Основные концепции личности позднего возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные концепции личности позднего возраста



В 70–80-х гг. прошлого века отечественные и зарубежные геронтопсихологи, занимающиеся исследованием развития личности, часто игнорировали ее изменение и были во власти предположений о стабильности личности. В 90-х гг. благодаря новым исследованиям, эти взгляды изменились, появились концепции развития индивидуальности, приобретения и потерь в процессе старения, а также сопротивления и саморегуляции (Х. Валь, А. Крузе, 2005).

Среди концепций (теперь уже классических), которые повлияли на понимание динамики старения личности концепция «когнитивного реструктурирования», совладания «двух процессов», «контроля в течение жизни», психологического сопротивления.

Концепция «когнитивного реструктурирования» У. Лер и Х. Томэ показывает, что в поздний период жизни существует взаимодействие между познавательным реструктурированием и непрерывностью. Когнитивное реструктурирование выражено в процессе оценки или, более определенно, в стремлениях индивидов регулировать, пересматривать личностно значимые цели и изменять временные перспективы. Была обнаружена значительная меж- и интраиндивидуальная изменчивость во временных перспективах, которая больше подвержена влиянию биографических и социальных воздействий и субъективных оценок текущей ситуации, чем влиянию хронологического возраста.

Модель совладания «двух процессов» раскрывает взаимодействие между процессами ассимиляции и аккомодации. В течение жизни процессы ассимиляции (операционализация как стойкое следование цели) являются адаптивными в молодой и средней взрослой жизни, в то время как процессы приспособления (операционализация как гибкое регулирование цели) все более важны в позднем возрасте. Эта модель также раскрывает ресурсы, позволяющие эффективно совладать с неблагоприятными событиями и потерями и поддерживать положительный эмоциональный фон жизни в пожилом возрасте.

Еще одно направление основано на теории«контроля в течение жизни». Хекхаузен, Диксон и Балтес постулировали первенство процессов контроля, которые нацелены на изменение внешнего мира в соответствие с собственными целями и потребностям индивида («первичный контроль»). Однако допускается, что, по мере того как люди стареют, возникает необходимость изменять и адаптировать себя («вторичный контроль»), чтобы поддержать самый высокий возможный уровень первичного контроля. Эмпирические данные подтверждают эту теорию и указывают на снижение первичного контроля и увеличение вторичного контроля с возрастом.

Концепция психологического сопротивления в старом возрасте предложена в 1995 г. немецкими психологами У. Штаудингер (Staudinger), М. Марсиске (Marsiske) и П. Балтесом (Baltes) как теоретическое направление для понимания мощных защитных процессов в позднем возрасте, которые поддерживают на относительно высоком уровне психологическое благополучие, обеспечивают положительные эмоции и положительную самооценку. Психологическое сопротивление определяется как:

1) способность восстановления и поддержания адаптивного поведения после какого-то стрессового или травматического события;

2) сохранение нормального развития, несмотря на высокий риск и ухудшение ситуации развития.

В конце 90-х гг. Пинкуарт (Pinq u art) провел обширный анализ результатов исследований личности в старом возрасте. Он обнаружил следующее:

1) существуют низкие корреляции между глобальными и специфическими (в зависимости от сферы или области) самооценками и между различными специфическими самооценками;

2) глобальные самооценки имеют тенденцию оставаться положительными в течение периода от средней взрослой жизни до старого и в очень старого возраста, в то время как уровень специфических (проблемно-зависимых) самооценок падает с увеличением возраста;

3) различные социальные факторы усиливают положительные самооценки (например, здоровья, повседневной компетентности, социальной интеграции).

В целом было показано, что содержание и структура личности пожилого человека претерпевают значительные изменения под влиянием общества, социального окружения и процессов старения, способствующих появлению проблемных ситуаций и проблемного поведения в позднем периоде жизни, увеличению риска депрессии, хронических заболеваний, потерь разного рода. Однако такие особенности психологического сопротивления старению как социальный возраст, позитивные воспоминания, высокая субъективная оценка социальных взаимодействий и многоаспектность идентичности позволяют пожилому человеку поддерживать положительную Я-концепцию, высокий уровень психологического благополучия и положительные переживания при контактах с окружающими.

Наконец, для психологической адаптации людей пожилого и старого возраста очень важна временная перспектива. Эмпирически установлено, что с возрастом стремление к будущему уменьшается. Однако, хотя пожилым людям более свойственна ориентация на прошлое, при планировании определенной деятельности возможна и ориентация на будущее. При этом длительная перспектива, как правило, не имеет такого эффекта, как краткосрочная, примерно от полугода до полтора лет. Такая перспектива позволяет человеку строить определенные планы, снимает депрессию и страх смерти, помогает преодолеть болезни, так как дает уверенность в завтрашнем дне и открывает в нем реальные для достижения цели пожилыми и старыми людьми.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.196.182 (0.006 с.)