Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие движущих сил и условий психического развитияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В отечественной психологии подчеркивается необходимость разведения условий и движущих сил психического развития. · условия психического развития - наследственные факторы и анатомо-биологические предпосылки развития, которые задают морфологическую основу психики, но не определяют ее содержания. · социальная среда - источник развития, · движущие силы развития – общение, обучение и воспитание. В современной психологии рассматриваются три фактора развития: · биологический, · социальный, · собственная активность человека, его ожидания, целеустремленность, переживания, смысложизненные ориентации, которые преломляют действие не только средовых, но и генетических факторов. Подобная активность проявляется достаточно рано, опосредуя внешние и внутренние воздействия, и делает психическое развитие каждой отдельной личности по-настоящему уникальным. Главным вопросом становится не изучение пропорционального влияния наследственности и среды, а исследование характера взаимодействия биологических и социальных факторов в процессе развития ребенка. Активность ребенка может принимать разные формы в зависимости от возраста и социального окружения. Это может быть восприимчивость ребенка к одним средовым воздействиям в ущерб другим, или избирательность в отношении элементов окружающей среды, или взаимодействие с обществом на основе взаимовлияния и осознанного приспособления к конкретным условиям жизни. Понятие социальной ситуации развития в психологию ввел Л.С. Выготский в качестве структурного компонента психологического возраста. В учении о структуре и динамике возраста он сформулировал положение о социальной среде как источнике психического развития ребенка, где обучение играет ведущую роль, а нормативное направление развития задается «идеальной формой» социальных ожиданий и требований. Исследование социальной ситуации включает анализ роли среды в развитии ребенка, изучение отношения ребенка к отдельным компонентам среды, оценку позиции ребенка в социальном окружении. Рассматривая отношение ребенка к обществу, Л.С. Выготский выделял два плана отношений: «ближайшие» и «далекие». Ближайшие отношений связывают ребенка с близким взрослым и сверстником, а далекие – с социальным взрослым – носителем общественных требований, ограничений и смыслов деятельности. 4.2. Биоэкологическая модель среды Ури Бронфенбреннера Развитие, с точки зрения экологического подхода, понимается как включенность ребенка в разнообразные социальные отношения, значимость которых с возрастом меняется. Понять содержание развития можно только с учетом реальных жизненных ситуаций, естественная окружающая среда является основным источником воздействий на развивающегося ребенка. Многоуровневая система среды, центром которой является развивающаяся личность, согласно концепции Бронфенбреннера, включает в себя следующие четыре системы: микросистема, мезосистема, экзосистема и макросистема. Микросистема представляет собой ближайшее социальное окружение ребенка, включающее первоначально только семью, а со временем дополняющееся отношениями, складывающимися у ребенка с образовательными и медицинскими учреждениями, сверстниками, соседями и религиозными институтами (если религия играет важную роль в семейных ценностях). Бронфенбреннер подчеркивает, что влияние носит взаимный характер и развивающийся ребенок не только испытывает влияние со стороны окружения, но сам в полной мере воздействует на него через индивидуальные биологически или социально опосредованные особенности (темперамент, привычки, черты характера, физические особенности и т.д.). У. Бронфенбреннер выделяет различные механизмы взаимодействия между индивидом и его окружением. Различные свойства и качества личности вызывают специфические реакции со стороны среды - индивид определенным образом структурирует окружающую его действительность. Степень активности личности и способность к саморегуляции также влияют на характер отношений со средой. Помимо этого характер взаимодействия и направление развития зависит от избирательной ориентации личности, поведенческих диспозиций, концептуализации опыта и социальных требований. Индивидуальные микросистемы тесно связаны между собой, каждый индивид влияет на остальных людей, входящих в систему. Суммарное взаимовлияние составляет целостный динамический контекст, детерминирующий развитие и представлено в концепции Бронфенбреннера мезосистемой. Мезосистему составляют взаимосвязи между микросистемами, окружающими индивида. Развитая мезосистема способна оптимизировать развитие через расширение взаимодействий и осуществление комплексного влияния на ребенка. Успешность учебной деятельности, например, зависит не только от школы, но и от семьи, отношения родителей к учебе, мнения сверстников в отношении значимости школьной успеваемости и многих других связей между микросистемами. Третий уровень – экзосистема – состоит из социальных контекстов влияющих на ребенка или подростка опосредованно, через окружающих людей. Бронфенбреннер приводит пример влияния обстановки на работе у родителей на их эмоциональное состояние и отношение к детям. Особенности систем здравоохранения и социального обеспечения, друзья родителей, расширенная семья являются контекстами, влияющими на развитие. Последний уровень – макросистема – включает в себя культурные, идеологические, социальные контексты прямо или косвенно воздействующие на развитие ребенка. Доминирующее мировоззрение, традиции и нормы поведения, принятые в обществе определяют воспитательные ценности, культурно обусловленное отношение к детям и опосредованно (через социальные институты) формируют поведение индивида. Наряду с этим, Бронфенбреннер выделяет хроносистему как ось временных изменений, происходящих с ребенком и отражающую значимость экологических контекстов в разных возрастах. Интенсивное развитие личности в подростковом возрасте приводит к повышению значимости макросистемных контекстов развития, критичности подростка в отношении идеологии общества, моральных ценностей, религиозных убеждений и политических взглядов, доминирующих в обществе. Хроносистема чувствительна как к текущим изменениям, так и к процессам, связанным с разворачивающимся жизненным циклом личности, возрастными периодами, когортными отличиями. Непосредственно активность ребенка разворачивается на уровне микросистемы во взаимодействии с ближайшим окружением, но каждый из уровней системы: мезо-, экзо- и макро- имеет свое неповторимое значение в развитии. Подход Бронфенбреннера позволяет понять социальную ситуацию развития как иерархически организованную контекстуальную и одновременно целостную (неразделимую) систему. Контрольные вопросы к лекции № 4 1. Как соотносятся между собой движущие силы, условия и факторы психического развития? 2. Какова роль собственной активности ребенка в психическом развитии? 3. Что такое социальная ситуация развития? 4. Как понимается психическое развитие в экологическом подходе? 5. Какие факторы влияния среды входят в микросистему? 6. Какие влияния оказывает мезосистема на психическое развитие ребенка? 7. Что такое экзосистема применительно к экологическому подходу? 8. Как влияет макросистема на психическое развитие? 9. Что такое хроносистема? 10. Как соотносятся экологический подход и понятие социальной ситуации развития? Литература к лекции № 4 1. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2010. 2. Психология развития: Учеб. для студ. высш. психол. учеб. заведений / Под ред. Т. Д. Марцинковской. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. 3. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. СПб., 2008.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.77.119 (0.007 с.) |