Проверка знаний, умений и навыков учащихся по математике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проверка знаний, умений и навыков учащихся по математике



 

Знания, умения и навыки учащихся по математике оцениваются по результатам индивидуального и фронтального опроса учащихся, текущих и итоговых письменных работ.

l. Оценка устных ответов

Отметка «5» ставится ученику, если он:

♦ дает правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа предметно‑практическими действиями, знает и умеет применять правила, умеет самостоятельно оперировать изученными математическими представлениями;

♦ умеет самостоятельно или с минимальной помощью учителя правильно решить задачу, объяснить ход решения;

♦ умеет производить и объяснять устные и письменные вычисления;

♦ правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур по отношению друг к другу на плоскости и в пространстве;

♦ правильно выполняет работы по измерению и черчению с помощью измерительного и чертежного инструмента, умеет объяснить последовательность работы.

«4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оцениваемой работы на «5», но:

♦ при ответе ученик допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ;

♦ при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополнительных промежуточных записях, названии промежуточных результатов вслух, опоре на образы реальных предметов;

♦ при решении задач нуждается в дополнительных вопросах учителя, помогающих анализу предложенной задачи, уточнению вопросов задачи, объяснению выбора действий;

♦ с незначительной помощью правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости, в пространстве, по отношению друг к другу;

♦ выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной точностью.

Все недочеты в работе ученик легко исправляет при незначительной помощи учителя, сосредоточивающего внимание ученика на существенных особенностях задания, приемах его выполнения, способах объяснения. Если ученик в ходе ответа замечает и самостоятельно исправляет допущенные ошибки, то ему может быть поставлена отметка «5».

«3» ставится ученику, если он:

♦ при незначительной помощи учителя или учащихся класса дает правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует правила, может их применять;

♦ производит вычисления с опорой на различные виды счетного материала, но с соблюдением алгоритмов действий;

♦ понимает и записывает после обсуждения решение задачи под руководством учителя;

♦ узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости и в пространстве со значительной помощью учителя или учащихся, или с использованием записей и чертежей в тетрадях, в учебниках, на таблицах, с помощью вопросов учителя;

♦ правильно выполняет измерение и черчение после предварительного обсуждения последовательности работы, демонстрации приемов ее выполнения. «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не может воспользоваться помощью учителя, других учащихся.

«1» ставится ученику в том случае, если он обнаруживает полное незнание программного материала, соответствующего его познавательным возможностям.

2. Письменная проверка знаний, умений и навыков учащихся

Учитель проверяет и оценивает все письменные работы учащихся. При оценке письменных работ используются нормы оценок письменных контрольных работ, при этом учитывается уровень самостоятельности ученика, особенности его развития.

По своему содержанию письменные контрольные работы могут быть однородными (только задачи, только примеры, только построение геометрических фигур и т. д.) либо комбинированными – это зависит от цели работы, класса и объема проверяемого материала.

Объем контрольной работы должен быть таким, чтобы на ее выполнение учащимся требовалось: во втором полугодии I класса до 25–35 минут, во классах до 25–40 минут, в IV–IX(X) классах – 35–40 минут, причем за указанное время учащиеся должны не только выполнить работу, но успеть ее проверить.

В комбинированную контрольную работу могут быть включены 1–2–3 простые задачи или 1–2–3 простые задачи и одна (начиная со II класса) или две составные задачи, примеры в одно и несколько арифметических действий (в том числе и на порядок действий, начиная с III класса), математический диктант, сравнение чисел, математических выражений, вычислительные, измерительные задачи или другие геометрические задания.

При оценке письменных работ учащихся по математике грубой ошибкой следует считать: неверное выполнение вычислений вследствие неточного применения правил, неправильное решение задачи (неправильный выбор, пропуск действий, выполнение ненужных действий, искажение смысла вопроса, привлечение посторонних или потеря необходимых числовых данных), неумение правильно выполнить измерение и построение геометрических фигур.

Негрубыми ошибками считаются: ошибки, допущенные в процессе списывания числовых данных (искажение, замена), знаков арифметических действий, нарушение в формулировке вопроса (ответа) задачи, правильности расположения записей, чертежей, небольшая неточность в измерении и черчении.

Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключение составляют случаи написания тех слов и словосочетаний, которые широко используются на уроках математики (названия компонентов и результатов действий, величин и др.).

При оценке комбинированных работ:

«5» ставится, если вся работа выполнена без ошибок.

«4» ставится, если в работе имеются 2–3 негрубые ошибки.

«3» ставится, если решены простые задачи, но не решена составная, или решена одна из двух составных задач, хотя бы и с негрубыми ошибками, правильно выполнена большая часть других заданий.

«2» ставится, если не решены задачи, но сделаны попытки их решить и выполнено менее половины других заданий.

«1» ставится, если ученик не приступал к решению задач, не выполнил других заданий.

При оценке работ, состоящих из примеров и других заданий, в которых не предусматривается решение задач:

«5» ставится, если все задания выполнены правильно.

«4» ставится, если допущены 1–2 негрубые ошибки.

«3» ставится, если допущены 1–2 грубые ошибки или 3–4 негрубые.

«2» ставится, если допущены 3–4 грубые ошибки и ряд негрубых. «1» ставится, если допущены ошибки в выполнении большей части заданий.

При оценке работ, состоящих только из задач с геометрическим содержанием (решение задач на вычисление градусной меры углов, площадей, объемов и т. д., задач на измерение и построение и др.):

«5» ставится, если все задачи выполнены правильно.

«4» ставится, если допущены 1–2 негрубые ошибки при решении задач на вычисление или измерение, построение выполнено недостаточно точно.

«3» ставится, если не решена одна из двух‑трех данных задач на вычисление, если при измерении допущены небольшие неточности; построение выполнено правильно, но допущены ошибки при размещении чертежей на листе бумаги, а также при обозначении геометрических фигур буквами.

«2» ставится, если не решены две задачи на вычисление, получен неверный результат при измерении или нарушена последовательность построения геометрических фигур.

«1» ставится, если не решены задачи на вычисление, получены неверные результаты при измерениях, не построены заданные геометрические фигуры.

3. Итоговая оценка умений и навыков

1. За учебную четверть (кроме первой четверти первого класса) и за год знания, умения и навыки учащихся оцениваются одним баллом.

2. При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладение им практическими умениями и навыками.

3. Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика, устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ.

 

 

Приложение 3

 

Стандарт общего образования умственно отсталых обучающихся (проект)

Условия осуществления прав и равных возможностей получения образования, гарантированных Конституцией Российской Федерации любому гражданину, определяются образовательным стандартом. Система основных параметров, которая в стандарте образования принимается в качестве государственной нормы образованности, с одной стороны, отражает общественный идеал, а с другой – учитывает возможности реальной личности в достижении этого идеала.

Проектом государственного стандарта общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья (специальным образовательным стандартом) определены образовательные нормативы, учитывающие физические (или) психические недостатки обучающихся, относящиеся к:

♦ корректировке содержания общеобразовательных предметов;

♦ разработке оригинального содержания общеобразовательных предметов для отдельных категорий детей с недостатками развития;

♦ определению содержания коррекционных (специальных) предметов;

♦ определению основного содержания индивидуально‑групповых коррекционных занятий;

♦ определению содержания национально‑регионального компонента;

♦ требованиям организации трудовой и профессиональной подготовки;

♦ требованиям к образовательным условиям (организационным формам, методам, учебно‑материальной базе, специальной подготовке педагогов, школьных психологов и других специалистов).

Стандарт специального образования направлен на создание адекватных условий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и их социальной реабилитации. Он предусматривает:

♦ лечебно‑профилактическую и оздоровительную работу:

♦ коррекцию недостатков развития:

♦ общеобразовательную подготовку;

♦ трудовую и начальную профессиональную подготовку.

Используемые в проекте следующие понятия применяются в значениях, указанных в Законе Российской Федерации «Об образовании»:

обучение – процессуальная сторона образования; сопровождается констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов), что удостоверяется соответствующим документом;

государственный образовательный стандарт – система параметров, характеризующих качество образования, отражающая социальный заказ и учитывающая возможности личности и системы образования по его достижению. Устанавливается как государственная норма и фиксируется в соответствии с федеральным законодательством;

государственный базисный план – раздел государственных образовательных стандартов, фиксирующий структуру содержания общего образования, базовые образовательные области и учебные курсы, соотношение между компонентами: федеральным, национально‑региональным и школьным, продолжительность обучения (общую и по каждой ступени), максимально допустимую недельную нагрузку обучающихся, общее число учебных часов, финансируемых государством;

федеральный компонент базисного плана – раздел государственного базисного плана, фиксирующий нормативы федерального компонента государственного образовательного стандарта, относящиеся к сфере компетенции федеральных органов государственной власти и органов управления образованием;

национально‑региональный компонент базисного плана – раздел государственного базисного плана, фиксирующий нормативы национально‑регионального компонента, государственного образовательного стандарта, относящиеся к сфере компетенции субъекта федерации;

учебный план образовательного учреждения (организации) – документ, разрабатываемый и утверждаемый образовательным учреждением (организацией), реализующий нормативы федерального и национально‑регионального базисных планов и включающий содержание образования, отражающее специфику данного образовательного учреждения (организации) в пределах его компетенции; является основой для осуществления учебно‑воспитательного процесса в данном образовательном учреждении (организации);

образовательная область – основной элемент структуры содержания образования, фиксируемый в федеральном базисном плане и отражающий определенную сферу (фрагмент) действительности, изучение которой является обязательным для достижения гражданином определенного стандартом образовательного ценза;

учебный курс – целостная дидактическая структурная единица учебного процесса (и содержания образования), соответствующая одной из образовательных областей, подразделяемая на учебные дисциплины;

измерители – средства и способы выявления по заранее заданным параметрам качественных и количественных характеристик достижения обучающимися уровня учебной подготовки, соответствующего требованиям государственного образовательного стандарта, с помощью которых оценивается готовность обучающихся к определенным видам деятельности, формируемым в процессе освоения ими содержания общеобразовательных программ.

Цели государственного специального стандарта общего образования умственно отсталых детей определяются необходимостью реализации прав личности такого ребенка на образование и трудовую подготовку, на создание максимально благоприятных условий для решения следующих задач:

♦ организации образовательного (учебно‑воспитательного) процесса;

♦ определения содержания, методов обучения и воспитания в соответствии с познавательными возможностями, психофизическими и возрастными особенностями умственно отсталого школьника, своеобразием его развития;

♦ обеспечения коррекции развития этих детей с целью дальнейшей их социализации в соответствии с нормами и правилами, морально‑этическими, социально‑правовыми ценностями, принятыми в современном обществе;

♦ подготовки учащихся к самостоятельной жизни и труду.

Объектом стандартизации являются нормативы, обеспечивающие комплексную систему образования детей и подростков с умственной отсталостью, адекватный их возможностям уровень образовательной и трудовой подготовки:

♦ содержание образования, в том числе:

♦ содержание оригинальных общеобразовательных предметов, имеющих коррекционно‑развивающий характер;

♦ содержание трудовой подготовки, направленной на получение умственно отсталыми школьниками первого этапа начального профессионального образования;

♦ содержание специальных учебных предметов, обеспечивающих коррекцию недостатков и общего речевого развития умственно отсталых детей;

♦ требования к проведению занятий по коррекции специфических нарушений у отдельных групп детей:

♦ продолжительность обучения;

♦ требования к образовательным условиям (организационным формам, методам, учебно‑материальной базе, медицинскому обслуживанию, специальной подготовке кадров) с целью обеспечения должного уровня образовательных потребностей детей с умственной отсталостью;

♦ нормы оценок, исходя из реальных возможностей умственно отсталых детей получить необходимое общее образование и трудовую подготовку;

♦ допустимая нагрузка учащихся.

 

Приложение 4

 

Базисный план общего образования умственно отсталых учащихся

Приказом Министерства образования Российской Федерации № 29/2065‑П от 10 апреля 2002 г. утверждены два варианта базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Для детей с легкой степенью умственной отсталости (дебильность) базисный план (1‑й вариант) разработан в соответствии с проектом стандарта специального образования на шестидневную рабочую неделю, его региональный вариант рассчитан на пятидневную рабочую неделю. Кроме того, предлагается базисный план общего образования детей с умеренной степенью умственной отсталости (имбецильность). Дети с умеренной степенью умственной отсталости могут обучаться в отдельных классах, профилированных школах, получать специальную помощь в реабилитационных центрах. Состав этих детей, так же как детей с легкой степенью дефекта, сложен и неоднороден по разнообразию, выраженности и сочетанию нарушений. У некоторых из них имеют место различные виды локальной церебральной патологии. Обычно это грубые речевые, вплоть до отсутствия речи (безречевые дети), или сенсорные нарушения. Обучение детей с умеренной степенью умственной отсталости должно быть максимально индивидуализировано, направлено на привитие необходимых для жизни навыков поведения и общения с окружающими, бытовых и трудовых навыков, коррекцию грубых нарушений психофизического развития. Отдельные учащиеся могут овладеть элементарными навыками чтения, письма и счета.

Безречевые дети, несмотря на трудности контакта, понимают речь взрослого, овладевают навыками социального поведения, некоторыми трудовыми умениями. Данные планы созданы на основе специально проведенных экспериментальных исследований и традиций отечественной олигофренопедагогики, прошли широкую апробацию в коррекционных школах VIII вида регионов Российской Федерации.

Базисный план общего образования умственно отсталых учащихся как государственный нормативный документ является составной частью государственного стандарта в области общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. На его основе разрабатываются конкретные учебные планы, которые служат исходным документом для финансирования школы.

Базисный план общего образования умственно отсталых учащихся устанавливает нормы и требования к структуре, содержанию и уровню их образования как единому целому.

Федеральный компонент базисного плана (инвариантная часть) определяет максимальную учебную нагрузку учащихся, минимальный объем содержания, позволяющий умственно отсталым школьникам получить адекватное их возможностям общее образование; содержание трудового обучения, направленного на овладение умственно отсталыми школьниками начальной профессиональной подготовкой; требования к уровню готовности выпускников к самостоятельной жизни и труду в обществе при современных экономических условиях.

Национально‑региональный компонент (вариативная часть) определяет нормативы, относящиеся к компетенции региона. Он включает в себя содержание образования по родному языку, по предметам естественно‑географического цикла, по истории родного края. Особенно важным является разработка содержания трудового и профессионального обучения по тем видам труда, которые учитывают потребности региона в рабочих кадрах и возможности школы в подготовке этих кадров.

Региональные программы по труду составляются на основе базисных, разработанных на федеральном уровне.

Устанавливается распределение часов на образовательные области, которые включают общеобразовательные курсы, трудовую и коррекционную подготовку и индивидуальные и групповые коррекционные занятия, обязательные занятия по выбору и факультативы.

Вариативная часть базисного плана составляет школьный компонент.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

 

Ученики с легкой степенью умственной отсталости по окончании IX класса должны владеть максимально доступным их возможностям уровнем общеобразовательной подготовки, необходимым для самостоятельной жизни, и получить профессиональную подготовку по тем видам труда, по которым они могут быть трудоустроены и социально адаптированы.

Они должны уметь ориентироваться в окружающей действительности, соблюдать общепринятые формы поведения и общения:

♦ владеть навыками устной и разговорной речи, уметь отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы с целью получения информации;

♦ уметь достаточно грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме, оформлять деловые бумаги;

♦ знать основополагающие статьи Конституции Российской Федерации, определяющие права и обязанности гражданина, основные законы трудового и уголовного права;

♦ читать и понимать несложные художественные произведения классиков отечественной литературы, выдержки из газет и журналов о современной общественно‑политической жизни страны;

♦ владеть элементами устных вычислений, основными арифметическими действиями, решением несложных задач измерительного и вычислительного характера.

Профессиональная подготовка определяется выпускным экзаменом, который состоит из выполнения контрольной работы и устных ответов на вопросы в пределах требований программы по соответствующим видам труда.

Выпускники должны знать:

♦ устройство орудий труда;

♦ свойства материалов;

♦ основные технологические операции. Выпускники должны уметь самостоятельно:

♦ ориентироваться в задании;

♦ планировать ход изготовления изделия;

♦ качественно выполнять работу;

♦ контролировать результаты работы и давать отчет о ходе ее выполнения.

Выпускники могут в качестве основы для ориентировки в заданиях использовать:

♦ предметные образцы;

♦ рисунки;

♦ чертежи;

♦ их сочетания.

К выпускным экзаменам допускаются учащиеся, освоившие в полном объеме программу профессионально‑трудового обучения. Вопрос о допуске к экзаменам учеников, не освоивших по каким‑либо причинам программу, решается педагогическим советом школы.

Отдельные выпускники, отлично усвоившие учебную программу профессиональной подготовки по той или другой специальности и показавшие высокие результаты на производственной практике, наряду с выпускными экзаменами могут сдавать квалификационный экзамен на соответствующем предприятии, который принимает комиссия предприятия в соответствии с существующим положением о присвоении тарифных разрядов на производстве или учебном учреждении, имеющем государственную лицензию на право осуществления начальной профессиональной подготовки.

Учащиеся с умеренной степенью умственной отсталости должны владеть необходимыми для жизни навыками социального поведения и общения с окружающими, навыками самообслуживания. Некоторые ученики овладевают первоначальными навыками чтения, письма, счета, несложными видами ремесленного труда. Все учащиеся с умеренной степенью умственной отсталости являются инвалидами детства и получают государственную поддержку в виде пенсионного обеспечения.

 

ТРЕБОВАНИЯ К ИЗМЕРИТЕЛЯМ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ВЫПУСКНИКОВ

 

1. Разработаны нормы оценок по основным общеобразовательным предметам школы для умственно отсталых детей с легкой тяжестью нарушения развития, которые учитывают особенности и возможности учащихся усваивать учебный материал по русскому языку, чтению и математике:

♦ полноту и правильность полученных знаний;

♦ сформированность умений и навыков;

♦ стимулирующий характер оценок при нецензовом обучении.

2. Для IV класса определены параметры направления учащихся на трудовое обучение соответствующего профиля:

♦ успешность обучения общеобразовательным предметам;

♦ особенности индивидуальных психофизических нарушений развития;

♦ соматические заболевания и психическое состояние;

♦ склонности и интерес ребенка к профессии;

♦ пожелание родителей.

Данные на каждого ребенка в течение года представляют учитель класса, школьный психолог, врач.

Проводится беседа с учащимся и его родителями.

На основании полученных материалов делается вывод о трудовых возможностях ребенка, его профессиональной ориентации.

3. По окончании школы проводится собеседование или тестирование учащихся по определению уровня общего развития, сформированности практических знаний, умений и навыков по родному языку, чтению, математике. Сдается экзамен по профессионально‑трудовому обучению, который состоит из практической контрольной работы и устного экзамена по специальности.

4. Проверка состояния профессиональной подготовленности учащихся включает два уровня требований к полноте и сложности учебного материала: для отстающих в обучении, низкая успеваемость которых обусловлена глубиной и распространенностью дефекта развития, и для более сильных учеников, способных овладеть первым этапом начальной профессиональной подготовки.

Порядок проведения экзамена определяется инструкцией федеральных органов образования с требованиями к составлению экзаменационных билетов.

5. Производственное обучение (X–XII классы или курсы) заканчивается квалификационным экзаменом, который завершает трудовую подготовку учащихся. Экзамен принимает комиссия предприятия, руководствуясь общим для данной отрасли производства положением о квалификационных экзаменах. Сдавшим экзамен предприятие присваивает квалификационный разряд.

 

БАЗИСНЫЙ ПЛАН

 

общего образования умственно отсталых учащихся (с легкой степенью)

 

 

 

 

 

1 На русский язык как государственный язык РФ в школах с нерусским языком обучения выделяются часы из общего количества часов, отводимых на родной язык



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.253.152 (0.104 с.)