Показатели школьной готовности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Показатели школьной готовности



Развитие восприятия, которое проявляется в умении ребенка:

- различать пространственное расположение фигур, деталей в пространстве и на плоскости (над — под, на — за, перед — возле, сверху — внизу, справа — слева и т.п.);

- различать и выделять простые геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, ромб и т.п.) и сочетания фигур;

- классифицировать фигуры по форме и величине;

- различать и выделять буквы и цифры, написанные разным шрифтом;

- мысленно находить часть от целой фигуры, достраивать фигуры по схеме, конструировать фигуры (конструкции) из деталей

Развитие памяти, которое проявляется в умении:

- принять и самостоятельно поставить мнемическую задачу и проконтролировать ее выполнение при запо­минании как наглядного, так и словесного материала;

- овладевать приемами логического запоминания;

- легче запомнить наглядные образы, чем словесные рассуждения.

Развитие мышления, которое связано с:

- необходимым уровнем познавательной мотивации и наблюдательности;

- элементарным запасом сведений и знаний об окружающем мире, быте, жизни;

- способностью к систематизации, классификации и группировке процессов, явлений, предметов, к анализу простых причинно—следственных связей.

Развитие речи, основными показателями которого являются:

- правильное произношение всех звуков родного языка;

- способность к простейшему звуковому анализу слов;

- словарный запас составляет 3,5—7 тыс. слов;

- грамматически правильное построение предложения;

- умение самостоятельно пересказать знакомую сказку или составить рассказ по картинкам;

- свободное владение речью как средством общения.

Развитие внимания, основными признаками которого являются следующие:

- устойчивость внимания составляет 10—15 минут и зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей ребенка;

- дети не способны быстро и часто переключать внимание с одного объекта, вида деятельности на другой.

Зрительно—моторная координация, которая включает:

- умение срисовывать про­стые геометрические фигуры, пересекающиеся линии, буквы, циф­ры с соблюдением размеров, пропорций, соотношения штрихов

Слухо—моторная координация, которая включает:

- умение различать и воспроизводить несложный ритмический рисунок;

- способность выполнять под музыку ритмические (танцевальные) движения.

Развитие движений, которое включает:

- владение элементами техники всех бытовых движений;

- способность к самостоятельным, точным и ловким движениям, производимым под музыку в группе детей;

- выполнение координированных движений пальцев, кисти, руки при выполнении бытовых действий, при работе с конструктором, мозаикой, при вязании;

- выполнение простых графических движений (вертикальные, горизонтальные линии, овалы, круги и т.п.);

Произвольная регуляция, компонентами которой являются:

- возможность волевой регуляции поведения (на основе внутренних побуждений и установленных правил);

- способность проявлять настойчивость, преодолевать трудности.

Организация деятельности, которая включает:

- способность воспринимать инструкцию и по инструкции выполнять задание, если поставлены цель и четкая задача действия;

- возможность планировать свою деятельность, но без самостоятельной выработки алгоритма сложного последовательного действия;

- способность сосредоточенно, без отвлечений работать по инструкции 10—15 минут;

- способность самостоятельно исправить ошибки и корректировать работу по ходу дела;

- возможность общей (недифференцированной) оценки качества своей работы.

Мотивация, которая предполагает:

- познавательный интерес;

- интерес к новым видам деятельности и миру взрослых;

- установление и сохранение положительных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;

- мотивы личных достижений, признания, самоутверждения.

Личностное развитие, которое включает:

- способность осознавать свое положение в системе отношений со взрослыми и сверстниками;

- стремление соответствовать требованиям взрослых, к достижениям;

- неспособность к адекватной самооценке, которая в значительной степени зависит от оценки взрослых (педагога, воспитателя, родителей).

Социальное развитие, которое включает:

- умение общаться со сверстниками и взрослыми, знание основных правил общения;

- хорошая ориентация не только в знакомой, но и в незнакомой обстановке;

- способность управлять своим поведением (дети знают границы дозволенного, но нередко экспериментируют, проверяя, нельзя ли расширить эти границы);

- стремление быть хорошими, первыми, сильное огорчение при неудаче;

чуткое реагирование на изменение отношения, настроения взрослых.

А.Л. Венгер описал пять вариантов развития первоклассников, испытывающих трудности в обучении и адаптации к школе.

1. «Хроническая неуспешность» связана с повышенной тревожностью детей, формирующейся либо в силу недостаточной подготовленности к школе, либо в результате завышенных требований и жесткого контроля со стороны взрослых. В этом случае ребенок испытывает страх допустить ошибку, не оправдать ожиданий родителей, получить отрицательную оценку учителя. Высокая тревожность и связанная с ней низкая самооценка снижают продуктивность деятельности, инициативность, повышают конформность и затрудняют усвоение школьных норм и правил, приводя к чисто формальному выполнению требований взрослых. При этом отрицательные оценки взрослых только подкрепляют неуверенность ребенка в своих силах, поэтому для преодоления повышенной тревожности у первоклассников взрослым необходимо изменить отношение к результатам деятельности, поощряя любые достижения и не фиксируясь на промахах.

2.«Негативистическая демонстративность» проявляется в стремлении ребенка быть в центре внимания любой ценой. В том случае, когда реальные достижения ребенка в учебе скромны, а способности средние, он будет пытаться привлечь к себе внимание, нарушая правила и ведя себя агрессивно. При этом отрицательные оценки, одергивания и замечания со стороны взрослых подкрепляют демонстративность, поощряя дальнейшее неправильное поведение. Такой ребенок внутренне не принимает школьные нормы и открыто демонстрирует свое негативное отношение к ним и учебной ситуации в целом. Снижение успеваемости при данном варианте развития является следствием вызывающего, нарочитого поведения ребенка, поскольку, отрицая правило, он не может овладеть новыми знаниями и получить высокую оценку. Для преодоления негативистической демонстративности взрослым необходимо отказаться от порицаний и эмоциональных отрицательных оценок (которые усиливают негативное поведение), тем не менее строго контролируя соблюдение правил.

3. «Уход от деятельности» является результатом сочетания черт, характерных для предыдущих вариантов развития. Повышенная потребность во внимании у таких детей не находит реализации ни в позитивном, ни в асоциальном поведении вследствие их высокой тревожности. Такие дети боятся нарушить правило, поэтому не рискуют вести вызывающе. Они склонны к уходу от контактов, пассивны, неуверенны в себе, у многих из них указанные черты сочетаются с признаками психического инфантилизма, прежде всего, с низким самоконтролем. Неуспешность таких детей связана не с нарушением правил, а с рассеянностью внимания и фантазированием. В своих мечтах ребенок добивается необходимого ему внимания, совершает «героические» поступки, однако в реальной жизни он часто оказывается в числе отстающих и изолированных. Коррекция данного варианта развития связана с формированием отношения ребенка к результату учебной деятельности и нахождением эффективных способов творческой самореализации.

4. «Вербализм» отмечается у детей, хорошо владеющих речью, но испытывающих затруднения в деятельности, требующей образного мышления.

5. «Интеллектуализм» связан с высоким уровнем развития логического мышления, средним уровнем речевого развития и слабо развитым образным мышлением.

Контрольные вопросы к лекции № 10

1. В чем специфика социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте?

2. Какая деятельность становится ведущей в младшем школьном возрасте?

3. Какова структура учебной деятельности?

4. Какие психологические новообразования формируются в младшем школьном возрасте?

5. В чем состоят психологические особенности адаптации первоклассников в школе?

6. Что такое внутренняя позиция школьника?

7. Каковы причины и симптомы кризиса 7 лет?

8. Что входит в понятие психологической готовности к школе?

9. Как соотносятся понятия психологическая готовность к школе и школьная зрелость?

10. Из каких компонентов складывается психологическая готовность к обучению в школе?

Литература к лекции № 10

1. Возрастная психология: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / [Т.Д. Марцинковская и др.]; под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

2. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. Изд. 4. – М.: Педагогическое общество России, 2008.

3. Эльконин Д.Б. Детская психология: Учеб. пособие для студ.высш.учеб. заведений / Ред.-сост. Б.Д. Эльконин. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.212 (0.011 с.)