Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Постэмбриональный этап онтогенеза. Формирование совокупности половых признаков, их гормональное обеспечение. Половое созревание.
Содержание книги
- Развитие представлений о сущности жизни. Определение жизни с позиций системного подхода.
- Особенности многоклеточной организации биосистем. Иерархические Уровни жизни (микросистемы, мезосистемы, макросистемы). Проявления главных свойств жизни на различных уровнях ее организации.
- Органические компоненты живых систем. Их значение в жизнедеятельности клетки.
- Молекулярные основы наследственности.
- Нуклеиновые кислоты, их строение и функции.
- Организация открытых биологических систем в пространстве и во времени. Поток информации, энергии и вещества в клетке, ультраструктуры их обеспечивающие.
- Энергетический обмен клетки. Этапы энергетического обмена. Химические свойства атф. Синтез атф.
- Особенности реализации прокариотических и эукариотических клеток. Основные компоненты эукариотической клетки.
- Морфология хромосом. Нуклеосомная модель строения хромосом. Основные положения хромосомной теории.
- Нуклеосомная модель строения хромосом
- Хромосома, её химических состав. Структурная организация хроматина. Гетерохроматин и эухроматин.
- Особенности хромосомной организации в зависимости от стадии клеточной пролиферации. Морфология хромосом. Правила хромосом.
- Воспроизведение на молекулярном уровне. Биологическое значение редупликации днк.
- Репарация днк как механизм поддержания генетического гомеостаза. Виды репарации.
- Главные механизмы митотического цикла, обеспечивающие поддержание генетического гомеостаза. Регуляция митоза. Результаты нарушений митоза.
- Размножение – универсальное свойство живых организмов. Мейоз – основа полового размножения. Цитологическая и цитогенетическая характеристика мейоза.
- Морфофунциональная организация зрелой яйцеклетки. Пространственная упорядоченность цитоплазмы яйца. Значение генома яйцеклетки для начальных стадий онтогенеза.
- Прогенез. Особенности репродукции мужских половых клеток. Строение сперматозоидов человека.
- Оплодотворение – начальный этап развития нового организма. Фазы оплодотворения. Биологическая сущность и значение процесса оплодотворения.
- Эмбриональный период индивидуального развития. Гаструляция как процесс формирования многослойного зародыша.
- Закономерности постэмбрионального периода онтогенеза человека (рост, формирование дефинитивных структур, половое созревание, репродукция, старение).
- Постэмбриональный этап онтогенеза. Формирование совокупности половых признаков, их гормональное обеспечение. Половое созревание.
- Упорядоченность хода эмбриогенеза. Генетические и клеточные механизмы дифференцировки.
- Социальная и биологическая составляющая здоровья и смертности в популяциях людей. Влияние генетических факторов, условий и образа жизни на ее продолжительность. Проблемы долголетия.
- Старение как закономерный этап онтогенеза. Проявления старения на молекулярно-генетическом, клеточном, тканевом и организменном уровнях.
- Фаза терминации, или завершения синтеза полипептида.
- Международная программа «геном человека» - энциклопедия молекулярной биологии 21 века.
- Этапы реализации генетической информации. Биосинтез белка как процесс реализации наследственной информации.
- Этапы реализации генетической информации. Посттранскрипционные процессы в клетке. Процессинг. Механизм осуществления, ферментативное обеспечение, значение для биосинтеза белка.
- Генные (точечные) и геномные, хромосомные аберрации.
- Генотип – сбалансированная система взаимодействующих генов. Медицинские аспекты аллельного и неаллельного взаимодействия генов.
- Митохондриальная наследственность. Митохондриальные болезни человека.
- Мутации. Причина возникновения мутаций. Мутагены, их классификация.
- Мутационный груз, его биологическая сущность и значение. Антимутагенные механизмы.
- Рекомбинация наследственного материала, её медицинское значение. Комбинативная изменчивость и её механизмы.
- Характеристика хромосом человека
- Геномные мутации, причины и механизмы их возникновения. Классификация и значение геномных мутаций. Нарушения мейоза и митоза как механизмы возникновения генеративных и соматических мутаций.
- Пол – важнейшая фенотипическая характеристика организма. Генетические механизмы формирования пола.
- Половые генетические и соматические аномалии. Причины и механизмы возникновения.
- Мутации нарушающие гаметогенез и формирование гонад.
- Молекулярные основы генных и мультифакториальных заболеваний человека.
- Стратегия идентификации генов наследственных болезней человека.
- Методы ДНК-диагностики. Использование ПЦР в медицинской диагностике.
- Генная терапия. Особенности лечения наиболее тяжелых наследственных мультифакториальных заболеваний.
- Особенности воздействия лекарственных средств на фенотипы с различным типом метаболизма.
- Особенности популяционной генетики человека. Генетическая структура популяции. Генофонд популяции.
- Мутационный процесс и генетическая комбинаторика в формировании генетической гетерогенной популяции. Генетический полиморфизм.
- Человек как объект изучения наследственности. Современные методы диагностики наследственных заболеваний человека.
- Основные принципы и задачи медико-генетического консультирования.
- Экологические аспекты радиационной биологии.
Характеристика постэмбрионального развития
Постэмбриональный (постнатальный) онтогенез начинается с момента рождения, при выходе из зародышевых оболочек (при внутриутробном развитии) или при выходе из яйцевых оболочек и заканчивается смертью.
Продолжительность постэмбрионального онтогенеза у организмов разных видов колеблется от нескольких дней до нескольких десятков лет и является видовым признаком.
Постэмбриональный онтогенез у всех живых существ подразделяется на следующие периоды:
1) Ювенильный (дорепродуктивный) – от рождения до полового созревания.
2) Пубертатный (репродуктивный) период зрелости, - организм способен к самовоспроизведению.
3) Пострепродуктивный (период старения) – заканчивается смертью.
Ювенильный период характеризуется продолжением начавшегося ещё в эмбриональный период органогенеза и увеличением размеров тела. Уже к началу этого периода все органы достигают той степени дифференцировки, при которой молодой организм может существовать и развиваться вне организма матери или вне яйцевых оболочек.
С этого времени начинают функционировать пищеварительная система, органы дыхания и органы чувств. Нервная, кровеносная и выделительная системы начинают функционировать еще у зародыша. В течение дорепродуктивного периода окончательно складывается видовые и индивидуальные особенности организма, и особь достигает характерных для вида размеров.
Ювенильный период называют прогрессивной стадией, т.к. в этот период продолжается рост и развитие организма в условиях прямого воздействия окружающей среды.
У человека постнатальный онтогенез отличается более длительным периодом детства. Это имеет большое значение, так как в этот период происходит не только физическое и физиологическое развитие организма, но и становление личности.
Пубертатный период (период зрелости) называют стабильной стадией, т.к. организм в этот период функционирует как устойчивая система, способная поддерживать постоянство своего внутреннего состава в изменяющихся условиях внешней среды.
В репродуктивный период осуществляется важная функция организма – размножение, от которого зависит воспроизведение численности вида.
После периода зрелости наступает период старения, он характеризуется уменьшением интенсивности обмена веществ, ослаблением физиологических, биохимических и морфологических функций – это регрессивный период. Старение приводит к естественной смерти особи.
В постнатальном периоде, как и в эмбриональном, выделяют несколько критических периодов:
- новорождение – первые дни после рождения в связи с перестройкой всех процессов жизнедеятельности.
- полового созревания (12-16 лет), когда происходит гормональная перестройка.
- полового увядания (около 50 лет), когда происходит угасание функций эндокринных желез
Причины критических периодов постнатального онтогенеза те же, что и пренатального: изменение гормонального фона, появление новых и исчезновение старых индукторов, включения и выключения разных блоков генов.
Рост организмов – важная характеристика онтогенеза. Каждое живое существо в процессе онтогенеза, в том числе и постэмбрионального, растет.
Рост – это увеличение размеров и массы тела. Рост обеспечивается увеличением количества клеток за счет пролиферации клеток, увеличения размеров клеток, увеличением неклеточного вещества, повышения уровня обменных процессов.
Происходит дифференциация клеток, благодаря которой клетки отличаются и морфологически и функционально.
Рост и дифференцировка происходит на протяжении всего жизненного цикла организма.
И. И. Шмальгаузен (русский зоолог, теоретик эволюционного учения) выдвинул теорию зависимости роста от дифференцировки (зависимость обратная).
Эмбриональные и малодифференцированные ткани растут быстрее дифференцированных. С возрастом количество малодифференцированных клеток уменьшается, что приводит к падению интенсивности роста.
В филогенезеживотного мира отмечается аналогичное явление: максимальная интенсивность постэмбрионального роста животного зависит от уровня его организации. Чем выше уровень организации, тем меньше интенсивность постэмбрионального роста.
Таким образом, рост является результатом количественных изменений в виде увеличения количества клеток (массы тела) и качественных - в виде дифференцировки клеток
Различают рост организмов: определенный или ограниченный; неопределенный или неограниченный.
При определенном росте он прекращается к определенному возрасту (насекомые, птицы, млекопитающие, человек).
При неопределенном росте организмы растут в течение всей жизни (растения, рыбы, земноводные).
Процесс роста человека протекает неравномерно. Наибольшая интенсивность роста наблюдается на первом году жизни (длина тела увеличивается на 25см) и в период полового созревания (7-8см в год).
Регуляция развития и роста
Большую роль в регуляции играют внутренние факторы (нервная система, железы внутренней секреции) и средовые факторы (факторы внешней среды).
У позвоночных нервная система регулирует развитие и рост через железы внутренней секреции (эндокринные железы), в которых вырабатываются биологически активные вещества – гормоны. Они поступают в кровь и разносятся гуморальным путём (через кровь и лимфу) ко всем органам. Гуморальная и нервная регуляция тесно связаны между собой и представляют единую нейрогуморальную регуляцию, в которой ведущую роль играет центральная нервная система.
Из желез внутренней секреции в регуляции развития и роста наибольшее значение имеет гипофиз, щитовидная железа, половые железы. Гормон гипофиза – соматотропин – регулирует рост тела. При его недостатке развиваются карлики, а при избытке – гиганты (рост выше 2м). Обычно прекращение секреции этого гормона совпадает с наступлением полового созревания.
Гормоны щитовидной железы (тироксин и трийодтиронин) усиливают окислительные процессы в митохондриях, что ведет к повышению энергетического обмена.
Половые гормоны влияют на величину основного обмена, синтез и отложение жира и другие.
Из факторов внешней среды на рост организма оказывают влияние для наземных организмов свет, температура, питание.
Свет играет важную роль в синтезе витамина D. Температура изменяет скорость ферментативных реакций, оказывая влияние на рост.
Для нормального роста организма необходимо полноценное и сбалансированное (как по качеству, так и по количеству) питание. Важная роль принадлежит витаминам (D, A, группе B) и микроэлементам (соли калия, кальция, железа и др.).
Для человека важную роль играет весь комплекс социально-экономических факторов.
ОСОБЕННОСТИ ПОСТНАТАЛЬНОГО ПЕРИОДА ОНТОГЕНЕЗА У ЧЕЛОВЕКА
Периоды
| Основные процессы
| Адаптационные возможности организма
| Риск развития заболеваний
| 1. Новорожденности до 1 месяца
| Первый этап приспособления к менее благоприятным условиям внешней среды, чем в материнском организме: нестерильным условиям, более низкой температуре, изменению внешнего давления. Отпадает пуповина. Ребенок начинает сосать грудь матери (4 суток - молозиво, затем молоко), что требует затраты сил и сопровождается потерей веса на 150-200 г. Начинается легочное дыхание. Устанавливается внеутробное кровообращение, боталлов проток и овальное отверстие между предсердиями зарастают. Изменяются функции отдельных органов. Устанавливаются собственные суточные биоритмы
| Снижены ввиду незрелости иммунной нервной и других систем. Иммунитет пассивный за счет антител, полученных из материнского организма через плаценту и с молозивом. Нуждается в уходе и защите матери. Критический период!
| Неспецифические инфекции, перегревание, переохлаждение, патология различных органов и систем, особенно пищеварительной, вследствие недостаточности собственных ферментов. Повышена вероятность смерти
| 2. Младенческий (грудной) до 1 года
| Интенсивный рост и развитие: длина тела увеличивается в 1,5 раза, масса - в 3 раза. Роднички закрываются, появляются изгибы позвоночника. Головной мозг бурно растет и развивается, вырабатываются многочисленные условные связи, формируется вторая сигнальная система, развиваются статические функции. Интенсивное психоэмоциональное развитие. Собственных пищеварительных ферментов вырабатывается меньше, чем у взрослого. Прорезываются молочные зубы. Пассивный иммунитет постепенно ослабевает, приобретенный - слабо выражен.
| Снижены ввиду бурного роста, морфологической незаконченности строения и функциональным несовершенством систем органов.
| Рахит. Склонность к судорогам и другим нарушениям нервной системы. Расстройства питания и пищеварения. Аномалии прорезывания зубов и формирования прикуса. Повышен риск паразитарных и инфекционных заболеваний
| 3. Раннее детство до 4 лет
| Продолжается рост и развитие ребенка, однако интенсивность роста снижается. Прорезываются все 20 молочных зубов. Особенно быстро развивается интеллект. Речь включает много слов, говорит предложениями
| Повышаются постепенно
| Часто - острые инфекции: корь, коклюш, ветряная оспа и др. Зубочелюстнолицевые аномалии вследствие раннего удаления молочных зубов. Увеличивается инфицирование туберкулезом
| 4. Первое детство 4 года - 7 лет
| Первый ростовой скачок. Прорезываются большие коренные зубы. Появляются половые различия в строении скелета, отложении жира, формировании психики
| Повышается постепенно
| Зубочелюстно-лицевые аномалии вследствие раннего удаления молочных зубов
| 5. Второе детство (предпубертатный) 7-12 лет
| Усиленный рост, особенно мышечной системы. Заканчивается развитие печени, дыхательной системы. Начинается смена молочных зубов на постоянные. Повышается секреция половых гормонов. Начало развития вторичных половых признаков (у девочек раньше)
| Повышаются постепенно
| Учащается травматизм. Патология сердечнососудистой и других систем. Аномалии прорезывания постоянных зубов и прикуса
| 6. Подростковый (пубертатный) 12-15-16 лет
| Ростовой скачок. Заканчивается формирование кровеносной и ряда органов пищеварительной и других систем. Все молочные зубы заменяются на постоянные. Интенсивное половое созревание: усиливается выработка половых гормонов, формируются половые особенности тела, заканчивается развитие вторичных половых признаков, у девочек появляется менархе, у мальчиков - поллюции. Половое созревание характеризуется радикальными биохимическими, гормональными, физиологическими, морфологическими, нервнопсихологическими перестройками организма
| Снижены. Критический период!
| Возможно проявление наследственных заболеваний, нарушения обмена веществ (ожирение или истощение). Пубертатные поведенческие кризы, агрессивность
| 7. Юношеский период (постпубертатный) 15-16 - 18-21 год
| К концу периода прекращается рост тела. Заканчивается формирование всех систем органов. Завершается половое созревание. У юношей появляется оволосение лица. Происходит интенсивное развитие интеллекта
| Могут быть снижены
| Нарушения функций различных органов и систем вследствие несбалансированного роста тела и развития систем органов (особенно в связи с акселерацией). Психоневрозы
| 8. Первая зрелость 18-21-35 лет
| Развитие взрослого организма. Устойчивый гомеостаз. Способность к воспроизведению полноценного потомства.
| Максимальные
| Снижен
| 9. Вторая зрелость до 55-60 лет
| Физиологические изменения органов, обмена веществ, предшествующие инволюции. Замедление скорости ответных реакций. Снижение выработки гормонов, особенно половых. Проявление заметных признаков старения организма в конце периода. Постепенное угасание репродуктивной функции.
| Постепенно снижаются вследствие снижения функции иммунной и других систем. Критический период!
| Повышается риск развития соматических и психических болезней. Учащение возникновения опухолей. Могут возникнуть климактерический синдром, психические расстройства
| 10. Пожилой возраст до 75 лет
| Постепенная инволюция органов и тканей организма. Скорость старения у разных систем органов неодинакова. Дряблость кожи. Ограничение подвижности в суставах, снижение массы и тонуса мышц. Часто - ожирение или резкое снижение веса. Снижение физической активности. Повышенная утомляемость.
| Слабые устойчивость и адаптация к факторам среды
| Увеличение частоты развития возрастных болезней: атеросклероза, диабета, подагры и других. Психоневрозы.
| 11. Старческий возраст до 90 лет
| Инволюция всех систем. Снижение слуха, остроты зрения, памяти, воли, эмоций, психических реакций.
| Снижены
| Могут быть старческое слабоумие, депрессии.
| 12. Долгожительство свыше 90 лет
| Биологический феномен, обусловленный комплексом различных факторов, как биологических (наследственность, тип телосложения), так и социальных (традиции правильного поведения в стрессовых ситуациях), активным образом жизни и рациональным питанием
| Снижены
|
|
|