Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эстетическое воспитание в процессе обученияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Система коррекционно‑образовательной работы специальной школы предусматривает непрерывное эстетическое воспитание на протяжении всего периода обучения. Одни учебные предметы в силу их специфики (изобразительное искусство, пение и музыка, чтение, трудовое обучение, ритмика, физическая культура, география и естествознание) обладают большими возможностями для этого, другие – меньшими. Однако важно, чтобы каждая образовательная дисциплина могла быть максимально использована для решения задач эстетического воспитания. Дети с отклонениями в интеллектуальном развитии результативнее усваивают учебный материал, если на уроках органично используются средства, обладающие эстетическими свойствами – красочностью, выразительностью, образностью, неизбежно затрагивающими чувства ребенка. К таким средствам относятся: объекты природы, дизайн помещения, произведения искусства, гармоничные взаимоотношения между людьми, внешний вид человека, совершенство разнообразной деятельности, сложность движений и др. Специфический характер развития школьников с умственной отсталостью требует от педагога проявления особой заботы о воспитании у них умения видеть, слышать, чувствовать и понимать красоту окружающего мира. Эти медленно формируемые умения постепенно достигают достаточного уровня. Например, многие старшеклассники способны замечать и выделять красивое, любоваться оригинальным сочетанием красок, воспринимать звуки окружающей природы и радоваться им. Особая роль в эстетическом воздействии на учащихся принадлежит урокам изобразительного искусства, пения и музыки. Изобразительное искусство Программа по изобразительному искусству, включающая различные виды работ (рисование с натуры, декоративное и тематическое рисование, беседы об искусстве), составлена так, чтобы в процессе занятий можно было, во‑первых, корригировать недостатки развития умственно отсталых детей, во‑вторых, научить их элементарному рисованию, в‑третьих, сформировать эмоционально‑эстетическое восприятие. На этих уроках предусматривается обогащение детей зрительными образами, которые развивают чувства, художественный вкус и вызывают желание заниматься изобразительной деятельностью. Достигается это главным образом с помощью большого числа разнообразных упражнений, направленных на развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки. Сравнение предметов по форме, цвету, размеру, положению в пространстве и изображение их на листе бумаги способствуют становлению и коррекции у учащихся графических навыков, аналитико‑синтетической деятельности. Значительное место занимают систематическая работа с иллюстративным материалом (показ репродукций, разбор иллюстраций в книгах и журналах), а также беседы о доступных для умственно отсталых школьников произведениях изобразительного искусства. В процессе обучения изобразительной деятельности дети учатся наблюдать, у них развивается зрительная память, воображение, фантазия. Организуя целенаправленное изучение объекта, учитель формирует умение выделять главное, устанавливать взаимосвязь между общим и частным. На уроках рисования воспитываются такие важные качества, как умение планировать свою работу, отчитываться о ней, самостоятельно контролировать ее. Кроме того, совершенствуются глазомерные навыки и зрительно‑двигательная координация, происходят положительные сдвиги в эмоционально‑волевой сфере. Деятельность учащихся (ее целенаправленность, сознательность, устойчивость, активность, продуктивность) заметно улучшается, если в процессе рисования дети выполняют ряд интеллектуальных операций: предварительно осмысливают структуру воспринимаемого объекта, определяют последовательность его изображения, сравнивают с реальным объектом, части рисунка между собой. Эффективность коррекционной работы возрастает, если на уроках изобразительного искусства учащиеся получают задания для самостоятельной деятельности. Приобретенные в ходе рисования умения и навыки применяются при обучении другим учебным дисциплинам: родному языку, математике, географии, естествознанию, истории, черчению. Элементы изобразительной грамоты используются на занятиях по труду, в том числе и в профессиональной подготовке школьников (особенно при отделке работ из дерева и текстиля, при оформлении переплетно‑картонаж‑ных и других изделий). Пение и музыка Целью музыкального воспитания является формирование музыкальной культуры учащихся как комплекса элементарных основных качеств и способностей, необходимых для занятия музыкальной деятельностью. Для этого реализуется система образовательных, коррекционно‑развивающих и воспитательных задач: ♦ овладение детьми определенными музыкальными знаниями, музыкально‑исполнительскими умениями и навыками (способами певческой, музыкально‑исполнительской, танцевальной деятельности, умением воспринимать и оценивать услышанную музыку); ♦ обогащение эмоциональной сферы новыми впечатлениями, переживаниями от прослушанной или исполненной музыки, воспитание музыкально‑эстетического вкуса, нетерпимости к проявлениям пошлости, вульгарности и безобразного в музыкальном искусстве; ♦ формирование потребности в слушании лучших образцов музыкальных произведений, к музыкальной деятельности в целом; ♦ обогащение представлений о музыкальных традициях нашего народа, праздниках, обычаях, обрядах, формирование патриотизма, гордости за отечественную культуру; ♦ развитие интереса к песне, песенно‑хоровому исполнению произведений, соответствующих художественным критериям; ♦ воспитание положительных личностных качеств учащихся как в классно‑урочной, так и во внеклассной, внешкольной деятельности с помощью общественно‑полезной направленности содержания музыкальных произведений; ♦ овладение детьми элементарными знаниями о процессе звукозаписи, звукоусиления и ретрансляции, а также умениями самостоятельно использовать технические средства для реализации потребности в воспроизведении записей музыкальных произведений; ♦ применение широкого спектра возможностей музыки для психокоррекционной и психотерапевтической помощи. В образовательную программу включены следующие разделы: «Пение», «Слушание музыки», «Элементы музыкальной грамоты». Раздел «Пение» включает произведения для формирования вокально‑хоровых навыков и умений учащихся в зависимости от уровня певческого развития по годам обучения. Классика, фольклор, современная (зарубежная и отечественная) песня – основа вокально‑хорового репертуара классного хора. В работе с солистами и при инсценировании песен внимание учителя должно быть направлено на чистоту интонации, строй и ансамбль. Пение без аккомпанемента способствует выработке стройности и чистоты интонации, красоты звука, ансамбля, воспитывает привычку к слуховому самоконтролю. Творческое раскрытие образа песни – главная задача, подчиняющая вокально‑технические приемы исполнения. В формировании устойчивого интереса к хоровому пению значительную роль играет «концертное» исполнение песен. Обучение учащихся средних и старших классов сопряжено с определенными трудностями мутационного периода, значительно осложняющего их участие в хоровом пении. Школьникам не рекомендуется громко петь. При изучении раздела «Слушание музыки» важно создать благоприятные условия для восприятия музыки: атмосферу концертного зала, доверительное общение со сверстниками и учителем. Накопленный в младших классах опыт слушания учащимися высокохудожественной музыки, состоящей из произведений для детей из мультфильмов, кинофильмов, эстрадных выступлений, народных песен, позволяет изучать классический музыкальный материал в старших классах. Раздел «Элементы музыкальной грамоты» содержит основы знаний о музыке и музыкальной деятельности. При разучивании хоровых произведений, в процессе слушания музыки учитель в живой и увлекательной форме рассказывает о связях музыкального искусства с жизнью, об элементарных музыкальных понятиях, о жанрах музыкального искусства, о непреходящем значении народного творчества, используя при этом яркие примеры звучания музыки различных эпох и стилей, особенности творчества различных композиторов. Планируя занятия, учитель продумывает перспективные и ретроспективные связи уроков музыки в течение одной четверти, учебного года. Наряду с освоением учащимися нового материала, важнейшей задачей учителя становится повторение и закрепление ранее изученного. Это помогает ученикам вспоминать полюбившиеся им песни, сохранять их в своем репертуаре, включать в программу своих выступлений на школьных вечерах, праздниках и в дальнейшем возвращаться к их исполнению. Уроки музыки должны проводиться в специально оборудованных музыкальных кабинетах (классах, залах). Оценка по предмету «Пение и музыка» должна учитывать индивидуальный уровень интеллектуального, психического и музыкального развития школьника, интенсивность формирования его музыкально‑слуховых представлений, практических умений и навыков, накопление первичных знаний о музыке. Поводом для отрицательной оценки действий учащегося не могут служить отсутствие ярко выраженного интереса к музыкальным занятиям и эмоционального отклика на музыку, бедность речевых характеристик прослушанной музыки, нарушение координации между слухом и голосом, слухом и моторно‑двигательными проявлениями. Интересная и доступная детям с нарушенным интеллектуальным развитием музыкальная деятельность в значительной мере способствует повышению мотивации к обучению, воспитанию нравственно‑этических, гражданско‑патриотических чувств, художественно‑эстетических качеств. Пение, дыхательные упражнения, игра на музыкальных инструментах, занятия танцами, ритмикой укрепляют общесоматическое состояние организма, улучшают физические качества: координацию движений, выносливость, ловкость, жизненную емкость легких, общую и мелкую моторику, т. е. нормализуют поведенческие проявления, снижая уровень негативных эмоциональных переживаний, которые сменяет оптимизм, уверенность в собственных силах.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.49.143 (0.008 с.) |