Особенности познания информационной действительности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности познания информационной действительности.



 

Понятие «реальность» сегодня употребляется довольно часто, но неоднозначно. В широком смысле оно трактуется как вся существующая действительность. Однако эта действительность неоднородна. Весь окружающий нас мир можно разделить на естественный и искусственный — мир, созданный самой природой, в котором существуют процессы, еще не освоенные человеком, и мир, созданный человеком из материальной природы, в котором существуют процессы, организованные человеком на основании законов природы, поэтому в самом общем философском смысле понятие «реальность» употребляется как единство материального и духовного мира, независимого (объективного) и зависимого (субъективного), т. е. в виде объективной и субъективной реальностей.

В научном познании реальность — понятие, обозначающее аспект или фрагмент универсума, составляющего предметную область какой-то частной науки (химическая реальность, физическая реальность, информационная реальность, виртуальная реальность и т. д.) или мысленно выделяемая человеком (культурная, познавательная, художественная, фантазии, общения, и т. п.).

Категория «информационная реальность» относится к предельно общим философским понятиям. Исчерпывающего, универсального определения таким понятиям дать нельзя, можно лишь раскрыть их смысл и содержание применительно к такой специфической деятельности, как информационная. Информационная реальность — это определенная система, процесс реализации определенного информационного взаимодействия различных компонентов. Взаимодействие, в свою очередь, — это фундаментальная философская категория, отражающая процессы воздействия различных составляющих разных типов реальностей друг на друга, их взаимная обусловленность, изменение состояния, взаимопереходы.

Сегодня существует много подходов и взглядов на понятие и структуру информационной реальности. Систематизируя взгляды исследователей по вопросу понятия и структуры информационной реальности, можно сделать несколько выводов об этом феномене, понятии и теоретическом концепте.

Первый состоит в том, что проблемы информационного феномена являются объектом исследования различных уровней и форм информационных систем знания.

Второй вывод: его компоненты и элементы, свойства, связи и отношения, процессы выступают в качестве предмета информационных концепций, теорий и наук.

Третий вывод: философский аспект феномена — информационную форму движения материи мы называем «информационной реальностью».

Четвертый вывод: в настоящее время идет процесс формирования системы философского знания об информационной реальности, образующий область философии, которую мы называем «философией информационной реальности».

Исходным основополагающим компонентом информационной реальности является информация, закономерности ее развития, информационная картина мира, информационные процессы, все формы генерации информации, структуры информационного взаимодействия и форм движения, т. е. онтология информационной реальности. В настоящее время существует несколько подходов к определению информации, среди них наибольшее распространение получили — атрибутивный (структурный), функционально-кибернетический, социоориентированный (антропоцентрический), в последнее время — синтетический.

Атрибутивные концепции рассматривают информацию как атрибут материи, всеобщее ее существенное свойство и определяют информацию как меру организованности, упорядоченности (структурированности, системности), разнообразия, отражения и т. п.

Функционально-кибернетические концепции рассматривают информацию как функциональное свойство — особую форму функциональной связи, отношения, присущие кибернетическим самоуправляемым системам: биологическим, социальным и искусственным (техническим).

Социоориентированные (антропоцентрические) концепции допускают существование информации лишь в системах социального уровня организации. Информация здесь рассматривается прежде всего как знание и содержание речевого сообщения.

Информация как философская категория является ступенькой развития не только познания, но и общественной практики людей, их отношения между собой и природой. Информация, удовлетворяя всем требованиям философской категории, не только отражает всеобщие формы бытия, их связи и взаимообусловленности, но и является фактором развития от низшего к высшему в природе, обществе и познании.

В самом общем виде можно разделить философские проблемы информационной реальности на четыре большие группы, охватывающие не какие-либо отдельные информационные дисциплины и процессы, а информационную реальность в целом как особый исторически сложившийся феномен.

К первой группе относятся проблемы, идущие от философии к информационной реальности. Философия прежде всего стремится к универсальному осмыслению информационной реальности, к постижению ее общих принципов в связи с деятельностью и природой человека. Она вырабатывает определенный взгляд на информационные процессы и информационную сферу — исторически и социально обусловленное мировоззрение.

Вторая группа проблем возникает внутри самой информационной реальности, порождается механизмами и потребностями, связанными с повседневной информационной деятельностью.

К третьей группе проблем относятся вопросы, посвященные взаимодействию информационного и философского знания с другими формами и видами реальности.

Наконец, к четвертой группе относится проблема, касающаяся к компонентам и элементов информационной реальности.

Итак, можно считать, что исходной «категорией» философии информационной реальности является сама «философская проблема информационной реальности». Пытаясь дать свое определение понятия «информационная реальность», можно сказать, что информационная реальность – это разнообразие особенного в отражении.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 1781; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.240.142 (0.008 с.)