Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
И взрывных устройств, криминальными взрывами
Состояние и тенденции преступности позволяют говорить о том, что в России находится в обороте и применяется, в том числе и в криминальных ситуациях, значительное количество огнестрельного оружия, боеприпасов, ВВ и ВУ. Так, например, по некоторым экспертным оценкам, на руках у граждан находится более 180 тыс. единиц незарегистрированного оружия, из них свыше 52 тыс. — боевое оружие. Количество ВВ, находящегося в незаконном обороте, измеряется тоннами. Одним из главных источников поступления оружия, боеприпасов, ВВ и ВУ в криминальную среду являются предприятия военно-промышленного комплекса. Преступные группировки активно ищут выходы на заводы, их изготавливающие. При этом объектом преступного посягательства являются не только производимое оружие и ВВ, но также и отдельные комплектующие детали, компоненты к ним. Сформировались устойчивые преступные сообщества, в которые зачастую входят работники заводов, скупщики краденого оружия и опекающие их преступные группировки Особенно притягательными для них являются города Вятско-Полянск, Ижевск, Клнмовск, Ковров, Челябинск, Тула, где сосредоточено основное производство стрелкового оружия, боеприпасов к нему, ВВ и ВУ. Из года в год на этих предприятиях выявляются преступные группы, занимающиеся их хи- 5 Зак 2868 129 щением и сбытом. В связи с сокращением расходов на оборону, конверсией оборонной промышленности освобождается большое количество квалифицированных специалистов-оружейников. Некоторые из которых находят применение своим навыкам в подпольных мастерских по производству оружия, боеприпасов, ВВ и ВУ. В связи с этим участились случаи изготовления и продажи самодельного стрелкового оружия и ВУ, особенно в местах дислокации оружейных заводов. Другим каналом, по которому оружие, боеприпасы, ВВ и ВУ поступают в незаконный оборот, следует считать посредническую деятельность некоторых коммерческих структур, а также систему торговли оружием в целом: в стране функционирует свыше тысячи магазинов по торговле оружием. Его закупка и продажа осуществляются во многих случаях с грубейшими нарушениями законов и подзаконных нормативных актов. Нередко крупные партии оружия хранятся в неприспособленных помещениях сторонних организаций, что может быть использовано в преступных целях.
Важным обстоятельством, способствующим совершению криминальных взрывов, является отсутствие надлежащего контроля в местах производства, хранения, транспортировки и использования ВВ и ВУ. В целях предупреждения этих преступлений МВД совместно с ФСБ и МО России, другими заинтересованными ведомствами предпринимаются меры уголовно-правового воздействия с двойной превенцией. В частности, активизируется работа по предупреждению и раскрытию таких преступлений, как незаконная перевозка ВВ и ВУ. 28 октября 1995 г. Правительством Российской Федерации было издано распоряжение № 1503-р, согласно которому в целях недопущения незаконной доставки в столичный регион оружия и ВВ органам и подразделениям МВД и ФСБ России, предприятиям транспорта надлежит организовать проведение 130 выборочного контроля прибывающих в столицу воздушных и речных судов, а также поездов и автотранспорта. С выходом данного распоряжения появилась возможность контролировать не только багаж пассажиров и проводить досмотр самих воздушных судов, плавсредств и подвижного состава, но и доставляемых грузов, а при необходимости и пассажиров. Каждый авиарейс, прибывающий в аэропорты г. Москвы, контролируется объединенными группами, состоящими из сотрудников милиции, в том числе уголовного розыска и работников службы безопасности аэропортов. Проводятся детальный осмотр прибывшего воздушного судна, тщательный досмотр ручной клади и багажа, а при наличии обоснованных подозрений — личный досмотр пассажиров, необходимые первоначальные оперативно-розыскные мероприятия. Кроме того, доставленные грузы проверяются с помощью специальных технических средств. За время существования встречного досмотра (с мая 1992 г.) было досмотрено свыше 30 тысяч авиарейсов, свыше 450 тысяч мест багажа, предотвращен ввоз в г. Москву и Московскую область сотен единиц огнестрельного и холодного оружия, свыше 10 тысяч боеприпасов, десятка боевых гранат.
Опыт проведения встречного досмотра на московском авиаузле постепенно распространяется на другие регионы России со сложной оперативной обстановкой. Следует подчеркнуть, что организация борьбы с незаконным оборотом оружия, ВВ и ВУ должна строиться с учетом особенностей конкретного региона. Так, органами внутренних дел Краснодарского края регулярно осуществляются специальные мероприятия по предупреждению и пресечению незаконного оборота оружия, ВВ и ВУ. В феврале, мае, августе, декабре 1998 г. здесь были проведены оперативно-профилактические операции “Арсенал”, в 131 “ апреле того же года — всероссийское профилактические мероприятие по проверке использования оружия службами безопасности юридических лиц, частными детективными и охранными организациями, индивидуальными владельцами; в июне, октябре — комплексная инвентаризация оружия, боеприпасов, ВВ и ВУ; в июле — комиссионное обследование объектов хранения оружия, боеприпасов, ВВ и ВУ, в процессе которых тщательно проверялся порядок хранения и использования указанных предметов. В результате проведения этих оперативно-профилактических мероприятий из незаконного обращения были изъяты 11051 единица огнестрельного оружия, 278 гранат и мин, 34 кг ВВ, более 438 тыс. единиц боеприпасов к огнестрельному оружию. В последнее время активизировалась практика участия ряда федеральных ведомств в осуществлении практических мероприятий. При участии сотрудников ФСБ и Госгортехнадзора России проведены всероссийские целевые операции “Щит”, “Динамит”. Кроме того, органами внутренних дел Краснодарского края большое значение придается организации добровольной сдачи гражданами на возмездной основе незаконно хранящихся предметов вооружения. Правовой основой этой акции является постановление главы администрации Краснодарского края от 5 декабря 1994г. №675. Активная роль в этой работе отводится гражданам, имеющим возможность склонять к добровольной сдаче вооружения отдельные категории граждан. В 1998 г добровольно было сдано 598 единиц огнестрельного оружия, более 39 тыс. боеприпасов к нему, 195 гранат и 167 кг ВВ. Аналогичный опыт работы имеется в УВД Псковской области. Проведение такого профилактического мероприятия в области в 1999 году позволили изъять 82 единицы незаконно хранящегося огнестрельного оружия, более 18 тыс. бое- 132 припасов к нему, 49 гранат, 35 снарядов, 7 мин, 10 авиабомб, 176,3 кг ВВ. С 29- марта 2000 года организацию добровольной сдачи гражданами на возмездной основе незаконно хранящегося оружия, боеприпасов, ВВ и ВУ стали практиковать в УВД Хабаровского края1. Установление каналов и источников поступления оружия, боеприпасов, ВВ и ВУ в незаконный оборот непосредственно зависит от возможностей оперативных подразделений органов внутренних дел получать информацию о фактическом состоянии оборота вооружения, от конкретных субъектов (органов, организаций, ведомств и т п.) либо из оперативных источников. Наибольшие возможности в предупреждении и раскрытии данной категории преступлений имеют подразделения органов внутренних дел, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. Именно на них, в качестве основной, возложена задача предупреждения и раскрытия преступлений с использованием оперативно-розыскных сил, средств и методов, позволяющих вести успешную борьбу с преступностью
Предупреждение преступлений, как одна из основных задач оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел, в теории ОРД ОВД получила название “оператив но-розыскная профилактика)). Ее основная цель — перепроверка первичной информации об оперативно-значимых фактах, профилактическое воздействие с помощью сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности на лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений и устранение (нейтрализация) криминогенных факторов. Помимо этого, в рамках оперативно-розыскной профилактики, подразделения криминальной милиции в ли- 1 Д. Литвиненко, Т. Шекель. Покупаем оружие. // Российская га 133 це их сотрудников продолжают изучение уже известных фактов и лиц1, определяют их криминальную активность и общественную опасность. И на основе этого изучения принимают решение о целесообразности проведения с ними тех или иных индивидуализированных, специфических мероприятий. В том числе и по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений. Наряду с этим использование оперативно-розыскных возможностей подразделений криминальной милиции позволяет устанавливать степень эффективности, предпринимаемых мер профилактического характера, что, в свою очередь, предполагает их корректировку. Реализация указанных целей возможна посредством осуществления ряда стратегических задач, к основным, из которых принято относить: - обеспечение соблюдения гарантированных законом прав и интересов граждан, государственных и общественных организаций, различных коммерческих структур, которые могут быть нарушены вследствие преступных действий; - нейтрализация (устранение) факторов, способствующих совершению преступлений; - максимальное обеспечение постановки лиц, склонных к совершению преступлений, на оперативно-розыскной и профилактический учеты; - оказание профилактического воздействия на лиц, склонных к совершению преступлений, с помощью специфических сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности не имея в виду, при этом, последующего применения мер уголовно-правового воздействия к указанной категории лиц2.
1 Изучать — научно исследовать, познать; внимательно наблюдая, ознакомиться, понять (См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой — 22-е изд., стер. М, 1990. С. 246. 2Об этом также см.: Проблемы оперативно-розыскной деятельности: Сборник избранных работ В.А. Лукашова. М., 2000. С. 83-88. 134 * Все материалы и сведения, полученные в ходе осущест вления мер оперативно-розыскной профилактики в зави симости от их объема, направленности (общая или индиви дуальная профилактика), временных рамок (разовые, многоразовые, постоянные и т.п.), количественных и каче ственных характеристик сил, средств и методов оператив но-розыскной деятельности, как правило, могут концен трироваться в соответствующих делах оперативного учета. В целях совершенствования организации оперативно-розыскной деятельности по предупреждению преступлений, совершаемых с применением ВУ, необходимо улучшить практику оперативного обслуживания объектов изготовления, хранения, использования ВВ и ВУ, контроля за лицами, имеющими отношение к этому виду деятельности. Главная цель оперативного обслуживания - выявление (на ранней стадии) недостатков в режиме функционирования объекта и устранение их до того, как будет совершено преступление. Для достижения этой цели оперативные сотрудники изучают: - расположение объекта, отмечая места, наиболее уязвимые для несанкционированного проникновения либо для выноса (вывоза) с территории объекта оружия, боеприпасов, ВВ и ВУ; - лиц, работающих на объекте, посещающих его клиентов, партнеров по производственно-хозяйственной деятельности и т.п. Обращается внимание на тех из них, кто скомпрометировал себя совершением правонарушений и преступлений, связями с подучетным элементом, членством в различного толка экстремистских организациях, антиобщественным поведением; - производственно-технологический процесс оборота оружия, боеприпасов, ВВ и ВУ с выявлением стадий, на которых легче всего осуществить хищение; 135 - режим функционирования и систему охраны объекта с критической оценкой их эффективности и способности предупреждать хищения. Так, в феврале 1997 г. в одной из в/ч ВВ МВД России, расположенной в г. Уссурийске Приморского края, был выявлен факт хищения со склада вооружения 7 автоматов, 14 пистолетов ПМ, 148 гранат Ф-1 и РГД-5, 7680 штук патронов. Проведение комплекса оперативно-розыскных мероприятий во взаимодействии с военной контрразведкой позволило выявить военнослужащих срочной службы, входивших в состав наряда по охране склада, которые похищали указанное вооружение с августа 1995 г. Совершению преступления способствовал факт, что охранная сигнализация, которой было оборудовано складское помещение, длительное время находилась в неисправном состоянии. Ответственного лица за состояние складского помещения в части не было. Последнюю дату инвентаризации по имеющейся документации установить не представилось возможным.
Одновременно с изучением объекта оперативного обслуживания следует получить образцы для сравнительного исследования. Ими могут быть образцы боеприпасов, комплектующие изделия, детали или отдельные фрагменты, виды маркировки и т.п. В дальнейшем это может оказать существенную помощь в раскрытии криминальных взрывов, совершенных с использованием похищенных боеприпасов, самодельных ВУ. Целесообразно также исследовать документы, сопровождающие оборот оружия, с целью возможного обнаружения подделок, скрывающих уже совершенные хищения или недостатки в сохранности боеприпасов, ВВ и ВУ, которые могут повлечь за собой их хищение. В этих же целях следует исследовать оборудование объекта оборота оружия средствами охранно-пожарной сигнализа- 136 ции. Конкретные объекты такого исследования выявляются при обследовании зданий, сооружений, помещений, участков местности, на которых расположены такие объекты, обслуживающих их транспортных средств, изучении работающих на них сотрудников. Осуществляя оперативно-розыскные мероприятия общепрофилактического характера, сотрудники органов внутренних дел должны нацеливать свои негласные источники на выявление причин и условий, способствующих незаконному обороту ВВ и ВУ, в соответствии со своей компетенцией проводить предупредительную работу в сфере борьбы с незаконным оборотом ВВ и ВУ по следующим направлениям: ^ анализ оперативной обстановки на обслуживаемом объекте (главной целью такого анализа является выявление наиболее уязвимых мест, требующих особого внимания, проведение в таких местах регулярного инициативного поиска); - выявление лиц, проявляющих намерения неправомерно завладеть ВВ и ВУ, информирование о них сотрудников соответствующих оперативных подразделений в целях согласованного осуществления оперативно-розыскных мероприятий; - осуществление комплексных локальных оперативно-поисковых мероприятий на объекте оперативного обслуживания с привлечением различных служб органов внутренних дел. Проведение оперативно-розыскных мероприятий по инди видуальной профилактике преступлений в сфере незаконного оборота ВВ и ВУ направлено на систематическое и полное выявление всех лиц, могущих совершить преступление с их применением, факторов, негативно влияющих на формирование их личности, а также постоянное и целенаправленное воздействие на эти факторы и личность профилактируемого в целях недопущения совершения таким лицом преступления. 137 В этих целях проводятся опросы лиц, проявляющих интерес к объектам оборота оружия, боеприпасов, ВВ и ВУ. Наводятся справки о сотрудниках этих объектов (уволенных, нанимающихся на работу, работающих), а при необходимости, обусловленной поведением изучаемых лиц, — на родственников и лиц из числа их окружения. Сведения, полученные таким образом, концентрируются в делах оперативного учета. При наличии законных оснований в отношении проверяемых лиц могут проводиться оперативно-технические мероприятия, использоваться возможности оперативно-поисковых подразделений. Располагая сведениями, характеризующими лиц, склонных к совершению преступлений, можно, с учетом оперативной обстановки на конкретном участке оперативного обслуживания, достаточно четко определить круг лиц, среди которых необходимо проводить оперативный поиск и профилактическую работу по предупреждению преступлений, совершаемых с применением ВВ и ВУ. Положительным итогом оперативного обслуживания объекта можно считать: - наведение соответствующего порядка в учете и сохранности оружия, боеприпасов, ВВ и ВУ в процессе их производства, продажи, передачи, хранения, транспортировки, использования, изъятия и уничтожения; - изменение производственно - технологического процесса оборота ВВ и ВУ, исключающее их неоправданные потери или создание неучтенных излишков с целью последующего хищения; - создание технически совершенной и обеспеченной квалифицированными кадрами системы сохранности обслуживаемых объектов; - своевременное принятие мер по выявленным нарушениям и к лицам, попавшим в поле оперативных интересов оперативных сотрудников. 138 К основным задачам оперативных источников в предупреждении рассматриваемых преступлений является: а) выявление обстоятельств (время, место, способ и т.д.) совершения подготовительных действий; б) выяснение дальнейших намерений проверяемых; в) устранение условий, способствующих совершению преступления; г) сбор сведений о лицах, оказывающих содействие в подготовке преступления; д) установление иных данных, уличающих лицо в подготовке к совершению преступления, (например, высказывание угроз в отношении определенных лиц, проявление интереса к конструкции огнестрельного оружия и действию ВУ, к особенностям использования отдельных видов ВВ). В этих целях особое место должно быть отведено проверке всех лиц, имеющих отношение к легальному обороту оружия, ВВ и ВУ, по оперативно-справочным учетам и с помощью оперативно-розыскных возможностей подразделений органов внутренних дел. Располагая сведениями о признаках подготовки данной категории преступлений, с учетом особенностей оперативной обстановки на обслуживаемых объектах и территории, можно достаточно четко определить круг лиц, среди которых необходимо проводить не только оперативный поиск, но и профилактическую работу по предупреждению преступлений, совершаемых с применением ВВ и ВУ. В целях собирания, систематизации и анализа сведений о таких лицах целесообразно на отдельные категории из их числа заведение оперативно-наблюдательных дел и дел предварительной оперативной проверки. Деятельность по подготовке к совершению криминальных взрывов, как правило, носит достаточно длительный характер. Это связано с необходимостью изготовления или приобрете- 139 ния орудия совершения преступления, получения навыков обращения с ВУ и т.п. Высокая степень общественной опасности этих преступлений выдвигает задачу своевременного выявления лиц, замышляющих их совершение, принятие мер, препятствующих перерастанию умысла в покушение на преступление. Для успешного решения этой задачи необходимо выявить умысел на совершение преступления у конкретного лица (группы лиц). Данный этап профилактической деятельности вызывает наибольшие сложности, поскольку лица, склонные к совершению преступлений, стремятся скрыть свои намерения не только от правоохранительных органов, но и своего близкого окружения. Значительная часть информации о лицах, замышляющих совершение преступления с применением ВУ, поступает от негласных сотрудников. Как правило, в ней содержатся данные о намерении приобрести или изготовить ВУ, устранить, отомстить или запугать предполагаемого потерпевшего. В качестве самостоятельной и наиболее специфичной стороны этой деятельности подразделений криминальной милиции можно назвать борьбу с подстрекателями, вовлекающими несовершеннолетних в преступления, свя занные с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, ВВ иВУ. Притягательность оружия для подростков всегда была связана с удовлетворением потребностей в технических знаниях и спортивными интересами. Однако в последнее время тяга несовершеннолетних к оружию, боеприпасам, ВВ и ВУ в большей мере обусловлена пропагандой культа насилия в средствах массовой информации (особенно на телевидении, где оружие стало обязательным атрибутом решения проблем киногероев). Оружие подается как надежное средство, многократно увеличивающее возможности человека, обеспечивающее независимость и защиту личности от посягательств на 140 жизнь, здоровье, честь и достоинство, дающее возможность попасть в сферу общения так называемых “крутых”, придающее уверенность поступкам. Анализ практики показывает: подавляющая часть граждан, оказывающих негласное содействие подразделе ниям криминальной милиции в сфере борьбы с незакон ным оборотом оружия, не ориентируется на выявление и разработку подстрекателей. Нередко даже имеющаяся оперативная информация проверяется поверхностно, а в большинстве случаев “теряется”, как не представляющая оперативного интереса. Наряду с этим не налажена четкая система взаимодействия с подразделениями по профилактике преступности несовершеннолетних. Под информацией, представляющей интерес с позиций решения задач предупреждения вовлечения несовершеннолетних в незаконный оборот оружия, боеприпасов ВВ и ВУ имеются в виду сведения: - о местах концентрации криминальных и маргинальных групп из числа несовершеннолетних и молодежи; - о лицах, проявляющих намерения завладеть оружием и прибегающих в этих целях к помощи несовершеннолетних; - об органах и организациях, должностных лицах и отдельных гражданах, способных оказывать гласную и негласную помощь органам внутренних дел, включая их оперативные подразделения, в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений данной категории. Внешними источниками получения такой информации могут быть: - сведения, поступающие из различных правоохранительных и других государственных органов; - сведения из негосударственных структур, в первую очередь оборонно-технических обществ, коллективов охот- 141 ников, добровольных спортивных обществ и клубов, по роду своей деятельности имеющих отношение к обороту оружия, а также учебных заведений, использующих оружие в процессе обучения. Внутренними источниками получения такой информации являются: - сообщения негласных сотрудников; - сведения, получаемые оперативными работниками в про - материалы дел оперативного учета; - данные паспортных аппаратов; - материалы инспекции по делам несовершеннолетних; - сведения оперативных аппаратов мест лишения свободы. Не умаляя значения всех перечисленных источников и каналов сбора информации, представляющей оперативный интерес, следует отметить, что основной объем ее поступает от конфиденциальных источников оперативных подразделений органов внутренних дел и в результате активного личного сыска. Из числа лиц, содействующих оперативным подразделениям органов внутренних дел на конфиденциальной основе, необходимо определить тех, кто имеет возможность добывать сведения о несовершеннолетних и лицах, вовлекающих подростков в преступную деятельность В случае если таких негласных сотрудников не имеется или их недостаточно, то следует осуществить их дополнительный подбор и целевое привлечение к конфиденциальному сотрудничеству. При этом целесообразно в этих целях использовать и привлекать лиц, работающих (работавших) на предприятиях и в организациях, имеющих станочный парк, где, как правило, проходят производственную практику учащиеся ПТУ, СПТУ и т.п. Для того, чтобы результативно работать в подростковой среде, интересующейся оружием, оперативный источник дол- 142 жен уметь войти в подростковый круг на правах “своего, равного”. Обычно это удается молодым людям, хорошо разбирающимся в различных видах огнестрельного и холодного.оружия, боевой технике. Представлять интерес для подростков может и взрослый — в связи со спецификой своей профессии или навыков (например, способен выточить металлическую деталь)
V. РАСКРЫТИЕ СОВЕРШАЕМЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ Наметившаяся в последние несколько лет тенденция использования для совершения преступлений ВУ порождает проблемы, связанные с необходимостью активизации работы по раскрытию таких преступлений в силу их особой общественной опасности. Расширение географии криминальных взрывов, низкий процент их раскрываемое™ делают упомянутые проблемы особенно актуальными. Вместе с тем оперативные подразделения, в чью компетенцию входит раскрытие преступлений, совершенных с применением ВУ, сталкиваются с объективными трудностями. К основным из них следует отнести: - сложность установления истинных целей, которые могут быть достигнуты посредством взрыва — далеко не всегда по следам на месте происшествия и по первоначальным сведениям можно достаточно точно судить о целях, преследуемых преступником; - п оиск следов, оставленных преступником, нередко становится невозможным, так как взрыв полностью уничтожает их — обследование места происшествия чаще дает информацию о самом взрыве и примененном ВУ, нежели о человеке, его совершившем; - установление обстоятельств, предшествовавших взрыву, затрудняется тем, что свидетели, как прави ло, обращают внимание на сам факт взрыва, его по следствия, но не на то, что ему предшествовало — события, происходившие до взрыва, запоминаются ред- 144 ко, а после взрыва и всего того, что за ним последовало, воспринимаются как нечто несущественное; - наличие неблагоприятного информационного фона — криминальный взрыв, чаще всего сопровождается искаженной информацией (слухами, вымыслом и т.п.) с каждым последующим после преступления днем реальные факты тесно переплетаются с вымыслами, догадками, и даже очевидцы порой теряют первоначальное представление о том, что произошло; - с ложность доказывания причастности подозреваемо го к преступлению: большая часть криминальных взрывов совершается посредством предварительной закладки или оставления ВУ на месте последующего взрыва — непосредственно в момент совершения взрыва преступник на месте происшествия присутствует редко, если нет прямых показаний очевидцев, свидетельствующих о его противоправных действиях, потом, даже при наличии достоверной оперативной информации, собрать данные, уличающие конкретное лицо в подготовке и осуществлении взрыва, является сложной, а иногда и неразрешимой задачей. Не только объективные, но и субъективные трудности, включая непрофессионализм сотрудников оперативных и следственных подразделений органов внутренних дел, нередко влияют на эффективность работы по раскрытию и расследованию криминальных взрывов. К наиболее распространенным из их числа можно отнести следующие: - несвоевременное прибытие на место происшествия и ненадлежащая его охрана. (Место взрыва, в особенности в населенном пункте, всегда привлекает множество любопытствующих. Люди подвергают себя риску, пытаясь уяснить характер происшедшего или оказать помощь 145 пострадавшим — они изменяют обстановку, уничтожают или приводят в негодность следы, оставленные преступником, ВУ. Примерно так же поступают пожарные, медицинские работники. Специалистам, прибывающим на место происшествия с опозданием, крайне сложно отыскивать следы преступления, брать образцы для сравнительного исследования.); - некачественный осмотр места происшествия. (Проводимый зачастую без привлечения специалистов осмотр не дает информации, позволяющей начать активный розыск преступника. Протоколы осмотра места происшествия в связи с криминальным взрывом коротки, неописательны и не содержат данных об остатках или следах ВУ, взрыва, его последствиях, изменениях, допущенных на месте взрыва присутствующими там лицами. Такие протоколы, как правило, трудно использовать впоследствии для установления обсто-ятельств происшедшего, обеспечения процесса доказывания.); - слабая работа по формированию свидетельской базы. (В изученных делах зачастую отсутствуют показания очевидцев происшедшего, нет данных о поиске свидетелей, проживающих в непосредственной близости от мес-' та происшествия, иных лиц, случайно оказавшихся на месте взрыва.); - выдвижение версий по делу без опоры на данные, полу ченные в результате осмотра места происшествия, первоначальных оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий. (Версии выдвигаются главным образом на основе предположения о том, что преступление могло быть совершено лицом, причисленным к определенной категории — имеющим повод мстить жертве по личным мотивам, членом преступной группировки, хулиганом, психически больным, ранее судимым. 146 В соответствии с этими версиями осуществляется планирование действий по отработке указанных категорий лиц. Традиционная проверка подозреваемых, состоящих на различного рода учетах, занимает много времени, сил и отвлекает от целенаправленной работы по выявлению индивидуальных особенностей конкретного преступления и поиска преступников по полученным конкретным данным.); - не установление обстоятельств, предшествовавших взрыву. (Сотрудники, проводящие работу по раскрытию и расследованию преступлений, совершенных с применением ВУ, уделяют недостаточное внимание выяснению ( обстановки на месте происшествия до того, как произошел взрыв. Вопросы организации охраны территории или помещения, изучение стоянок или маршрутов автотранспорта, поступившей корреспонденции, прибывших на место происшествия лиц, их действий до взрыва очень часто проводятся поверхностно.); - отсутствие либо нечеткая организация взаимодейст вия между различными службами и подразделениями органов внутренних дел, либо с другими правоохранительными органами, иными государственными орга низациями. (Если недостатки внешнего взаимодействия иногда обусловлены объективными причинами и с этим приходится считаться, то любой недостаток во взаимодействии между структурными подразделениями органов внутренних дел не имеет оправдания.); - задержки в проведении экспертных исследований (экспертиз). (По ряду причин результаты экспертиз по следам, изъятым с места происшествия, поступают спустя продолжительное время. Зачастую экспертам требуются дополнительные образцы для ответа на поставленные вопросы. Между тем обстановка на месте происшествия 147 изменяется, последствия взрыва устраняются, а вместе с ними уничтожаются и следы происшедшего.); - формализм и спешка в проверке подозреваемых, (Криминальный взрыв, как правило, привлекает к себе внимание со стороны руководства всех рангов. В связи с особой заинтересованностью в раскрытии такого рода преступлений задействованные сотрудники работают в условиях острого дефицита времени, что негативно влияет на качество и полноту дознания и предварительного расследования, а в отдельных случаях приводит к грубым ошибкам и нарушениям законности.); - ненадлежащее отношение к освещению происшедшего средствами массовой информации (Данный факт мы оставим без комментариев, отметив лишь то, что это происходит во многом благодаря самим сотрудникам органов внутренних дел, их неосмотрительным высказываниям и нарушению тайны предварительного расследования. Устранение указанных недостатков само по себе могло бы во многом способствовать повышению эффективности работы по раскрытию и расследованию криминальных взрывов. Вместе с тем совершенствование работы по их раскрытию и расследованию требует от нас остановить внимание читателей на практических рекомендациях.). Особенности действий дежурной части органа
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.213.80.203 (0.054 с.) |