Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Когнитивное развитие пожилых и старых людейСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Из геронтологической литературы известно, что с возрастом снижается эффективность когнитивных функций, прежде всего восприятия и памяти. Однако ухудшение когнитивных функций, в частности памяти, может быть связано с рядом психопатологий, не имеющих возрастной зависимости. Начиная с 90-х гг. концепции когнитивного развития в зарубежной литературе характеризуются попыткой синтеза понятий силы и слабости (или приобретения и потерь) при старении в единую концептуальную и эмпирическую картину. Одно из проявлений этой тенденции – широкое распространение двухкомпонентной модели интеллектуального развития в немецких исследованиях по геронтопсихологии (например, П. Балтеса). Разграничивая механику и прагматику интеллекта человека, эта модель фокусируется на биологических (механистических) и социокультурных (прагматических) составляющих интеллекта. Результаты Берлинского исследование старения (BASE) указали на многомерную структуру когнитивного функционирования очень старых людей, связанную с группой функций, представляющих механику интеллекта (рассуждение, скорость восприятия и память), и группой функций, отвечающих за прагматику (беглость мышления и знание). Результаты исследования BASE свидетельствуют также о существенном ухудшении и механической, и прагматической составляющих, но с более выраженной тенденцией для механических функций. Этот факт подтверждает справедливость предположения о том, что процессы старения протекают на биологическом уровне и все больше воздействуют на интеллектуальные функции по мере приближения к «четвертому» возрасту. Была обнаружена тесная связь между сенсорным и когнитивным функционированием в очень старом возрасте. Было также показано, что такие тесные связи не наблюдаются у молодых и людей средних лет. Кроме того, связь сенсорных показателей с механическими компонентами интеллекта оказалась намного сильнее, чем социоструктурными переменными, которые играли более видную роль в прагматических функциях. В центре многих исследований прагматических функций интеллекта стоит изучение мудрости ( возможно, одной из наиболее сложных концепций в области интеллектуального функционирования). Полученные данные показали, что концепция может быть операционализирована по пяти связанными с мудростью критериям: знание жизни, контекст цикла жизни, релятивизм ценностей, признание и управление неопределенностью, причем ни один из этих критериев не связан с возрастом, т.е. старый возраст – не достаточное условие для мудрости. Исследователи других аспектов прагматики когнитивного функционирования считали, что в случае приобретения глубоких знаний и мастерства в некоторой области возрастных «естественных» снижений когнитивных функций не происходит. Например, не было обнаружено возрастного снижения когнитивных способностей у профессиональных пианистов, в то время как это имело место в сравнительной группе музыкантов-любителей. Память – еще одна доминирующая тема когнитивного исследования старения. В исследовании Флейшманна (Fleischmann) изучались 522 человека в возрасте 57–96 лет, которые подверглись широкому тестированию для оценки разнообразных функций памяти. Анализ подтвердил многоуровневую модель памяти: первичная память (краткосрочное хранение), вторичная память (долгосрочное хранение), внимание/скорость. Возрастные различия были максимальными для вторичной памяти, в то время как в самом старом «нормальном» возрасте (т.е. без когнитивных ухудшений), вторичный компонент и компонент внимания/скорости объединялись. Пожизненное развитие когнитивной компетентности (у весьма редких «мудрых» индивидов, высококвалифицированных профессионалов) не подвергается возрастному снижению, полностью сохраняясь в старом возрасте.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.195.142 (0.006 с.) |