Интернет-ресурсы к лекции № 6 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интернет-ресурсы к лекции № 6



1. http://elibrary.ru/ Ресурсы Института научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН РАН)

2. http://www.psyjournals.ru. Психологические журналы. Описание. Содержание. Отдельные полнотекстовые статьи

 


РАЗДЕЛ 2. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

Лекция 7. «Психологические особенности развития младенцев»

Общая характеристика периода новорожденности

Первый год жизни – период наиболее интенсивных и быстрых изменений в психическом развитии ребенка. Он делится на 2 стадии:

1. Новорожденность – первые 4-6 недель

2. Младенчество – до конца 1 года.

Новорожденность – период адаптации ребенка к жизни во внеутробных условиях. Физически ребенок отделился от матери, но физиологически и психологически остался слит с нею.

Характерные особенности периода новорожденности:

1. Малое различение сна и бодрствования.

2. Преобладание торможения над возбуждением.

3. Спонтанная двигательная активность.

Врожденные безусловные рефлексы новорожденного.

В адаптации к новым условиям жизни беспомощному ребенку помогают наследственно закрепленные механизмы (безусловные рефлексы) двух типов:

1) рефлексы выживания – направлены на удовлетворение органических потребностей, обеспечивающих только выживание, но не составляющих основу психического развития ребенка.

2) примитивные рефлексы - имеют диагностическую ценность, т.к. в норме они исчезают в течение первых месяцев жизни. Если нет - это может быть сигналом наличия у ребенка проблем неврологического характера.

Примитивные рефлексы

1. Рефлекс Моро – когда ребенка резко опускают или поднимают, или он пугается резкого звука, он сначала растопыривает руки и вытягивает пальцы, а затем сжимает их и подтягивает руки назад к телу. Исчезает рефлекс приблизительно по прошествии 4 месяцев.
2. Хватательный рефлекс кисти – при прикасании к ладони ребенка карандашом или пальцем он цепко хватается за него, а при попытке вытащить сжимает еще крепче. Исчезает примерно через 5 месяцев.
3. Хватательный рефлекс стопы – если слегка нажать рукой на верхнюю часть подошвы, у ребенка происходит тоническое сгибание пальцев стопы. Рефлекс похож на хватательный рефлекс кисти, но исчезает лишь спустя 9 месяцев.
4. Рефлекс Бабинского – при поглаживании поверхности подошвы ступни ребенка от пятки к пальцам наблюдается тыльное сгибание большого пальца стопы и разведение в стороны остальных. Исчезает через 6 месяцев.
5. Рефлекс шага (ходьбы) – когда ребенка держат вертикально, перемещая туловище вперед, а он упирается ступнями о твердую поверхность, движения его ног напоминают скоординированную ходьбу. Рефлекс исчезает через 2-3 месяца.
6. Плавательный рефлекс – ребенок пытается совершить скоординированные плавательные движения, если поместить его в воду животом вниз. Исчезает примерно через 6 месяцев.
7. Шейно-тонический рефлекс – когда голову лежащего на спине ребенка поворачивают в сторону, он вытягивает руку и ногу с той стороны тела, куда повернута голова, и сгибает противоположные (поза фехтовальщика). Исчезает примерно через 4 месяца.

Рефлексы выживания.

1. Пищевые. В наибольшей мере к рождению складывается система пищевых рефлексов, легко вызываемых у новорожденного прикосновением к углам губ и слизистой оболочке языка. И в основном готов механизм сосания, при активизации которого проявляется названная Денисовой М.П. и Фигуриным Н.Л. реакция «пищевого сосредоточения», когда все остальные движения задерживаются, тормозятся.

2. Дыхательные. Дыхание также является рефлекторным, хотя по прошествии первых месяцев, оно начинает подчиняться произвольному контролю. Рефлекторными являются и кашель, чихание, отрыжка, зевота.

3. Защитные и ориентировочные рефлексы. К данной группе также относятся зрачковый рефлекс и моргание, зажмуривание при сильном свете, поворачивание головы и глаз к свету. Кроме того, к моменту рождения функционально готовы и некоторые механизмы уха, обуславливающие вздрагивание новорожденного при резком и сильном звуке. Однако зрительное и слуховое сосредоточение образуются позже.

В период новорожденности общая готовность ребенка к взаимодействию с миром основана на зрительно-моторных, зрительно-слуховых и слухо-моторных координациях.

Однако всех этих наследственных механизмов недостаточно для приспособления к новым условиям внеутробного существования, поэтому решающим условием его жизни выступает уход взрослого за ним. Физиологическая связь плода и организма матери сменяется связью ребенка с ухаживающими и поддерживающими его жизнь взрослыми, что достаточно важно в связи с потерей веса новорожденного в течение 9-12 дней жизни и последующим приростом веса.

Своеобразное переходное состояние от внутриутробного к внеутробному существованию выражается в недифференцированности состояний сна и бодрствования. Около 80% времени суток ребенок проводит в многофазном и не сконцентрированном в определенные часы сне, сопровождающемся постоянными движениями.

П.Вольф выделил 6 состояний поведения новорожденного с постоянной, типичной для них длительностью и предсказуемой ежедневной цикличностью: активное бодрствование, крик (плач), спокойное бодрствование, полусон, ровный/глубокий и неровный/поверхностный сон.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.169.94 (0.005 с.)