Исторический характер общественной жизни. Типология общественного развития: формационный, цивилизационный, культурологический, синергетический подходы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исторический характер общественной жизни. Типология общественного развития: формационный, цивилизационный, культурологический, синергетический подходы.



 

Философия истории представляет собой область знаний об истории человечества, ступенях и критериях ее развития, настоящем и будущем мировой цивилизации, предусматривает обобщение исторического процесса, сведение отдельных «историй» в единую всемирную историю, отыскание смысла истории, исследование методологии исторического познания.

Первые концепции общественного развития принадлежат древним философам и стремятся дать объяснение политическим изменениям. Так, Платон и Аристотель создали первые теории развития общества, в которых объясняли систему правления в греческих городах – полисах. Известно, что термин «философия истории» ввел в научный оборот французский просветитель Ф. Вольтер, однако вопрос о существовании общих законов исторического развития впервые поставил немецкий мыслитель Гердер в работе «Идеи к философии истории человечества».

И.В. Пьянков сформулировал понимание всех подходов, определив ключевые смысловые единицы. К примеру, понятие «формация» – это определенная К. Марксом стадия развития общества с особым способом производства, производственными отношениями, где смена одной стадии другой определяют смену фундаментальных социальных законов.

Формационный подход был предложен К. Марксом и Ф. Энгельсом. Он основывается на том, что каждое общество линейно проходит в своем развитии определенные стадии (общественно-экономические формации), которые сменяют друг друга через революцию.

Общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, характеризующаяся определённой ступенью развития производительных сил общества и соответствующим этой ступени историческим типом экономических производственных отношений.

Главный критерий: способ производства.

Способ производства – это единство определенного уровня производительных сил и обусловленных им производственных отношений. При этом производительные силы являются содержанием способа производства, а производственные отношения – формой (под производительными силами понимается: предмет труда, средство труда и человек). Соответственно с изменением содержания производительных сил будет меняться и их форма. Каждому способу производства соответствует своя надстройка.

В классическом (советском) понимании формационной теории принято выделять пять стадий развития общества: первобытно-общинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое. Переход от одной формации к другой происходит через социальную революции.

Недостатками формационного подхода является абсолютизация при том, что в настоящий момент очевидно, что не все народы и страны проходили через все эти стадии. Недостатком является и абсолютизация необходимости революционного пути. Кроме того, основное внимание уделяется экономическим факторам, а роль личности, культурная и духовная жизни выпадают из поля зрения, рассматриваются упрощенно.

Цивилизационный подход

В цивилизационном подходе к истории развития общества основным критерием подразумевается духовно-культурная сфера. Понятие цивилизация имеет много разных значений. Сколько авторов – столько и трактовок этого понятия. И, следовательно, эти авторы выделяют разное количество цивилизаций, по-разному классифицируют государство. Наиболее известные концепции цивилизации были сформулированы Н.Я. Данилевским, О. Шпенглером, А. Тойнби.

Недостатками цивилизационного подхода является отсутствие четкого единого критерия выделения цивилизаций; отсутствие единой методологии, единого определения категориального аппарата, в т.ч. нет единого определения центрального термина концепции – «цивилизация»; история не рассматривается как единый закономерный процесс. Основное внимание уделяется вопросам культуры, духовного развития, а социально-экономическому развитию уделяется мало внимания.

Культурологический. Категория культуры является универсальной, Шпенглер рассматривал эту проблему не как единую общечеловеческую культуру, а как расколотую на 8 культур, каждая из которых вырастает на основе собственного прафеномена, т.е. способа переживания жизни.

Анализ общественного развития через рассмотрение исторических типов культур называют культурологическим подходом к исследованию человеческой истории. Одним из основоположников такого подхода в XIX в. стал русский философ Н. Я. Данилевский. Он выделил 10 типов социальной культуры: египетскую, китайскую, индийскую, древнесемитскую, иранскую, ассиро-вавилонскую, древнегреческую, древнеримскую, ново-аравийскую, романно -германскую. Кроме того, он выделял два типа культуры доколумбовой Америки — мексиканскую и перуанскую, которые не успели развиться и были насильственно уничтожены испанскими завоевателями. Славянский тип культуры, которому принадлежит будущее, согласно Данилевскому, находится в процессе становления.

Синергетический подход

Совокупность принципов, основой которой является рассмотрение объектов как самоорганизующихся систем Синергетика– междисциплинарное научное направление, изучающее связи между элементами структуры, которые образуются в открытых системах благодаря интенсивному обмену вещества и энергии с окружающей средой в неравновесных условиях, где наблюдается согласованное поведение подсистем, в результате чего возрастает степень их упорядоченности (т.е. уменьшается энтропия) – происходит самоорганизация системы.

Основные принципы синергетического подхода:

1) объекты – это развивающиеся сложные открытые нелинейные системы

2) самоорганизация системы начинается с хаоса т.е, когда в существовании системы возможны колебания – отклонения от средних значений процессов, характеризующих систему.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 748; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.36.141 (0.005 с.)