Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философское понимание материи: понятие и атрибуты. Движение, пространство и время как философские категории. Основные концепции.

Поиск

 

Материя – (лат. materia – вещество) объективная реальность, существующая по своим законам, независимо от сознания и данная нам в ощущениях.

Понятие «материя» (от лат. materia – вещество) активно используется в различных философских концепциях для описания и объяснения окружающей действительности. В истории философии предлагались различные трактовки данной категории. С точки зрения античных натурфилософов, материя есть то, из чего состоят природные объекты, первичный субстрат всех вещей, первоначало бытия.

В эпоху Нового времени под материей стали понимать не столько материал, из которого сделаны все вещи, сколько совокупность свойств, общих для всех вещей. С позиций механистического материализма, материя – вещество вообще, комплекс физических свойств, которыми обладают все тела.

Материя понималась как совокупность объективно существующих, чувственно протяженных тел, состоящих из неделимых и неизменных атомов (корпускул). Свойствами материи считались протяженность, непроницаемость, инерция, неизменная механическая масса.

Категория материи стала центральной для философии К. Маркса и Ф. Энгельса – диалектического материализма. Материя трактуется ими как объективная реальность, данная человеку в ощущениях и существующая вне и независимо от человеческого сознания. Ей присущи такие атрибуты, как субстанциональность, всеобщность, абсолютность, системность, движение, бесконечность. Понятие «материя» не отождествляется с каким-либо ее конкретным видом или свойством, это чистая абстракция. Мир есть движущая материя.

Движение рассматривается как изменение вообще, всякое взаимодействие объектов, смена их состояний. Ф. Энгельс выделял следующие виды движения: механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное, таким образом, движение включает в себя все происходящие в природе и обществе процессы.

С понятием движения неразрывно связаны категории «пространство» и «время». Марксизм рассматривал пространство как форму существования материальных объектов, характеризующуюся протяженностью и объемом. Основными свойствами пространства называют трехмерность, однородность, изотропность (одинаковость свойств по всем направлениям). Время – форма существования материальных объектов, характеризующаяся последовательностью и длительностью. Свойствами времени являются одномерность, необратимость, однородность.

Субстанциональная концепция утверждает, что пространство и время не связаны между собой. Утверждается их абсолютность как самостоятельных субстанций, независимость от материи. Это отдельные реальности, существующие наряду с материей. Пространство – пустота, бесконечное вместилище, чистая протяженность. Время – непрерывная чистая длительность, вечность, равномерно текущая от прошлого к

будущему, вместилище любых событий. Наиболее ярко данная позиция представлена в творчестве Демокрита, Эпикура, И. Ньютона.

Реляционная концепция подчеркивает относительность пространства и времени. Они связаны между собой и с материей, являются отношениями, образуемыми взаимодействием материальных объектов. Пространство характеризует порядок расположения тел относительно друг друга, время – последовательность изменения их состояний, длительность существования материальных тел. Сторонниками данной концепции были Аристотель, Г. Лейбниц, К. Маркс, А. Эйнштейн.

Понятие дух (духовное) традиционно в истории философии противопоставлялось категории «материя». С его помощью на протяжении столетий решался так называемый основной вопрос, что первично – бытие (материя) или дух (сознание). Как писал В.И. Ленин, материализм и идеализм различаются в зависимости от того, будет ли философ за первичное «природу, материю, физический внешний мир или «сознание, дух, ощущение».

Дух (от лат. spiritus – дуновение, движущийся воздух, дыхание) – в широком смысле, понятие тождественное идеальному, сознанию, в узком смысле, однозначное с понятием мышление.

Духовное выступает в трех формах бытия: личный дух – дух отдельного индивида (носитель – индивидуальное сознание); объективный дух – общий для многих людей (носитель – общественное сознание); объективированный дух – совокупность завершенных творений духа (носитель – культура общества).

Личный дух не передается по наследству как телесная организация. Он сам себя создает посредством духовной работы, которая должна осуществляться на протяжении жизни. Поэтому духовных различий между людьми гораздо больше, чем биологических, поскольку индивидуальное сознание всегда автономно, уникально, неповторимо.

В объективированном духе – в произведениях науки и искусства – «мы снова познаем живой дух, который их создал; он говорит с нами через эти произведения, поскольку и пока мы (как личности) можем принимать в них участие. Духовные блага, таким образом, есть одновременно и могилы, и источники живого духа».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 521; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.161.199 (0.008 с.)