Особенности психического развития в период зрелости 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности психического развития в период зрелости



Познавательное развитие и творчество в зрелости

Психологическая специфика взрослой фазы жизни человека изучена недостаточно. До сих пор нет согласия среди возрастных психологов в отношении психологии развития взрослого человека (И.С. Кон). Так, одни психологи считают возраст от 20 до 60 лет единым периодом устойчивого развития, который характеризуется тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей личности. Другие различают в нем фазу подъема (приблизительно до 40-50 лет), за которой начинается постепенный спад. Например, во многих классификациях возраст 45 лет рассматривается как узловая точка развития, а период от 30 до 45 лет – как «вершина жизни», «акме» – наиболее полный расцвет человеческой личности. Третьи исследователи подчеркивают множественность и разнонаправленность возрастных изменений.

Концепция «акме» стимулировала появление акмеологии – науки о закономерностях психического развития взрослого человека и объективно-субъективных факторах, содействующих или препятствующих достижению личностных и профессиональных вершин творческой зрелости. Предметом акмеологии является изучение объективных и субъективных факторов развития взрослого человека, достижение вершин его зрелости в процессе самоактуализации личности. В акмеологических исследованиях наблюдается тенденция перехода от «психологии взрослости» (Б.Г. Ананьев; А.А. Бодалев) к психологии профессионального мастерства (Е.А. Климов). Становление профессионализма рассматривается как тесно взаимосвязанное с осознанием интерсубъектности человеческого бытия.

Познавательная сфера взрослого описывается как «социальный интеллект», «мудрость», «компетентность», «личностное познание». В познавательной деятельности взрослого главная роль принадлежит метакогнитивным (интегративным) процессам: управлению своим познанием, рефлексивному отношению к себе, специфике структурной организации индивидуального опыта, ценностному регулированию познавательных процессов. Развитие познавательных способностей взрослого тесно переплетается с его личностным развитием («синтезированный интеллект»), личностной и межличностной сферами.

Проблемы творческой продуктивности взрослых, в частности ученых, наиболее благоприятного возраста для творчества, возрастной динамики творчества занимают важное место в исследованиях, начиная с 40-50 гг. ХХ века. Изучение зрелости позволило обнаружить в ее рамках значительную стабилизацию психосоматических функций и разнообразное развертывание реконструктивных и эволюционных процессов в интеллектуальной и физической сферах. В рамках зрелости достигается максимальное развитие творческих способностей человека. Виды деятельности, связанные с вербальным интеллектом, не имеют возрастного предела. Писатели, переводчики, актеры сохраняют творческий потенциал до конца жизни (Т.В. Карсаевская).

Развитие интеллекта

Представления некоторых ранних исследователей о том, что интеллектуальный пик достигается в ранней взрослости и затем постепенно понижается течение всей жизни принято называть кривой классическогостарения. В отечественной литературе встречались такие цифры: например, считалось, что пик интеллектуального развития приходится на третье десятилетие жизни, затем начинает постепенно снижаться, и к 70 годам от него остается 70 и меньше процентов. Данные более поздних исследований опровергают эти представления. Так, исследование методом поперечныхсрезов, выполненное К. Шайе (Schaie), показало, что пик числовых вычислений и индуктивного рассуждения приходится на 30 лет, пространственной ориентации – на 40 лет, вербального интеллекта – 50 лет. Подобные исследования, проведенные отечественными авторами, также показали, что в развитии интеллекта во взрослом возрасте происходят непрерывные изменения с моментами спада и нового подъема. Исследование, направленное на изучение влияния образования на динамику и внутренние механизмы интеллектуального развития взрослых при использовании методики Векслера, показали, что в умственной деятельности взрослых людей в возрасте 18-50 лет не наблюдается стабилизации в развитии вербального и невербального интеллекта, а происходят непрерывные изменения(Л.Н. Борисова). На всем протяжении рассматриваемого периода выделяется четкая периодизация, характеризующая циклы нарастания интеллекта, моменты спада и нового подъема. Кроме того, анализ экспериментальных данных свидетельствует о неоднородности развития вербального и невербального интеллекта. Уровень развития вербального интеллекта для каждого года жизни выше, чем невербального, то есть развитие интеллекта взрослого человека происходит за счет преимущественного развития вербально-логических структур, с помощью языка и символов.

Обнаружено, что у взрослых особое значение приобретают событийные, а не собственно возрастные факторы личностного и когнитивного развития. Развивается способность к рефлексии и метапознанию происходящего, осмыслению и сознательному выбору «генетических задач» своего развития. Взрослый в большей степени, чем ребенок, имеет возможность выбирать, чем (и для чего) ему заниматься, определять ведущий тип деятельности. Таким образом, в период взрослости и взросления гетерохронность, неравномерность и индивидуальная специфичность развития увеличиваются. Возрастает и число вариантов «нормального» развития. Особую ценность приобретает способность осознания происходящего и самого себя, ценностно-смысловых предпосылок собственной активности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.131.168 (0.005 с.)