Процесс старения как развитие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Процесс старения как развитие



Говоря о старости, принято отмечать те или иные негативные и часто необратимые физиологические и психологические изменения. Одна из характерных особенностей стареющей психики – снижение темпа психической активности – проявляется в замедлении психомоторных реакций, сужении объема восприятия, снижение сосредоточенности, ослаблении памяти.

Однако, в настоящее время многие психологи убеждены, что старость следует характеризовать не столько угасающими способностями, сколько качественно отличной психикой, т.к. развитие человека представляет собой цепь качественных изменений. Так, обнаружено, что некоторые особенности, считавшиеся характерными признаками старости, на самом деле не что иное, как результат плохого питания, недостатка активности или заболевания. Органы здорового человека в возрасте 65 лет. В многочисленных работах, посвященных позднему периоду жизни, подчеркивается, что одновременно с инволюционными процессами на всех уровнях организации человеческой жизнедеятельности возникают изменения прогрессивного характера, направленные на преодоление деструктивных нарушений и достижение нового уровня самоосуществления личности.

Однако не стоит преуменьшать значение физиологии для организма пожилого человека. Происходящие в процессе старения изменения в деятельности организма не могут не вызывать изменений восприятия, памяти, мышления, личности человека. Психическое развитие в пожилом возрасте связано с двумя группами факторов: изменение темпов развития и переориентация его механизмов совпадают по времени с критическим периодом, достаточно серьезным и эмоционально насыщенным. Замедление темпа психического функционирования в этом возрасте совпадает с физическим угасанием, болезнями и соматическими отклонениями.

Этот период, по данным психологов и психогенетиков, отличается и более высоким, чем в стабильные, литические периоды, индивидуальным разбросом. Причем индивидуальные различия связаны не только с чисто психологическими параметрами (самооценкой, уровнем развития познавательных функций, идентичностью и пр.), но и с высокой вариативностью в доминировании социального или биологического параметра. Для одной группы пожилых людей условия проживания и экологическая обстановка имеют первостепенное значение, и именно этими факторами определяется их память, мышление, мнение о себе. Для другой группы пожилых эти факторы, при всей их важности, не являются доминирующими, их самочувствие зависит главным образом от социальных факторов – статуса, востребованности, творческой и социальной активности (Т.Д. Марцинковская). Такая вариативность сохраняется, как правило, около года – полутора лет, т.е. примерно от 59-60 лет до 61-62 лет. Для людей старшего возрастного периода большее значение имеет биологический фактор, а для младшего – социальный.

Кризис пожилого возраста

Несмотря на относительное многообразие конкретных подходов к периодизации психического развития в позднем возрасте, более или менее общепризнанным является выделение серьезного нормативного возрастного кризиса в 55-65 лет. Изменение социального статуса и внутренней позиции человека по отношению к своей жизни – главное содержание этого кризиса. Как во всяком возрастно-психологическом кризисе, в кризисе пожилого возраста кроме многочисленных негативных изменений есть и отчетливые позитивные изменения.

Рассматривая особенности психологического кризиса пожилого возраста, многие ученые (Э. Эриксон, Б.Г. Ананьев, В. Франкл и др.) сходятся во мнении о том, что он связан с оценкой ценности и смысла прожитой жизни, несмотря на многочисленные интерпретации его сути. Это осмысление, подведение итогов прожитой жизни и, в определенной степени, попытка в оставшееся время что-то изменить или компенсировать. Таким образом, кризис пожилого возраста с психологической точки зрения является таким же смыслообразующим, как и подростково-юношеский кризис, но гораздо более аффективно насыщенным и в чем-то более драматичным. В отличие от подросткового, когда человек только строит планы на жизнь и осмысляет е перспективы, кризис пожилого возраста – это подведение итогов, а иногда и констатация того, что прожитые годы – бессмысленны (Т.Д. Марцинковская).

Обращение к интегральной концепции жизненного цикла человека позволят осмыслить старость как противоречивый процесс, в котором наряду с инволюционными, деструктивными изменениями действуют адаптационные механизмы (Т.В. Карсаевская). Именно с ними наука связывает стратегию продления жизни.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.203.172 (0.006 с.)