Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема истины в философии. Заблуждение и ложь. Критерии истины.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Истина – это цель, к которой устремлено познание, ибо, как справедливо писал Ф. Бэкон, знание – сила, но лишь при том непременном условии, что оно истинно. Истина есть знание. Но всякое ли знание есть истина? Знание о мире и даже об отдельных его фрагментах в силу ряда причин может включать в себя заблуждения, а порой и сознательное искажение истины, хотя ядро знаний и составляет адекватное отражение действительности в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. Аристотель выдвинул принцип корреспонденции: истина – это соответствие знания объекту, действительности. Р. Декарт считал, что важнейший признак истинного знания – ясность. Для Платона и Гегеля истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание является, с их точки зрения, раскрытием духовной, разумной первоосновы мира. Д. Беркли, а позднее Р. Мах и Авенариус рассматривали истину как результат совпадения восприятий большинства. Аристотель считал, что истина – это знания, в которых верно судят об окружающем мире. Наряду с классической теорией в современной философии существуют и другие концепции истины, имеющие свои сильные и слабые стороны. Можно назвать, в частности, следующие теории: · Конвенциальная концепция. Истина – это то, что считает большинство. · Экзистенциалистская концепция. Ярким представителем этой концепции является Хайдеггер. Истина есть свобода. · Неотомистическая концепция. Говорит о том, что истина – это божье откровение. В отечественной философии сохраняется марксистский подход, согласно которому истина – адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его так, как он существует сам по себе, вне и независимо от человека и его сознания; объективное содержание чувственного эмпирического опыта, понятий, идей, суждений, теорий, учений и целостной картины мира в диалектике ее развития. Критерий истины – практика. Принято различать истину абсолютную и относительную, объективную и субъективную. · Объективная истина – такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Если наше знание – это субъективный образ объективного мира, то объективное в этом образе и есть объективная истина. · Абсолютная истина – такое знание, которое полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. · Относительная истина – истина, отражающая предмет не полностью, а в исторически обусловленных пределах. Всякая относительная истина содержит элемент абсолютного знания. · Конкретная истина – истина, раскрывающая существенные моменты предмета с учетом конкретных условий его развития. Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Агностицизм (от греч. a – отрицательная приставка и gnosis – знание) – отрицает достижимость абсолютной истины и признает принципиальную непознаваемость мира. Все знания человека о мире субъективны и иллюзорны. Каков мир на самом деле, человек познать не может. Частичный агностицизм или скептицизм (от греч. skeptikos – расследующий, разглядывающий) говорит, что объект доступен субъекту лишь частично, поэтому мир проникаем для сознания лишь в некоторых своих фрагментах или при определенных условиях. Данный подход также выражает сомнение в достижимости истины, в возможности правильно видеть и понимать этот мир, либо, не сомневаясь в возможности познания мира, утверждает отрицательный результат («паралич истины»). Сторонниками гностицизма (от греч. gnosis – знание) или гносеологического оптимизма были и остаются многие философы как прошлого, так и настоящего. Гностики убеждены, что мир познаваем, объект полностью доступен сознанию субъекта, истина достижима, а, следовательно, наши знания адекватны тому, о чем мы знаем. К представителям этой точки зрения можно отнести Демокрита, Платона, Аристотеля, Ф. Бэкона, Р. Декарта, К. Маркса и др. Следует также упомянуть о релятивизме (от лат. relativus – относительный) – концепции, сторонники которой исходят из того, что все в мире относительно, в том числе и познание. Они отрицают объективность истины, абсолютизируют изменчивость действительности, подчеркивают субъективность любых знаний о ней, преувеличивают относительность и условность любых критериев истинности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 469; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.20.250 (0.011 с.) |