЫХ УСТРОЙСТВ, КРИМИНАЛЬНЫМИ ВЗРЫВАМИ



Состояние и тенденции преступности позволяют говорить о том, что в России находится в обороте и применяется, в том числе и в криминальных ситуациях, значительное количество огнестрельного оружия, боеприпасов, ВВ и ВУ. Так, напри­мер, по некоторым экспертным оценкам, на руках у граждан находится более 180 тыс. единиц незарегистрированного ору­жия, из них свыше 52 тыс. — боевое оружие.

Количество ВВ, находящегося в незаконном обороте, из­меряется тоннами.

Одним из главных источников поступления оружия, бое­припасов, ВВ и ВУ в криминальную среду являются предпри­ятия военно-промышленного комплекса. Преступные группи­ровки активно ищут выходы на заводы, их изготавливающие. При этом объектом преступного посягательства являются не только производимое оружие и ВВ, но также и отдельные комплектующие детали, компоненты к ним.

Сформировались устойчивые преступные сообщества, в которые зачастую входят работники заводов, скупщики кра­деного оружия и опекающие их преступные группировки Особенно притягательными для них являются города Вятско-Полянск, Ижевск, Клнмовск, Ковров, Челябинск, Тула, где сосредоточено основное производство стрелкового оружия, боеприпасов к нему, ВВ и ВУ. Из года в год на этих предпри­ятиях выявляются преступные группы, занимающиеся их хи-

5 Зак 2868                                                                                                  129


щением и сбытом. В связи с сокращением расходов на оборо­ну, конверсией оборонной промышленности освобождается большое количество квалифицированных специалистов-оружейников. Некоторые из которых находят применение своим навыкам в подпольных мастерских по производству оружия, боеприпасов, ВВ и ВУ. В связи с этим участились случаи изготовления и продажи самодельного стрелкового оружия и ВУ, особенно в местах дислокации оружейных за­водов.

Другим каналом, по которому оружие, боеприпасы, ВВ и ВУ поступают в незаконный оборот, следует считать посред­ническую деятельность некоторых коммерческих структур, а также систему торговли оружием в целом: в стране функцио­нирует свыше тысячи магазинов по торговле оружием. Его за­купка и продажа осуществляются во многих случаях с гру­бейшими нарушениями законов и подзаконных нормативных актов. Нередко крупные партии оружия хранятся в неприспо­собленных помещениях сторонних организаций, что может быть использовано в преступных целях.

Важным обстоятельством, способствующим совершению криминальных взрывов, является отсутствие надлежащего контроля в местах производства, хранения, транспортировки и использования ВВ и ВУ. В целях предупреждения этих преступлений МВД совместно с ФСБ и МО России, другими заинтересованными ведомствами предпринимаются меры уголовно-правового воздействия с двойной превенцией. В частности, активизируется работа по предупреждению и раскрытию таких преступлений, как незаконная перевозка ВВ и ВУ.

28 октября 1995 г. Правительством Российской Федерации было издано распоряжение № 1503-р, согласно которому в целях недопущения незаконной доставки в столичный регион оружия и ВВ органам и подразделениям МВД и ФСБ России, предприятиям транспорта надлежит организовать проведение

130


выборочного контроля прибывающих в столицу воздушных и речных судов, а также поездов и автотранспорта.

С выходом данного распоряжения появилась возможность контролировать не только багаж пассажиров и проводить досмотр самих воздушных судов, плавсредств и подвижного состава, но и доставляемых грузов, а при необходимости и пассажиров.

Каждый авиарейс, прибывающий в аэропорты г. Москвы, контролируется объединенными группами, состоящими из со­трудников милиции, в том числе уголовного розыска и работ­ников службы безопасности аэропортов. Проводятся деталь­ный осмотр прибывшего воздушного судна, тщательный досмотр ручной клади и багажа, а при наличии обоснованных подозрений — личный досмотр пассажиров, необходимые первоначальные оперативно-розыскные мероприятия. Кроме того, доставленные грузы проверяются с помощью специаль­ных технических средств.

За время существования встречного досмотра (с мая 1992 г.) было досмотрено свыше 30 тысяч авиарейсов, свыше 450 тысяч мест багажа, предотвращен ввоз в г. Москву и Московскую область сотен единиц огнестрельного и холод­ного оружия, свыше 10 тысяч боеприпасов, десятка боевых гранат.

Опыт проведения встречного досмотра на московском авиаузле постепенно распространяется на другие регионы России со сложной оперативной обстановкой.

Следует подчеркнуть, что организация борьбы с незакон­ным оборотом оружия, ВВ и ВУ должна строиться с учетом особенностей конкретного региона.

Так, органами внутренних дел Краснодарского края регу­лярно осуществляются специальные мероприятия по преду­преждению и пресечению незаконного оборота оружия, ВВ и ВУ. В феврале, мае, августе, декабре 1998 г. здесь были про­ведены оперативно-профилактические операции “Арсенал”, в

131


апреле того же года — всероссийское профилактические ме­роприятие по проверке использования оружия службами безопасности юридических лиц, частными детективными и охранными организациями, индивидуальными владельцами; в июне, октябре — комплексная инвентаризация оружия, бое­припасов, ВВ и ВУ; в июле — комиссионное обследование объектов хранения оружия, боеприпасов, ВВ и ВУ, в процессе которых тщательно проверялся порядок хранения и использо­вания указанных предметов.

В результате проведения этих оперативно-профилакти­ческих мероприятий из незаконного обращения были изъяты 11051 единица огнестрельного оружия, 278 гранат и мин, 34 кг ВВ, более 438 тыс. единиц боеприпасов к огнестрельно­му оружию.

В последнее время активизировалась практика участия ря­да федеральных ведомств в осуществлении практических ме­роприятий. При участии сотрудников ФСБ и Госгортехнадзора России проведены всероссийские целевые операции “Щит”, “Динамит”.

Кроме того, органами внутренних дел Краснодарского края большое значение придается организации добровольной сдачи гражданами на возмездной основе незаконно храня­щихся предметов вооружения. Правовой основой этой акции является постановление главы администрации Краснодарско­го края от 5 декабря 1994г. №675. Активная роль в этой работе отводится гражданам, имеющим возможность скло­нять к добровольной сдаче вооружения отдельные категории граждан. В 1998 г добровольно было сдано 598 единиц огне­стрельного оружия, более 39 тыс. боеприпасов к нему, 195 гранат и 167 кг ВВ.

Аналогичный опыт работы имеется в УВД Псковской области. Проведение такого профилактического мероприятия в области в 1999 году позволили изъять 82 единицы незакон­но хранящегося огнестрельного оружия, более 18 тыс. бое-

132


припасов к нему, 49 гранат, 35 снарядов, 7 мин, 10 авиабомб, 176,3 кг ВВ.

С 29- марта 2000 года организацию добровольной сдачи гражданами на возмездной основе незаконно хранящегося оружия, боеприпасов, ВВ и ВУ стали практиковать в УВД Хабаровского края1.

Установление каналов и источников поступления оружия, боеприпасов, ВВ и ВУ в незаконный оборот непосредствен­но зависит от возможностей оперативных подразделений ор­ганов внутренних дел получать информацию о фактическом состоянии оборота вооружения, от конкретных субъектов (органов, организаций, ведомств и т п.) либо из оперативных источников.

Наибольшие возможности в предупреждении и раскрытии данной категории преступлений имеют подразделения орга­нов внутренних дел, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. Именно на них, в качестве основной, возложена задача предупреждения и раскрытия преступлений с исполь­зованием оперативно-розыскных сил, средств и методов, по­зволяющих вести успешную борьбу с преступностью

Предупреждение преступлений, как одна из основных за­дач оперативно-розыскной деятельности органов внутрен­них дел, в теории ОРД ОВД получила название “оператив­ но-розыскная профилактика)). Ее основная цель — перепроверка первичной информации об оперативно-значимых фактах, профилактическое воздействие с помо­щью сил, средств и методов оперативно-розыскной деятель­ности на лиц, от которых можно ожидать совершения пре­ступлений и устранение (нейтрализация) криминогенных факторов. Помимо этого, в рамках оперативно-розыскной профилактики, подразделения криминальной милиции в ли-

1 Д. Литвиненко, Т. Шекель. Покупаем оружие. // Российская га­
зета, 2000 1 апреля                                                                                 '

133


це их сотрудников продолжают изучение уже известных фактов и лиц1, определяют их криминальную активность и общественную опасность. И на основе этого изучения при­нимают решение о целесообразности проведения с ними тех или иных индивидуализированных, специфических мероприя­тий. В том числе и по устранению причин и условий, способ­ствующих совершению преступлений. Наряду с этим исполь­зование оперативно-розыскных возможностей подразделений криминальной милиции позволяет устанавливать степень эф­фективности, предпринимаемых мер профилактического ха­рактера, что, в свою очередь, предполагает их корректировку. Реализация указанных целей возможна посредством осу­ществления ряда стратегических задач, к основным, из кото­рых принято относить:

- обеспечение соблюдения гарантированных законом прав

и интересов граждан, государственных и общественных

организаций, различных коммерческих структур, которые

могут быть нарушены вследствие преступных действий;

- нейтрализация (устранение) факторов, способствующих

совершению преступлений;

- максимальное обеспечение постановки лиц, склонных к совершению преступлений, на оперативно-розыскной и профилактический учеты;

- оказание профилактического воздействия на лиц, склон­ных к совершению преступлений, с помощью специфи­ческих сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности не имея в виду, при этом, последующего применения мер уголовно-правового воздействия к ука­занной категории лиц2.

1 Изучать — научно исследовать, познать; внимательно наблюдая, оз­накомиться, понять (См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой — 22-е изд., стер. М, 1990. С. 246.

2Об этом также см.: Проблемы оперативно-розыскной деятель­ности: Сборник избранных работ В.А. Лукашова. М., 2000. С. 83-88.

134


*

Все материалы и сведения, полученные в ходе осущест­ вления мер оперативно-розыскной профилактики в зави­ симости от их объема, направленности (общая или индиви­ дуальная профилактика), временных рамок (разовые, многоразовые, постоянные и т.п.), количественных и каче­ ственных характеристик сил, средств и методов оператив­ но-розыскной деятельности, как правило, могут концен­ трироваться в соответствующих делах оперативного учета. В целях совершенствования организации оперативно-розыскной деятельности по предупреждению преступлений, совершаемых с применением ВУ, необходимо улучшить практику оперативного обслуживания объектов изготовления, хранения, использования ВВ и ВУ, контроля за лицами, имеющими отношение к этому виду деятельности.

Главная цель оперативного обслуживания - выявление (на ранней стадии) недостатков в режиме функционирования объекта и устранение их до того, как будет совершено преступление.

Для достижения этой цели оперативные сотрудники изу­чают:

- расположение объекта, отмечая места, наиболее уязви­мые для несанкционированного проникновения либо для выноса (вывоза) с территории объекта оружия, боеприпа­сов, ВВ и ВУ;

- лиц, работающих на объекте, посещающих его клиентов, партнеров по производственно-хозяйственной деятельно­сти и т.п. Обращается внимание на тех из них, кто ском­прометировал себя совершением правонарушений и пре­ступлений, связями с подучетным элементом, членством в различного толка экстремистских организациях, анти­общественным поведением;

- производственно-технологический процесс оборота ору­жия, боеприпасов, ВВ и ВУ с выявлением стадий, на ко­торых легче всего осуществить хищение;

135


- режим функционирования и систему охраны объекта с критической оценкой их эффективности и способности предупреждать хищения.

Так, в феврале 1997 г. в одной из в/ч ВВ МВД России, рас­положенной в г. Уссурийске Приморского края, был выявлен факт хищения со склада вооружения 7 автоматов, 14 пистоле­тов ПМ, 148 гранат Ф-1 и РГД-5, 7680 штук патронов. Прове­дение комплекса оперативно-розыскных мероприятий во взаимодействии с военной контрразведкой позволило выявить военнослужащих срочной службы, входивших в состав наряда по охране склада, которые похищали указанное вооружение с августа 1995 г.

Совершению преступления способствовал факт, что ох­ранная сигнализация, которой было оборудовано складское помещение, длительное время находилась в неисправном со­стоянии. Ответственного лица за состояние складского поме­щения в части не было. Последнюю дату инвентаризации по имеющейся документации установить не представилось воз­можным.

Одновременно с изучением объекта оперативного обслу­живания следует получить образцы для сравнительного ис­следования. Ими могут быть образцы боеприпасов, комплек­тующие изделия, детали или отдельные фрагменты, виды маркировки и т.п. В дальнейшем это может оказать сущест­венную помощь в раскрытии криминальных взрывов, совер­шенных с использованием похищенных боеприпасов, само­дельных ВУ.

Целесообразно также исследовать документы, сопровож­дающие оборот оружия, с целью возможного обнаружения подделок, скрывающих уже совершенные хищения или не­достатки в сохранности боеприпасов, ВВ и ВУ, которые могут повлечь за собой их хищение.

В этих же целях следует исследовать оборудование объек­та оборота оружия средствами охранно-пожарной сигнализа-

136


ции. Конкретные объекты такого исследования выявляются при обследовании зданий, сооружений, помещений, участков местности, на которых расположены такие объекты, обслужи­вающих их транспортных средств, изучении работающих на них сотрудников.

Осуществляя оперативно-розыскные мероприятия обще­профилактического характера, сотрудники органов внутрен­них дел должны нацеливать свои негласные источники на вы­явление причин и условий, способствующих незаконному обороту ВВ и ВУ, в соответствии со своей компетенцией про­водить предупредительную работу в сфере борьбы с незакон­ным оборотом ВВ и ВУ по следующим направлениям: ^ анализ оперативной обстановки на обслуживаемом объ­екте (главной целью такого анализа является выявление наиболее уязвимых мест, требующих особого внимания, проведение в таких местах регулярного инициативного поиска);

- выявление лиц, проявляющих намерения неправомерно завладеть ВВ и ВУ, информирование о них сотрудников соответствующих оперативных подразделений в целях согласованного осуществления оперативно-розыскных мероприятий;

- осуществление комплексных локальных оперативно-поисковых мероприятий на объекте оперативного обслу­живания с привлечением различных служб органов внут­ренних дел.

Проведение оперативно-розыскных мероприятий по инди­ видуальной профилактике преступлений в сфере незаконного оборота ВВ и ВУ направлено на систематическое и полное выявление всех лиц, могущих совершить преступление с их применением, факторов, негативно влияющих на формирова­ние их личности, а также постоянное и целенаправленное воз­действие на эти факторы и личность профилактируемого в це­лях недопущения совершения таким лицом преступления.

137


В этих целях проводятся опросы лиц, проявляющих инте­рес к объектам оборота оружия, боеприпасов, ВВ и ВУ. Наво­дятся справки о сотрудниках этих объектов (уволенных, на­нимающихся на работу, работающих), а при необходимости, обусловленной поведением изучаемых лиц, — на родственни­ков и лиц из числа их окружения. Сведения, полученные та­ким образом, концентрируются в делах оперативного учета.

При наличии законных оснований в отношении проверяе­мых лиц могут проводиться оперативно-технические меро­приятия, использоваться возможности оперативно-поисковых подразделений.

Располагая сведениями, характеризующими лиц, склонных к совершению преступлений, можно, с учетом оперативной обстановки на конкретном участке оперативного обслужива­ния, достаточно четко определить круг лиц, среди которых необходимо проводить оперативный поиск и профилактиче­скую работу по предупреждению преступлений, совершаемых с применением ВВ и ВУ.

Положительным итогом оперативного обслуживания объ­екта можно считать:

- наведение соответствующего порядка в учете и сохран­ности оружия, боеприпасов, ВВ и ВУ в процессе их про­изводства, продажи, передачи, хранения, транспортиров­ки, использования, изъятия и уничтожения;

- изменение производственно - технологического процесса оборота ВВ и ВУ, исключающее их неоправданные поте­ри или создание неучтенных излишков с целью после­дующего хищения;

- создание технически совершенной и обеспеченной ква­лифицированными кадрами системы сохранности обслу­живаемых объектов;

- своевременное принятие мер по выявленным нарушени­ям и к лицам, попавшим в поле оперативных интересов оперативных сотрудников.

138


К основным задачам оперативных источников в предупре­ждении рассматриваемых преступлений является:

а) выявление обстоятельств (время, место, способ и т.д.) со­вершения подготовительных действий;

б) выяснение дальнейших намерений проверяемых;

в) устранение условий, способствующих совершению пре­ступления;

г) сбор сведений о лицах, оказывающих содействие в под­готовке преступления;

д) установление иных данных, уличающих лицо в подго­товке к совершению преступления, (например, высказы­вание угроз в отношении определенных лиц, проявление интереса к конструкции огнестрельного оружия и дейст­вию ВУ, к особенностям использования отдельных видов ВВ).

В этих целях особое место должно быть отведено проверке всех лиц, имеющих отношение к легальному обороту оружия, ВВ и ВУ, по оперативно-справочным учетам и с помощью оперативно-розыскных возможностей подразделений органов внутренних дел.

Располагая сведениями о признаках подготовки данной ка­тегории преступлений, с учетом особенностей оперативной обстановки на обслуживаемых объектах и территории, можно достаточно четко определить круг лиц, среди которых необ­ходимо проводить не только оперативный поиск, но и профи­лактическую работу по предупреждению преступлений, со­вершаемых с применением ВВ и ВУ. В целях собирания, систематизации и анализа сведений о таких лицах целесооб­разно на отдельные категории из их числа заведение опера­тивно-наблюдательных дел и дел предварительной оператив­ной проверки.

Деятельность по подготовке к совершению криминальных взрывов, как правило, носит достаточно длительный характер. Это связано с необходимостью изготовления или приобрете-

139


ния орудия совершения преступления, получения навыков об­ращения с ВУ и т.п. Высокая степень общественной опасно­сти этих преступлений выдвигает задачу своевременного вы­явления лиц, замышляющих их совершение, принятие мер, препятствующих перерастанию умысла в покушение на пре­ступление.

Для успешного решения этой задачи необходимо выявить умысел на совершение преступления у конкретного лица (группы лиц). Данный этап профилактической деятельности вызывает наибольшие сложности, поскольку лица, склонные к совершению преступлений, стремятся скрыть свои намерения не только от правоохранительных органов, но и своего близ­кого окружения.

Значительная часть информации о лицах, замышляющих совершение преступления с применением ВУ, поступает от негласных сотрудников. Как правило, в ней содержатся дан­ные о намерении приобрести или изготовить ВУ, устранить, отомстить или запугать предполагаемого потерпевшего.

В качестве самостоятельной и наиболее специфичной стороны этой деятельности подразделений криминаль­ной милиции можно назвать борьбу с подстрекателями, вовлекающими несовершеннолетних в преступления, свя­ занные с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, ВВ иВУ.

Притягательность оружия для подростков всегда была свя­зана с удовлетворением потребностей в технических знаниях и спортивными интересами. Однако в последнее время тяга несовершеннолетних к оружию, боеприпасам, ВВ и ВУ в большей мере обусловлена пропагандой культа насилия в средствах массовой информации (особенно на телевидении, где оружие стало обязательным атрибутом решения проблем киногероев). Оружие подается как надежное средство, много­кратно увеличивающее возможности человека, обеспечиваю­щее независимость и защиту личности от посягательств на

140


жизнь, здоровье, честь и достоинство, дающее возможность попасть в сферу общения так называемых “крутых”, придаю­щее уверенность поступкам.

Анализ практики показывает: подавляющая часть граждан, оказывающих негласное содействие подразделе­ ниям криминальной милиции в сфере борьбы с незакон­ ным оборотом оружия, не ориентируется на выявление и разработку подстрекателей. Нередко даже имеющаяся опе­ративная информация проверяется поверхностно, а в боль­шинстве случаев “теряется”, как не представляющая опера­тивного интереса. Наряду с этим не налажена четкая система взаимодействия с подразделениями по профилактике пре­ступности несовершеннолетних.

Под информацией, представляющей интерес с позиций решения задач предупреждения вовлечения несовершенно­летних в незаконный оборот оружия, боеприпасов ВВ и ВУ имеются в виду сведения:

- о местах концентрации криминальных и маргинальных

групп из числа несовершеннолетних и молодежи;

- о лицах, проявляющих намерения завладеть оружием и прибегающих в этих целях к помощи несовершеннолет­них;

- об органах и организациях, должностных лицах и от­дельных гражданах, способных оказывать гласную и не­гласную помощь органам внутренних дел, включая их оперативные подразделения, в выявлении, предупрежде­нии, пресечении и раскрытии преступлений данной кате­гории.

Внешними источниками получения такой информации мо­гут быть:

- сведения, поступающие из различных правоохранитель­ных и других государственных органов;

- сведения из негосударственных структур, в первую оче­редь оборонно-технических обществ, коллективов охот-

141


ников, добровольных спортивных обществ и клубов, по роду своей деятельности имеющих отношение к обороту оружия, а также учебных заведений, использующих ору­жие в процессе обучения.

Внутренними источниками получения такой информации являются:

- сообщения негласных сотрудников;

- сведения, получаемые оперативными работниками в про­
цессе проведения различных оперативно-розыскных и
профилактических мероприятий;

- материалы дел оперативного учета;

- данные паспортных аппаратов;

- материалы инспекции по делам несовершеннолетних;

- сведения оперативных аппаратов мест лишения свободы.

Не умаляя значения всех перечисленных источников и ка­налов сбора информации, представляющей оперативный ин­терес, следует отметить, что основной объем ее поступает от конфиденциальных источников оперативных подразделений органов внутренних дел и в результате активного личного сыска.

Из числа лиц, содействующих оперативным подразделени­ям органов внутренних дел на конфиденциальной основе, не­обходимо определить тех, кто имеет возможность добывать сведения о несовершеннолетних и лицах, вовлекающих под­ростков в преступную деятельность В случае если таких не­гласных сотрудников не имеется или их недостаточно, то сле­дует осуществить их дополнительный подбор и целевое привлечение к конфиденциальному сотрудничеству. При этом целесообразно в этих целях использовать и привлекать лиц, работающих (работавших) на предприятиях и в организациях, имеющих станочный парк, где, как правило, проходят произ­водственную практику учащиеся ПТУ, СПТУ и т.п.

Для того, чтобы результативно работать в подростковой среде, интересующейся оружием, оперативный источник дол-

142


жен уметь войти в подростковый круг на правах “своего, рав­ного”. Обычно это удается молодым людям, хорошо разби­рающимся в различных видах огнестрельного и холодного .оружия, боевой технике.

Представлять интерес для подростков может и взрослый — в связи со спецификой своей профессии или навыков (напри­мер, способен выточить металлическую деталь)


       

V. РАСКРЫТИЕ                                 
И РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ,

СОВЕРШАЕМЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ
              ВЗРЫВНЫХ УСТРОЙСТВ

Наметившаяся в последние несколько лет тенденция ис­пользования для совершения преступлений ВУ порождает проблемы, связанные с необходимостью активизации работы по раскрытию таких преступлений в силу их особой общест­венной опасности. Расширение географии криминальных взрывов, низкий процент их раскрываемое™ делают упомя­нутые проблемы особенно актуальными.

Вместе с тем оперативные подразделения, в чью ком­петенцию входит раскрытие преступлений, совершенных с применением ВУ, сталкиваются с объективными труд­ностями. К основным из них следует отнести:

- сложность установления истинных целей, которые могут быть достигнуты посредством взрыва — дале­ко не всегда по следам на месте происшествия и по пер­воначальным сведениям можно достаточно точно судить о целях, преследуемых преступником;

- поиск следов, оставленных преступником, нередко становится невозможным, так как взрыв полностью уничтожает их — обследование места происшествия чаще дает информацию о самом взрыве и примененном ВУ, нежели о человеке, его совершившем;

- установление обстоятельств, предшествовавших взрыву, затрудняется тем, что свидетели, как прави­ ло, обращают внимание на сам факт взрыва, его по­ следствия, но не на то, что ему предшествовало — события, происходившие до взрыва, запоминаются ред-

144


ко, а после взрыва и всего того, что за ним последовало, воспринимаются как нечто несущественное;

- наличие неблагоприятного информационного фона — криминальный взрыв, чаще всего сопровождается иска­женной информацией (слухами, вымыслом и т.п.) с каж­дым последующим после преступления днем реальные факты тесно переплетаются с вымыслами, догадками, и даже очевидцы порой теряют первоначальное представ­ление о том, что произошло;

- сложность доказывания причастности подозреваемо­ го к преступлению: большая часть криминальных взры­вов совершается посредством предварительной закладки или оставления ВУ на месте последующего взрыва — не­посредственно в момент совершения взрыва преступник на месте происшествия присутствует редко, если нет прямых показаний очевидцев, свидетельствующих о его противоправных действиях, потом, даже при наличии достоверной оперативной информации, собрать данные, уличающие конкретное лицо в подготовке и осуществле­нии взрыва, является сложной, а иногда и неразрешимой задачей.

Не только объективные, но и субъективные трудности, включая непрофессионализм сотрудников оперативных и следственных подразделений органов внутренних дел, нередко влияют на эффективность работы по раскры­тию и расследованию криминальных взрывов. К наибо­лее распространенным из их числа можно отнести сле­дующие:

- несвоевременное прибытие на место происшествия и ненадлежащая его охрана. (Место взрыва, в особенно­сти в населенном пункте, всегда привлекает множество любопытствующих. Люди подвергают себя риску, пыта­ясь уяснить характер происшедшего или оказать помощь

145


пострадавшим — они изменяют обстановку, уничтожают или приводят в негодность следы, оставленные преступ­ником, ВУ. Примерно так же поступают пожарные, ме­дицинские работники. Специалистам, прибывающим на место происшествия с опозданием, крайне сложно оты­скивать следы преступления, брать образцы для сравни­тельного исследования.);

- некачественный осмотр места происшествия. (Про­водимый зачастую без привлечения специалистов осмотр не дает информации, позволяющей начать активный ро­зыск преступника. Протоколы осмотра места происшест­вия в связи с криминальным взрывом коротки, неописа­тельны и не содержат данных об остатках или следах ВУ, взрыва, его последствиях, изменениях, допущенных на месте взрыва присутствующими там лицами. Такие про­токолы, как правило, трудно использовать впоследствии для установления обсто-ятельств происшедшего, обеспе­чения процесса доказывания.);

- слабая работа по формированию свидетельской базы. (В изученных делах зачастую отсутствуют показания очевидцев происшедшего, нет данных о поиске свидете­лей, проживающих в непосредственной близости от мес-' та происшествия, иных лиц, случайно оказавшихся на месте взрыва.);

- выдвижение версий по делу без опоры на данные, полу­ ченные в результате осмотра места происшествия, первоначальных оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий. (Версии выдвигаются главным образом на основе предположения о том, что пре­ступление могло быть совершено лицом, причисленным к определенной категории — имеющим повод мстить жертве по личным мотивам, членом преступной группи­ровки, хулиганом, психически больным, ранее судимым.

146


В соответствии с этими версиями осуществляется плани­рование действий по отработке указанных категорий лиц. Традиционная проверка подозреваемых, состоящих на различного рода учетах, занимает много времени, сил и отвлекает от целенаправленной работы по выявлению индивидуальных особенностей конкретного преступле­ния и поиска преступников по полученным конкретным данным.);

- не установление обстоятельств, предшествовавших взрыву. (Сотрудники, проводящие работу по раскрытию и расследованию преступлений, совершенных с примене­нием ВУ, уделяют недостаточное внимание выяснению ( обстановки на месте происшествия до того, как произо­шел взрыв. Вопросы организации охраны территории или помещения, изучение стоянок или маршрутов автотранс­порта, поступившей корреспонденции, прибывших на место происшествия лиц, их действий до взрыва очень часто проводятся поверхностно.);

- отсутствие либо нечеткая организация взаимодейст­ вия между различными службами и подразделениями органов внутренних дел, либо с другими правоохрани­тельными органами, иными государственными орга­ низациями. (Если недостатки внешнего взаимодействия иногда обусловлены объективными причинами и с этим приходится считаться, то любой недостаток во взаимо­действии между структурными подразделениями органов внутренних дел не имеет оправдания.);

- задержки в проведении экспертных исследований (экс­пертиз). (По ряду причин результаты экспертиз по сле­дам, изъятым с места происшествия, поступают спустя продолжительное время. Зачастую экспертам требуются дополнительные образцы для ответа на поставленные во­просы. Между тем обстановка на месте происшествия

147


изменяется, последствия взрыва устраняются, а вместе с ними уничтожаются и следы происшедшего.);

- формализм и спешка в проверке подозреваемых, (Кри­минальный взрыв, как правило, привлекает к себе внима­ние со стороны руководства всех рангов. В связи с осо­бой заинтересованностью в раскрытии такого рода преступлений задействованные сотрудники работают в условиях острого дефицита времени, что негативно влия­ет на качество и полноту дознания и предварительного расследования, а в отдельных случаях приводит к грубым ошибкам и нарушениям законности.);

- ненадлежащее отношение к освещению происшедшего средствами массовой информации (Данный факт мы оставим без комментариев, отметив лишь то, что это происходит во многом благодаря самим сотрудникам ор­ганов внутренних дел, их неосмотрительным высказыва­ниям и нарушению тайны предварительного расследова­ния. Устранение указанных недостатков само по себе могло бы во многом способствовать повышению эффек­тивности работы по раскрытию и расследованию криминальных взрывов. Вместе с тем совершенствование рабо­ты по их раскрытию и расследованию требует от нас остановить внимание читателей на практических реко­мендациях.).


Особенности действий дежурной части органа



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.239.160.86 (0.016 с.)