Философия эпохи Возрождения: основные идеи и принципы, этапы развития, школы и их представители. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия эпохи Возрождения: основные идеи и принципы, этапы развития, школы и их представители.



 

Возрождение (франц. renaissance - возрождение) называется переходный период от средних веков к Новому времени, охватывающий несколько столетий (14 – 16 вв.), когда феодальное общество в его экономических, социальных, политических, духовных формах уже исчерпало себя, а новый буржуазный строй еще не утвердился.

Само название эпохи говорит о возрождении интереса к античной философии и культуре, в которых начинают видеть образец для современности. Ренессанс – это, прежде всего, новый взгляд на мир, противопоставивший себя средневековому схоластическому мышлению. Идеалом знания становится не религиозное, а светское знание. Наряду с авторитетом Священного писания признается авторитет античной мудрости. Вместе с тем, происходит возрождение «истинной» христианской духовности, переосмысливается христианская традиция.

Видными мыслителями этого периода являются: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Вало, Николай Кузанский, Пико дела Мирандола, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей, Эразм Роттердамский, Никколо Макиавелли, Томас Мор, Томмазо Кампанелла, Мишель де Монтень и др.

Для этой эпохи характерно:

1. Становление простого товарно-денежного хозяйства.

2. Возрастание социальной и политической роли городов, где процветает труд ремесленников.

3. Развитие торговли и банковского дела.

4. Появление мануфактуры, первых парламентов.

5. Возникновение светской культуры:

· пересмотр взглядов средневековья, но не разрыв;

· возврат к ценностям античной культуры;

· формирование на этой основе нового мировоззрения;

· новая культура устремлена к человеку (средневековая – к Богу).

Этому способствовали технические открытия: изобретение самопрялки, усовершенствование ткацкого станка, возникновение доменного металлургического производства, изобретение пороха, огнестрельного оружия, микроскопа, книгопечатания, а также ряд гео

15 – начала 15 в., прежде всего, открытие Америки Колумбом (1492) и морского пути в Индию (1497), кругосветное плавание Магеллана (1519-1522) доказало, что Земля имеет форму шара.

Для философской мысли этого периода характерны:

1) гуманизм (лат. humanus - человеческий, человечность). Сам термин употреблялся еще в I в. до н.э. известным римским оратором Цицероном (106 – 43 до н. э.). Мыслители эпохи Возрождения акцентировали своё внимание на ценности человека как личности, воспевали его величие и могущество, отстаивали его право на свободу, счастье, развитие и проявление способностей;

2) антропоцентризм (греч. ahtropos – человек и centrum – центр), воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания;

3) антиклерикализм (греч. anti - против и лат. clericalis – церковный), движение против привилегий церкви и духовенства, но не против самой религии;

4) пантеизм (гр. Pan – всё + theos - Бог) – течение, где Бог рассматривается как сверхличность, растворённая в природе;

5) большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству.

В философии Возрождения выделяют 3 периода:

1) раннее Возрождение (XIV – XV вв.);

2) период расцвета или Высокое Возрождение (XV – начало XVI вв.);

3) позднее Возрождение (XVI в.)

Основные идеи и особенности раннего периода Возрождения

Особенности периода:

1. Христианское вероучение дополняется философскими идеями античности.

2. Сформирован основной принцип антропоцентризма – человек всесторонне развитый, деятельный, в определённом смысле равновеликий Богу, становится центром мира и нравственным идеалом.

3. Мыслители сосредоточены на решении моральных и социальных проблем.

4. Набирает силу антиклерикализм.

Данте Алигьери (1265 – 1320) – поэт, вдохновитель гуманистического движения, автор «Божественной комедии»:

1) пытается по-новому переосмыслить характер отношений Бога и человека:

· божественное и человеческое существуют в единстве;

· Бога нельзя противопоставлять творческим возможностям человека;

· существование человека обусловлено с одной стороны Богом, а с другой – природой;

2) человек есть продукт реализации возможностей собственного разума;

3) человеческое существование подчинено его разуму.

Франческо Петрарка (1304 – 1374), родоначальник гуманистического движения, поэт и мыслитель. Главной задачей считал разработку «искусства жизни».

1) человеческая жизнь даётся один раз, она уникальна и человек должен жить не для Бога, а для самого себя.

2) человеческая личность должна быть свободной – как физически, так и духовно; ей принадлежит свобода и право выбора.

3) человек может добиться счастья, опираясь только на себя и свои собственные силы, имея для этого достаточный потенциал.

4) загробной жизни, скорее всего, не существует, а бессмертия можно добиться лишь творчеством и в памяти людей.

5) формирование творческой личности, достигшей полной независимости, самообладания и душевного покоя, возможно только при наличии внутренней борьбы человека с собственными страстями и постоянного противоборства с окружающим миром.

Основные идеи и особенности философии Высокого Возрождения

Особенности периода:

1. Философская мысль очищается от схоластики.

2. Начинается процесс секуляризации философии (лат. saecularis – мирской, светский) – освобождение от религиозного влияния.

3. Упрочняется принцип антропоцентризма.

4. Утверждается органицизм – природа рассматривается как огромный единый организм.

5. Возникают натурфилософские идеи (лат. natura – природа) истолкование природы как единой целостности. Натурфилософы:

· обосновывали материалистический взгляд на мир;

· формировали научное мировоззрение, свободное от теологии;

· выдвигали новую картину мира (в которой Бог, Природа и Космос едины, а Земля не является центром Вселенной);

· считали, что мир познаваем органами чувств и разумом (а не благодаря Божественному откровению).

6. Утверждается пантеизм – (гр. pan – все + theos – Бог) – течение, где Бог рассматривается не как личность, а сверхличность, существующая в единстве с природой (Бог во всем). Природа сплошь пронизана магическими силами – вплоть до неодушевленных стихий.

Николай Кребс (Кузанский) родился в селении Куза в Южной Германии (1401 – 1464). Получив образование в ряде университетов, становится священнослужителем, а впоследствии - кардиналом и помощником Папы Римского. В Работах «Знающее незнание», «Об ученом незнании» Кузанский выступает за изучение естественных наук, отстаивает рациональное знание и невмешательство религии в эту сферу деятельности человека.

Основные направления философии Николая Кузанского:

1) учение о Боге.

Утверждает, что божественное бытие играет решающую роль в становлении мира природы и мира человека. Бог у него деперсонализирован – абсолютный максимум, а мир – ограниченный максимум.

· Бог пребывает во всем, т. е. природа погружена в Бога;

· Бог есть единство причины и следствия, т.е. творящего и сотворенного;

· сущность Бога и видимых вещей совпадает, что свидетельствует о единстве мира.

2) учение о человеке.

Отказывается от христианской идеи креационизма в трактовке человека. Рассматривает его как микрокосм, соединенный с божественным абсолютом, т. е. он являет собой подобие Бога (очеловечившийся Бог).

Таким образом, человек:

· диалектическое единство конечного и бесконечного;

· обладает творческой сущностью и полной свободой воли;

· обладает естественной потребностью к познанию.

3) учение о познании.

· познавательные возможности реализуются посредством ума;

· ум – индивидуален: чувство, рассудок, разум.

4) проблема истинности знания.

· истина неотделима от своей противоположности - заблуждения, как «свет неотделим от тени, без которой он невидим»;

· истина всегда процесс (а не догма) познания, движения к Богу.

Основные идеи и особенности философии позднего Возрождения

Особенности периода:

1) возник новый тип философского мышления. Для него характерно критическое переосмысление роли и места человека в мироздании.

Основная причина – открытия в области естественных наук, в результате которых человек из центральной фигуры Вселенной превращается в незаметную песчинку мироздания, затерянную в бесконечном мировом пространстве.

Поэтому:

2) усиливаются позиции пантеизма;

3) преобладают материалистические тенденции;

4) проявляется интерес к опытному знанию, благодаря открытиям Коперника, Кеплера, Галилея.

Николай Коперник (1473 - 1543), опираясь на астрономические исследования, выдвинул принципиально иную картину мироздания гелиоцентрическую:

1) Земля не является центром Вселенной (отвергает геоцентризм);

2) Солнце является центром по отношению к Земле, и она вращается вокруг Солнца (гелиоцентризм);

3) все космические тела движутся по собственной траектории;

4) космос бесконечен;

5) процессы, происходящие в космосе закономерны, объяснимы и лишены «священного» смысла.

Джордано Бруно (1548 – 1600), обучался в монастырской школе, где получил сан священника и степень доктора философии. Разочаровавшись в религиозной деятельности, Бруно оставил монастырь. Преподавая философию в университетах Франции, Англии, Германии, он резко выступает против схоластики. За свои взгляды более 7 лет провел в застенках инквизиции, а 17 февраля 1600 года – сожжен на костре.

Суть учения:

1) цель философии – познание природы.

2) божественное и природное, материальное и идеальное, телесное и духовное, рациональное и чувственное, космическое и земное находятся в диалектическом единстве.

3) проблема соотношения природы и Бога решается с позиции пантеизма, выраженного в более законченной форме:

· Бог находится везде и повсюду, не «вне» и «над», а во всем;

· природа мыслится в виде некоего самостоятельного начала: «Природа либо есть сам Бог, либо божественная сила, сокрытая в самих вещах»;

· Бог отождествляется не только с природой, но и с материей.

4) субстанция материальна и выступает как первоматерия.

5) активное начало не в форме, как утверждал Аристотель, а в материи, являющейся божественным бытием в вещах, тем началом, которое все производит, сохраняя свою независимость.

6) вместе с этим Бруно полагает также существование духовного субстрата – мировой души, присущей всем вещам без исключения; они составляют собой единое целое.

Суть учения в области космологии (что и явилось причиной обвинения его в ереси):

1. Природа и Вселенная бесконечна и бесконечно множество ее миров.

2. Бесчисленные миры имеют внутренним движущим источником универсальную мировую душу, а не Божественную всемогущность.

3. Бесчисленным мирам присущи различные формы чувственной и разумной жизни.

4. Утверждается физическая однородность земного и небесного.

5. Верховной субстанцией есть «монада монад» или Бог. Все противоположности совпадают в одной неделимой точке – Боге. Это такое целое, которое существует во всех единичных вещах мира.

Развивая гносеологические идеи Бруно:

1) решительно высказывается против абсолютизации любых авторитетов: «Низко думать чужим умом, глупо верить по обычаю, бессмысленно соглашаться с мнением толпы»;

2) цель познания – получение определенных знаний;

3) процесс постижения истины складывается постепенно, на основе деятельности чувств, рассудка, разума и ума:

· чувства нужны, чтобы «возбуждать разум»;

· рассудок осмысливает чувственную информацию;

· разум или интеллект проникает в высшие тайны природы;

· решая проблемы соотношения разума и веры, Бруно придерживается концепции двойственности истины.

В учении о человеке отстаивает концепцию единой субстанции.

1. Тело «ниже» души, но ей необходимо в качестве существования.

2. Душа «выше» тела, но необходима для тела в качестве разумного начала.

Учение Бруно внесло огромный вклад в преодоление средневекового мировоззрения и явилось существенным шагом к мировоззрению Нового времени. Бескомпромиссная жизнь Джордано Бруно стала легендой.

Во втором и особенно в третьем периодах эпохи Возрождения наблюдается повышенный интерес к проблемам общества и государства. Одни философы пытались изменить существующее общественное устройство, а другие – сосредоточились на проектах идеального государства, где были бы уничтожены все социальные противоречия и восторжествовала бы социальная справедливость. Поскольку их проекты были сильно оторваны от реальности, данные философы вошли в историю как социалисты-утописты.

Томас Мор (1478-1535) английский ученый, философ, политический деятель. В 1535 г. был казнен за отказ присягнуть королю как главе независимой от Папы Римского англиканской церкви. Считается основателем утопического социализма. Свои идеи изложил в произведении «Утопия» (греч u –не, нет + topos –место, которого нигде нет), - выдуманный остров, на котором находится идеальное государство.

Суть учения:

1) в данном государстве отсутствует частная собственность и все граждане участвуют в производительном труде на основе всеобщей трудовой повинности.

2) все произведенные продукты поступают на общественные склады, а затем равномерно распределяются между всеми жителями Утопии.

3) поскольку все заняты производительным трудом – рабочий день составляет всего 6 часов.

4) от трудовой повинности освобождаются люди, проявившие особые способности к наукам.

5) самые грязные работы выполняют рабы (военнопленные и преступники).

6) все должностные лица избираются (прямо или косвенно).

7) мужчины и женщины имеют равные права (как и равные обязанности).

Другой проект идеального общества разработал Томмазо Кампанелла (1568 - 1639) итальянский политический деятель, философ; за свои взгляды и деятельность проведший в тюрьме 27 лет, где написал знаменитое произведение «Город Солнца».

Суть взглядов:

1) Кампанелла, как и Томас Мор отрицает частную собственность, отстаивает всеобщий производительный труд и равномерное распределение его результатов между членами государства;

2) труд совмещается с одновременным обучением;

3) жизнь граждан регламентирована до мельчайших подробностей и все делается совместно (работа, отдых, прием пищи, развлечения);

4) большое внимание уделяется воспитанию, которое осуществляется государством с раннего детства в специализированных школах, где дети обучаются наукам, приучаются к коллективной жизни и нравственным нормам;

5) во главе Города Солнца стоит пожизненный правитель (избираемый жителями) – Метафизик, владеющий всеми знаниями и всеми профессиями.

Подводя итог, следует отметить, что философская мысль эпохи Возрождения находилась в постоянном развитии:

а) начиная с признания средневекового мировоззрения, пришла к практически полному его отрицанию;

б) начав с возвышения человека до состояния Бога, разочаровалась в его роли, но вместе с тем начала более внимательно всматриваться в его деятельно-познавательную сущность;

в) наработала бузу для возникновения рационалистической философии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 2190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.86.138 (0.048 с.)