Пропаганда педагогических знаний 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пропаганда педагогических знаний



 

Далеко не все родители умственно отсталых детей владеют основами педагогических знаний, имеют представления о детской психологии, и конечно же они не имеют сведений по олигофренопедагогике, олигофренопсихологии. Одни из них считают своего ребенка больным, другие, наоборот, не хотят у него видеть никаких отклонений. Часто родители не сознают, что ребенок растет, изменяется, что учащийся старших классов это не младший школьник, что подросток требует к себе особого отношения.

Перед коррекционной школой стоит задача просветительской деятельности. Родители должны иметь определенный круг знаний об умственно отсталом ребенке. Назовем некоторые направления, по которым следует организовывать циклы занятий с родителями:

♦ причины возникновения осложнений в развитии детей;

♦ типичные затруднения учащихся коррекционной школы в овладении учебными предметами;

♦ особенности поведения, интересов учеников младших классов;

♦ подростковый период в развитии ребенка;

♦ подготовка учащихся к самостоятельной жизни;

♦ роль семьи в обучении и воспитании ребенка.

С циклом бесед может выступить один человек (врач, один из педагогов школы, приглашенный специалист), а можно и распределить темы между несколькими лицами. Выступающий должен говорить просто, доходчиво, так как среди родителей могут оказаться люди малограмотные и с невысокими интеллектуальными способностями.

Рассказывая о детях, докладчик никогда не должен называть фамилии тех, кого он имеет в виду. Родители сами догадаются, когда в сообщении будет сказано об их ребенке или их семье.

Беседы не должны быть продолжительными. Многие родители не привыкли долго слушать выступающего. И надо учесть, что они легче воспринимают речь, сопровождаемую демонстрацией рисунков, отдельных кадров из научных фильмов.

Остановимся более подробно на содержании указанных циклов бесед с родителями. К первому циклу можно отнести причины направления ребенка в коррекционную школу:

♦ условия, необходимые для нормального развития ребенка от зачатия до поступления в школу: хорошее здоровье родителей, отсутствие наследственных заболеваний, правильный (здоровый) образ жизни, нормальное протекание беременности, родового акта, развитие без осложнений в первые годы жизни;

♦ факторы, вызывающие осложнения в развитии ребенка, т. е. причины умственной отсталости (при общении с родителями термины «умственная отсталость», «олигофрения» не употребляют, вместо них говорят об «отставании, осложнении в развитии», «трудностях, испытываемых детьми в обучении» и т. п.). Рассматриваются те причины умственной отсталости, которые широко представлены в анамнезах учащихся школы;

♦ умственная отсталость в сочетании с педагогической, социальной запущенностью.

Затем можно побеседовать с родителями о сложностях в первые годы обучения:

♦ психофизическая готовность умственно отсталого ребенка к обучению в момент поступления в школу;

♦ трудности, испытываемые учащимися коррекционной школы при изучении грамоты: затруднения в запоминании букв и соотнесении их с соответствующими звуками, в овладении звуко‑буквенным анализом, в овладении слиянием звуков в слоги, по‑слоговом чтении, чтении целыми словами, в понимании прочитанного, в списывании и записи под диктовку слогов, слов, предложений;

♦ трудности, испытываемые умственно отсталыми школьниками в процессе изучения чисел первой сотни и арифметических действий с ними: затруднения в сравнении предметов по величине, групп предметов по их количеству, в запоминании цифр и соотнесении их с количеством предметов, в выполнении присчитывания и отсчитывания по единице, при пересчитывании и отсчитывании предметов, в выполнении действий сложения и вычитания, в понимании и запоминании таблицы умножения и таблицы деления;

♦ трудности, встречающиеся ученикам в овладении трудовыми навыками при работе с ножницами, иголкой, ножом, клеем и т. д.;

♦ совместная работа семьи и школы в преодолении ребенком перечисленных трудностей.

Можно рассказать родителям об особенностях поведения их детей:

♦ неумение умственно отсталого учащегося младших классов управлять своим поведением;

♦ отсутствие у младших школьников интереса к процессу познания;

♦ эгоцентризм умственно отсталых детей, равнодушие к окружающим людям, в том числе одноклассникам, к событиям, происходящим в ближайшем окружении ребенка, если они не приносят удовлетворения его эгоистичным желаниям;

♦ затруднения учащихся в овладении точными координированными движениями (низкое качество записей, зарисовок), что не может стимулировать желания выполнять школьные задания;

♦ необходимость успехов в учебной деятельности умственно отсталого ребенка как условие, пробуждающее и подкрепляющее интерес к учению, к учителю, школе, к другим учащимся.

Еще один цикл бесед можно посвятить подростковому периоду:

♦ физические и физиологические изменения в организме ребенка во время пубертатного периода;

♦ особенности поведения умственно отсталого подростка, его отношение в этот период к родителям, школе, товарищам;

♦ установление взаимоотношений с детьми подросткового возраста в семье и школе с учетом их особенностей;

♦ помощь учащимся со стороны школы, семьи в организации поведения, развития здоровых интересов: культурный досуг, занятия спортом, трудом, тактичное руководство взрослых занятиями детей.

Можно рассказать родителям о целях коррекционно‑развивающе‑го воспитания:

♦ формирование у учащихся санитарно‑гигиенических навыков;

♦ воспитание брезгливости, непримиримости к неопрятности, неряшливости, отсутствию чистоты и порядка, привитие желания и умения исправить названные недостатки;

♦ воспитание у детей чувства сострадания к слабым, старым и малым, больным;

♦ формирование у школьников правильного поведения в обществе: уважительное отношение к старшим, умение помочь тем, кто нуждается в помощи, соблюдение культурных норм;

♦ воспитание у детей потребности трудиться, владеть трудовыми навыками;

♦ сообщение учащимся знаний об организации семейной жизни: о распределении доходов, обязанностях членов семьи в повседневной жизни, воспитании детей;

♦ знакомство учащихся с этикой семейной жизни;

♦ привитие школьникам уважения к гражданским обязанностям, соблюдению законов, правил общежития, воспитание сознания, необходимости трудиться.

Можно поговорить и о самих родителях, затронув следующие темы:

♦ выполнение родителями своих прямых обязанностей – ребенок должен быть вовремя накормлен, обут, одет; у него должно быть место для приготовления уроков, для книг, игрушек;

♦ знание и понимание родителями юридической и моральной ответственности за судьбу своего ребенка;

♦ создание в семье уюта, тепла; душевное внимание к ребенку, его нуждам, огорчениям, интересам, включение его в общие дела и заботы семьи, выработка привычки проводить время дома;

♦ роль примера родителей в воспитании детей;

♦ контроль за занятиями ребенка дома и вне дома; его друзья, их общие интересы, их взаимоотношения, способы проведения досуга;

♦ систематическое обсуждение с ребенком его дел. Забота о выполнении ребенком требований школы; контроль за приготовлением уроков; регулярное общение с учителем, посильная помощь школе.

Безусловно, в беседах с родителями учителя будут затрагивать и другие важные вопросы (например, такие как организация общественно полезного труда, трудоустройство школьников после завершения обучения и т. д.), связанные с жизнью самой школы и с жизнью той территории, на которой она находится.

Встречаясь с родителями, каждый из работников школы в беседе с ними обсуждает вопросы обучения и воспитания детей, что также расширяет круг педагогических знаний родителей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.238.70 (0.006 с.)