Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методологические принципы психологии развитияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Принцип детерминизма - все психические явления связаны по закону причинно-следственных отношений, то есть что все, что происходит в нашей душе, имеет какую-то причину, которая может быть выявлена и изучена и которая объясняет, почему возникло именно то, а не иное следствие. Эти связи могут объясняться разными основаниями, и в психологии существовало несколько подходов к их объяснению. 2. Принцип системности описывает и объясняет основные виды связи между разными сторонами психики, сферами психического. Он предполагает, что отдельные психические явления внутренне связаны между собой, образуя целостность и приобретая благодаря этому новые свойства. Принцип системности, который представляет психику как сложную систему, отдельные блоки (функции) которой связаны между собой. Таким образом, системность психики предполагает и ее активность, так как только в этом случае возможна и саморегуляция, и компенсация, присущие психическому даже на низших уровнях развития психики. Системность в понимании психики не противоречит и осознанию ее целостности, идее «холизма» (целостность), так как каждая психическая система (прежде всего, естественно, психика человека) является уникальной и цельной. 3. Принцип развития - психика постоянно изменяется, развивается, поэтому наиболее адекватным способом ее изучения является исследование закономерностей этого генезиса, его видов и стадий. Недаром одним из наиболее распространенных психологических методов является именно генетический. Существует два пути развития психики - филогенетический и онтогенетический, то есть развитие психики в процессе становления человеческого рода и в процессе жизни ребенка. Американский психолог С. Холл предположил, что это сходство связано с тем, что этапы развития психики зафиксированы в нервных клетках и передаются ребенку по наследству, а потому никакие изменения ни в темпе развития, ни в последовательности стадий, невозможны. Теория, которая устанавливала эту жесткую связь между фило- и онтогенезом, получила название теории рекапитуляции, то есть краткого повторения в онтогенезе основных стадий филогенетического развития. Последующие работы доказали, что такой жесткой связи не существует и развитие может и ускоряться, и замедляться в зависимости от социальной ситуации, а некоторые стадии могут вообще пропадать. Таким образом, процесс психического развития не линеен и зависит от социальной среды, от окружения и воспитания ребенка. Соотнесение эволюционного и революционного путей генезиса психики, качественных и количественных параметров этого процесса. Границы и динамика психического развития. Преформированное развитие имеет верхний предел, заложенный изначально в развивающуюся систему. Непреформированное (открытое) развитие – не имеет верхнего предела. Основные понятия психологии развития Рост - процесс количественных изменений объекта во времени. Созревание - психофизиологический процесс последовательных возрастных изменений в ЦНС и др. системах организма, обеспечивающий условия для возникновения и развития психических функций и накладывающий определенные ограничения. Формирование - процесс количественных и качественных изменений объекта во времени под действием внешней силы. Развитие психики - закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Филогенез психики - становление психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества. Онтогенез психики - становление психики в течение жизни одного человека. Особенности процесса развития: 1. Качественные изменения, переход на новый уровень функционирования. 2. Необратимость. 3. Единство прогресса и регресса – выбор одного из направлений развития оставляет нереализованными многие другие. 4. Неравномерность – периоды резких качественных скачков сменяются постепенным накоплением количественных изменений. 5. Переход стадий развития в уровни – с появлением новой стадии предыдущие не исчезают, а сохраняются в виде уровня новой иерархической системы. 6. Устойчивость – успешное развитие невозможно без сильной консервативной тенденции. Контрольные вопросы к лекции № 1 1. Как соотносятся между собой предмет и теоретические задачи психологии развития? 2. Какие практические задачи решает психология развития? 3. С какими науками связана психология развития? 4. В чем состоит принцип детерминизма в применении к психологии развития? 5. Как раскрывается принцип системности в контексте психологии развития? 6. В чем содержание понятий роста и созревания психики? Как они соотносятся между собой? 7. В чем специфика процесса развития? 8. Каково значение понятий филогенеза и онтогенеза в психологии развития? 9. Почему необходим комплексный подход к предмету психологии развития? 10. Как соотносятся между собой понятия формирование и развитие психики? Литература к лекции № 1 1. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2010. 2. Психология развития: Учеб. для студ. высш. психол. учеб. заведений / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. 3. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. СПб., 2008.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.130.228 (0.006 с.) |