Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Античная философия: основные идеи и принципы, этапы развития, школы и их представители.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Античная философия берет свое начало в VI в. до н.э. и продолжает существование до VI в. н.э. За столь продолжительный период она проходит стадии зарождения в древнегреческих городах-государствах полисах, расцвета и упадка в эпоху Римской империи с завоеваниями Александра Македонского. Соответственно, в своем развитии Античная философия проходит три крупных этапа: натуралистический, классический и эллинистический. Натуралистический периодантичной философии связан с постановкой проблемы поиска первона-чала бытия и философским исследованием Космоса. Понятием Космос в Древней Греции обозначался весь окружающий мир. На данном этапе получили развитие милетская, элейская, пифагорейская, атомистическая школы. Классический период характеризуется тем, что здесь мыслители (Платон и Аристотель) строят целостные философские системы. Они, комплексно рассматривая окружающий мир, поднимают такие философские проблемы как определение первоосновы бытия, устройство мира, сущность человека, особенности его познания, общественное устройство и т. д. Эллинистический этап развития античной философской мысли – это ее плавное угасание. Здесь на первый план выходят различные аспекты бытия чело-века в мире, его смысложизненные проблемы. В этот период получили развитие такие философские школы как кинизм, стоицизм, скептицизм и эпикуреизм. В качестве основной особенности античной философии следует отметить космоцентризм – это принцип философствования, ставящий Космос (мир) в центр внимания философской системы. То есть, в данный период интересы философов концентрировались вокруг различных аспектов бытия мира. Первой в истории западной философии стала милетская школа. Основными ее представителями являются Фалес, Анаксимен и Анаксимандр. Каждый из них предлагал свой вариант ответа на вопрос о первооснове бытия с монистической позиции. Так, Фалес считал, что первоосновой является вода. Все прочие земные стихии и мир в целом состоит из воды, а Земля находится на поверхности воды, окруженная со всех сторон океаном. Поскольку вода является материальным началом, то Фалеса следует характеризовать как материалиста. Он рассматривал и проблему человека. Впервые в истории западной философии он разделил душу и тело человека, однако, ее, как и само тело полагал материальной. Анаксимен «сын Евристрата, был учеником Анаксимандра; некоторые же пишут, будто он учился и у Парменида. Он говорил, что первоначалом являются воздух и беспредельное и что светила движутся не над землей, а вокруг земли»1. По его мнению, воздух способен превращаться в прочие земные стихии. Так, нагреваясь, воздух разрежается и превращается в огонь; охлаждаясь, сгущается, становясь последовательно воздухом, водой, землей, затем камнем. Душа человека, боги и прочие духовные феномены также возникли из воздуха. Анаксимандр продвинулся дальше своих предшественников в изучении проблемы первоосновы мира: он говорил о существовании некоего абстрактного первоначала, которое именовал апейроном (буквально: «беспредельная). «Он учил, что первоначалом и основой является беспредельное (apeiron), и не определял его ни как воздух, ни как воду, ни как что-либо иное»2. Апейрон вечен, бесконечен, из него все произошло и все в него возвращается. Иными словами апейрон представляет собой неопределенное материально-вещественное начало, не обладающее никакими качественными характеристиками и количественно бесконечное. Апейрон порождает различные земные стихии, которые, впоследствии, переходят друг в друга по законам борьбы теплого и холодного. Например, смена времен года. Анаксимандр также полагал, что природа и весь окружающий мир существуют объективно, они никем не созданы. Элейская философская школа представлена таки-ми мыслителями как Ксенофан – ее основатель, Парменид, Зенон Элейский и Мелисс. Ксенофан в своем труде «О природе», написанном в форме поэмы, также освещает проблему первоначала мира. Он полагает, что первосубстанцией является земля, поскольку именно из нее все рождается и в нее после гибели уходит. Также как Фалес и Анаксимандр, Ксенофан склонялся к мысли, что жизнь зародилась в воде. Значительный вклад в развитие античной философии внес Парменид. Во-первых, он ввел в философский оборот понятия «бытие»и «небытие». Он полагал, что бытие – это все, что существует в мире, а небытие – это то, чего не существует, то о чем нельзя даже по-мыслить, поскольку стоить охватить что-то мыслью, как оно тут же становится бытием.«Он говорит, что если что-нибудь существует сверх бытия, то оно не есть бытие. Небытия же во Вселенной нет. Вот таким-то образом он оставляет бытие без возникновения». С о-ответственно, бытие есть, а небытия нет. Во-вторых, вклад Парменида состоит в развитии диалектического учения: бытие и небытие представляют собой противоположности, способные переходить друг в друга. Следующий представитель элейской школы, также придерживавшийся диалектических позиций – это Зенон. Его признают «изобретателем диалектики»,по-скольку он виртуозно владел искусством спора, способностью опровергать доводы оппонентов и ставить их в затруднительное положение. Зеноном были сформулированы 40 апорий (неразрешимых противоречий), направленных на вскрытие противоречий окружающего мира. Так, например, апория «пшеничное зерно» акцентирует внимание на несовершенстве чувственного восприятия; апория «стрела» – гласит об относительности движения. По мнению Зенона, разум человека является главнейшим орудием достижения истины. Особого внимания заслуживает мыслитель Гераклит, которого не принято относить ни к одной из существовавших школ, поскольку он вел отшельнический образ жизни, избегая общения с людьми, соответственно, и учеников у него не было. Гераклит, наблюдая за окружающим миром, заметил, что он меняется: день сменяет ночь, зима сменяет лето и т. д., то есть все движется. Наиболее подвижной из всех земных стихий, по его мнению, является огонь, поэтому он – есть первооснова мира, и сам мир, по своей сущности есть огонь. «Этот космос тот же самый для всех, не [его] создал никто из богов, не из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами разгорающимся и мерами погасающим»4. Из огня происходят и материальные тела и души людей и боги. Огонь порождает противоположности: теплое и холодное, душу и тело. Мир – есть процесс, в котором все переходит в свою противоположность. Единством противоположностей является Бог. Иными словами, Гераклит, опережая свое время, открыл закон единства и борьбы противоположностей. Непрерывно взаимодействуя, противоположности служат источником развития и обновления всех объектов мира. Атомистическое направление античной философии представляли, главным образом, Левкипп и Демокрит. Данное направление можно охарактеризовать как плюралистический материализм, поскольку перво-основой мира, по мнению атомистов, служат атомы, которых существует огромное множество. Атом представляет собой неделимую мельчайшую частицу, лишенную чувственно воспринимаемых свойств, таких как цвет, запах и вкус. Они различны по форме и раз-меру – так атомисты объясняли многообразие объектов окружающего мира. Атомы находятся в непрерывном движении, их окружает пустота. «Они [атомисты] говорили, что атомы трясутся во всех направлениях, и они не только приписывали элементам первичное движение, но и исключительно лишь это движение». Сталкиваясь, они соединяются в различных комбинациях, образуя объекты, разлетаясь – способствуют гибели, уничтожению вещи. Классический период античной философии ознаменован созданием Платоном целостной философской системы, носящей объективно-идеалистический характер. Объективными, идеальными и неизменными в мире являются, по его мнению, эйдосы (идеи), которые являются сущностями материальных вещей. Идеи вечны и неуничтожимы, непреходящи, вещи – временны, неустойчивы и изменчивы. Эйдосы способны существовать отдельно от своих материальных носите-лей, в мире идей. Душа человека тоже идея, эйдос человека. Изначально она существовала в своем идеальном мире, где непосредственно контактировала с множеством других идей – получала абсолютные знания. При рождении человека идея (душа) вселяется в его тело и забывает имеющиеся знания. Поэтому процесс познания Платон связывал с припоминанием. Познать истину в опыте невозможно, потому что окружающий на мир подобен теням, отбрасываемым пламенем костра – он изменчив и неопределен – познание этого мира – есть познание тени вещи, а не ее сущности. «Человек должен постигать общие понятия, складывающиеся из многих чувственных восприятий, но сводимые разумом воедино. А это есть припоминание того, что некогда видела наша душа, когда она сопутствовала богу, свысока смотрела на то, что мы теперь называем бытием, и, поднявшись, заглядывала в подлинное бытие. Поэтому, по справедливости, окрыляется только разум философа, память которого по мере сил всегда обращена к тому, в чем и сам бог проявляет свою божественность. Только человек, правильно пользующийся такими воспоминаниями, всегда посвящаемый в совершенные таинства, становится подлинно совершенным» По Платону, души людей неоднородны. Он под-разделяет на три типа в зависимости от доминирующего компонента: разумные, аффективные и вожделеющие. Разумные души склонны к познанию, мудрости и некорыстны. Их обладателям следует становиться философами или правителями. Аффективные души обладают страстью, порывисты, агрессивны. Обладателям таких душ лучше быть воинами. Вожделеющие души самые приземленные, корыстные, недальновидные, не способные к познанию мира и размышлениям. Их обладатели, как правило, представители низших сословий – земледельцы, ремесленники и торговцы. Исходя из подобных рассуждений, Платон строит концепцию идеального государства, состоящего, соответственно, из трех сословий, каждое из которых выполняет свою функцию в обществе, не вмешиваясь в дела других, и не пытаясь делать то, на что неспособно. То есть, истинному философу никогда не стать хорошим воином или земледельцем, и наоборот. Согласно Платону, источником несправедивости и зла в обществе является частная собственность, поэтому он предлагал обобществить имущество правителей и стражей и лишь производителям предполагал разрешить иметь мелкую трудовую собственность. Неэффективными и несправедливыми формами правления государства Платон полагал олигархию, тимократию, тиранию и демократию. Неоценимый вклад в развитие древнегреческой философии внес и ученик Платона Аристотель. Он критиковал учение своего учителя по многим пунктам, именно ему присваивают известный афоризм: «Платон мне друг, но истина дороже!». В частности, Аристотель был категорически не согласен с платоновским разделением вещи и ее сущности. Он полагал их неразделимыми. Сущность предмета, по его мнению, заключена в самом предмете, а точнее в его форме. Форма делает предмет тем, чем он является. Материя – это потенциальное бытие, обретая форму, она превращается в действительность. Аристотель выстроил иерархию форм, соответствующую иерархии бытия: на первом (низшем) уровне находятся формы неживых объектов, на втором – формы растений, на третьем – формы животных, на четвертом – человеческие души, на мятом (высшем) – Бог. Бог представляет собой абсолютную фор-му, не нуждающуюся в материи. Он вечен, неизменен и не заинтересован в делах людей. Бог есть перводвигатель всего сущего, высшее совершенство, абсолют, к которому стремится весь мир. Рассматривая жизнь человека, Аристотель приходит к выводу, что ее смыслом является достижение счастья. Счастье – это деятельность в соответствии с принципом добродетели, которая представляет собой некую золотую середину между крайностями. Человеку в своей повседневной жизни следует придерживаться этой золотой середины во всем: в поведении, в благосостоянии, в отношении к миру и другим людям т. д. Вслед за своим учителем Платоном, Аристотель анализирует существующие формы государства и про-водит их классификацию по двум критериям – количественному и качественному. В соответствии с первым, он выделяет формы правления в зависимости от количества лиц находящихся у власти. В соответствии со вторым – формы, направленные на достижение блага для самого правителя и его приближенных или его подв ластных. Он положительно характеризует политию, монархию и аристократию (поскольку власть здесь осуществляется в интересах большинства), негативно – тиранию, олигархию и демократию. Говоря об эллинистическом периоде развития античной философии, невозможно не отметить такое направление как кинизм. Основными его представителями являются Антисфен и Диоген Синопский. Киники в центр своего учения ставили проблему смысла жизни человека и решали ее в пользу счастья. Счастье человека состоит в свободе – полагали они. Для того чтобы достичь счастья, необходимо освободиться от всех внутренних и внешних оков, преодолеть все мыслимые зависимости и ограничения. Согласно Диогену, именно свобода от внешнего мира и независимость от своих желаний есть величайшее счастье для человека, поскольку страх потерять то, что имеешь, или разочарование от не достижения желаемого делает человека несчастным. Соответственно, главной целью в жизни становится освобождение. Эпикуреизм получил свое название от имени свое-го основателя Эпикура. Он также уделял массу внимания проблеме смысла жизни, но видел его в получении удовольствия. Все, что приносит человеку удовольствие – есть благо, а то, что приносит несчастье и страдание – зло. Однако, удовольствия, получаемые чело-веком, могут быть различными по своей сущности, поэтому он разделил их на три группы: · Природные и необходимые для жизни – это те, которые направлены на удовлетворение первичных, базовых потребностей человека. Без них невозможно выживание. К этой группе удовольствий стремился сам Эпикур. · Природные, но не необходимые для жизни – те, которые связаны с удовлетворением первичных при-родных потребностей, но не влияют на выживание, их достижение не является обязательным. Эпикур предлагал воздерживаться от получения подобных удовольствий. · Неприродные и не необходимые для жизни – все-возможные излишества, которые развращают личность. Они не только не необходимы для выживания, но и вредны для человеческого тела и духа. Таким образом, Эпикурейцы проповедовали воз-держание от излишеств, что способно принести чело-веку безмятежность, избавить его от несостоятельных страхов и разочарований. «А безмятежность (атараксия) состоит в отрешении от всего этого и в постоянном памятований общих и важнейших принципов». Что касается онтологических взглядов, то Эпикур придерживался концепции атомизма, с тем лишь различием, что источником движения атомов он считал их собственную тяжесть. В процессе познания мира Эпикур предлагал полагаться на органы чувств: истина доступна только через ощущения. Заблуждения и ошибки,по его мнению, возникают вследствие неправильного осмысления чувственных данных. Основателем скептицизма признается Пиррон. Скептик – это сомневающийся человек. Античные скептики сомневались, главным образом, в возможности познания сущности явлений и объектов мира и даже самого себя. По мнению Пиррона, любому утверждению можно противопоставить диаметрально противоположное, и доказать или опровергнуть оба с равным успехом. Поскольку мы не можем быть уверенными ни в чем, не можем судить ни о добре, ни о зле, ни о прекрасном, ни о безобразном, то нам следует воздерживаться от каких-либо суждений. Переживать по этому поводу тоже не стоит, целесообразнее достичь состояния невозмутимости – атараксии, которая состоит в отсутствии душевных терзаний и страданий. Стоицизм представлен такими мыслителями как Зенон Китонийский, Марк Аврелий, Сенека и др. В центре внимания стоиков находится бытие человека в мире, которое представляется им весьма безрадостным: жизнь человека проходит в непрерывных страданиях, связанных с болезнями, разочарованиями, потерями и прочими неприятностями. Избежать их, прилагая какие-либо усилия, не представляется возможным, по-скольку все в мире предопределено судьбой. Однако, минимизировать страдания путем слепого подчинения превратностям судьбы человек в силах: «Мы не можем изменить мировых отношений. Мы можем лишь одно: обрести высокое мужество, достойное добродетельного человека, и с его помощью стойко переносить все, что приносит нам судьба, и отдаться воле законов природы. «Судьбы ведут того, кто хочет, и тащат того, кто не хочет». Именно так и должен поступать истинный мудрец: мужественно покоряться судьбе, рассудительно не стремиться изменить положение дел и быть умеренным в желаниях. Поскольку счастье для человека принципиально не достижимо, то главной добродетелью стоики признавали покорность судьбе. Таким образом, в период античности философская мысль заложила основы философского мировоззрения, к которому ученые обращаются и по сей день. А большая часть философских вопросов, затронутых античными авторами актуальна и сегодня.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 1628; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.18.192 (0.013 с.) |