Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие восприятия в раннем детстве.
В раннем возрасте развитие восприятия характеризуется тремя основными параметрами - перцептивными действиями, сенсорными эталонами и действиями соотнесения. Перцептивные действия – структурные единицы процесса восприятия у человека, обеспечивающие сознательное выделение того или иного аспекта чувственно заданной ситуации, а также преобразование сенсорной информации, приводящее к построению образа, адекватного предметному миру и задачам деятельности. Сенсорные эталоны – исторически сложившиеся представления о чувственных свойствах, качествах и признаках объектов. Действия соотнесения (соотносящие действия) – действия, предполагающие приведение в пространственные взаимоотношения объектов или их частей. Перцептивные действия позволяют изучать основные свойства и качества воспринимаемого предмета, выделяя в них главные и второстепенные. На основе такого выделения ребёнок воспринимает информативные точки (характерные для данного предмета или ситуации качеств) в каждом из предметов окружающего мира, что помогает при повторном восприятии быстро узнать предмет, отнеся его к определённому классу – кукла, машинка, тарелка и т.д. Развитие перцептивных действий помогает формированию обобщения и других мыслительных операций, так как выделение наиболее значимых качеств каждого предмета даёт возможность в дальнейшем объединить их в классы и понятия. Согласно концепции А.В. Запорожца, решающую роль в развитии восприятия играет усвоение выработанных обществом сенсорных эталонов – образцов внешних свойств объектов (формы, цвета, высоты звука). По данным Л.А. Венгера, в раннем возрасте восприятие опосредовано «двигательными предэталонами». Так, воспринимая удаленность предмета, ребенок соотносит ее с длиной своей руки («достану – не достану»), воспринимая форму и величину – с положением пальцев, соответствующим захватыванию предмета (для захвата шара – одно положение, для захвата плоского предмета – другое). Представления о форме или цвете связаны у ребёнка раннего возраста с конкретным предметом (например, круглый мяч). Постепенно это качество обобщается и, отрываясь от конкретного предмета, становится сенсорным эталоном – цвета, формы, размера. Сначала дети начинают выполнять выбор по форме, потом – по величине, потом – по цвету. Соотнесение предмета с эталоном помогает систематизировать те знания, которые получают дети при восприятии новых предметов. Разные способы обучения выполнению соотносящих действий (складывание пирамидки, сборно-разборных игрушек, закрывание коробки крышкой, вкладывание в отверстия фигурок разного размера и формы) имеют различный развивающий эффект для перцептивных способностей ребенка. Работы А.В. Запорожца, Т.В. Ендовицкой, Н.Г. Салминой показали, что предпочтение формы цвету зависит от степени знакомства ребенка с предметом; от того, назван он словом или нет, от предыдущей подготовленности к различению.
В целом, восприятие ребенка раннего возраста характеризуется синкретизмом – сложными отношениями между целым и частями: иногда дети опираются на выразительную деталь, иногда – на общие функциональные признаки. Восприятие предмета, с одной стороны, связано с действием, а с другой – с обозначающим его словом, указывающим на стимулирующую роль в развитии данной психической функции. Известный американский психолог Дж. Брунер, анализируя структуру восприятия, выделил в нем три компонента: представления об окружающем мире в форме действий, в форме образов и в форме слов (языковая форма). В раннем возрасте происходит овладение второй сферой представлений – образом, когда восприятие зависит от мельчайших деталей, от эгоцентрической позиции ребенка, его действий, его потребностей и аффектов, которые могут приводить к искажениям. Ребенок оказывается во власти новизны окружающей среды и яркости зрительных представлений, он сосредоточен на внешней, видимой стороне вещей.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.103.10 (0.006 с.) |