Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философия эпохи Возрождения: основные идеи и принципы, этапы развития, школы и их представители.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Возрождение (франц. renaissance - возрождение) называется переходный период от средних веков к Новому времени, охватывающий несколько столетий (14 – 16 вв.), когда феодальное общество в его экономических, социальных, политических, духовных формах уже исчерпало себя, а новый буржуазный строй еще не утвердился. Само название эпохи говорит о возрождении интереса к античной философии и культуре, в которых начинают видеть образец для современности. Ренессанс – это, прежде всего, новый взгляд на мир, противопоставивший себя средневековому схоластическому мышлению. Идеалом знания становится не религиозное, а светское знание. Наряду с авторитетом Священного писания признается авторитет античной мудрости. Вместе с тем, происходит возрождение «истинной» христианской духовности, переосмысливается христианская традиция. Видными мыслителями этого периода являются: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Вало, Николай Кузанский, Пико дела Мирандола, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей, Эразм Роттердамский, Никколо Макиавелли, Томас Мор, Томмазо Кампанелла, Мишель де Монтень и др. Для этой эпохи характерно: 1. Становление простого товарно-денежного хозяйства. 2. Возрастание социальной и политической роли городов, где процветает труд ремесленников. 3. Развитие торговли и банковского дела. 4. Появление мануфактуры, первых парламентов. 5. Возникновение светской культуры: · пересмотр взглядов средневековья, но не разрыв; · возврат к ценностям античной культуры; · формирование на этой основе нового мировоззрения; · новая культура устремлена к человеку (средневековая – к Богу). Этому способствовали технические открытия: изобретение самопрялки, усовершенствование ткацкого станка, возникновение доменного металлургического производства, изобретение пороха, огнестрельного оружия, микроскопа, книгопечатания, а также ряд гео 15 – начала 15 в., прежде всего, открытие Америки Колумбом (1492) и морского пути в Индию (1497), кругосветное плавание Магеллана (1519-1522) доказало, что Земля имеет форму шара. Для философской мысли этого периода характерны: 1) гуманизм (лат. humanus - человеческий, человечность). Сам термин употреблялся еще в I в. до н.э. известным римским оратором Цицероном (106 – 43 до н. э.). Мыслители эпохи Возрождения акцентировали своё внимание на ценности человека как личности, воспевали его величие и могущество, отстаивали его право на свободу, счастье, развитие и проявление способностей; 2) антропоцентризм (греч. ahtropos – человек и centrum – центр), воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания; 3) антиклерикализм (греч. anti - против и лат. clericalis – церковный), движение против привилегий церкви и духовенства, но не против самой религии; 4) пантеизм (гр. Pan – всё + theos - Бог) – течение, где Бог рассматривается как сверхличность, растворённая в природе; 5) большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству. В философии Возрождения выделяют 3 периода: 1) раннее Возрождение (XIV – XV вв.); 2) период расцвета или Высокое Возрождение (XV – начало XVI вв.); 3) позднее Возрождение (XVI в.) Основные идеи и особенности раннего периода Возрождения Особенности периода: 1. Христианское вероучение дополняется философскими идеями античности. 2. Сформирован основной принцип антропоцентризма – человек всесторонне развитый, деятельный, в определённом смысле равновеликий Богу, становится центром мира и нравственным идеалом. 3. Мыслители сосредоточены на решении моральных и социальных проблем. 4. Набирает силу антиклерикализм. Данте Алигьери (1265 – 1320) – поэт, вдохновитель гуманистического движения, автор «Божественной комедии»: 1) пытается по-новому переосмыслить характер отношений Бога и человека: · божественное и человеческое существуют в единстве; · Бога нельзя противопоставлять творческим возможностям человека; · существование человека обусловлено с одной стороны Богом, а с другой – природой; 2) человек есть продукт реализации возможностей собственного разума; 3) человеческое существование подчинено его разуму. Франческо Петрарка (1304 – 1374), родоначальник гуманистического движения, поэт и мыслитель. Главной задачей считал разработку «искусства жизни». 1) человеческая жизнь даётся один раз, она уникальна и человек должен жить не для Бога, а для самого себя. 2) человеческая личность должна быть свободной – как физически, так и духовно; ей принадлежит свобода и право выбора. 3) человек может добиться счастья, опираясь только на себя и свои собственные силы, имея для этого достаточный потенциал. 4) загробной жизни, скорее всего, не существует, а бессмертия можно добиться лишь творчеством и в памяти людей. 5) формирование творческой личности, достигшей полной независимости, самообладания и душевного покоя, возможно только при наличии внутренней борьбы человека с собственными страстями и постоянного противоборства с окружающим миром. Основные идеи и особенности философии Высокого Возрождения Особенности периода: 1. Философская мысль очищается от схоластики. 2. Начинается процесс секуляризации философии (лат. saecularis – мирской, светский) – освобождение от религиозного влияния. 3. Упрочняется принцип антропоцентризма. 4. Утверждается органицизм – природа рассматривается как огромный единый организм. 5. Возникают натурфилософские идеи (лат. natura – природа) истолкование природы как единой целостности. Натурфилософы: · обосновывали материалистический взгляд на мир; · формировали научное мировоззрение, свободное от теологии; · выдвигали новую картину мира (в которой Бог, Природа и Космос едины, а Земля не является центром Вселенной); · считали, что мир познаваем органами чувств и разумом (а не благодаря Божественному откровению). 6. Утверждается пантеизм – (гр. pan – все + theos – Бог) – течение, где Бог рассматривается не как личность, а сверхличность, существующая в единстве с природой (Бог во всем). Природа сплошь пронизана магическими силами – вплоть до неодушевленных стихий. Николай Кребс (Кузанский) родился в селении Куза в Южной Германии (1401 – 1464). Получив образование в ряде университетов, становится священнослужителем, а впоследствии - кардиналом и помощником Папы Римского. В Работах «Знающее незнание», «Об ученом незнании» Кузанский выступает за изучение естественных наук, отстаивает рациональное знание и невмешательство религии в эту сферу деятельности человека. Основные направления философии Николая Кузанского: 1) учение о Боге. Утверждает, что божественное бытие играет решающую роль в становлении мира природы и мира человека. Бог у него деперсонализирован – абсолютный максимум, а мир – ограниченный максимум. · Бог пребывает во всем, т. е. природа погружена в Бога; · Бог есть единство причины и следствия, т.е. творящего и сотворенного; · сущность Бога и видимых вещей совпадает, что свидетельствует о единстве мира. 2) учение о человеке. Отказывается от христианской идеи креационизма в трактовке человека. Рассматривает его как микрокосм, соединенный с божественным абсолютом, т. е. он являет собой подобие Бога (очеловечившийся Бог). Таким образом, человек: · диалектическое единство конечного и бесконечного; · обладает творческой сущностью и полной свободой воли; · обладает естественной потребностью к познанию. 3) учение о познании. · познавательные возможности реализуются посредством ума; · ум – индивидуален: чувство, рассудок, разум. 4) проблема истинности знания. · истина неотделима от своей противоположности - заблуждения, как «свет неотделим от тени, без которой он невидим»; · истина всегда процесс (а не догма) познания, движения к Богу. Основные идеи и особенности философии позднего Возрождения Особенности периода: 1) возник новый тип философского мышления. Для него характерно критическое переосмысление роли и места человека в мироздании. Основная причина – открытия в области естественных наук, в результате которых человек из центральной фигуры Вселенной превращается в незаметную песчинку мироздания, затерянную в бесконечном мировом пространстве. Поэтому: 2) усиливаются позиции пантеизма; 3) преобладают материалистические тенденции; 4) проявляется интерес к опытному знанию, благодаря открытиям Коперника, Кеплера, Галилея. Николай Коперник (1473 - 1543), опираясь на астрономические исследования, выдвинул принципиально иную картину мироздания гелиоцентрическую: 1) Земля не является центром Вселенной (отвергает геоцентризм); 2) Солнце является центром по отношению к Земле, и она вращается вокруг Солнца (гелиоцентризм); 3) все космические тела движутся по собственной траектории; 4) космос бесконечен; 5) процессы, происходящие в космосе закономерны, объяснимы и лишены «священного» смысла. Джордано Бруно (1548 – 1600), обучался в монастырской школе, где получил сан священника и степень доктора философии. Разочаровавшись в религиозной деятельности, Бруно оставил монастырь. Преподавая философию в университетах Франции, Англии, Германии, он резко выступает против схоластики. За свои взгляды более 7 лет провел в застенках инквизиции, а 17 февраля 1600 года – сожжен на костре. Суть учения: 1) цель философии – познание природы. 2) божественное и природное, материальное и идеальное, телесное и духовное, рациональное и чувственное, космическое и земное находятся в диалектическом единстве. 3) проблема соотношения природы и Бога решается с позиции пантеизма, выраженного в более законченной форме: · Бог находится везде и повсюду, не «вне» и «над», а во всем; · природа мыслится в виде некоего самостоятельного начала: «Природа либо есть сам Бог, либо божественная сила, сокрытая в самих вещах»; · Бог отождествляется не только с природой, но и с материей. 4) субстанция материальна и выступает как первоматерия. 5) активное начало не в форме, как утверждал Аристотель, а в материи, являющейся божественным бытием в вещах, тем началом, которое все производит, сохраняя свою независимость. 6) вместе с этим Бруно полагает также существование духовного субстрата – мировой души, присущей всем вещам без исключения; они составляют собой единое целое. Суть учения в области космологии (что и явилось причиной обвинения его в ереси): 1. Природа и Вселенная бесконечна и бесконечно множество ее миров. 2. Бесчисленные миры имеют внутренним движущим источником универсальную мировую душу, а не Божественную всемогущность. 3. Бесчисленным мирам присущи различные формы чувственной и разумной жизни. 4. Утверждается физическая однородность земного и небесного. 5. Верховной субстанцией есть «монада монад» или Бог. Все противоположности совпадают в одной неделимой точке – Боге. Это такое целое, которое существует во всех единичных вещах мира. Развивая гносеологические идеи Бруно: 1) решительно высказывается против абсолютизации любых авторитетов: «Низко думать чужим умом, глупо верить по обычаю, бессмысленно соглашаться с мнением толпы»; 2) цель познания – получение определенных знаний; 3) процесс постижения истины складывается постепенно, на основе деятельности чувств, рассудка, разума и ума: · чувства нужны, чтобы «возбуждать разум»; · рассудок осмысливает чувственную информацию; · разум или интеллект проникает в высшие тайны природы; · решая проблемы соотношения разума и веры, Бруно придерживается концепции двойственности истины. В учении о человеке отстаивает концепцию единой субстанции. 1. Тело «ниже» души, но ей необходимо в качестве существования. 2. Душа «выше» тела, но необходима для тела в качестве разумного начала. Учение Бруно внесло огромный вклад в преодоление средневекового мировоззрения и явилось существенным шагом к мировоззрению Нового времени. Бескомпромиссная жизнь Джордано Бруно стала легендой. Во втором и особенно в третьем периодах эпохи Возрождения наблюдается повышенный интерес к проблемам общества и государства. Одни философы пытались изменить существующее общественное устройство, а другие – сосредоточились на проектах идеального государства, где были бы уничтожены все социальные противоречия и восторжествовала бы социальная справедливость. Поскольку их проекты были сильно оторваны от реальности, данные философы вошли в историю как социалисты-утописты. Томас Мор (1478-1535) английский ученый, философ, политический деятель. В 1535 г. был казнен за отказ присягнуть королю как главе независимой от Папы Римского англиканской церкви. Считается основателем утопического социализма. Свои идеи изложил в произведении «Утопия» (греч u –не, нет + topos –место, которого нигде нет), - выдуманный остров, на котором находится идеальное государство. Суть учения: 1) в данном государстве отсутствует частная собственность и все граждане участвуют в производительном труде на основе всеобщей трудовой повинности. 2) все произведенные продукты поступают на общественные склады, а затем равномерно распределяются между всеми жителями Утопии. 3) поскольку все заняты производительным трудом – рабочий день составляет всего 6 часов. 4) от трудовой повинности освобождаются люди, проявившие особые способности к наукам. 5) самые грязные работы выполняют рабы (военнопленные и преступники). 6) все должностные лица избираются (прямо или косвенно). 7) мужчины и женщины имеют равные права (как и равные обязанности). Другой проект идеального общества разработал Томмазо Кампанелла (1568 - 1639) итальянский политический деятель, философ; за свои взгляды и деятельность проведший в тюрьме 27 лет, где написал знаменитое произведение «Город Солнца». Суть взглядов: 1) Кампанелла, как и Томас Мор отрицает частную собственность, отстаивает всеобщий производительный труд и равномерное распределение его результатов между членами государства; 2) труд совмещается с одновременным обучением; 3) жизнь граждан регламентирована до мельчайших подробностей и все делается совместно (работа, отдых, прием пищи, развлечения); 4) большое внимание уделяется воспитанию, которое осуществляется государством с раннего детства в специализированных школах, где дети обучаются наукам, приучаются к коллективной жизни и нравственным нормам; 5) во главе Города Солнца стоит пожизненный правитель (избираемый жителями) – Метафизик, владеющий всеми знаниями и всеми профессиями. Подводя итог, следует отметить, что философская мысль эпохи Возрождения находилась в постоянном развитии: а) начиная с признания средневекового мировоззрения, пришла к практически полному его отрицанию; б) начав с возвышения человека до состояния Бога, разочаровалась в его роли, но вместе с тем начала более внимательно всматриваться в его деятельно-познавательную сущность; в) наработала бузу для возникновения рационалистической философии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 2351; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.200.93 (0.016 с.) |