Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Деятельность как способ бытия человека. Специфически человеческие виды жизнедеятельности: труд, общение, познание, игра.

Поиск

 

Под деятельностью понимается активность субъекта, направленная на изменение мира, на производство или порождение определенного продукта материальной или духовной культуры. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что индивид выходит за пределы своей природной ограниченности.

Деятельность — это форма активности человека, направленная на преобразование окружающего мира и самого себя.

Человеческая деятельность — это деятельность конкретных индивидов, которая протекает или в условиях открытой коллективности — среди окружающих людей, совместно с ними и во взаимодействии с ними, или с глазу на глаз с окружающим предметным миром — перед гончарным кругом или за письменным столом. В каких бы, однако, условиях и формах ни протекала деятельность человека, какую бы структуру она ни приобретала, ее нельзя рассматривать как изъятую из общественных отношений, из жизни общества. При всем своем своеобразии деятельность человеческого индивида представляет собой систему, включенную в систему отношений общества. Вне этих отношений человеческая деятельность вообще не существует. Как именно она осуществляется, определяется теми формами и средствами материального и духовного общения, которые порождаются развитием производства и которые не могут реализоваться иначе, как в деятельности конкретных людей.

Виды деятельности

В зависимости от субъекта деятельность бывает индивидуальная и коллективная.

По характеру: репродуктивная (повторяющая уже достигнутое) и продуктивная — творческая (вид деятельности, порождающий нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее).

По соответствию социальным нормам: законная — незаконная, моральная — аморальная.

По соотношению с общественным прогрессом: прогрессивная — реакционная, созидательная - разрушительная.

По сфере общественной жизни: экономическая, социальная, политическая, духовная.

По особенностям проявления человеческой активности: внешняя - внутренняя.

Основные виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности - это общение, игра, учение и труд.

Общение как вид деятельности

Общение - вид деятельности, в процессе которого происходит передача информации от одного индивида к другому, обмен мыслями, чувствами и эмоциями.

Часто его расширяют, включая обмен и материальными предметами. Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию.

Коммуникация - общение, передача информации от человека к человеку, форма взаимодействия людей.

Структура общения:

Субъекты — те, между кем осуществляется общение (отдельные люди, группы, сообщества, человечество в целом) - Реально существующие партнёры; иллюзорные партнёры (им присваиваются несвойственные для них качества субъекта общения, например, разговор с домашним животным); воображаемые партнёры (разговор с самим собой, с художественным образом)

Цель — это то, ради чего у человека возникает необходимость в общении

Содержание — это идеи, эмоции, которые передаются в межличностных контактах от одного к другому

Средства общения (способы передачи, переработки и расшифровки информации):

· органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание);

· устная речь;

· письменная речь (чертежи, знаки, изображения);

· технические средства (радио, телевидение, компьютер)

Функции общения:

· коммуникативная (осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия);

· познавательная (олучение новой информации);

· социализации (формирование навыков взаимодействия в обществе);

· психологическая (эмоциональная поддержка).

Виды общения

Прямое - личный контакт, при общение необходимо визуальное восприятие друг друга.

Деловое (формальное) - общение в профессиональной сфере, в большей степени опирается на документооборот.

Вербальное - общение посредством речи. Межличностное - общение между двумя людьми.

Косвенное - общение через других людей.

Личное (неформальное) - разговор на любую тему, общение между друзьями, близкими людьми.

Невербальное - общение посредством мимики, жестов, поз. Групповое - общение между тремя и более людьми.

Игра как вид деятельности

Игра — это вид деятельности, который направлен на удовлетворение духовных потребностей и целью которого является не производство материального продукта, а сам процесс - отдых, развлечение.

Игра – это путь к познанию реальности, основанный на разных условных моделях поведения. Игра ориентирована не только на результат, в ней важнее бывает сам процесс. В детстве игровая деятельность имеет колоссальное значение, являясь одним из инструментов социализации человека.

Характерные черты игры:

· Происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется.

· В процессе игры используются определенные предметы

· Нацелена на удовлетворение интереса ее участников

· Способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками.

Учение как вид деятельности

Учение — это вид деятельности, целью которой является приобретение, закрепление, совершенствование человеком знаний, умений и навыков.

Учение бывает:

· Организованное (осуществляется в образовательных учреждениях)

· Неорганизованное (осуществляется в других видах деятельности, как их побочный, дополнительный результат)

Учение может приобрести характер самообразования.

Труд как вид деятельности

Труд — это деятельность человека, направленная на получение практически полезного результата, который даёт возможность удовлетворить свои потребности.

В процессе трудовой деятельности человек производит необходимые ему материальные и духовные ценности. В отличие от учёбы и игры труд требует от человека определённый подготовки или квалификации, например: шахтёр не может провести хирургическую операцию.

Квалификация - уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.

Характерные черты труда:

· Целесообразность

· Нацеленность на достижение запрограммированных ожидаемых результатов

· Наличие мастерства, умений, знаний.

· Практическая полезность

· Наличие результата

· Развитие личности

· Преобразование внешней среды обитания человека

Материальная и духовная деятельность

По объектам и результатам деятельность делится на материальную и духовную.

Материальная (практическая) деятельность связана с практикой, созданием чего-либо нового или изменением старого порядка вещей.

Материальная деятельность, в свою очередь, подразделяется на две основные группы: материально-производственную и социально-преобразовательную.

Материально-производственная деятельность представляет собой создание материальных благ, обогащение культуры человечества в целом. Например, строительство, заводское производство, ремесло.

Социально-преобразовательная деятельность связанна с изменениями в обществе. К данному виду деятельности относятся издание новых законодательных актов, проведение реформ.

Духовная деятельность представляет собой процесс, связанный с интеллектом и творчеством, направленный на духовное освоение мира.

К ней относятся познавательная, ценностно-ориентировочная и прогностическая деятельность.

Познавательная (учебно-познавательная) деятельность связана с получением новых знаний о мире, событиях и закономерностях.

Установление и формирование духовных ценностей в обществе или ценностное отношение к вещам — это ценностно-ориентировочная деятельность.

Прогностическая деятельность — это составление прогнозов или планов на будущее, предвидение результатов своих действий или будущих событий.

Творчество как вид деятельности

Творчество — это воодушевленная деятельность человека, которая направлена на открытие или создание нечто качественно нового, никогда ранее не существовавшего.

Создавая что-либо, человек вкладывает в это «свою душу», поэтому каждое новое творение по-своему уникально. В науке творчество способствует появлению открытий и изобретений, в искусстве - новых произведений. В процессе творчества не только создаются материальные и духовные ценности, но и происходит самоутверждение и самосовершенствование человека.

Основными компонентами творческой деятельности являются вдохновение, фантазия, воображение и интуиция

Воображение – способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании

Фантазия – характеризуется особой силой, яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов. Интуиция – знания, условия получения которого не осознаются.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 495; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.105.184 (0.007 с.)