Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Становление самосознания в раннем возрасте
Простейшей формой самосознания ребенка являетсяузнавание себя в зеркале в 1,5-2 года, подкреплённое эмоциональным реагированием на своё отражение (ребёнок улыбается, трогая свой носик, глазки). Примерно к концу второго года жизни, дети начинают употребление в речи личного местоимения. Однако, сначала ребёнок говорит о себе в третьем лице: «Маша сидит» и только к концу третьего года жизни появляется местоимение «Я». Ситуативность опосредует все поведение ребенка в период раннего детства, которое К. Левин обозначил «полевым», но ее преодоление происходит благодаря освоению предметной деятельности и развитию речи. Развитие самосознания у ребёнка раннего возраста связано с отделением себя от своих действий, с осознанием своих желаний, что приводит к изменению отношения ребёнка к людям, предметам, самому себе. Д.Б. Эльконин указывал, что изменение отношения определяется тем, что овладение общественно выработанными способами употребления предметов формирует у ребёнка предметное отношение к действительности. В процессе манипулирования с предметами в соответствии с их функциями у ребёнка возникает личное действие – такое действие, к которому ребёнок относится как к своему (например, «Я играю»). В процессе овладения предметной деятельности ребёнок в отличие от взрослого, который даёт дифференцированную оценку его действиям в зависимости от успешности выполнения, оценивает себя недифференцированно и положительно: «Я хороший. Я молодец!», что свидетельствует о появлении первичной самооценки. Говоря о структуре «Я», представитель гуманистической психологии К. Роджерс пришел к выводу о том, что внутренняя сущность человека, его Самость выражается в самооценке, которая отражает истинную суть данной личности, ее «Я». У маленьких детей эта самооценка бессознательна и представляет собой скорее самоощущение, но тем не менее в раннем возрасте она руководит поведением человека, помогая понять и отобрать их окружающего то, что присуще именно данному индивиду – интересы, профессию, общение с определенными людьми и т.д. К трем годам у ребенка появляются и свои собственные желания, непосредственно не совпадающие с желаниями взрослых. В раннем возрасте между желаниями ребенка и взрослых не было особых расхождений. Если ребенок хотел чего-то недозволенного, взрослые быстро переключали его внимание на другой привлекательный предмет. К трем годам его желания становятся определенными и устойчивыми, что подтверждается настойчивыми словами «Я хочу».
Деятельность ребенка раннего возраста становится направленной не только на внешний мир, но и на самого себя, результатом чего является возникновение элементов самосознания. Стремление к самостоятельности и независимостиот взрослого, как в действиях, так и в желаниях ребенка, приводит к существенным осложнениям в отношениях ребенка и взрослого. Этот период в классической психологии получил название кризиса трех лет. По Д.Б. Эльконину, кризис трех лет – это кризис социальных отношений, а всякий кризис отношений есть кризис выделения своего «Я». Феномен «Я сам», хорошо знакомый всем родителям, означает не только возникновение внешней самостоятельности, но и одновременное отделение ребенка от взрослого. В результате такого отделения взрослые как бы впервые возникают в мире детской жизни. Из мира, ограниченного предметами, этот мир превращается в мир, полный взрослыми. Наблюдения Д.Б. Эльконина показали, что в раннем возрасте ребенок строит свое действие посредством уподобления действию-образцу взрослого. К трем годам, когда ребенок овладевает речью, ему открывается его действие как таковое, а не только как вплетенное в ситуацию совместной деятельности со взрослым. И возникает «личное действие» и «я сам». Сопоставляя исследования по предметным действиям и кризису тех лет К.Н. Поливанова предполагает, что Д.Б. Эльконин имел в виду дифференциацию поначалу целостной ситуации действования совместно со взрослым, точно по образцу, представленному взрослым; дифференциацию, направленную на выделение личного, «моего» действия. По мнению Л. И. Божович, три года – важный рубеж в развитии ребёнка. Это подлинный старт развития самосознания, которое далее на каждом возрастном этапе имеет специфические особенности. Л.И. Божович связывает новообразования кризиса трех лет с появлением «системы Я», в которой доминирует потребность в реализации и утверждении собственного Я. Как следствие возникновения «системы Я» появляются другие новообразования, самым значительным из которых, является самооценка и связанное с ней стремление «быть хорошим».
Итак, к трём годам ребёнок вычленяет собственное действие как существенный момент ситуации, у него возникает личное действие, система «я сам» (Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович). Совокупность этих достижений указывают на психологическую перестройку личности ребенка раннего возраста, знаменуя переход к новому этапу развития – дошкольному детству. Контрольные вопросы к лекции № 8 1. Как меняются социальная ситуация и ведущая деятельность в раннем возрасте? 2. Какие закономерности формирования предметного действия в раннем возрасте выявил Д.Б. Эльконин? 3. Какие стадии проходит связь действия с предметом в процессе развития предметного действия? 4. Каковы закономерности развития восприятия и памяти в раннем возрасте? 5. Каковы закономерности развития мышления и речи в раннем возрасте? 6. Как развиваются игровые действия в раннем возрасте? 7. Как развивается эмоциональная сфера в раннем возрасте? 8. Как развивается самосознание в раннем возрасте? 9. Каковы причины кризиса трех лет? 10. Как проявляется кризис трех лет в поведении детей? Литература к лекции № 8 1. Возрастная психология: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / [Т.Д.Марцинковская и др.]; под ред. Т.Д.Марцинковской. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. 2. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. Изд. 4. – М.: Педагогическое общество России, 2008. 3. Эльконин Д.Б. Детская психология: Учеб. пособие для студ.высш.учеб. заведений / Ред.-сост. Б.Д. Эльконин. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.6.194 (0.005 с.) |