Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Упорядоченность хода эмбриогенеза. Генетические и клеточные механизмы дифференцировки.
Содержание книги
- Развитие представлений о сущности жизни. Определение жизни с позиций системного подхода.
- Особенности многоклеточной организации биосистем. Иерархические Уровни жизни (микросистемы, мезосистемы, макросистемы). Проявления главных свойств жизни на различных уровнях ее организации.
- Органические компоненты живых систем. Их значение в жизнедеятельности клетки.
- Молекулярные основы наследственности.
- Нуклеиновые кислоты, их строение и функции.
- Организация открытых биологических систем в пространстве и во времени. Поток информации, энергии и вещества в клетке, ультраструктуры их обеспечивающие.
- Энергетический обмен клетки. Этапы энергетического обмена. Химические свойства атф. Синтез атф.
- Особенности реализации прокариотических и эукариотических клеток. Основные компоненты эукариотической клетки.
- Морфология хромосом. Нуклеосомная модель строения хромосом. Основные положения хромосомной теории.
- Нуклеосомная модель строения хромосом
- Хромосома, её химических состав. Структурная организация хроматина. Гетерохроматин и эухроматин.
- Особенности хромосомной организации в зависимости от стадии клеточной пролиферации. Морфология хромосом. Правила хромосом.
- Воспроизведение на молекулярном уровне. Биологическое значение редупликации днк.
- Репарация днк как механизм поддержания генетического гомеостаза. Виды репарации.
- Главные механизмы митотического цикла, обеспечивающие поддержание генетического гомеостаза. Регуляция митоза. Результаты нарушений митоза.
- Размножение – универсальное свойство живых организмов. Мейоз – основа полового размножения. Цитологическая и цитогенетическая характеристика мейоза.
- Морфофунциональная организация зрелой яйцеклетки. Пространственная упорядоченность цитоплазмы яйца. Значение генома яйцеклетки для начальных стадий онтогенеза.
- Прогенез. Особенности репродукции мужских половых клеток. Строение сперматозоидов человека.
- Оплодотворение – начальный этап развития нового организма. Фазы оплодотворения. Биологическая сущность и значение процесса оплодотворения.
- Эмбриональный период индивидуального развития. Гаструляция как процесс формирования многослойного зародыша.
- Закономерности постэмбрионального периода онтогенеза человека (рост, формирование дефинитивных структур, половое созревание, репродукция, старение).
- Постэмбриональный этап онтогенеза. Формирование совокупности половых признаков, их гормональное обеспечение. Половое созревание.
- Упорядоченность хода эмбриогенеза. Генетические и клеточные механизмы дифференцировки.
- Социальная и биологическая составляющая здоровья и смертности в популяциях людей. Влияние генетических факторов, условий и образа жизни на ее продолжительность. Проблемы долголетия.
- Старение как закономерный этап онтогенеза. Проявления старения на молекулярно-генетическом, клеточном, тканевом и организменном уровнях.
- Фаза терминации, или завершения синтеза полипептида.
- Международная программа «геном человека» - энциклопедия молекулярной биологии 21 века.
- Этапы реализации генетической информации. Биосинтез белка как процесс реализации наследственной информации.
- Этапы реализации генетической информации. Посттранскрипционные процессы в клетке. Процессинг. Механизм осуществления, ферментативное обеспечение, значение для биосинтеза белка.
- Генные (точечные) и геномные, хромосомные аберрации.
- Генотип – сбалансированная система взаимодействующих генов. Медицинские аспекты аллельного и неаллельного взаимодействия генов.
- Митохондриальная наследственность. Митохондриальные болезни человека.
- Мутации. Причина возникновения мутаций. Мутагены, их классификация.
- Мутационный груз, его биологическая сущность и значение. Антимутагенные механизмы.
- Рекомбинация наследственного материала, её медицинское значение. Комбинативная изменчивость и её механизмы.
- Характеристика хромосом человека
- Геномные мутации, причины и механизмы их возникновения. Классификация и значение геномных мутаций. Нарушения мейоза и митоза как механизмы возникновения генеративных и соматических мутаций.
- Пол – важнейшая фенотипическая характеристика организма. Генетические механизмы формирования пола.
- Половые генетические и соматические аномалии. Причины и механизмы возникновения.
- Мутации нарушающие гаметогенез и формирование гонад.
- Молекулярные основы генных и мультифакториальных заболеваний человека.
- Стратегия идентификации генов наследственных болезней человека.
- Методы ДНК-диагностики. Использование ПЦР в медицинской диагностике.
- Генная терапия. Особенности лечения наиболее тяжелых наследственных мультифакториальных заболеваний.
- Особенности воздействия лекарственных средств на фенотипы с различным типом метаболизма.
- Особенности популяционной генетики человека. Генетическая структура популяции. Генофонд популяции.
- Мутационный процесс и генетическая комбинаторика в формировании генетической гетерогенной популяции. Генетический полиморфизм.
- Человек как объект изучения наследственности. Современные методы диагностики наследственных заболеваний человека.
- Основные принципы и задачи медико-генетического консультирования.
- Экологические аспекты радиационной биологии.
Современная биология развития рассматривает следующие механизмы эмбриогенеза: 1. Деление клеток. Играет важную роль: во-первых, из одноклеточной стадии развивается многоклеточный организм; во-вторых, деление обеспечивает рост структур организма; в-третьих, обеспечивает морфогенетические процессы в эмбриогенезе. 2. Миграция клеток. Перемещения клеток имеют большое значение, начиная с процесса гаструляции. Клетки мезенхимного типа мигрируют одиночно или группами, а эпителия - пластом. Клетки нервного гребня, мигрируя, образуют два потока: один - поверхностный, клетки которого включаются в эпидермис, где дифференцируются в пигментные клетки; второй поток мигрирует в брюшном направлении, образуя чувствительные спинномозговые ганглии, симпатические нервные узлы, парасимпатические ганглии. Нарушение миграции ведет к недоразвитию органов, нарушению нормальной локализации их и возникновению пороков развития. 3. Сортировка клеток - клетки не только перемещаются, но и «узнают» друг друга. Клетки экто-, энто- и мезодермы сегрегируют, собираются в группы, в результате адгезии - избирательной слипаемости клеток одного типа вследствие различий в поверхностном заряде мембран. Контактные взаимодействия основаны также на антигенных свойствах мембран. 4. Гибель клеток. Например, у человека закладка ребер у 7-го шейного позвонка подвергается некрозу. 5. Эмбриональная индукция - это взаимодействие частей развивающегося зародыша, когда один участок влияет на судьбу другого. Эффект индуцирующего воздействия определяется способностью воспринимать воздействие и отвечать на него. Например, хордо-мезодермальная часть энтодермы индуцирует развитие нервной трубки. 6. Дифференцировка клеток - процесс приобретения специализации. Клетка приобретает химические, морфологические, функциональные особенности. Первые морфогенетические различия между клетками обнаруживаются в период гаструляции. В настоящее время общепринятой является точка зрения о дифференциальной экспрессии генов как основного механизма цитодифферен- цировки.
Эмбриогенез (греч. embryon - зародыш, genesis - развитие) - ранний период индивидуального развития организма от момента оплодотворения (зачатия) до рождения, является начальным этапом онтогенеза (греч. ontos - существо, genesis - развитие), процесса индивидуального развития организма от зачатия до смерти. Развитие любого организма начинается в результате слияния двух половых клеток (гамет), мужской и женской. Все клетки тела, несмотря на различия в строении и выполняемых функциях, объединяет одно - единая генетическая информация, хранящаяся в ядре каждой клетки, единый двойной набор хромосом (кроме узкоспециализированных клеток крови - эритроцитов, которые не имеют ядра). То есть, все соматические (сома - тело) клетки диплоидны и содержат двойной набор хромосом - 2 n, и лишь половые клетки (гаметы), формирующиеся в специализированных половых железах (семенниках и яичниках), содержат одинарный набор хромосом - 1 n.
При слиянии половых клеток образуется клетка - зигота, в которой восстанавливается двойной набор хромосом. Напомним, что в ядре клетки человека содержится 46 хромосом, соответственно половые клетки имеют 23 хромосомы
Эмбриогенез всех позвоночных, в том числе и человека, можно разделить на три периода. 1. Дробление: оплодотворенное яйцо или зигота последовательно делится на клетки (2,4,8,16 и так далее) в результате чего сначала образуется плотный многоклеточный шар, морула, а затем однослойный пузырек – бластула, которая содержит в середине первичную полость, бластоцель. Длительность этого периода – 7 дней. 2. Гаструляция заключается в превращении однослойного зародыша в двох-, а позже трехслойный – гаструлу. Первые два слоя клеток называются зародышевыми листками: внешний эктодерма и внутренний энтодерма (до двух недель после оплодотворения), а возникающий позже между ними третий, средний, слой получает название среднего зародышевого листка - мезодермы. Вторым важным результатом гаструляции у всех хордовых является возникновение осевого комплекса зачатков: на дорсальной (спинной) стороне энтодермы возникает зачаток спинной струны, хорды, а на вентральной (брюшной) ее стороне – зачаток кишечной энтодермы; на дорзальной стороне зародыша, по средней линии его из эктодермы выделяется нервная пластинка – зачаток нервной ситеми, а остальная эктодерма идет на построение эпидермиса кожи и потому называется кожной эктодермой. В дальнейшем зародыш растет в длину и превращается в цилиндрическое образование с головным (краниальним) и хвостовым каудальным концами. Этот период длится до конца третьей недели после оплодотворения.
3. Органогенез и гистогенез: нервная пластинка погружается под эктодерму и превращается в нервную трубку, которая состоит из отдельных сегментов – невротомов, – и дает начало развитию нервной системы. Мезодермальные зачатки отшнуровываются от энтодермы первичной кишки и образуют парной ряд метамерно размещенных мешков, которые, разрастаясь по бокам от тела зародыша, делятся каждый на два отдела: спинной, что лежит по бокам от хорды и нервной трубки, и брюшной, что лежит по бокам от кишки. Спинные отделы мезодермы образуют первичные сегменты тела – сомиты, каждый из которых в свою очередь делится на склеротом, который дает начало скелету и миотом, из которого развивается мускулатура. Из сомита (на боковой его стороне) выделяется также кожный сегмент – дерматом. Брюшные отделы мезодермы, которые называются спланхнотомами, образуют парные мешки, которые содержат вторичную полость тела. Кишечная энтодерма, которая осталась после обособления хорды и мезодермы, образует вторичную кишку – основание для развития внутренних органов. В последующем закладываются все органы тела, материалом для построения которых служат три зародышевых листка.
1. Из внешнего зародышевого листка, эктодермы, развиваются:
а) эпидермис кожи и его производные (волосы, ногти, кожные железы); б) эпителий слизистой оболочки носа, рта и заднего прохода; в) нервная система и эпителий органов чувств.
2. Из внутреннего зародышевого листка, энтодермы, развивается эпителий слизистой большей части пищеварительного тракта со всеми принадлежащими сюда железистыми структурами, большей части дыхательных органов, а также эпителий щитовидной и зобной желез.
3. Из среднего зародышевого листка, мезодермы, развивается мускулатура скелета, мезотелий облочек серозных полостей с зачатками половых желез и почек. Кроме того, из спинных сегментов мезодермы возникает эмбриональная соединительная ткань, мезенхима, которая дает все виды соединительной ткани, в том числе хрящевую и костную. Так как сначала мезенхима проводит питательные вещества к разным участкам зародыша, выполняя трофическую функцию, то позже из нее развиваются кровь, лимфа, кровеносные сосуды, лимфатические узлы, селезенка. Кроме развития самого зародыша, необходимо учитывать также образование внезародышевых частей, с помощью которых эмбрион получает необходимые для его жизни питательные вещества.
В многоклеточном плотном шаре выделяется внутренний зародышевый узелок, эмбриобласт, и внешний слой клеток, который играет важную роль в питании зародыша и потому называется трофобластом. С помощью трофобласта зародыш проникает в толщу слизистой оболочки матки (вживление), и здесь начинается образование особенного органа, с помощью которого устанавливается связь зародыша с телом матери и осуществляется его питание. Этот орган называется детским местом, пометом, или плацентой. Млекопитающие, которые имеют плаценту называются плацентарными. Рядом с образованием плаценты идет процесс обособления зародыша, который развивается, от внезародышевых частей в результате возникновения так называемой туловищной складки, которая, вдаваясь гребнем к середине, будто отшнуровывает кольцом тело зародыша от внезародышевых частей. При этом, однако, сохраняется соединение с плацентой с помощью пупочного стебля, который дальше превращается в пупочный канатик. На ранних стадиях развития в последнем проходит желточная протока, которая соединяет кишку с ее выпячиванием в внезародышевый участок, – желточный мешок. У позвоночных, которые не имеют плаценты желточный мешок содержит питательный материал яйца – желток и является важным органом, через который осуществляется питание зародыша.
У человека желточный мешок хотя и возникает, но заметную роль в развитии зародыша не играет и после всасывания его содержимого постепенно редуцируется. В пупочном канатике проходят также пупочные (плацентарные) сосуды, через которые течет кровь от плаценты в тело зародыша и назад. Они развиваются из мезодермы мочевого мешка, или алантоиса, который выпирается из вентральной стенки кишки и выходит из тела зародыша через пупочное отверстие во внезародышевую часть. У человека из части алантоиса, что содержится в середине тела зародыша, образуется часть мочевого пузыря, а из его сосудов образуются пупочные кровеносные сосуды. Зародыш, который развивается, покрыт двумя зародышевыми оболочками. Внутренняя оболочка, амнион, образует объемитстий мешок, который наполнен белковой жидкостью и образует жидкую среду для зародыша, через что мешок называют водной оболочкой. Весь зародыш вместе с амниотичным и желточным мешками окружен внешней оболочкой (в состав которой входит и трофобласт). Эта оболочка, имея ворсинки, называется ворсинчатой, или хорион. Хорион выполняет трофическую, дыхательную, выделительную и барьерную функции.
|