Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие памяти в дошкольном возрасте.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Одним из основных достижений старшего дошкольника является развитие произвольного запоминания. Связано это с тем, что к 6 – 7-ми годам структура памяти претерпевает существенные изменения, связанные с развитием произвольных форм запоминания и припоминания. Ребёнок начинает использовать различные приёмы, предназначенные для повышения эффективности запоминания: повторение, смысловые и ассоциативное связывание материала. Дети осознают необходимость специальных действий запоминания, овладевают умением использовать различные мнемические приемы специально предназначенные для повышения эффективности запоминания: повторение, смысловое и ассоциативное связывание материала. Некоторые формы произвольного запоминания можно отметить у детей уже в возрасте 4-5 лет, однако значительного развития оно достигает к 6-7 годам. Во многом этому способствует игровая деятельность, в которой умение запоминать и вовремя воспроизводить необходимые сведения является одним из условий достижения успеха. Важной особенностью этого возраста является то обстоятельство, что перед ребенком 6-7 лет может быть поставлена цель, направленная на запоминание определенного материала, сначала в актуальной для него деятельности – игровой. Показательным в этом отношении является эксперимент З.И. Истоминой по исследованию процессов памяти у дошкольников 3-7 лет, в котором была обоснована зависимость трансформации процессов запоминания и припоминания из непроизвольных в целенаправленные, произвольные от наличия у ребенка мотива запоминания. Способность ребенка к произвольному запоминанию была отнесена ею к 4-летнему возрасту, а в качестве мотива она использовала игровое поручение в контексте сюжетно-ролевой игры. Несмотря на существенные достижения в овладении произвольным запоминанием, основным видом памяти остаётся непроизвольная. Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет интерес, окрашено яркими впечатлениями. Таким образом, объем запоминаемого материала во многом определяется эмоциональным отношением к данному предмету или явлению. К произвольному запоминанию и воспроизведению дети обращаются в сравнительно редких случаях, когда соответствующие задачи возникают в их действительности, преимущественно игровой, или когда этого требует ситуация, регламентируемая взрослым. По сравнению с младшим и средним дошкольным возрастом относительная роль непроизвольного запоминания у детей 6-7 лет несколько снижается, хотя непроизвольное запоминание, связанное с активной умственной деятельностью, остаётся до конца дошкольного возраста значительно более продуктивным, чем произвольное запоминание. Это, в частности, связано с наличием у некоторых дошкольников особого вида зрительной памяти - эйдетической, которая по своей яркости приближается к образцам восприятия. Сходную динамику развития на протяжении дошкольного возраста демонстрирует внимание, переход которого от непроизвольных форм к произвольным осуществляется в старшем дошкольном возрасте (6-7 лет) и напрямую связан с эмоциональным отношением к объекту или деятельности, требующей сосредоточения. Так, существенное повышение устойчивости внимания отмечается у детей в игровой деятельности по направлению к значимым для них объектам и резкое ее снижение в малопривлекательной для них деятельности. Развитию произвольного внимания к 6 – 7-ми годам способствует также совершенствование планирующей функции речи, которая является универсальным средством организации внимания. Речь дает возможность предварительно выделить значимые для определенной задачи предметы, организовать внимание, учитывая характер предстоящей деятельности. Формирование воображения в дошкольном возрасте также находится в непосредственной зависимости от развития игровой деятельности ребенка. Именно в контексте игровых действий развивается замещающая деятельность, обогащаются способы использования предметов-заместителей, происходит расширение игрового репертуара. К старшему дошкольному возрасту замещение становится символическим и постепенно начинается переход к действиям с воображаемыми предметами. «Воображение в этом возрасте расширяет возможности ребенка во взаимодействии с внешней средой, способствует ее усвоению, служит вместе с мышлением средством познания действительности». В исследованиях особенностей развития речи дошкольников Н.Г. Салминой показано, что дети 6-7-ми лет овладевают всеми формами устной речи, присущей взрослому, у них увеличивается словарный запас, усваиваются правильные грамматические конструкции. В этом возрасте появляется развёрнутое сообщение — монолог, рассказ, в общении со сверстниками развивается диалогическая речь, включающая указания, оценку, согласование игровой деятельности. Использование новых форм речи, переход к развёрнутым высказываниям, обусловлены новыми задачами общения, встающими перед ребёнком в этот период. К 7-ми годам язык становиться не только средством общения и мышления ребёнка, а также предметом сознательного изучения в процессе обучения чтению и письму. Общая динамика развития речевых форм у дошкольника ярко обозначена Н.Х. Швачкиным, рассматривающего развитие значений слова в дошкольном возрасте. Им подчеркивается, что этот процесс проходит у ребенка сложный путь от использования слова в качестве указательного жеста на предмет к построению и овладению смысловой и структурной сторонами языка. Рассматривая особенности развития речи детей необходимо остановиться на феномене эгоцентрической речи, выделенномЖ. Пиаже. С точки зрения Ж.Пиаже вербальный эгоцентризм ребенка определяется тем, что он говорит, не пытаясь воздействовать на собеседника, и не осознает различия собственной точки зрения и точки зрения других. Пиаже считал, что детская речь эгоцентрична, прежде всего, потому, что ребенок говорит лишь «со своей точки зрения», он не пытается стать на точку зрения собеседника, она «некоммуникативна». Коэффициент эгоцентрической речи (отношение эгоцентрических высказываний ко всей спонтанной речи ребенка) зависит от активности самого ребенка и от типа социальных отношений, установившихся, с одной стороны, между ребенком и взрослым и, с другой стороны, между детьми-ровесниками. В среде, где господствуют авторитет взрослого и отношения принуждения, эгоцентрическая речь занимает значительное место. В среде ровесников, где возможны дискуссии и споры, процент эгоцентрической речи снижается. Независимо от среды, коэффициент вербального эгоцентризма уменьшается с возрастом. В три года он достигает наибольшей величины: 75% от всей спонтанной речи. От трех до шести лет эгоцентрическая речь постепенно убывает, а после семи лет она исчезает, по мнению Пиаже в связи с социализаций ребенка. Такое понимание эгоцентрической речи расходится с позицией Л.С. Выготского, согласно которой данная речь генетически восходит к внешней (коммуникативной) речи и является продуктом ее частичной интериоризации. Таким образом, эгоцентрическая речь постепенно превращается во внутреннюю речь и в этой форме сохраняет свою планирующую функцию. Вербальный эгоцентризм служит лишь внешним выражением более глубокой интеллектуальной и социальной позиции ребенка. Пиаже назвал такую спонтанную умственную позицию эгоцентризмом - определенной совокупностью докритических, и, следовательно, дообъективных позиций в познании вещей, других людей и себя самого. Наглядным примером эгоцентрической позиции ребенка служит описанный Ж.Пиаже эксперимент с макетом из трех гор, разной высоты, каждая из которой имела какой-то отличительный признак - домик, реку, снежную вершину. Экспериментатор давал испытуемому несколько фотографий, на которых все три горы были изображены с различных сторон. Испытуемого просили выбрать фотографию, где горы изображены так, как он видит их в данный момент, в этом ракурсе. Обычно ребенок выбирал правильный снимок. После этого экспериментатор показывал ему куклу. Игрушка ставилась на другую сторону макета. На просьбу выбрать фотографию, где горы были изображены так, как видит их кукла, ребенок выбирал снимок, где горы были изображены так, как он их видит сам. Если ребенка и куклу меняли местами, то он повторно выбирал снимок, где горы выглядят так, как воспринимает их он со своего места. Так поступало большинство испытуемых дошкольного возраста. В этом эксперименте дети становились жертвой субъективной иллюзии. Они не подозревали о существовании других оценок вещей и не соотносили их со своей собственной. Ж. Пиаже считал, что изменение данной ситуации познания может изменить не так знание ребенка о том, что кукла видит другой ракурс, а способность к трансформации исходной позиции, когда своя исходная точка зрения будет соотнесена с другими возможными. Так, эгоцентризм уступает место познавательной децентрации, способности ребенка познавать окружающую действительность с различных позиций, дифференцируя их между собой. С точки зрения Ж. Пиаже эволюция детских представлений о мире осуществляются от реализма к объективности, проходят ряд этапов: партиципации (сопричастия), анимизма (всеобщего одушевления), артификализма (понимания природных явлений по аналогии с деятельностью человека). Параллельно эволюции детских представлений о мире, направленной от реализма к объективности, идет развитие детских идей от абсолютности (реализма) к реципрокности (взаимности). Далее Ж. Пиаже выдвинул гипотезу о существовании стадий интеллектуального развития. Процесс развития интеллекта, согласно Пиаже, состоит из трех больших периодов, в течение которых происходит зарождение и становление трех основных структур. Сначала формируются сенсомоторные структуры, то есть системы обратимых действий, выполняемых материально и последовательно, затем возникают и достигают соответствующего уровня структуры конкретных операций - это системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные. После этого открывается возможность для формирования структуры формальных операций. Это период становления формальной логики, гипотетико-дедуктивного рассуждения. Интеллектуальное развитие дошкольника осуществляется на стадии предпонятийного мышления (2-7 лет) вплоть до стадии конкретных операций (7-12 лет).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.196.68 (0.007 с.) |