Немецкая классическая философия: основные идеи и принципы, этапы развития, школы и их представители. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Немецкая классическая философия: основные идеи и принципы, этапы развития, школы и их представители.



 

Иммануил Кант (1724 – 1804) – родоначальник немецкой классической философии – родился в Кенигсберге (ныне Калининград) в семье ремесленника. Рано проявившиеся способности дали возможность с блеском окончить Кенигсбергский университет, в нем же преподавать, быть профессором, а одно время – ректором. Здесь он создал все свои философские и естественнонаучные работы. Вопросы, поставленные Кантом, были столь глубоки и оригинальны,

что из поисков ответов на них выросли такие различные направления современной философии как позитивизм, феноменология, экзистенциализм.

Творчество Канта обычно делят на два периода:

I - (до 70-х годов) – докритический;

II - (с начала 70-х годов) – критический.

В работах докритического периода Кант – эмпирик:

1) выдвинул гениальную гипотезу о происхождении Солнечной системы естественным путем из первоначальной туманности;

2) высказал идею о множественности миров и непрерывном процессе их возникновения и исчезновения;

3) создал теорию о замедлении вращения Земли в результате действия приливов и отливов в океане;

4) разработал систему классификации животного мира;

5) выдвинул идею естественной истории человеческих рас;

6) назвал мнение Ньютона о необходимости божественного первотолчка «жалким», но вместе с этим первопричиной мироздания является все-же Бог.

В критический период Кант создал главные произведения, принесшие ему мировую славу: «Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788), «Критика способности суждения» (1790). Поскольку названия этих работ начинаются со слова «критика», то период их создания – «критический».

Философская система И. Канта очень сложная. Он активно пользовался символизмом философского языка, тонко чувствовал специфику философских проблем и поэтому изложить идеи Канта в его понимании задача непосильная.

Суть учения:

1. В центре философской системы стоят проблемы теории познания и человека (проблема нравственности)

2. Процесс познания состоит из трех ступеней:

· Первая ступень – чувственное познание. Наше знание начинается с работы органов чувств, на которые воздействуют предметы внешнего мира. Создается хаос восприятий, который упорядочивается при помощи свойств человеческой познавательной способности (пространства, времени, причинности). Таким образом получается явление (предмет чувственности).

· Вторая ступень – рассудочное познание. Включается в действие после чувственного. При помощи присущих ему субъективных логических категорий превращает чувственное явление в понятие.

· Третья ступень – разумное познание. Высшей сферой человеческого познания является разум, который под руководством субъективных идей (души как субстанции мира, как единого целого, Бога как абсолютного единства) должен дать постижение сущности.

3. Однако, в этой стройной цепи процесса познания человек сталкивается с проблемами:

1) предметы внешнего мира Кант называет «вещью в себе», т.е. они существуют объективно, но познать их сущность нам не дано, мы их воспринимаем только как явление.

Такая точка зрения в философии называется агностицизм (греч. – непознаваемое) т.е. мир в своей сути непознаваем, а человеческий разум ограничен и за пределами ощущений ничего знать не может;

2) пространство и время (в котором, как нам кажется, существуют «вещи в себе») есть субъективные формы созерцания, т.е. формы чувственности, а не рассудка, это представления, а не понятия. Таким образом, Кант отнимает у пространства и времени их реальность, объективность и превращает в особые свойства человеческого сознания, которые существуют до опыта (а priori), и составляют вторую часть знаний в душе субъекта;

3) знания, следовательно, состоят из двух частей:

· чувственные, даваемые путем опыта;

· априорные, существующие в готовом виде в душе субъекта (они не врожденные и откуда берутся Кант не объясняет).

Отсюда вторая характерная черта теории познания – априоризм;

4) подчеркивая значимость в процессе познания чувств и рассудка Кант говорит: «Без чувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один нельзя было бы мыслить. Мысли без содержания пусты, созерцания без понятий слепы».

Однако, разум, являясь высшей ступенью познания, пытаясь выйти за пределы чувственного опыта и познать «вещи в себе», неминуемо приводит к противоречиям, антиномиям (греч. antinomia – противоречие законов). Антиномичность разума означает, что противоречащие друг другу утверждения могут быть и доказаны и опровергнуты. Кант различает четыре антиномии:

1) мир конечен во времени и в пространстве; мир бесконечен во времен и в пространстве;

2) все в мире просто и неделимо; нет ничего в мире простого, все сложно и делимо;

3) в мире существует свобода; нет в мире свободы, все необходимо;

4) существует первопричина мира, Бог; не существует первопричины, Бога нет.

Таким образом, логика и разум бессильны познать «вещи в себе». Вера в Бога – это вопрос не науки, а нравственности.

4. Поскольку теоретический (чистый) разум не может постигнуть мир «вещей в себе», то человеку остается лишь одно – уповать на практический разум», под которым Кант понимает учение о нравственности:

1) нравственность есть основа человеческого существования, то, что делает человека человеком;

2) нравственность ничем не обосновывается и является единственным оправданием разумного устройства мира;

3) мир устроен разумно, так как существует нравственная очевидность;

4) нравственной очевидностью является совесть, которая побуждает человека совершать тот или иной поступок;

5) в основе лежит категорический императив, означающий всеобщность и обязательность требований морали: «... поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» и «... поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству». Соответственно, моральный закон Канта несет черты аскетизма: личности, свободной, автономной и ответственной, следует отказаться от идеи достижения счастья и удовольствия, ели они не согласуются с благом других людей и общества в целом.

6) нормы должного поведения Кант сводит к двум формам:

· ты должен поступать так, чтобы свободное проявление твоего произвола было совместимо со свободой каждого;

· моральный человек целью своих поступков должен делать собственное моральное совершенство и счастье другого.

И. Кант – одна из ключевых фигур мировой философской мысли. С него началась разработка диалектики как учения и как метода познания. Он – основоположник немецкой классической философии.

Самой высокой ценностью и высшей целью Кант провозгласил человека, который должен сделать себя достойным счастья, заслужив его поведением.

Иоганн Готлиб Фихте (1762 – 1814) – выдающийся немецкий философ, субъективный идеалист, профессор, в последние годы жизни – ректор Берлинского университета.

Вначале Фихте был учеником и последователем И.Канта, однако, вскоре отходит от него и создает свою философскую систему, т.н. "Я - концепцию".

Суть учения:

1) Фихте отвергает саму идею Канта о существовании "вещей в себе", т.е. непознаваемой разумом внешней реальности.

2) провозглашает единственной реальностью внутреннее, субъективное человеческое "Я", в котором заключается весь мир (в нем объединено и бытие и мышление, причем бытие помещается внутрь мышления).

3) считает, что жизнь окружающего мира происходит только внутри субъективного "Я".

4) утверждает, что вне мышления, вне «Я» самостоятельной окружающей реальности нет.

5) само "Я" – не просто сознание человека, это движение, творящая сила, вместилище окружающего мира, фактически высшая субстанция (по аналогии с высшей субстанцией – Богом в философии Декарта и Спинозы).

6) взаимодействие между "Я - человеком" и "не – Я – окружающим миром "осуществляется внутри "Абсолютного Я" т.е. субъективного духа.

Другой вопрос философии Фихте – проблема свободы. Свободу Фихте понимает как добровольное подчинение всеобщей необходимости. Вся человеческая история есть процесс распространения свободы. Основа всеобщей свободы – наделение всех частной собственностью.

Справедливости ради, следует отметить, что -

1. Фихте не завершил свою «Я – концепцию», т.к. она не была принята его современниками и подвергалась резкой критике;

2. видимо по этой причине он постепенно начал переходить на позиции умеренного объективного идеализма – признавая объективным Высший дух, существующий независимо от сознания человека и объективную реальность как результат отчуждения Духа. Однако, смерть в расцвете сил помешала ему завершить свой творческий порыв.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) родился в семье высокопоставленного чиновника. Закончил теологический институт. Некоторое время был домашним учителем, затем – директором гимназии. С 1816 г. Гегель был приглашен в Гейдельбергский университет, а в 1818 г. – в Берлинский, где работал профессором, а некоторое время и ректором.

Творчество Гегеля считается вершиной классической немецкой философии. Основными работами являются «Наука логики» (1816) «Энциклопедия философских наук» (1817), «Феноменология духа» (1807), «Философия истории» (1821) и др.

Суть учения:

Основной вклад В. Гегеля в развитие философии состоит в том, что он:

1) выдвинул и подробно разработал теорию объективного идеализма, стержневым понятием которой является некое безличное духовное начало, которое он называет Абсолютной идеей – Мировым духом. Мировой дух выступает как:

· единственно существующая подлинная реальность;

· первопричина всего окружающего мира, во всем многообразии предметов и явлений;

· сущее, обладающее самосознанием, способностью мыслить и творить;

2) утверждает, что абсолютный дух, о котором нельзя сказать ничего определенного, развиваясь, порождает и творит из самого себя:

· окружающий мир;

· природу;

· человека, общества.

Таким образом, весь мир, развивающийся в диалектической последовательности, есть по сути дела самопроявление Абсолютного духа, который постоянно раздваивается и из этой раздвоенности вновь возвращается в себя. Происходит круговорот Абсолютного духа по схеме: Мировой (Абсолютный) дух – окружающий мир – природа - человек - мышление и деятельность человека – реализация духом самого себя через мышление и деятельность человека – возращение Абсолютного духа к самому себе;

3) впервые четко сформулировал понятие диалектики.

Диалектика, по Гегелю, - основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворения им окружающего мира. Смысл диалектики в том, что:

· все, Мировой дух, человек, предметы и явления окружающего мира, процессы - содержит в себе противоположные начала (тепло – холод, молодость – старость, война – мир, юг - север и т. д.);

· противоположные начала есть стороны единого бытия и Мирового духа. Они всегда находятся в противоречии по отношению друг к другу, но, одновременно, едины по своей сути (без них предметы и явления не существуют) и взаимодействуют;

· единство и борьба противоположностей – основа развития и существования всего в мире (то есть основа всеобщего существования и развития).

4) развитие осуществляется от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм:

1. вначале существует определенный тезис (утверждение, форма проявляющегося бытия);

2. данному тезису всегда противостоит (находится) антитезис – его противоположность;

3. в результате взаимодействия двух противоположных тезисов получается синтез – новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком уровне развития.

Т - (тезис) - А (антитезис) - С (синтез)

Данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз в результате синтеза противоположных тезисов образуется новый тезис все более и более высокого уровня. Природу (окружающий мир)

Гегель понимает как инобытие материи (т.е. антитезис идеи, другую форму существования идеи). Он утверждает, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а по спирали, поступательно, от низших форм к высшим;

5) развитие (становление) есть процесс создания предпосылок предмета, явления. Важнейшие категории его – качество, количество, мера (единство качества и количества) и скачок. С помощью этих категорий Гегель впервые в мировой философии разработал один их важнейших законов диалектики – закон взаимоперехода количественных (постепенных, непрерывных) и качественных изменений;

6) отводит особую роль человеку, который есть носитель абсолютной идеи.

Сознание каждого человека – это частица Мирового духа. Именно в человеке абстрактный и безличный Мировой дух приобретает волю, личность, характер, индивидуальность.

Только через человека Мировой дух:

· проявляет себя в виде речи, языка, жестов;

· целенаправленно и закономерно движется – проявляется ход истории;

· познает себя через познавательную деятельность человека;

· творит – в виде результатов материальной и духовной культуры, созданной человеком.

7) Дух, по Гегелю, имеет три разновидности:

· субъективный дух; Субъективный дух – душа, сознание отдельного человека.

· объективный дух; Объективный дух - следующая ступень духа, «дух общества в целом». Выражением объективного духа является право, которое выступает как порядок взаимоотношений между людьми. Поскольку свобода заложена в самом человеке, то право есть реализованная идея свободы. Кроме права объективный дух проявляет себя в нравственности, гражданском обществе, государстве.

· абсолютный дух. Абсолютных дух - высшее проявление духа, вечно действительная истина. Выражением Абсолютного духа являются:

1. искусство;

2. религия;

3. философия;

4. история;

8) история есть процесс завоевания человеком все большей и большей свободы. Всю историю Гегель делит на три больших эры:

· восточную; Восточная эра (эпоха Древнего Египта, Китая и т. д.) - такой период истории, когда в обществе осознает себя, пользуется свободой и всеми благами только один человек – фараон, император и т.д., а все остальные являются его рабами и слугами.

· антично-средневековую; Антично-средневековая эра – в этот период себя осознает уже группа людей (глава государства, его окружение, военачальники, аристократия и т.д.) однако, основная масса не свободна и зависит от «верхушки» и служит ей.

· германскую. Германская эра – современная Гегелю эпоха, когда себя осознают и свободны все.

Основой всемирной истории является экономическая деятельность, т.е. труд – преобразование природы с помощью орудий труда.

Противоречия, конфликты в обществе – не зло, а благо, двигатель прогресса, а противоречия и конфликты между государствами, войны – двигатель прогресса во всемирно-историческом масштабе.

Все действительное – разумно, а все разумное действительно, заключает Гегель.

Людвиг Фейербах (1804 – 1872) считается философом, завершившим этап немецкой классической философии и начавшим эпоху материализма. Он родился в семье известного юриста. Закончил Берлинский университет, где слушал лекции Гегеля. После публикации труда, в котором он сомневается в личном бессмертии человека, перед ним закрываются двери всех университетов и он ведет уединенную жизнь в деревне, публикуя свои труды, в которых постепенно отходит от гегелевского учения. Основные работы: «Сущность христианства» (1841) и «Основные положения философии будущего» (1843).

Суть учения:

Главное направление философии – критика немецкого классического идеализма и обоснование материализма. Свою философию называет «новой философией» и «философией будущего». Ее предметом должен стать человек, а сама философия – учением о человеке или антропологией.

Критикуя идеалистическую философию, особенно Гегеля, он:

1) не признает наличия Абсолютной идеи как самостоятельной субстанции и первопричины материального мира;

2) логически доказывает невозможность превращения Абсолютной идеи в материальный мир и считает это выдумкой Гегеля, не соответствующей новейшим достижениям науки;

3) отвергает диалектику (ошибка Фейербаха);

4) отвергает идею тождества бытия и мышления.

В противовес Гегелю, Фейербах разрабатывал антропологический материализм.

Его суть в следующем:

1) единственно существующими реальностями являются природа и человек;

2) человек является частью природы (а не творение Бога);

3) человек есть единство материального и духовного;

4) идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека;

5) природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворена и никем не уничтожима;

6) все, что нас окружает это различные проявления материи;

7) Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует, это плод фантазии человека для утешения и успокоения себя;

8) распространение религии стало следствием невежества человека, его бессилием и незащищенностью от внешних сил природы;

9) необходимо отбросить традиционную религию (христианство, мусульманство и т.д.) и заменить ее религией любви людей друг к другу как наиболее отвечающей природе человека;

10) смыслом жизни человека должно стать стремление к счастью.

Классическая немецкая философия наложила заметный отпечаток на последующее развитие философии. Она стала теоретическим источником формирования философских взглядов Маркса, Энгельса, Герцена, Чернышевского и др. На ее основе возникли философские школы в конце 19 и первую треть 20 века.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 802; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.68.14 (0.063 с.)