Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философия Древнего востока: основные философские идеи, принципы, школы и направления индии и Китая.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
К Древневосточной, как правило, относят философию Древней Индии и Древнего Китая. Восточная философия значительно отличается от западной в си-лу различий культур, верований и традиций данных народов. Начало индийской философии принято относить к VIв. до н.э. Школы индийской философии по критерию отношения к ведической традиции принято разделять на 2 группы: ортодоксальные (астика) и неортодоксальные (настика). Ортодоксальные школы признают авторитет Вед, существование Бога, бессмертие души, жизнь после смерти, колесо сансары. К ним относят следующие: санкхья, йога, ньяя, вайшешика, миманса, веданта. Все названные школы имеют идеалистическую направленность. Неортодоксальные школы не признают авторитета Вед. Это: адживика, чарвака (локаята), имеющие материалистическую направленность; джайнизм, буддизм, критически настроенные к ритуальности и об-рядности ведических практик. Несмотря на то, что в Древней Индии получили развитие несколько десятков школ и направлений, они имеют ряд общих черт, которые в тоже время, отличают ее как от Древнекитайской, так и от западной философии. К их числу относятся следующие: •Толерантное сосуществование множества различных школ и течений. •Преобладание духовной проблематики, тесная связь с религией. •Философия имеет практический характер. •Высшая цель жизни человека – освобождение от материальных оков земного мира. •Все школы (за исключением чарваки) убеждены в существовании высшей упорядоченности и справедливости. •Незнание оценивается как причина страданий. Освобождение от них возможно через постижение высшего знания о реальности. •Отсутствует противопоставление Бога и человека. •Идеалистическая направленность (исключение – чарвака). •Умозрительность, тяготение к субъективизму. •Приверженность традиции, традиционность. Первый источник информации о жизни древнеиндийского общества, имеющийся в распоряжении ученых – это ведическая литература, которая представляет собой обширный набор тестов, преимущественно религиозного содержания, которые составлялись в течение 9-и столетий (1500 гг. до н.э. – 600 гг. н.э.). Важнейшей темой ведической литературы является концепция круговорота жизни (самсара) и связанный с ней закон воздаяния (карма). Согласно ведической литературе, причиной мироздания является Брахман, понимаемый сначала чисто религиозно – как личностное божество, а позже философски – как высшее Абсолютное начало объективной реальности. Мироздание состоит из трех миров – земного и высших божественных. Человек – есть творение богов и часть природы. Он наделен атманом – духовным началом субъективного характера, которое является основой его бессмертной души. Душа включена в круговорот постоянных перевоплощений (колесо сансары), которые определяются кармой (законом воздаяния). Жизнь понимается как бесконечная цепь перерождений. Закон кармы утверждает, что будущее рождение является результатом деяний всех предшествующих жизней. Толь-ко тот, кто в предыдущих инкарнациях совершает благие деяния, родится представителем 3-х высших каст. Бытие в земном мире отягчается негативной кармой, ведущей к страданиям. Преодоление негативной кармы и достижение мокши (освобождения) считаются высшими целями религиозной практики. В данном учении предпринимается попытка объяснить имущественное и социальное неравенство людей как следствие этического результата их деятельности в прошлых жизнях. В середине I тысячелетия до н.э. значительное развитие получают аграрное и ремесленное производство, торговля, что ведет ко все более углубляющемуся неравенству. Но это также и время поиска в религиозной сфере: возникает ряд новых доктрин, независимых от ведической идеологии. Среди них можно выделить такие направления неортодоксальной философии как джайнизм и буддизм. Джайнизм, возникнув в VI в. до н.э., долгое время существовал в устной традиции, письменные источники появились только в V в. н.э. В джайнизме религиозные воззрения смешиваются с философскими рас-суждениями. В онтологическом плане джайны придерживаются дуалистической позиции: признают одновременное существование двух независимых субстанций – материи и духа. Значительное внимание в джайнизме уделяется проблеме человека. Сущность личности также определяется с позиции дуализма: личность двояка, она включает в себя как материальную (физическую) основу, так и духовную составляющую. Связывает их между собой карма. К появлению индивида приводит лишь соединение материи духа. Джайны различают восемь видов карм, которые подразделяются на злые, негативно влияющие на свойства души, и добрые, удерживающие душу в круговороте перерождений. Смыслом существования человека является высвобождение души из колеса сансары, ее единение с брахманом – неким абсолютным мировым духом. Освобождение души из-под влияния кармы возможно лишь при помощи аскезы и совершения благих деяний. Поэтому в джайнизме большое внимание уделяется этике. Этика джайнизма говорит о необходимости правильного понимания человеком сущности вещей и явлений. К правильному пониманию может привести правильная вера, ориентирующая человека на правильное познание. Правильное познание способствует получению правильных знаний, которые, в свою очередь, обеспечивают возможность правильной жизни. Рассуждая о бытии мира, джайны приходили к заключению о вечности Космоса. По их мнению, он ни-когда не был создан и не может быть уничтожен. Построения джайнов в большинстве своем умозрительны, они не имеют под собой научной или рациональной основы. Буддизм как философско - религиозное учение возник в V в. до н.э. Так же как и джайнизм, он долгое время существовал исключительно в устной традиции. Тексты были записаны только спустя несколько столетий. В центре учения буддистов находятся четыре благородные истины, которые провозглашает Будда (Сиддхартха Гаутама). Согласно этим истинам существование человека связано со страданием: рождение, болезни, смерть. Причина страдания заключается в наличии у человека некой «жажды»перерождений, ведущей его через все превратности жизни. Для того что бы избежать страданий или минимизировать их, следует избавиться от «жажды». Сделать это возможно только следуя «благому восьмеричному пути», который заключается в следующем.
Таким образом, буддизм концентрируется на проблеме человека, освобождении его души, все прочие вопросы лишь косвенно затрагиваются в рамках данно го учения. Среди ортодоксальных религиозно-философских школ Древний Индии наибольшего внимания заслуживают йога, вайшешика и ньяя.
Йога возникает во II в. н.э. Данное учение акцентирует внимание на изучении психологии и практическом применении полученных знаний. В частности, термин «йога»применяется для обозначения медитационной практики. Важным элементом системы йоги являются правила психологической тренировки: самообладание, овладение дыханием при определенных положениях тела, изоляция чувств от внешних влияний, концентрация мысли, медитация и освобождение от телесной оболочки. Выполнение подобных упражнений способствует достижению человеком возвышенного духовного состояния, что, в конечном итоге, приводит к освобождению души от кармы и сансары.
Вайшешика берет свое начало в I в. н.э. и придерживается четких материалистических тенденций. Основной тезис данной школы состоит в том, что мир представляет собой вечный циклический процесс возникновения и упадка. В этом процессе существуют устойчивые элементы – атомы – вечные, неуничтожимые и никем не созданные. Всего их 17. Они обладают различными качествами, но все имеют шаровидную форму. Все, что мы можем ощутить при помощи органов чувств (как неодушевленные предметы, таки и одушевленные существа) – состоит из атомов в различных сочетаниях. Тесно связана с вайшешикой ньяя: они взаимно дополняют друг друга. Однако в ньяе больше внимания, в отличие от вайшешики, уделяется проблемам логики и гносеологии, а в частности, средствам достоверного познания. Сторонники данного направления выделяют три таких средства: чувствование, умозаключение и умозаключение посредством аналогии. Ньяи провозглашали объективное существование окружающего мира: он существует независимо от человека, от его познания и сознания. Равно как и большинство древнеиндийских религиозно-философских направлений, ньяя стремилась освободить душу человека от телесных оков. Душа (атман) здесь понималась как самостоятельная субстанция, не наделенная при этом ни разумом, ни сознанием. Последнее она способна приобрести посредством чувственного восприятия окружающего мира, то есть сознание не является атрибутом души, это лишь случайно приобретаемое свойство. Освобождение души от тела – есть высвобождение из круга сансары. Оно сопряжено с прекращением всех страданий, стремлений и желаний, оно не хорошо и не плохо, оно не связано ни со счастьем, ни с несчастьем. Освобождение – есть смысл человеческого существования и достижимо оно посредством приобретения истинных знаний об объектах окружающего мира. Философия Древнего Китая базировалась на мощных культурных традициях. Основанием китайской философии явилась совокупность предфилософской литературы – «Пятикнижие» («Книга песен», «Книга и с-тории», «Книга перемен», «Книга обрядов», летопись). Китайская философия уходит своими корнями глубоко в мифологию, в которой мы видим обожествление неба, земли и всей природы. Миром правит некий высший принцип, вся природа одушевлена, а каждая вещь имеет своих демонов. Основные черты философии Древнего Китая состоят в следующем. •Сильный традиционализм, который проявляется в форме ритуала. •Толерантное сосуществование различных школ и направлений. •Преобладание практической философии, направленной на решение проблем управления обществом и жизни человека. •Осмысление действительности на основе символического и структурно-числового методов восприятия. •Слабое развитие логики. •Несистематизированность философии, ее слабая связь с наукой. •Сквозная ориентация на принцип Дао. •Антропоцентризм. •Идеалистическая направленность. На протяжении древнекитайской истории существовало множество философских школ и направлений. Особое внимание следует обратить на: •Конфуцианство. Основатель – Кун Фу-цзы (Конфуций). •Даосизм (дао дэ цзя). Основатель – Лао-цзы. •Моизм (мо-цзя) Основатель – Мо-цзы. Конфуцианство как философское течение берет свое начало в V в. до н.э. Его основателем считается первый китайский философ Кун Фу-цзы, известный нам под именем Конфуция. Мысли Конфуция сохранились в форме его бесед со своими учениками. Конфуций был обеспокоен разложением общества, поэтому стремился сосредоточить внимание на воспитании человеческой личности в духе уважения к окружающим, отмечая, что личность должна существовать не для себя, а для общества. То есть он понимает личность как функцию в обществе, и воспитание, соответственно, должно сводиться к научению надлежащему выполнению этой функции, что представлялось весьма актуальным, поскольку в кризисном социуме личности следует направлять усилия не на достижение собственного блага, а на обеспечение стабильности общественного бытия. Особое внимание Конфуций обращает на понятие «порядок»как на норму социальных отношений, совокупность прав и обязанностей. Для него это этическая категория, включающая этикет. Соблюдение порядка ведет к надлежащему и нравственному исполнению обязанностей. Порядок наполняется добродетелью. Соблюдая его, человек сам перенимает эту добродетель, вследствие чего приобретает главнейшее человеческое качество – человечность. Человечность, по Конфуцию, включает три правила: • помогай другим достичь того, чего бы сам хотел достичь, • чего не желаешь себе – не делай другим, • люби других сильнее, чем себя самого. Конфуций проповедовал уважительное, почтительное отношение к старшим и вышестоящим, полагая, что только таким образом возможно добиться стабильного функционирования общества. Государство он уподоблял большой семье, где правитель относится к подвластным так, как отец должен относиться к своим детям: строго, справедливо, защищая от невзгод. Под-властные же должны относиться к правителю как дети к отцу: почтительно повинуясь его приказам. Итак, в центре внимания Конфуция и его последователей находятся проблемы взаимоотношений между людьми, проблемы воспитания и управления. Данного мыслителя также называют первым социальным реформатором, поскольку он, негативно относясь к социальной действительности, предлагал пути ее совершенствования, но, интересно то, что общественный идеал он видел не в будущем, а в прошлом. Даосизм был основан в II в. до н.э., авторство основных его текстов принадлежит Лао-цзы (учителю Лао). В центре внимания даосов находятся природа, космос и человек. Природа и космос существуют в постоянном движении, изменяются без каких-либо причин. Центральным понятием данной доктрины является дао, которое понимается двояко. Во-первых, дао – есть первооснова мира, первосубстанция, являющаяся источников всех вещей, сама же ни от чего не зависящая, никем не созданная и неуничтожимая. Во-вторых, дао следует понимать как путь, которым движется человек и мир. То есть дао – это единство абсолюта и закона его существования. Оно присутствует везде и во всем, дает жизнь всему и все, погибнув, в него возвращается. Дао определяется, соответственно как изначальное небытие, из которого возникает бытие. Дао обладает некой внутренней высокоморальной и нравственной силой –дэ, через которую оно проявляется в воспринимаемом человеком мире. Жизнь человека также подчинена дао. Каждый человек встает на путь дао, стремится познать его, достичь единства с ним. В этом и состоит цель бытия человека, согласно даосам. Смысл жизни человека заключается в достижении единения его души с космосом. Основной задачей человека, следовательно, становится действие, направленное на слияние души и космоса. Для ее осуществления необходимо четкое следование пути У-вэй. У-вэй – буквально обозначает «недеяние» то есть отсутствие такой деятельности, которая противоречила бы мировому порядку. Здесь не следует путать недеяние и бездействие. Если недеяние, есть отсутствие противоречия между деятельностью человека и мировым порядком, то бездействие – есть отсутствие всякой деятельности. Почему, по мнению даосов, столь необходимо следовать У-вэй? Дело в том, что они полагали действия, противоречащие мировому порядку, бессмысленными, безрезультатными, неэффективными и, в конечном итоге, ведущими к гибели человека. По мнению даосов, нельзя заслужить или добиться расположения дао, совершая какие бы то ни было деяния, даже благие, встать на путь дао и познать его возможно лишь через медитацию, самосозерцание, самопознание. Познав себя, можно «через себя»познать мир и приобщиться к дао. Поэтому нравственный идеал представляется даосам в виде отшельника, погруженного в себя, через медитацию достигающего единение с дао. Моизм – религиозно философское течение Древнего Китая, возникшее в IV–I II в до н.э.и получившее свое название от имени основателя Мо Ди. После смерти учителя моизм распался на три течения, приобретших самостоятельное существование. Мо Ди был оппозиционно настроен по отношению к конфуцианству, он критиковал его обрядность и церемониальность, отрицал конфуцианское предопределение и полагал, что люди по природе своей свободны. Человек для моистов – самодостаточная прекрасная личность, а не функция или винтик общественного механизма. Так же в отличие от конфуцианства, моисты проповедовали «всеобщую любовь», а не только любовь к ближним, поскольку каждый человек в равной мере ее заслуживает. Моисты критически оценивали существующий общественный строй, полагая, что он несправедлив: простой народ голодает и бедствует, а высшее сословие ведет праздный и разгульный образ жизни. Они стремились изжить подобный порядок, поскольку простого человека признавали не менее ценным, чем богача, а низший слой не менее значимым, чем аристократию. Основным предметом познания для моистов является окружающий мир. Информацию о нем человек получает через чувства, но подобные знания стихийны, случайны и несистемны. Для получения достоверных знаний об окружающей нас действительности необходимо систематическое наблюдение. Результаты наблюдений нуждаются в осмыслении. Лишь размышление позволяет человеку отделить истину от лжи. Итак, философия Древнего Востока очень разнообразна и своеобразна, но, несмотря на ряд уникальных особенностей, является кладезем мудрости и неотъемлемой частью мировой философской мысли.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 2268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.162.107 (0.012 с.) |