Развитие личности дошкольника 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие личности дошкольника



В современной психологии процесс становления личности рассматривается в контексте формирования самосознания и неразрывно связан с развитием межличностных отношений ребенка с другими (взрослыми и сверстниками). Связано это с тем, что личность - это высшая интегративная система, нерасторжимая целостность, и, следовательно,ее формирование не может характеризоваться независимым развитием различных сторон (Л.И. Божович).

Одной из моделей развития личности в детском возрасте является становление Я-концепции. С точки зрения Р.Бернса, Я-концепцияэто не только констатация, описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними переживаний. В этом случае,формирование самосознания осуществляется через становление целостного и структурированного образа Я ребенка, а также адекватной возрасту и дифференцированной самооценки. В модели, предложенной автором, образ Я определяется представлением индивида о самом себе, а самооценка – является аффективной оценкой этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением. При этом, стержнем Я-концепции является самооценкаоценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

С точки зрения Р. Бернса большая часть оценок того или иного качества обусловлена соответствующими стереотипами, бытующими в конкретной социальной среде, и усваиваемыми индивидом в течение жизни. Кроме того, важную роль в формировании самооценки играет сопоставление образа Я-реального с образом Я-идеального, то есть представлений о том, какой я есть и представлений о том, каким человек хотел бы быть. Далее на формирование самооценки оказывает влияние интериоризация оценок окружающих, то есть принятие оценки другого как меру, эталон для оценивания себя. И, наконец, склонность каждого человека интерпретировать свой опыт через призму своей идентичности, который может изменить представления человека о себе, а может и сохранить устойчивость самооценки, независимо от того, является ли она положительной или отрицательной.

Данные факты согласуются с позицией Е.О. Смирновой и М.И. Лисиной, о том, что образ Я обладает относительным постоянством, но в тоже время может изменяться под влиянием опыта за счет сложной структуры, представленной центральным или ядерным образованием, а также периферийными участками. В центральном образовании представлено в наиболее переработанной форме знание индивида о себе как о личности, субъекте; оно ответственно за общую самооценку и на него проецируются все новые впечатления, получаемые человеком. На периферию поступают новые и свежие сведения человека о себе, главным образом, конкретные факты, частные знания, которые преломляются через призму центрального образования и обрастают аффективными компонентами. Действие последних способно вызывать искажение представлений - завышать или занижать их. Но не только центр влияет на периферию: одновременно идет влияние и в обратном направлении. Благодаря влияниям периферии общая самооценка постоянно модифицируется, увеличивается по полноте (М.И. Лисина, 1997).

Такое сложное строение образа Я обеспечивает его динамизм и постоянное развитие. Процесс становления самооценки не может быть конечным, поскольку сам субъект постоянно изменяется и развивается. Образ самого себя, по мнению М.И. Лисиной, носит интегральный характер, а развитие образа Я не сводится к накоплению новых деталей, а есть процесс перестройки, качественного преобразования всего образа в целом.

В становлении индивида как личности существенны процессы идентификации (отождествление себя с другими людьми и человеческим обществом в целом) и персонализации (осознание необходимости представленности своей личности в жизнедеятельности других людей, личностной самореализации в данной социальной общности).

С точки зрения Л.С. Выготского, динамика личностного развития на протяжении дошкольного возраста характеризуется последовательным возникновением определенных достижений в психическом развитии ребенка, прежде всего в направлении формирования самосознания.

Так, осознание себя как постоянного источника разнообразных желаний и действий, отделенного от других людей, происходит к концу третьего года жизни под влиянием возрастающей практической самостоятельности ребенка (кризис 3-х лет).

Л.И. Божович связывает новообразования кризиса трех лет с появлением «системы Я», в которой доминирует потребность в реализации и утверждении собственного Я. Как следствие возникновения «системы Я» появляются другие новообразования, самым значительным из которых является самооценка и связанное с ней стремление «быть хорошим». Появление этого стремления приводит к существенному усложнению внутренней жизни ребенка: с одной стороны, он хочет действовать по своему усмотрению, с другой – соответствовать требованиям значимых взрослых. На основе данного конфликта формируется самое важное достижение в развитии личности дошкольника - соподчинение мотивов.

Возникающая иерархия мотивов придает определенную направленность всему поведению, регулирует его. У ребенка появляется возможность оценивать не только отдельные собственные поступки, но и свое поведение в целом как хорошее и плохое. Если доминантой поведения становятся общественные мотивы, соблюдение нравственных норм, ребенок в большинстве случаев действует под их влиянием, не поддаваясь противоположным побуждениям, ориентированных на получение личного удовольствия, актуального для ребенка в настоящий момент.

К старшему дошкольному возрасту (к 6-7 годам) дети начинают осознавать не только свои конкретные действия и качества, но и свои желания, переживания, мотивы, которые, в отличие от объективных характеристик, не являются предметом оценки и сравнения, но объединяют и интегрируют личность ребенка в целом.

Ребенок начинает отдавать себе все более ясный отчет в побудительных силах и последствиях своих поступков, что отражает усиление субъектной составляющей самосознания и в изменениях взаимоотношения 6-7-летнего ребенка к другим людям. Самосознание ребенка выходит за пределы своих объектных характеристик и открыто для переживаний других, что связано с возникновением аффективной (эмоциональной), а затем и когнитивной (познавательной) децентраций. Другой ребенок становится уже не только противоположным существом, не только средством самоутверждения и предметом сравнения с собой, но и самоценной личностью, субъектом общения.

Наиболее явно особенности развития самосознания ребенка как понимание того, что он собой представляет, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызвано это отношение проявляются в его самооценке, т.е. в том, как ребенок оценивает свои достижения и неудачи, свои качества и возможности.

Изучение самооценки с точки зрения ее роли и функции в целостной структуре личности связано с именами таких отечественных исследователей как Л.С. Выготский, Л.И. Божович, В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев, Л.С. Славина, Л.И. Божович, И.И. Чеснокова, М.И. Лисина, А.В. Захарова, а также зарубежных исследователей – З. Фрейда, К. Хорни, К. Роджерса, К. Левина, Р. Бернса, Э. Эриксона, У. Джемса.

Существуют противоречивые взгляды на механизм развития самооценки, которая содержит в себе в общей, нерасчлененной форме все основные структуры личности в дошкольном возрасте. Например, в исследованиях М.И. Лисиной и ее последователей, обосновано возникновение и развитие у ребенка с первых лет жизни глобального ощущения своей безусловной ценности, которое М.И. Лисина обозначает как общую самооценку, которая носит абсолютный положительный характер и не зависит от удач или неудач в конкретной деятельности ребенка. Другие исследователи представляют развитие самооценки в дошкольном возрасте как нарастающий, неравномерный процесс оценки детьми своих качеств, возможностей и достижений в деятельности по мере дифференцирования от оценок взрослого и сверстников, например, развитие от динамической оценки через конкретную к общей (Б.Г. Тагиева, 1983).

Е.В Кучерова рассматривает самооценку в контексте проблемы развития личности ребенка, как выражение специфических особенностей развития самосознания. Ею делается предположение, что общая структура самосознания на протяжении дошкольного возраста остается относительно постоянной до достижения переломного момента, который совпадает с кризисом семи лет.

Кризис семи лет многие исследователи считают поворотным пунктом в развитии самоотношения и личности ребенка (Л.С. Выготский, Е.З. Басина, Е.Е. Кравцова, Д.Б. Эльконин). Это не значит, что до кризиса семи лет ребенок себя совсем не осознает и не оценивает - просто осознание себя носит недифференцированный характер и отличается самыми общими чертами: «я самый сильный», «я самый умный» и т.д. То есть самооценка дошкольника необъективна, завышена и устойчива к внешним воздействиям.

В тоже время, несмотря на общую завышенность самооценочных суждений у старших дошкольников постепенно начинает складываться более критичная оценка себя и своих качеств как понимание того, что он может быть успешен или не успешен в той или иной конкретной деятельности. Именно с формированием познавательных представлений ребенка о самом себе Е.З. Басина связывает изменения оценочного отношения к себе детей старшего дошкольного возраста. «Можно полагать, что период перехода от дошкольного возраста к младшему школьному характеризуется не появлением аффективного отношения к себе (как уже указывалось, оно складывается раньше, на протяжении самого дошкольного возраста), а формированием обобщенных содержательных и оценочных представлений, связанных с созреванием когнитивных предпосылок рефлексивного осмысления себя» (Е.З. Басина, 1988; с.58).

Адекватность самооценки практически все исследователи относят к признакам зрелого самосознания, которое характеризуется способностью личности к полной творческой самореализации. Неадекватность самооценки индивида может проявляться в двух противоположных тенденциях - к переоценке или недооценке своей личности, что свидетельствует о нарушениях механизма становления самосознания на более ранних этапах его формирования. Как правило, конфликтная и неустойчивая самооценка, тенденция переоценивать или недооценивать себя ведет к негативным переживаниям человека.

Многие исследователи считают, что оценка взрослого является одним из главных факторов влияющих на процесс становления самосознания ребенка (Г.Г. Кравцов, Е.В Кучерова). В некоторых случаях причиной формирования заниженной самооценки и неуверенности в себе может служить слишком критичное отношение к ребенку значимых взрослых, недостаток любви и поддержки со стороны семьи. Напротив, безусловная завышенность самооценки дошкольника, по мнению Г.Г. Кравцова, обусловлена особенностями детского самосознания и всем складом личности дошкольника, Установка сознания по принципу «все мое - самое лучшее» необходима для того, чтобы на определенное время оградить незрелую, находящуюся в становлении личность от психологических травм и разрушительного действия отрицательной оценки. «В целом маленькие дети - большие оптимисты, и это очень благоприятно для их общего развития» (М.И. Лисина, 1997, с.319).

Таким образом, при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту в сфере самосознания ребенка происходят закономерные изменения, связанные с дифференциацией и обобщением основных составляющих компонентов сферы самосознания, что выражается в том, что оценки детьми своих возможностей, качеств становятся более адекватными.

Для формирования позитивного образа Я необходимо, чтобы ведущая потребность ребенка в привычном, устойчивом и вместе с тем удовлетворяющем отношении к себе, ощущении собственной ценности была удовлетворена (Л.И. Божович, Т. Шибутани, М.С. Неймарк). Так, в исследовании М.С. Неймарк показано, что самооценка, возникающая у ребенка под влиянием оценок окружающих и результатов собственной деятельности, становится для него привычной и вызывает потребность в ее сохранении.

Выражением этой потребности является некоторый устойчивый уровень притязаний, которыйможно охарактеризовать как стремление личности к достижению целей того или иного уровня сложности (К. Левин, 2001; Б.В. Зейгарник, 1981). К.Левиным было выявлено, что не сам по себе факт успешной или неуспешной деятельности оказывает влияние на формирование уровня притязаний, а субъективное восприятие человеком своей деятельности как успешной или неуспешной. Уровень притязаний с одной стороны связан с результатами деятельности, с другой – с самооценкой (ее адекватностью и высотой).

Притязания личности дифференцируются их уровнем (высокий, низкий или средний), адекватностью, которая определяется выбором более легкого задания после неудачи или более сложного после успешного выполнения, а также динамикой, показывающейособенности перехода от одного уровня сложности задач к другому. Все эти три показателя позволяют оценить уверенность человека в себе и адекватность поведения при достижении цели.

Уровнем притязаний называют также уровень образа «Я», проявляющийся в степени трудности цели, которую человек ставит перед собой и достижение которых представляется ему привлекательным и возможным. Ориентируясь на данное положение, У.Джемс вывел формулу, которая показывает зависимость самооценки человека от его притязаний (См. схему).

  Успех Самооценка = Притязания

 

 

Формула свидетельствует, что стремление к повышению самооценки может реализовываться двумя способами. Человек может или повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, или снизить их, чтобы избежать неудачи. В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать более сложные задачи, при неуспехе — соответственно, снижается. Уровень притязаний личности в конкретной деятельности может быть определен довольно точно. Данный тезис в полной мере можно отнести к старшим дошкольникам.

Кроме того, в этом возрасте уже можно различить поведение тех детей, которые стремятся к успеху, и тех, кто старается избежать неудач. Одни - ставят перед собой определенные цели, достижение которых однозначно расценивается как успех. При этом, они активно включаются в деятельность, выбирая соответствующие средства и способы достижения данных целей. Для других - характерны неуверенность в себе, неверие в возможность достичь успеха.

В целом уровень притязаний дошкольника определяется высокими или средними значениями, с некоторым превышением — так, чтобы сохранить на должной высоте свою высокую самооценку, характерную для детей данного возраста.

Контрольные вопросы к лекции № 9

1. Каковы закономерности развития восприятия в дошкольном возрасте?

2. Как развиваются память и мышление в дошкольном возрасте?

3. Каковы особенности развития внимания, воображения и речи в дошкольном возрасте?

4. Каковы особенности развития эмоциональной сферы дошкольника?

5. В чем различия в развитии общения дошкольников со взрослым и сверстником?

6. Какова специфика сюжетно-ролевой игры как ведущей деятельности этого возрастного периода?

7. Каковы особенности развития личности дошкольника?

8. Как проявляется детское мировоззрение в этом возрасте?

9. Каковы закономерности развития произвольности в этом возрасте?

10. Как формируется самооценка ребенка?

Литература к лекции № 9

1. Возрастная психология: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / [Т.Д.Марцинковская и др.]; под ред. Т.Д.Марцинковской. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

2. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. Изд. 4. – М.: Педагогическое общество России, 2008.

3. Эльконин Д.Б. Детская психология: Учеб. пособие для студ.высш.учеб. заведений / Ред.-сост. Б.Д. Эльконин. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.143.181 (0.022 с.)