Интернет-ресурсы к лекции № 10 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интернет-ресурсы к лекции № 10



1. http://elibrary.ru/ Ресурсы Института научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН РАН)

2. http://www.psyjournals.ru. Психологические журналы. Описание. Содержание. Отдельные полнотекстовые статьи

3. Каталог психологической литературы в Интернет. (http://www.psychology-online.ru/lit/obzorf.htm)

4. Психологическая библиотека. (http://www.bookap.by.ru/)

5. Сборник электронных курсов по психологии: http://www.ido.edu.ru/psychology

6. Электронная библиотека портала Auditorium.ru. (http://www.auditorium.ru)


Лекция 11. «Особенности психического развития в подростковом возрасте»

Особенности развития психики в подростковом возрасте

Подростковый период развития представляет собой самый продолжительный и самый противоречивый период детства. Различные основания позволяют выделить следующие границы отрочества: от 13 до 18 – по Л.С. Выготскому, от 12 до 16 лет - по Л.И. Божович; от 12 до 19 лет – по Э. Эриксону. Основное психологическое содержание отрочества связано с формированием самосознания личности. Однако формы осуществления универсальной возрастной задачи меняются под влиянием социальных, конкретно-исторических трансформаций.

К общим онтогенетическим особенностям развития в отрочестве относятся ярко выраженная амбивалентность и гетерохронность.

Амбивалентность зарождается на границе младшего подросткового возраста и набирает силу к старшему подростковому возрасту, распространяясь не только на эмоциональную сферу, но и на поведение, мышление, отношения с окружающими. Психоаналитический подход видит причину подростковой конфликтности и напряженности во внутренней эмоциональной нестабильности, социально-когнитивные подходы – в противоречивых воздействиях общества, а культурно-исторический подход в возрастных закономерностях изменения отношений между личностью и социальным окружением.

Универсальный закон гетерохронности развития действует в отрочестве на нескольких уровнях: внутриличностная гетерохронность, межличностная и социальная гетерохронность.

1) Внутренняя гетерохронность наблюдается в рассогласовании физиологического созревания, эндокринной перестройки организма, когнитивного, эмоционального и личностного развития подростка.

2) Межличностная гетерохронность – это индивидуальные особенности развития в отрочестве, связанные, например, с полом, культурой, конкретными особенностями субъекта.

3) Социальная гетерохронность – отражает принципиальное расхождение между объективной зрелостью подростка, его внутренним осознанием своей взрослости и социальными критериями зрелости, готовностью общества предоставить подростку возможность реализовать свои достижения в практике общественных отношений. Выравнивание на этом уровне гетерохронности является, пожалуй, наиболее поздним этапом развития подростка и обеспечивает переход уже в следующий возрастной период – в юность.

Подростковый кризис

Возрастной кризис отрочества. В возрастной психологии существует несоответствие между теоретическим анализом кризиса отрочества и его реальным течением. Отечественные и зарубежные авторы оценивают отрочество исходя из двух полярных позиций: как в целом критический возраст, либо как стабильный возрастной период, ограниченный нормативными кризисами развития.

В раннепсихологических исследованиях господствовало представление о кризисе как биологически обусловленном изменении в психическом статусе подростка. Трансформации подростка оценивались как универсальные, запрограммированные эндокринной, физиологической перестройкой в организме. Классический подход определял отрочество как критический период острых противоречий в общении подростка с взрослыми (родителями, учителями, представителями социальных институтов) и бурных изменений во всех сферах психики.

Содержание кризиса:

1) Эдипов комплекс по З. Фрейду - в извечном соперничестве отца с сыном,

2) этология К. Лоренца – в биологической вражде поколений, направленной на завоевание «территорий», «половых партнеров» и места в обществе,

3) гуманистическая психология К. Роджерса - акцент на социально-культурных противоречиях в ценностях и давлении авторитетов.

Наряду с этим, культурантропологические исследования открыли психологам бескризисные модели развития подростков.

М. Мид: каждая культурная традиция формирует личность по своим законам через уникальные средства социализации, ориентируясь на конкретные, общественно обусловленные идеи развития.

Р. Бенедикт: типичный для индустриального общества контраст между взрослыми и детьми отсутствует в родовых сообществах. С раннего возраста в таких культурах дети участвуют в труде, имеют реальные обязанности и обладают почти всеми правами взрослых. Поведение детей и взрослых не поляризуется, нет двойных стандартов. Ценности взрослого мира приветствуются и в поведении детей. Идея послушания отвергается многими племенами и почти нигде не используются физические наказания. Такой образ жизни не требует особого перехода от детства к взрослости, поэтому отрочество связано с плавным поступательным развитием на фоне преимущественно положительных эмоций и гармоничных отношений с социальным окружением. Переход от детства к взрослости протекает иначе, когда основные требования мира взрослых и мира детей не совпадают друг с другом или даже входят в противоречие.

Другое важное открытие, которое сделали антропологи, изучая отрочество в разных культурах, - это наличие специальных обрядов перехода во взрослость, которые получили название инициаций. В древних сообществах вступление в пору зрелости сопровождалось специальным посвящением, содержащим в себе некоторые испытания и направленным на признание обществом взрослости подростка. Обряды посвящения, как любое символическое действие содержат в себе много смыслов, центральным из которых является обозначение социальной важности события присвоения подростку нового статуса. Инициации направлены и на расширение прав и обязанностей подростка (в первую очередь в отношении семейных отношений), и на разрушение одиночества подростка (включение в новую социальную группу), и на проверку своих сил и чувств (разнообразные испытания). Инициации, по мнению психоаналитиков, снимают чувство вины, возникающее у подростков в период детства, и позволяют преодолеть глубинные страхи, связанные с сексуальным развитием личности.

Влияние культурно-исторического контекста ставит перед сегодняшними юношами и девушками свои задачи, которые решаются в иных формах, нежели инициации. Сложность, вариативность и многоуровневость современного общества такова, что перейти во взрослость через символический ритуал уже невозможно – требуется прожить несколько лет под знаком осмысленной цели построения и достижения собственной зрелости, пройти через кризис.

Э. Эриксон выделяет ядерное противоречие для каждого возрастного периода развития, а разрешение этого противоречия составляет, по его мнению, одну из задач Эго. Само понятие кризиса у Эриксона связано скорее с возрастной сензитивностью, чувствительностью к формированию определенных структур личности. Кризис означает особую интенсивность развития одной из сторон психики. В отрочестве – это построение эго-идентичности.

Л.С. Выготский, определяя условный возраст наступления кризиса как 13 лет, выделяет следующие симптомы негативной фазы кризиса: ситуационная зависимость, неоднородность поведения, относительная трудновоспитуемость. Последний симптом является проявлением интенсивных внутренних изменений и направлен на разрушение существующей системы отношений.

Проблема разрешения подросткового кризиса как в отечественной, так и в зарубежной психологии чаще всего рассматривается с позиции требования изменения педагогической системы (в семье, в школе, в обществе) в целях оптимизации взаимоотношений подростков и взрослых. Несоответствие старой системы воспитания новым достижениям ребенка, по мнению А.Н. Леонтьева и Л.И. Божович требует создания новой педагогической системы, которая с опережением способна либо обеспечить удовлетворение новых интересов подростка, либо переориентировать эти интересы на другие формы активной деятельности.

Однако по мысли Л.С. Выготского, именно наличие противоречия между социальной ситуацией развития и отношением к ней подростка направляет развитие, а депривация вновь возникших потребностей приводит к появлению целого веера новых интересов. Э. Эриксон и Дж. Марсиа также настаивают на том, что подросток не может обрести зрелость, не пройдя через кризис. Даже если родители будут демонстрировать подростку уважительное отношение к его мнению, решениям и инициативе, сама система социальных отношений, окружающая подростка остается неизменной и инерция общественных представлений ограничивает доступ ребенка в мир взрослых.

Д.Б. Эльконин, понимая кризис как противоречие между развитием операционально-технической и мотивационно-потребностной сторонами деятельности, характеризует кризис 11-ти лет как преобразование социальной ситуации развития с позиции сформировавшихся в младшем школьном возрасте новообразований (произвольность психических процессов, рефлексия, внутренний план действий). Клиническое описание предподросткового кризиса, предложенное Д.Б. Элькониным и Т.В. Драгуновой, связано с возникновением у подростка «чувства взрослости» как новообразования критического периода. Реализация чувства взрослости в адекватных отношениях с окружающими стимулирует дальнейшее поступательное развитие подростка, тогда как депривация этого чувства ведет к росту конфликтности и асоциальности поведения.

Современные авторы высказывают сомнения относительно необходимости разрушения старой социальной ситуации развития для создания новой. Социальная среда, являясь источником развития, сохраняет свою внутреннюю преемственность при формировании принципиально новых структур сознания, опосредующих отношение к внешней действительности.

Эльконин Б.Д.: тенденция к эмансипации подростка от взрослого (иногда конфликтная и бурная) является необходимым условием построения новой системы отношений между ребенком и взрослым. Кризис заключается в принципиальном изменении ситуации действования ребенка, когда возврат назад (в старую систему отношений) уже не мыслим: осознав свою взрослость, невозможно существовать в «детской» системе отношений.

А. Бандура считает, что кризис, понимаемый им как идентификация социальной роли, возникает у подростков только потому, что взрослые ждут этого, ориентируясь не на нормативный вариант развития, а на 10% подростков с отклоняющимся поведением, для которых характерны трудности в адаптации к возрастным изменениям организма. Тем самым Бандура ставит под сомнение объективное существование кризиса в развитии подростков, считая, что общие принципы обучения и развития сохраняют свою эффективность и в отрочестве.

Р. Бернс, сопоставляя данные различных исследований, считает, что лишь у 30% подростков различных возрастов обнаруживаются некоторые психологические отклонения, которые можно рассматривать как проявления кризиса. Социальное окружение многих из этих подростков уже в детстве характеризовалось как неблагоприятное. Подростки, которые росли в гармоничных условиях семейной поддержки и нормативной социализации, плавно адаптировались к изменениям физиологического плана и справлялись с задачами психического развития.

Современные исследования ставят под сомнение наличие единого нормативного кризиса подростничества, оставляя, однако право за каждым конкретным подростком индивидуально переживать происходящие с ним изменения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.196.182 (0.008 с.)