Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Когнитивное развитие и учебная деятельность подростков
Становление формальных операций и развитие мышления в отрочестве. Важнейшим достижением интеллектуального развития в отрочестве, по мнению Ж. Пиаже, является развитие способности к абстрагированию. Если в детстве структурные когнитивные ограничения не позволяют ребенку понять себя и сужают поле его самосознания, то развитие способности к формальному мыслительному оперированию позволяет подростку более объективно оценивать свой опыт и реалистично судить о мотивах действий других людей. Абстрактное мышление отличается от конкретного способностью рассуждать по поводу гипотетической ситуации. Подростки, как правило не испытывают затруднений при решении задач, связанных с абстрактными ситуациями и логически рассуждают, даже если условия задачи противоречат объективной реальности. Конечно, подростки оперируют новым доступным им уровнем мышления не всегда и могут использовать избыточную логику без необходимости, а зачастую демонстрируют качество, которое Элкинд определил как псевдоглупость. Псевдоглупость проявляется в тенденции выбирать слишком сложный подход к проблеме, который ведет к неудаче, так как подросток ищет решение на слишком высоком уровне анализа или вязнет в гипотетических альтернативах, будучи не в состоянии расставить приоритеты. В такой ситуации подросток выглядит глупым, так как не принимает очевидных решений, нарабатываемых опытом. Благодаря гипотетико-дедуктивному мышлению адаптация подростка во взрослой жизни становится более полной и адекватной. Стадия формальных операций задает следующие характеристики мышления: · Логичность мышления. Окончательное разделение формы и содержания знания, способность строить мысленные предположения о взаимном влиянии переменных и устанавливать причинно-следственные отношения, учитывая все значимые факты. · Гипотетичность мышления. Возникновение способности действовать с гипотезами, выдвигать и доказывать их, создавать идеи. · Комбинаторность мышления. Формирование способности к комбинаторике (классификации классификаций), оперированию объектами, отношениями и предположениями; способность выявить связь между двумя и более переменными. · Обратимость мышления. Достижение синтеза двух форм обратимости: инверсии (обратность) и реципрокности (взаимность), способность действовать в плане возможности, возвращаясь к исходной позиции и одновременно мысленно удерживать прямое и обратное действие.
· Интроспективность мышления. Способность размышлять о собственном мышлении, развитие интеллектуальной рефлексии. · Гибкость мышления. Способность предлагать различные интерпретации событий и прослеживать логику рассуждений каждого их участников ситуации, децентрация. · Абстрактность мышления. Развитие способности применять символы для замещения символов, освоение многозначности знакового мира сознания, формирование абстракции нового уровня как выход за границы возможного. Выделенные Пиаже прогрессивные изменения в структуре мышления в соответствии с логикой развития не должны останавливаться и предполагают непрерывное формирование новых структур интеллекта. Определенный шаг в этом направлении был сделан зарубежными авторами, выделившими пятую стадию развития – стадию выявления проблем. Мышление этой стадии описывается как творческий процесс, открытия, и продуцирование новых методов мышления для решения нестандартных проблем. Сторонники информационного подхода к развитию выделяют в качестве основного направления в когнитивном развитии формирование метакогнитивных навыков, объединяющих способность стратегически планировать собственную деятельность, размышлять и рассуждать о собственных мыслительных процессах и анализировать события в различных контекстах, с разных позиций. Рефлексия по поводу собственных мыслительных процессов и выраженный интерес к представлениям других людей ведет к формированию такой позиции, когда подростки считают свое поведение и внутренние переживания бесконечно интересными для окружающих. Эгоцентрическое отношение к значимости собственного внутреннего мира ведет, как показал Элкинд, к возникновению феномена «воображаемой аудитории». Представления подростков создают воображаемых зрителей, перед которыми как на сцене выступает подросток. Эта аудитория создана самим подростком, следовательно, знает о нем все, что знает он сам и замечает все его слабые места. Эгоцентризм подростка порождает внутри него самого строгого критика.
Подросток ощущает себя постоянно на виду и считает объектом пристального внимания практически всех окружающих, что вынуждает его реагировать на «зрителей». Эти реакции не связаны с ситуацией и не заданы контекстом взаимодействия, поэтому подростки часто ведут себя не адекватно и слишком демонстративно. Одновременно подростки склонны возводить свои чувства в абсолют и расценивать как уникальные: мои страдания - самые тяжелые, моя любовь – самая настоящая, а мое негодование – самое искреннее. Максимализм проявляется как в мыслях, так и в чувствах и нередко трансформируется в «персональный миф» - представления о собственной исключительной уникальности, неуязвимости и, возможно, бессмертности. В результате действия эгоцентрической позиции, подросток, рассуждающий в отношении глобальных мировых проблем с позиции формальной логики, тем не менее, уверен, что конкретная неприятность (статистически чрезвычайно вероятная и логически закономерная) никогда не произойдет лично с ним. Преодоление эгоцентризма связано с принятием подростками на себя трудовых обязанностей, с началом профессиональной деятельности. Социально компетентное поведение возникает тогда, когда подросток начинает реализовывать свои планы и воплощать идеи в реальности. Исследователи, как зарубежные, так и отечественные, подчеркивают значение общественной ориентации подростков на пути децентрации. Школьная жизнь подростков. Основной источник развития формального мышления современных подростков – это учеба в школе. Со вступлением в отрочество отношения подростка с окружающими (преимущественно взрослыми) обостряются и это не может не влиять на школьную жизнь. Вместе с тем родители продолжают измерять темпы развития подростка школьными успехами, ориентируясь на отметки. Учеба и организация школьной жизни, как правило, не отвечают запросам растущего самосознания, развивающегося формального мышления и стремления к активной общественно значимой деятельности. В учебном процессе не удовлетворяется острейшая потребность подростков в доверительном, исповедальном общении со сверстниками и желание познать себя, узнавая другого. Подростки критично воспринимают учителей, оценивая не столько их знания, сколько личность и социальный облик, а учителя в свою очередь часто с презрением относятся к мнению подростков, их способностям и знаниям. Ученики не видят связи между школой и личной жизнью, между обучением и будущими достижениями, а посещают школу как место, где можно провести время в подходящей компании. Содержательное значение школы подростки видят только в контексте общения со сверстниками, а ведущими мотивами становятся социальные и отрицательные мотивы избегания неприятностей (с родителями, администрацией школы и т.д.). Главной характеристикой отношений подростков и школы становится психологическое отчуждение, которое проявляется на поведенческом уровне в низкой академической успеваемости, негативизме и частых прогулах. Причиной отчуждения является бессилие, которое ощущает подросток в стенах школы. Бессилие или феномен «выученной беспомощности» возникает как реакция на хроническое авторитарное давление, безысходность и неспособность влиять на ситуацию. Подросток чувствует, что им манипулируют и одновременно осознает неизбежность подчинения и необходимость играть по тем социальным правилам, которые диктует ему общество. В результате ученик теряет интерес к учебе и в лучшем случае просто сидит на уроках ничего не делая. Параллельно с бессилием развивается ощущение бессмысленности. Связи между предметами разрушаются, а преемственность между школьной программой и теми социальными ролями, которые подростки должны будут принимать на себя в будущем, отсутствует.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.12.240 (0.007 с.) |