Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности психического развития в период зрелостиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Познавательное развитие и творчество в зрелости Психологическая специфика взрослой фазы жизни человека изучена недостаточно. До сих пор нет согласия среди возрастных психологов в отношении психологии развития взрослого человека (И.С. Кон). Так, одни психологи считают возраст от 20 до 60 лет единым периодом устойчивого развития, который характеризуется тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей личности. Другие различают в нем фазу подъема (приблизительно до 40-50 лет), за которой начинается постепенный спад. Например, во многих классификациях возраст 45 лет рассматривается как узловая точка развития, а период от 30 до 45 лет – как «вершина жизни», «акме» – наиболее полный расцвет человеческой личности. Третьи исследователи подчеркивают множественность и разнонаправленность возрастных изменений. Концепция «акме» стимулировала появление акмеологии – науки о закономерностях психического развития взрослого человека и объективно-субъективных факторах, содействующих или препятствующих достижению личностных и профессиональных вершин творческой зрелости. Предметом акмеологии является изучение объективных и субъективных факторов развития взрослого человека, достижение вершин его зрелости в процессе самоактуализации личности. В акмеологических исследованиях наблюдается тенденция перехода от «психологии взрослости» (Б.Г. Ананьев; А.А. Бодалев) к психологии профессионального мастерства (Е.А. Климов). Становление профессионализма рассматривается как тесно взаимосвязанное с осознанием интерсубъектности человеческого бытия. Познавательная сфера взрослого описывается как «социальный интеллект», «мудрость», «компетентность», «личностное познание». В познавательной деятельности взрослого главная роль принадлежит метакогнитивным (интегративным) процессам: управлению своим познанием, рефлексивному отношению к себе, специфике структурной организации индивидуального опыта, ценностному регулированию познавательных процессов. Развитие познавательных способностей взрослого тесно переплетается с его личностным развитием («синтезированный интеллект»), личностной и межличностной сферами. Проблемы творческой продуктивности взрослых, в частности ученых, наиболее благоприятного возраста для творчества, возрастной динамики творчества занимают важное место в исследованиях, начиная с 40-50 гг. ХХ века. Изучение зрелости позволило обнаружить в ее рамках значительную стабилизацию психосоматических функций и разнообразное развертывание реконструктивных и эволюционных процессов в интеллектуальной и физической сферах. В рамках зрелости достигается максимальное развитие творческих способностей человека. Виды деятельности, связанные с вербальным интеллектом, не имеют возрастного предела. Писатели, переводчики, актеры сохраняют творческий потенциал до конца жизни (Т.В. Карсаевская). Развитие интеллекта Представления некоторых ранних исследователей о том, что интеллектуальный пик достигается в ранней взрослости и затем постепенно понижается течение всей жизни принято называть кривой классическогостарения. В отечественной литературе встречались такие цифры: например, считалось, что пик интеллектуального развития приходится на третье десятилетие жизни, затем начинает постепенно снижаться, и к 70 годам от него остается 70 и меньше процентов. Данные более поздних исследований опровергают эти представления. Так, исследование методом поперечныхсрезов, выполненное К. Шайе (Schaie), показало, что пик числовых вычислений и индуктивного рассуждения приходится на 30 лет, пространственной ориентации – на 40 лет, вербального интеллекта – 50 лет. Подобные исследования, проведенные отечественными авторами, также показали, что в развитии интеллекта во взрослом возрасте происходят непрерывные изменения с моментами спада и нового подъема. Исследование, направленное на изучение влияния образования на динамику и внутренние механизмы интеллектуального развития взрослых при использовании методики Векслера, показали, что в умственной деятельности взрослых людей в возрасте 18-50 лет не наблюдается стабилизации в развитии вербального и невербального интеллекта, а происходят непрерывные изменения(Л.Н. Борисова). На всем протяжении рассматриваемого периода выделяется четкая периодизация, характеризующая циклы нарастания интеллекта, моменты спада и нового подъема. Кроме того, анализ экспериментальных данных свидетельствует о неоднородности развития вербального и невербального интеллекта. Уровень развития вербального интеллекта для каждого года жизни выше, чем невербального, то есть развитие интеллекта взрослого человека происходит за счет преимущественного развития вербально-логических структур, с помощью языка и символов. Обнаружено, что у взрослых особое значение приобретают событийные, а не собственно возрастные факторы личностного и когнитивного развития. Развивается способность к рефлексии и метапознанию происходящего, осмыслению и сознательному выбору «генетических задач» своего развития. Взрослый в большей степени, чем ребенок, имеет возможность выбирать, чем (и для чего) ему заниматься, определять ведущий тип деятельности. Таким образом, в период взрослости и взросления гетерохронность, неравномерность и индивидуальная специфичность развития увеличиваются. Возрастает и число вариантов «нормального» развития. Особую ценность приобретает способность осознания происходящего и самого себя, ценностно-смысловых предпосылок собственной активности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.14.104 (0.007 с.) |