Психическое развитие в младенчестве 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психическое развитие в младенчестве



Социальная ситуация психического развития ребенка в младенчестве - ситуация связанности ребенка со взрослым, названная Выготским Л.С. ситуацией «Мы» и означающая их неразрывное единство. Все поведение ребенка, вся его деятельность реализуются либо непосредственно через взрослого, либо в сотрудничестве с ним. Буквально все потребности – и органические, и социальные – удовлетворяются взрослым. Младенец является существом, отделенным от матери физически, но связанным с ней социально. Данная социальная ситуация их неразрывного единства содержит в себе противоречие: ребенок максимально нуждается во взрослом и, в то же время, не имеет специфических средств воздействия на него.

Ведущая деятельность в младенчестве - непосредственно-эмоциональное общение со взрослым.Ее предметом, как подчеркивал Эльконин Д.Б., становится другой человек: первое полугодие жизни ребенка общение ничем не опосредовано - никаких предметов и никаких содержаний между взрослым и младенцем нет. При этом потребность в общении и внимании взрослого у младенца велика, а средств минимум – в основном экспрессивно-мимические (средства комплекса оживления). Со стороны взрослого ребенок становится предметом деятельности, тогда как со стороны младенца можно наблюдать возникновение новых форм воздействия на взрослого. Скоро его голосовые реакции приобретают характер эмоционально активного призыва, хныканье превращается в поведенческий акт, направленный на взрослого. Это пока только эмоционально-выразительные реакции, а не речь в собственном смысле.

Форма общения ребенка со взрослым - ситуативно-личностная (Лисина М.И.). Взрослый нужен ребенку сам по себе, независимо от своих предметных атрибутов, своей компетенции или социальной роли. Характерны потребность во внимании взрослого, личностные мотивы общения и экспрессивно-мимические средства.

Младенчество состоит из двух подпериодов: I -й - до 5-6 мес., II -й – от 5-6 мес.–1 года.

В I-й подпериод происходит чрезвычайно интенсивное развитие сенсорных систем и механизмов, элементарных форм будущих ориентировочных реакций: сосредоточение, слежение, круговые движения. Щелованов Н.М. заметил закономерность: у человека сенсорные процессы в своем развитии опережают развитие двигательной системы.

 

Возраст в месяцах Развитие сенсорных и сенсомоторных функций Развитие речи Развитие двигательной сферы Развитие общения
1 Кратковременная зрительная фиксация и прослеживание Слуховое сосредоточение Прекращение или изменение характера плача в ответ на обращение взрослого Крик громкий, чистый, короткий вдох и удлиненный выдох Лежа на животе, кратковременно поднимает голову Ротовое внимание
2 Слежение за движущейся игрушкой Слуховое сосредоточение Крик интонационно выразительный Гукание Лежа на животе, удерживает голову, в вертикальном положении – непостоянно. Поднимает грудь Улыбка
3 Слежение за игрушкой во всех направлениях Поворот головы и глаз к источнику звука Направляет руку к объекту Реагирует на цвет Певучее гуление Лежа на животе опирается на согнутые под острым углом предплечья. В вертикальном положении хорошо удерживает голову. Тянется за предметом, но, как правило, промахивается Комплекс оживления
4 Тянется к игрушке Рассматривает свои руки Ощупывание предметов Локализует звук в пространстве Певучее гуление и смех Лежа на спине при тракции за руки кратковременно приподнимает голову Поворачивается со спины на бок Может сидеть с поддержкой Ориентировочная реакция на общение перед КО
5 Переводит взгляд с предмета на предмет Тянется к игрушке и захватывает ее двумя руками Тянет руку и игрушку в рот Адекватная реакция на интонацию, голос матери (беспокоится или оживляется) Певучее гуление с цепочками звуков, смех, хныкание Лежа на животе опирается на вытянутые руки Лежа на спине при потягивании за руки тянется за руками Поворачивается со спины на бок Хватает рукой предмет Ориентировочная реакция, сменяющаяся оживлением или реакцией страха
6 Зрительный контроль движений рук Захватывает игрушку с любой стороны Держит в каждой руке по предмету Активное внимание Активная реакция на цвет Короткие лепетные звуки Развивается фонематический слух Лежа на животе опирается на вытянутые руки Лежа на спине при потягивании за руки садится Поворачивается со спины на живот Хватает рукой предмет При виде матери беспокоится или оживляется Рассматривает предметы и людей
7 Захват игрушки сопровождается генерализованными активными движениями Перекладывает предмет из руки в руку Похлопывает рукой по игрушке Узнает голоса близких Активный лепет Посаженный ребенок сидит, опираясь на руки и без поддержки, ползает на животе. Стоит при поддержке Поворачивается с живота на спину Реакция страха сменяется познавательным интересом Различает своих и чужих
8 Отталкивает, кидает, стучит предметом о предмет Пространственное восприятие глубины Манипулирование 2-3 предметами Различает лица людей Знает свое имя Активный интонационно-выразительный лепет Садится и сидит не опираясь Становится на четвереньки Ухватившись за опору, становится на колени Игровой контакт со взрослым Лепет и жест как средство общения
9 Отвечает действием на словесные инструкции Ищет спрятанную игрушку Берет мелкие предметы двумя пальцами Интонационно-мелодическая имитация фразы Сохраняет равновесие сидя при манипулировании с предметами Встает ухватившись за опору Переступает, поддерживаемый за руки Различные эмоциональные реакции в общении с матерью
10 Подражательные движения рук Вкладывает пальцы в отверстие под контролем зрения Показывает части тела другого человека Подражание звукам и слогам Разнообразие звуковых сочетаний Лепет Стоит самостоятельно Ходит, держась одной рукой Реакция неудовольствия на различные ситуации Подражание жестам
11 Выбрасывает игрушки из кровати Вкладывает пальцы в отверстие на ощупь Подражательные движения Показывает части своего тела Подражает слогам и звукам Говорит лепетные слова: «мама», «дада» Уверенно стоит без опоры Приседает, ходит держась одной рукой Делает несколько шагов без опоры Реакция торможение при слове «нельзя» Выполняет просьбы Избирательное отношение к окружающему Понимает названия отдельных предметов
12 Вкладывание одного предмета в другой Открывает коробку Узнает картинки Пользуется ложкой и расческой по назначению Говорит пять-шесть лепетных слов Выражена интонация просьбы Соотнесение лепетных звуков с предметами и лицами Ходит без поддержки Приседает и встает Избирательное отношение к людям Сочетания звуков как средство общения Подчиняется инструкциям Обращает внимание на лицо говорящего

 

Поведение младенца строится под контролем сенсорики: примерно к 4 мес. возникает реакция на новое (Денисова М.П.), выступающая предпосылкой всей его манипулятивной деятельности.

Ребенок различает зрительно воспринимаемые объекты по форме, сложности и цвету, начинает воспринимать форму предметов, выделять контур и другие элементы, при этом больше внимания уделяет изогнутым линиям (элементам), чем прямолинейным или фигурам концентрической формы.

Зрительное сосредоточение: в 3 мес. - до 7-8 минут. Становится возможным прослеживание движущихся предметов. В 4 мес. ребенок не просто видит, но уже смотрит - активно реагирует на увиденное, двигается и подвизгивает (голосовые реакции).

В 3-4 мес. младенцы реагируют на цвет, а в 6 мес. проявляют к нему активный интерес.

К 8 мес. развивается пространственное восприятие (глубины). Развивается тактильная чувствительность, имеющая решающее значение для возникновения акта хватания и обследования предмета.

Примерно в 5 мес. происходит перелом в развитии ребенка, и начинается второй период младенчества, связанный с возникновением акта хватания – первого организованного, направленного действия или поведенческого акта, требующего ориентировки. Поэтому для его возникновения необходимо «раскрытие» руки, превращение в орган осязания: сначала она, сжатая в кулачок, не является органом перцепции.

Развитие руки как анализатора начинается с появления у ребенка ощупывающих движений на 4 мес. жизни. Вначале он ощупывает свои ручки, потом пеленки, одеяла. Хватание осуществляется под контролем зрения: ребенок рассматривает свои ручки, следит за их приближением к предмету и т.д. Оно связано и с образованием зрительно-двигательных координаций. Появление хватания обуславливает возникновение предметного восприятия, т.к. определяется пространство (пространство вытянутой руки), и предмет вырывается из прежней схемы. До этого восприятие предмета осуществлялось через рот, теперь, когда ребенок тянется к предмету, он закрывается. Благодаря акту хватания также развивается и рука: возникает противопоставление большого пальца как одно из родовых отличий человека.

Развитие действия с предметами проходит в 6 этапов, выделенных Р.Я. Абрамович-Лехтман.

1) активное бодрствование (от 2 до 4-5 нед.)

2) сенсорная активность (от 1-1,5 до 2,5-3 мес.)

3) «преддействия» (2,5-3 до 4-4,5 мес.).

4) результативные действия (от 4 до 7 мес.): простое перемещение предмета, двигание им, извлечение из него звуков и т.п.

5) соотносящие действия ( 7-10 мес.): ребенок может манипулировать двумя объектами одновременно, отдаляя их от себя и соотнося их между собой. Он отводит объект от себя, приближая его к другому объекту, чтобы положить, поставить или нанизать на него.

6) К 12 мес. возникают функциональные действия – более совершенные действия нанизывания, открывания, вкладывания. Если раньше ребенок выполнял действие одним показанным ему способом и на одних и тех же предметах, то теперь он пытается воспроизвести его на всех возможных объектах.

Направление к предмету, хватание стимулирует познавательную активность ребенка и возникновение сидения, а затем и ходьбы. Он теперь взаимодействует, общается со взрослым по поводу предметов, игрушек. К концу младенчества у детей формируются практически все свойства восприятия – константность, предметность, системность, появление которых связано с развитием локомоций (перемещений в пространстве). Благодаря им дети начинают видеть предмет под различными углами зрения, узнавать его в разных ситуациях, с разного расстояния.

Появляются первые сенсорные эталоны – постоянные образы окружающих предметов, с которыми дети соотносят новые воспринимаемые в окружающем объекты. У них формируется целостная картина мира, создаются обобщенные образы предметов или эталоны, называемые предметными эталонами (например, все круглые предметы – это «солнышко»).

Что касается органов чувств, то с самого рождения у детей функционируют вкус, обоняние, осязание и ощущение боли, а также слух. Первые реакции на звуки происходят во внутриутробном периоде, в младенчестве повышается острота слуха. Так в 3 мес. младенцы реагируют на значительно более тихие звуки, в 8 мес. – на еще менее сильные звуки. Хорошо развиты слуховые реакции уже в первом полугодии, развивается слуховое восприятие, появляются реакции на голос матери. Еще с внутриутробного периода возможны слуховые предпочтения: 4 мес. – реакции на голос матери, 6 мес. – беспокойство, если не видят мать, но слышат. Чаще начинают сами издавать звуки, когда слышат ее. Отмечается врожденная способность дифференцировать речевые и неречевые звуки.

Прежде развивается пассивная речь ребенка (слушает, различает звуки, но не говорит), а затем появляется и собственно автономная (самостоятельная) речь, которая развивается от слова к предложению. Есть, однако, и индивидуальные особенности речевого развития.

Основой понимания речи ребенком является формирование на 6 мес. фонематического слуха (интуитивная способность понимать смыслоразличительную функцию звуков).

Главными предпосылками развития фонематического слуха выступают:

а) выделение предмета из обстановки;

б) сосредоточение или кратковременная фиксация на нем (непроизвольное внимание);

в) наличие у ребенка ярко выраженной эмоциональной реакции на обстановку.

Понимание речи возникает на основе зрительного восприятия при вызове взрослым у ребенка ориентировочной реакции на определенный предмет вопросом «Где то-то?». При этом необходимо многократное повторение для возникновения связи между произносимым взрослым словом и воспринимаемым предметом. Дифференцированная связь между обозначением предмета и ним самим, а не местом его нахождения, и реакция на нее возникает у ребенка около 10 мес. Это и есть собственно начальная форма понимания речи.

Ф.И. Фрадкина наблюдала следующие реакции ребенка на обращенную к нему речь взрослого:

1) поворачивание к предмету в ответ на произнесение взрослым его названия (7-8 мес.);

2) выполнение заученных движений при назывании их взрослым (7-8 мес.);

3) выполнение элементарных поручений по словесной инструкции взрослого (9-10 мес.);

4) выбор предмета по словесному указанию (10-11 мес.);

5) прекращение действия под влиянием словесного запрета: «Нельзя» (12 мес.).

Характер его реагирования на слово усложняется в зависимости от уровня возможностей: смотрит на предмет, тянется, затем подползает к нему, и, наконец, подает его.

Кроме того, усложнение реакции определяется и ситуацией, в которой происходит понимание: сначала она возникает на конкретный изолированный от других предмет, затем осложняется выбором одного предмета из двух-трех других находящихся рядом.

Однако главным условием положительного ответа выступает наличие искомого предмета в данной ситуации.

Происходит формирование предпосылок к усвоению речи, развитие которой проходит у ребенка следующие стадии:

1) стадия криков (0-2 - 3 мес.), на которой он улыбается, когда с ним разговаривают, поворачивает голову на голос;

2) гуканье, состоящее в основном из согласных звуков (2-3 до 5 мес.);

3) гуление с добавлением гласных звуков (1-е полугодие);

4) лепет илибессмысленное повторение слогов, сопровождаемое выразительными жестикуляциями (6-7 мес.). Именно на этой стадии родители ошибаются, думая, что ребенок сказал «ма-ма», «па-па» и т.п.

5) речевая стадия (10-12 мес.). Появляются первые слова в виде называния найденного предмета (произносит от 4-20 слов), понимает 10-20 слов, произносимых взрослым.

Понимание жестов и интонаций младенцем первично, слов – вторично: в 4 мес. он начинает различать интонацию, у него самого появляются интонации недовольства, вопроса, радости и т.д.

Интенсивное развитие речи, восприятия и действия способствует развитию мышления. В младенчестве отмечаются его начальные наглядно-действенные формы (ручной интеллект – к концу 1 года жизни): усложняются познавательные задачи, которые способен решить ребенок, сначала только в плане восприятия, затем используя и двигательную активность и метод проб и ошибок. Связано оно с развитием первых самостоятельных движений, локомоций ребенка и ориентировки как реакции на новые предметы и стремление их обследовать. К концу периода ребенок включается в сложные действия игры (например, своеобразные – «прятки»).

В течение первого года жизни активно развиваются не только восприятие и движение, но и память: формируются все ее генетические виды – эмоциональная, моторная, образная, вербальная. Эмоциональная память, которая есть уже у плода, у младенца является основной в первые недели жизни и помогает ориентироваться в действительности.

В 7-9 нед. появляется моторная память: ребенок может запомнить и повторить какое-то движение, у него начинает появляться определенные привычные жесты - начало будущих операций.

В 4 мес. появляется образная память, сначала в виде узнавания знакомых предметов, а в 8-9 мес. и воспроизведение того, что он ранее видел. Этот вид памяти влияет на общение ребенка и формирование мотивационной сферы (мотивирующие представления, по Л.И. Божович).

С развитием узнавания ребенок начинает дифференцировать окружающих взрослых, узнавать приятных и неприятных людей, дифференцируется и его эмоциональная реакция на них.

С развитием воспроизведения ребенок меньше зависит от окружающих условий, т.к. у него появляются устойчивые желания, связанные с объектами или ситуациями, сохранившимися в его памяти. Так возникают постоянные побуждения или мотивы, направляющие его деятельность.

Одним из важных показателей эмоционального благополучия младенца на ранних этапах выступает своевременное появление «комплекса оживления» икажущейся способности имитировать лицевую экспрессию взрослого. Далее – появление первого чувства симпатии к ближайшему взрослому на основе длительного накопления удовлетворяющих ребенка (приятных) актов ситуативно-личностного общения.

К концу первого года жизни в непосредственном взаимодействии возникает синтония или «эмоциональное заражение», гораздо реже можно говорить об антипатии, проявляющейся в «уходе» от общения с неприятным лицом.

В исследовании Кистяковской М.Ю. изучалось усложнение взаимоотношений ребенка и взрослого в младенчестве. Так уже в 3-6 мес. возникает избирательное отношение к взрослым. 3-месячный ребенок выделяет свою мать из окружающего, а 6-месячный начинает отличать чужих от своих. В то время как 3-4-месячные дети улыбаются и оживляются на обращенный к ним разговор любого взрослого.

5-6 месячные дети при обращении незнакомого человека долго и сосредоточенно смотрят на него, а затем либо улыбаются, либо отворачиваются, а могут и расплакаться. Вместе с тем нарастает привязанность детей к ухаживающему за ним взрослому. Во 2-м полугодии ребенок уже может наблюдать за детьми и взрослыми, находящимися в поле его зрения.

Примерно с 8-9 мес. возникают первые игры ребенка со взрослым. Положительные эмоции, вызываемые этими играми, вначале связаны с участием в них взрослого, и только со временем ребенку начинает доставлять удовольствие сама игра. Ближе к году дети постепенно обращаются к ним за участием и помощью. В целом требуется эмоциональный комфорт - оптимальный уровень удовлетворения потребности в эмоциональном контакте.

Во 2-м полугодии происходит смещение времени эмоционального включения относительно внешних и внутренних стимулов. Начинает проявляться предварительная ориентировка в ситуации, заключающаяся в избирательном и неоднозначном реагировании ребенка на эмоциональный настрой взаимодействующих с ним людей. К 1 году важнейшим условием развития симпатии к другому человеку становится уровень и характер активности этого человека в совместной деятельности. Главная цель формирования эмоциональной связи между ребенком и взрослым (матерью) – дать малышу ощущение защищенности и безопасности, определяющее его личностное развитие. А одним из оснований личности является выделенность самого себя и начальная форма самосознания, экспериментальное изучение ранних этапов которого осуществлялось М.И. Лисиной и её коллегами. Оно показало очень раннюю (начиная с 3 мес.), чувствительность младенцев к личностно адресованному отношению взрослого. Собственные субъективные проявления детей, самоузнавание в конце 1-го года свидетельствует о возможности младенца отделять себя от взрослого, о наличии у него определённого образа себя, формирующегося под влиянием общения в 1-м полугодии и предметных манипуляций – во 2-м. Содержанием образа себя в 1-м полугодии становится переживание себя ребёнком как субъекта общения, а во 2-м – как «действующего начала», субъекта практических действий.

Интерес к предметам, которыми ребенок может манипулировать, а также интенсивное физическое развитие (становление на ноги) определяют разрыв его слитности со взрослым, разрыв социальной ситуации «Мы» и появлению новой. У ребенка появляется желание самому перемещаться в пространстве, получать новые впечатления. Однако в этом отношении он еще зависит от взрослого, что вызывает некоторое противоречие, обуславливающее проявление кризиса 1 года.

Признаки кризиса 1 года: упрямство, агрессия, негативизм, обидчивость.

Основные достижения данного кризиса:

1. «автономная речь» ребенка, которую понимает только его мама и посредством которой происходит своеобразное общение. По форме – это общение, а по содержанию – эмоционально-непосредственная связь ребенка со взрослым и с ситуацией.

2. сенсомоторная координация и ходьба (прямохождение), афферентация которой еще не налажена. Она состоит пока в медленном и неуверенном перемещении, полностью занимающем ребенка. Он ходит, а взрослый, следя за ним, охраняет каждое его движение.

3. аффективные (эмоциональные) и волевые реакции.

Контрольные вопросы к лекции № 7

1. Какова возрастная задача периода новорожденности?

2. На какие группы делятся безусловные рефлексы новорожденного?

3. Какую функцию выполняют примитивные рефлексы?

4. Какую функцию выполняют рефлексы выживания?

5. Какие уровни бодрствования младенца вы знаете?

6. Когда возникает зрительное и слуховое сосредоточение?

7. Какова социальная ситуация психического развития младенца?

8. Какова общая закономерность развития психики младенцев?

9. Как развивается общение со взрослым в младенчестве?

10. Каковы признаки и основные достижения кризиса 1 года?

Литература к лекции № 7

1. Возрастная психология: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / [Т.Д. Марцинковская и др.]; под ред. Т.Д.Марцинковской. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

2. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. Изд. 4. – М.: Педагогическое общество России, 2008.

3. Эльконин Д.Б. Детская психология: Учеб. пособие для студ.высш.учеб. заведений / Ред.-сост. Б.Д. Эльконин. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.239.77 (0.044 с.)