Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Интернет-ресурсы к лекции № 4Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. http://elibrary.ru/ Ресурсы Института научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН РАН) 2. http://www.psyjournals.ru. Психологические журналы. Описание. Содержание. Отдельные полнотекстовые статьи 3. Каталог психологической литературы в Интернет. (http://www.psychology-online.ru/lit/obzorf.htm) Лекция 5. «Взаимосвязь обучения и развития» Теории обучения 1. Ассоциативная теория обучения. На основе сенсуализма Ф. Бекона и Дж. Локка, а также педагогических трудов Я.А. Коменского. Основа обучения – это чувственное познание, в процессе которого накапливаются образы и представления, они потом сравниваются и обобщаются. 2. Гештальт-психологическая теория обучения. М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка рассматривали процесс обучения как преобразование личного опыта ребенка. 3. Бихевиоризм. Дж. Уотсон, Э. Торндайк и Б. Скиннер говорили о роли подкрепления в обучении и о том, что интерес к обучению способствует ему. Э. Торндайк сформулировал законы научения. Б. Скиннер сформулировал принципы программированного обучения: - информация в процессе обучения должна предъявляться небольшими порциями; - необходимо проводить контроль за усвоением каждой порции информации до предъявления следующей (при этом следует использовать и самоконтроль обучающихся); - объем, форма и содержание новой информации должны варьироваться и корректироваться в зависимости от степени усвоения предыдущего материала. Такой вид обучения, построенный на обратной связи, позволяет педагогу и ученику иметь четкие представления о результативности обучения, развивает самостоятельность, учитывает индивидуальные особенности усвоения знаний. Алгоритмическое обучение, так же как и программированное, строится на кибернетическом подходе и определяет дидактический процесс как последовательное применение общих схем (или алгоритмов) усвоения знаний: • выделение условий, необходимых для осуществления учебных действий; • выделение самих учебных действий; • определение способа обратной связи (в первую очередь, между обучающимися и результатами их учебных действий). Однако, и программированное, и алгоритмическое виды обучения не стимулируют творческие процессы и имеют ограничения, связанные с возрастными возможностями обучающихся, т.к. во многом опираются на их самоконтроль и самооценку. 4. Когнитивный подход к обучению. Дж. Брунер рассматривал обучение как изменение содержания отражаемых в сознании человека объектов и знаний о них. Брунер обратил внимание на то, что в процессе учения происходит выход субъекта за пределы заданной информации: ученик конструирует модели информации при ее переработке, выдвигая гипотезы о причинах и связях изучаемых явлений. Брунер принимал активное участие в подготовке реформы образования в США в 60-х годах. Его фундаментальная работа «Процесс обучения» (1960) была переведена на 19 языков, в том числе и на русский в 1962 году. Она оказала большое влияние на систему образования во многих странах. В ней Брунер, в частности, утверждает, что «любого человека в любом возрасте можно обучить основам любой науки, если найти правильную форму преподавания». В своих исследованиях Брунер изучал роль структуры знаний в обучении («обучение требует не просто усвоения фактов, а понимания основных отношений в структуре предмета»), готовность ребенка к обучению, которую считал поддающейся целенаправленному формироанию, развивал идею спиралевидной (постепенно усложняющейся) программы обучения как активного приобщения ребенка к культуре. По мнению Брунера, учение - это процесс сознания ребенком собственного «культурного опыта», который носит социальный характер и обусловлен конкретным культурно-историческим контекстом. Подход отечественных психологов к пониманию развития ребенка принципиально отличался от взгляда зарубежных психологов тем, что психика рассматривалась как особая форма отражения, возникающая в процессе деятельности и передающая, в первую очередь, культурные свойства объектов и явлений. Д.Б. Эльконин подчеркивал, что культурные свойства не могут быть выведены прямо из физических свойств объектов. Это обстоятельство указывает на особую роль взрослого как носителя культуры в развитии психики ребенка. А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и другие говорили, что любая деятельность предполагает в своем составе две части - предварительную, связанную с анализом и ориентировкой в ситуации и исполнительскую. Именно поэтому освоение любой деятельности влечет за собой соответствующее развитие психики ребенка. В качестве основного ориентира в разработке отечественными психологами теорий обучения выступает теория учебной деятельности Л.С. Выготского, которая строится на сформулированном им основном принципе современной дидактики о ведущей роли обучения в развитии личности и, следовательно, предполагает создание системы развивающего обучения. Идея развивающего обучения разрабатывалась З.И. Калмыковой, Н.А. Менчинской, Л.В. Занковым и другими отечественными психологами.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.28 (0.007 с.) |