Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гносеология – учение о познании. Познание, его возможности и границы. Проблема познаваемости мира. Чувственная и рациональная ступени процесса познания.
Предметом гносеологии являются такие вопросы как: сущность познавательного процесса и его общий механизм; возможности и границы познания; его специфика, предпосылки, условия, источники и основания, социокультурные детерминанты; проблема истины и ее критериев; проблема знания и веры; знания и понимания; взаимосвязи объекта и субъекта познания; методов и средств познавательной деятельности; взаимосвязи рационального и иррационального и т. п. Познание – специфическая форма человеческой деятельности, активный творческий процесс, в ходе которого формируются знания о мире, а на основе этих знаний возникают цели и мотивы человеческих действий. Дело в том, что субъект в процессе познания имеет дело не собственно с объектом, а с тем идеальным образом, который возникает в его сознании. Этот образ (переменная величина А) может быть тождественен объекту, адекватно (правильно) отражая его, может весьма приблизительно воспроизводить объект, может являться лишь фантомом, иллюзией, не имеющей ничего общего с оригиналом. Субъект познания – тот, кто познает, источник познавательной активности, направленной на объект. Он задает цель познания, определяет средства и методы ее достижения, использует результаты познавательной деятельности. Обычно под субъектом понимается существо, обладающее сознанием, волей, целеполаганием. Условно можно выделить следующие уровни субъективности в познании: • человечество в целом, • отдельные народы, • группы индивидов (например, ученые), • личность, • некий безличный сгусток интеллектуальной активности. Объект познания – тот или то, что познают, на что направлена познавательная активность. Это относительно пассивный элемент в указанной структуре, часть реального бытия, подвергающаяся анализу, изучению. Объектом может быть как мир в целом, так и любой его фрагмент (природа, общество, человек). Им может стать и природное явление, и социальный процесс, и ментальное состояние, все, о чем у нас недостаточно знания или оно отсутствует вовсе. Целью и результатом познавательного процесса является знание – продукт материальной и духовной деятельности людей, идеальное выражение в знаковой форме свойств и связей мира. Заблуждение – неадекватное, недостоверное отражение объекта в сознании субъекта, искаженный образ, ошибочный результат познания. Заблуждения или ошибки могут быть порождены как субъективными, так и объективными причинами.
Чувственное и рациональное познание Чувственное познание возникает раньше рационального и основано на деятельности наших органов чувств (зрения, обоняния, осязания, слуха, вкуса), а также способности к образно-предметному мышлению. Оно дает знания об объекте на уровне явления. Это информация о внешних, лежащих на поверхности свойствах, характеристиках, отношениях объекта: форма, цвет, размер, местоположение и т. п. Принято выделять три основные формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление. Исходная, начальная форма чувственного познания – ощущение. Ощущения возникают в результате воздействия объектов внешнего мира на наши органы чувств. У нас есть зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые, температурные и прочие ощущения, связанные с работой конкретных органов. Ощущение – простой чувственный образ объекта, отражение в идеальной форме в сознании субъекта отдельных качеств, свойств, сторон, характеристик объекта (например, вкуса, запаха, цвета, мягкости, твердости и т. д.). Вторая форма чувственного познания – восприятие. Оно возникает на основе совместной деятельности органов чувств. Восприятие – целостный чувственный образ объекта, который формируется в сознании субъекта на основе синтеза отдельных ощущений. Третьей, высшей формой чувственного познания является представление. Представление – это сложный чувственный образ объекта, хранящийся в нашей памяти или возникающий в воображении на основе предшествующего чувственного опыта. Представление возникает, как правило, без прямого чувственного, физического контакта с объектом. В силу этого оно носит менее отчетливый характер, чем ощущение и восприятие, но зато более содержательный. Оно дает возможность перехода на рациональный уровень познания. Рациональное познание – это познание на уровне сущности. Оно основано на деятельности разума, способности человека к образно-логическому (абстрактному) мышлению. Уровень рационального познания дает возможность проникнуть в суть вещей и явлений как внешнего, окружающего мира, так и внутреннего, духовного мира человека.
Понятие – обобщенный логический образ предмета, выраженный в форме слова или словосочетания (например, деньги, политическая система, КПД и т. п.). Суждение – форма мысли, логическая связь понятий, выраженная в виде предложения, в котором что-то утверждается или отрицается. Деление на чувственный и рациональный уровень в познании носит условный характер. В реальности чувственное и рациональное тесно взаимосвязаны друг с другом. Их единство заключается в том, что чувства человека, как правило, носят осмысленный характер, а абстрактное мышление опирается на данные чувственного опыта Гносеологические концепции, согласно которым в основе познания лежит чувственный опыт, он же является критерием истины, называются сенсуализм (от лат. sensus – чувство, ощущение) и эмпиризм (от греч. empeiria – опыт). По большому счету, между ними нет значительного различия. Последователями данного подхода принято считать эпикурейцев, стоиков, Т. Гоббса, Д. Локка, Ламетри, Гельвеция, Л. Фейербаха и др. Гносеологической концепцией, согласно которой основой познания и критерием истины считается разум, называется рационализм (от лат. rationalis – разумный). Его последователями были Р. Декарт, Г. Лейбниц, Б. Спиноза, И. Кант и др. Стоит упомянуть и еще об одной гносеологической концепции – интуитивизма, согласно которой основой человеческого познания считается интуиция. Интуитивное познание – это познание, которое происходит без непосредственного чувственного восприятия и рационального размышления.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 495; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.156.35 (0.006 с.) |